Нам бы про душу не забыть
В.М. Шукшин.
Цели:
Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева. Закрепить коммуникативные навыки в работе. Форсировать нравственность.Оборудование:
1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.
2) Листы для групповой работы.
Вид работы: групповая.
Тип урока: мастерская.
Ход урока.I . Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.
Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.
Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”
II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?
Работа на I листе
(5-6 мин)
III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью
А как же она прошла?
Группы представляют домашнее задание.
I гр. Шукшин-писатель
II гр. Шукшин-актер
III гр. Шукшин-режиссер
(15 мин)
Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.
(15 мин)
Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.
Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?
исторические ß -----à философские
конкретныеß -----à всеобщие
личныеß -----à общественные
/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./
IV этап. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.
(5 мин)
В чем извечная тайна притяжения земли и дома?
V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.
Прокомментируйте отрывки из рассказов.
Вывод
Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.
Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.
Анализ:
I гр. “Один”
II гр. “Как помирал старик”
III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”
Вывод.
Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.
В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.
У молодежи – преемственность.
VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.
вера в жизнь деятельное бытие, активное, разумное творчество преодоление будущие в борьбе со злом. уважение к человекуДобавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.
VIII этап. Мелодия.
“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”
Да, жизнь продолжается. И идет новый день.
“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.
И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”
IX.Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.
Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.
“Думы”“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…
Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.
Потом было горе”
“Горе”“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”
“Два письма”Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете.
Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!
Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”