Защита фидера контактной сети тяговой подстанции является двухступенчатой.
При расчете используются следующие значения удельных сопротивлений тяговой сети:
Z11- полное удельное сопротивление тяговой сети однопутного участка, Ом/км;
Z21- полное удельное сопротивление тяговой сети однопутного пути двухпутного участка при отсутствии тока в контактной сети соседнего пути, Ом/км;
Z22- полное удельное сопротивление тяговой сети однопутного пути двухпутного участка при одинаковых по величине и направлению токах в контактной сети обоих путей, Ом/км.
1.5.6.1 Дистанционная ненаправленная защитаЯвляется первой ступенью защиты ДС-1 отключает без выдержки времени к.з. в пределах 80-85 % зоны подстанция-пост секционирования. Для исключения ложных действий первой ступени защиты из-за значительного снижения напряжения при к.з. на сложном пути предусмотрен автоматический перевод датчика ДС-1 в режим датчика тока.
В этих случаях, т.е. при значительном снижении напряжения, поступающего от трансформатора напряжения, ток в схеме ДС-1 определяется стабилизированным напряжением Uст, в связи с чем ДС-1 превращается в датчик тока.
Так как первая ступень защиты имеет собственное время срабатывания 30 ¸ 60 мс., то с целью уменьшения времени отключения к.з., сопровождающихся большим током, дополнительно применена еще ускоренная токовая отсечка (УТО), имеющая собственное время срабатывания 5 ¸ 10 мс.
Вторая ступень защиты, защищая зону до шин смежной подстанции, представляет собой дистанционную направленную защиту с выдержкой времени 0.4 ¸ 0.5 с. В этой ступени используется датчик полного сопротивления ДС-2 с круговой характеристикой радиусом, равным сопротивлению срабатывания второй ступени, и фазовый орган ФТН, который обеспечивает срабатывание второй ступени в заданном диапазоне углов (45 ¸ 95° ).
Первичное сопротивление срабатывания защиты выбирается наименьшим из следующих трех условий:
а) по условию селективной работы с защитами фидеров поста секционирования
Zс.з.=(0.8 -0.85)*Z11* l /2; (1.55)
где l=50 км - расстояние до смежной подстанции.
Zс.з.=0.85*25*0.42=8.925 Ом.
б) по условию селективности к максимальному току нагрузки фидера
, (1.56)
где Uр.мин - минимальное напряжение на шинах подстанции в рабочем режиме (Uр.мин=25кВ);
Кн=1.2 - 1.3 - коэффицент надежности;
Iн.max - максимальный ток нагтузки фидера подстанции, кА.
Zс.з.=25000 / (1.2*500)=41.7 Ом.
в) по условию селективности к максимальному току подпитки от соседней подстанции Б при к.з. на соседнем фидере
, (1.57)
где Uс.з.-напряжение перевода защиты в режим токовой отсечки.
Uс.з.=Uк.мин / Кн , (1.58)
где Uк.мин - минимальное напряжение на шинах подстанции при к.з. на шинах поста секционирования.
Напряжение Uк.мин определяется по формуле:
Uк.мин=Uном*Z11*l1 / (4*(X¢ c.мин.а+Xп.т.)+Z11*l1), (1.59)
где Uн - номинальное напряжение 27.5 кВ;
l1 - расстояние до поста секционирования;
X¢ с.мин.а - сопротивление питающей системы подстанции А для минимального режима работы, приведенное к напряжению 27.5 кВ, Ом;
X¢ с.мин.а= Xс.мин.а*(Uном / Uc)2 ; (1.60)
Xс.мин.а - минимальное сопротивление системы;
Xп.т. - сопротивление понижающего трансформатора, приведенное к напряжению 27.5 кВ, Ом;
Xп.т= uк.п.*U2ном / (100*Sп.т.) ; (1.61)
Sп.т - номинальная мощность понижающего трансфор- матора, МВ*А;
Iк.max.Б - максимальный ток подпитки от соседней подстанции;
Iк.max.Б=Uном / (4 X¢ с.макс.Б+2 Xп.т.*Z22*l); (1.62)
X¢ с.макс.Б - сопротивление питающей системы соседней подстанции для максимального режима работы, приведенное к напряжению 27.5 кВ, Ом.
X¢ с.мин.а=25*1.2 *(27.5/ 115*)2=1.72 Ом ,
Xп.т= 17*27.52 / (100*40)=3.21 Ом ,
Uк.мин=27.5*0.55*25 / (4*(1.72*3.21)+0.55*25=11.3 кВ,
Uc.з.=11.3 / 1.25 =9.04 кВ,
Iк.max.Б= 27.5 / (4*0.8*1.43+2*3.21+0.55*50)=0.714 кА,
Zс.з.=9.04 / (1.25*0.714)=10.1 Ом.
Окончательным сопротивлением срабатывания Zс.з. является наименьшее из трех значений. Выбираем:
Zс.з.=8.93 Ом.
Сопротивление, напряжение и ток срабатывания электронных защит определяем по формулам
Zс.р.= Zс.з.*Ктт / Кт.н. (1.63)
Uс.р.= Uc.з. / Кт.н. (1.64)
Iс.р.= Ic.з. / Кт.н. (1.65)
где Кт.т.- коэффицент трансформации трансформатора тока;
Кт.н.- коэффицент трансформации трансформатора напряжения.
Zс.р.=8.93*120 / 275 =3.9 Ом ,
Uс.р.=9040 / 275 =32.9 В ,
Iс.р.=9040 / (8.93*120) =8.44 А.
1.5.6.2. Ускоренная токовая отсечка (УТО)Первичный ток срабатывания ускоренной токовой отсечки Iс.з.УТО выбирается наибольшим из 2-х, вычисленных по условиям:
а) по условию селективности работы с защитами поста секционирования:
Ic.з.=Кн*Iк.макс , (1.66)
где Iк.макс - максимальный ток к.з., протекающий через защищаемый фидер подстанции при к.з. на шинах поста секционирования, кА:
Iк.макс.=Uном / (2 X¢ с.мин.а+Xп.т.+Z21*l1). (1.67)
Iк.макс.=27.5 / (2*1.72+3.21+0.42*25)=1.66 кА,
Ic.з.=1.25*1.66=2.075 кА.
б) по условию селективности максимальному току нагрузки фидера:
Ic.з.=Кн*Iн.макс . (1.68)
Ic.з.=1.25*0.5=0.625 А.
Чувствительность УТО проверяется по условию
(1.67)
где Iк.мин.- минимальный ток протекающий по выключателю при к.з. вблизи установки защиты.
Кч= 2.512 / 1.66 =1.2 < 2.
Т.к. условие (1.67) не выполняется, то ток срабатывания защиты уменьшаем (сокращаем зону ее действия), принимая ее равным
Iс.з.= Iк.мин. / 2 . (1.68)
Iс.з.= 2.512 / 2 =1.526 А.
1.5.6.3. Дистанционная направленная защита с выдержкой времени (ДЗ2п)Является второй ступенью защиты.
Первичное сопротивление срабатывания второй ступени выбирается исходя из минимального тока к.з. на шинах смежной подстанции.
(1.60)
где Zк max ¾ максимальное сопротивление измеряемое защитой при к.з. на шинах смежной подстанции, при этом смежный путь на участке поста секционирования ¾ смежная подстанция считается отключенной, Ом;
kr = 1.5 ¾ коэффициент чувствительности защиты.
а) при узловой схеме:
б) при раздельном питании путей:
За расчетное значение Zк max принимается наибольшее из полученных Zк max =45.82 Ом.
Установка по углу второй ступени фидера подстанции равна 64.74° .
Тогда по (1.60):
Подставим результат расчета электронной защиты фидера тяговой подстанции.
Полученные при расчетах значения первичных сопротивлений Zс.з. напряжения Uс.з. и тока Iс.з. срабатывания защит нужно привести ко вторичным сторонам измерительных трансформаторов, т.е. определить для соответствующих величин уставки реле электронных защит.
(1.61)
где ¾ соответственно коэффициенты трансформации ТТ и ТН;
=1000/5=200
=27500/100=275
Тогда по (1.61):
1.5.6.4 Защита линии электропередачи 35 кВ районных потребителейОпределяем первичный ток срабатывания МТЗ
при
Тогда
Определяем коэффициент чувствительности:
Тогда ток срабатывания реле:
По [11] выбираем токовое реле типа РТ40/6 с параллельными соединениями обмоток с
По [11] выбираем реле времени типа ЭВ-225 с диапазоном уставок 0.5 ¸ 3.5 с.
1.5.7. Расчет собственных нужд подстанцииПод собственными нуждами электроустановки понимаются все вспомогательные устройства, механизмы и аппараты, необходимые для эксплуатации в нормальном и аварийном режимах, к ним относятся: трансформаторы собственных нужд, аккумуляторная батарея, зарядно-подзарядное устройство (ЗПУ).
К схемам питания установок собственных нужд предъявляются следующие требования:
¾ обеспечение достаточно высокой надежности питания потребителей собственных нужд;
¾ простота выполнения и небольшая стоимость;
¾ простота эксплуатации и малые эксплуатационные расходы;
¾ безопасность обслуживания.
Питание потребителей собственных нужд может быть индивидуальное, групповое, смешанное. В настоящее время широко применяют смешанное питание, когда наиболее ответственные потребители подключаются непосредственно к шинам источников собственных нужд.
Расчет собственных нужд подстанции сводится к расчету мощности и выбору типа трансформатора собственных нужд. Расчетная максимальная мощность для питания приемников собственных нужд, приходящаяся на один трансформатор определяется из суммы нагрузок собственных нужд подстанции [12].
В таблице 1.13 приведены потребители и их мощности.
Таблица1.13
Мощность потребителей собственных нужд.
N |
Наименование потребителей |
Мощность 1-го потребит. |
кол-во потребит. |
Полная мощн. |
1 |
Подогрев масла выкл.: |
|||
ВМТ-110Б |
15.0 |
1 |
15.0 |
|
С-35М |
3.6 |
6 |
21.6 |
|
ВМУЭ-35Б |
1.8 |
6 |
10.8 |
|
ВМУЭ-27.5Б |
1.8 |
5 |
9.0 |
|
2 |
Подогрев приводов выкл.: |
|||
ВМТ-110Б,ВМУЭ-35Б,ВМУЭ-27.5Б |
0.8 |
18 |
14.4 |
|
3 |
Обдув понижающего трансформатора мощностью Sн=40 МВ*А |
10.0 |
2 |
20.0 |
4 |
Привод ПДН-1 |
1.5 |
16 |
24.0 |
5 |
Подогрев шкафов СН |
6.0 |
2 |
12.0 |
6 |
Подогрев приборных отсеков: |
|||
КРУН РУ 10 кВ |
15.0 |
1 |
15.0 |
|
КРУН автоблокировки |
5.0 |
2 |
10.0 |
|
7 |
Освещение открытой части подстанции |
5.0 |
1 |
5.0 |
8 |
Трансформаторы автоблокировки |
100.0 |
1 |
100.0 |
9 |
Дежурный пункт дистанции к.с. |
54.0 |
1 |
54.0 |
10 |
Передвижная база масляного хозяйства |
20.0 |
1 |
20.0 |
11 |
Отопление здания подстанции |
40.0 |
1 |
40.0 |
12 |
Освещение здания подстанции |
3.0 |
1 |
3.0 |
13 |
Калорифер помещения аккумуляторной |
8.0 |
1 |
8.0 |
14 |
Вентиляция помещения аккумуляторной |
4.0 |
1 |
4.0 |
15 |
Вентиляция машинного зала |
1.6 |
1 |
1.6 |
16 |
Подзарядное устройство батареи |
10.0 |
1 |
10.0 |
17 |
Электроподогреватель душа |
18.0 |
1 |
18.0 |
18 |
Слесарная мастерская |
3.0 |
1 |
3.0 |
19 |
Неучтенная нагрузка |
100.0 |
1 |
100.0 |
Таким образом, суммарная мощность потребителей СН равна S=508.4 кВт.
Принятый трансформатор собственных нужд ТМ-630/35 удовлетворяет потребностям мощности нетяговых потребителей.
1.5.8. Расчет и выбор аккумуляторной батареиНа тяговых подстанциях обычно применяют постоянный оперативный ток, источником которого является аккумуляторные батареи типа СК, работающие в режиме постоянного подзаряда. Аккумуляторную батарею выбирают по необходимой емкости, определяемой типовым номером батареи, и по напряжению, которое должно поддерживаться на шинах постоянного оперативного тока.
К постоянной нагрузке на подстанциях относятся цепи управления, сигнализации, защиты, автоматики, телемеханики, блокировок безопасности и т.д.
Количество последовательно соединенных аккумуляторных элементов определяется необходимым напряжением на шинах. В последние годы на тяговых подстанциях применяют батареи на 220 В [12]. Нагрузки батареи приведены в таблице 1.14.
Таблица 1.14
Нагрузки батареи
N |
Потребители |
Кол-во |
Ток еди |
Нагрузка батареи, А |
|
постоянного тока |
ницы, А |
длит. |
Кратковремен. |
||
Постоянно присоединенные приемники: |
|||||
1 |
Лампы положения выключателей |
25 |
0.065 |
1.6 |
¾ |
2 |
Устройства управления и защиты |
¾ |
¾ |
15 |
¾ |
Приемники присоединенные при аварийном режиме: |
|||||
1 |
Устройства телеуправления, телесигнализации и связи |
¾ |
¾ |
1.4 |
¾ |
2 |
Аварийное освещение |
¾ |
¾ |
10 |
¾ |
3 |
Привод выключателя ВМТ-110Б |
¾ |
¾ |
¾ |
244 |
ИТОГО: |
28 |
244 |
Последовательность выбора батареи:
Ток длительного разряда в аварийном режиме:(1.62)
где ¾ сумма токов постоянной нагрузки, А;
¾ сумма токов в аварийном режиме, А.
Тогда из таблицы 1.14 имеем:
Ток кратковременного разряда в аварийном режиме:(1.63)
где ¾ ток кратковременной нагрузки привода ВМТ-110Б:
Необходимую расчетную емкость батареи определим:(1.64)
где ¾ длительность разряда при аварии, принимаемая для тяговых подстанций равной 2 часам.
А*ч
Выбираем номер батареи по требуемой емкости:(1.65)
где ¾ емкость аккумулятора СК-1; при длительности разряда ч. имеем
=22 А*ч.
Тогда
принимаем N= 3
Выбираем номер батареи по току кратковременного разряда:(1.66)
где 46 ¾ кратковременно допускаемый разрядный ток аккумулятора типа СК-1, А;
Окончательно принимаем аккумуляторную батарею СК-6.
Определим полное число последовательно включенных элементов батареи:(1.67)
где ¾ напряжение на шинах включения принимаемое 258 В при первичном напряжении подстанции 110 кВ;
¾ напряжение аккумуляторного элемента при подзарядке, равное 2.15 В.
Выбор зарядно-подзарядного агрегата (ЗПУ):Напряжение заряда ЗПУ
(1.68)
где n ¾ полное число элементов батареи.
Зарядный ток батареи:
(1.69)
где ¾ зарядный ток для батареи СК-6, А.
Расчетная мощность ЗПУ
(1.70)
По полученным в процессе расчета напряжению, току и мощности принимаем зарядно-подзарядный агрегат типа ВАЗН-380/260-40/80. Технические данные которого удовлетворяют условиям выбора: