Сведения о смертных казнях имеют примерно тот же возраст, что и сведения о первых государствах. Как законный (в юридическом смысле) вид наказания смертная казнь появилась с началом институциализации власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями. Так, например, на островах Тонга во время позднего неолита и энеолита (10-5 тысяч лет до н. э.), где вся земля рассматривалась как собственность вождей, смертной казнью карались попытки простых членов первобытной общины перейти со своим земельным наделом к другому вождю. С переходом от родоплеменного деления к территориальному стали меняться институты права, возникали правовые нормы, стремившиеся к синтезу, универсализации. Но разумеется, при этом смертная казнь в разных предгосударственных (в этнографии их называют «вождествами») и государственных образованиях назначалась за проступки, которые считались предосудительными в данном историко-культурном ареале (экумене, по терминологии Г. Померанца) . Скажем, в одном месте смертью каралось посягательство на собственность знати, в другом - нарушение экзогамных либо сословно-кастовых брачных запретов, в третьем - утрата вождем племени «священной силы», позволявшей ему повелевать природой: Шиллуки (Верхний Нил), оказывавшие очень высокое почтение своим вождям, тем не менее умерщвляли их по достижении ими определенного возраста. боясь, что из-за одряхления вождя хуже будет урожай, приплод скота, да и люди племени будут чаще болеть и умирать. Обычно первыми о наступающей слабости вождя сообщали соплеменникам его жены. Сходный обычай существовал у другого африканского парода - динка, вожди которого умели «делать дождь». Когда вождь динка замечал, что начинает стареть или слабеть, он сам говорил сыновьям, что пора ему умирать. Ну а пожелание вождя, как известно, закон для подчиненных.
С возникновением государственно-правовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого завета: «Око за око». (Полностью она звучит так: «...а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз. зуб за зуб, руку на руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб», Исх. 21.23- 25.) В книге Бытия это выражено более обобщенно: «Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь того кровь прольется рукою человека», что практически означает одобрение смертной казни за человекоубийство. Правда, у многих народов существовало также понятие «цена крови», означавшее, что за убитого можно было расплатиться не собственной жизнью, а звонкой монетой или ее эквивалентом.
КАЗНИ В АНТИЧНОМ МИРЕ.
Смертная казнь во многих древних государствах нередко была неотделима от ритуального убийства, жертвоприношения божествам и духам. Рим и Греция не составляли здесь исключения. В Древнем Риме, например, существовала так называемая очистительная (примирительная) жертва (supplicium), затем такая же жертва, соединенная с sacratio capitis, то есть с посвящением головы преступника подземным богам. Тем же словом обозначалась позднее и собственно казнь.
В античные времена с их жесткой иерархической структурой сословий смертная казнь также была «расписана» по рангам.
В греческий государствах самым распространенным видом казни свободнорожденных было сбрасывание со скалы или в каменоломню, а позднее - непубличное отравление из чаши с ядом (Афины) или удушение (Спарта), иногда обезглавливание. Для несвободнорожденных, как правило, применялось побивание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия) и распятие. Иногда перед смертью над приговоренным совершалась экзекуция.
В Римской империи казнь осуществлялась путем сожжения, повешения, утопления, колесования, сбрасывания в пропасти, бичевания до смерти и особенно часто - обезглавливания, причем в республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в античном мире соблюдалось очень четко и, естественно, распространялось и на смертную казнь - как в смысле строгости приговора, так и в выборе типа казни. В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170-ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы.),то его следует сослать на остров».
Распятие применялось в республике только для казни рабов, а в империи и для свободных (этот вид казни отменил император Константин). Для рабов и военнопленных существовал еще один вид наказания, о котором упоминает Ульпиан,- передача в цирк для участия в бое со зверями. Осужденного заставляли биться в амфитеатре со львами, пантерами или медведями, используя легкое оружие либо совсем без оружия. Для высокопоставленных лиц империи практиковалось тайное удушение или самоубийство под надзором.
Местом совершения обычной казни была, как правило, тюрьма где содержался осужденный, или площадка перед городскими воротами. В последнем случае на казни присутствовал глашатай, который во всеуслышание объявлял о преступлении осужденного и потом давал сигнал палачу.
Преступнику накрывали голову, секли, а уж затем казнили. Тело казненного выдавали родственникам только по особому разрешению; как правило, оно оставалось на месте не погребенным или же его бросали в Тибр. В походе казнь совершалась перед воротами походного лагеря.
В период республики одним из мест исполнения приговора был Эсквилин - один из семи холмов в Риме, где первоначально находилось кладбище.
Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.
ЗА ЧТО КАЗНИЛИ РАНЬШЕ?
Ответ будет прост: за все за болтливость и за молчание. За предательство и за верность долгу. За любовь и за ненависть.
Истоком смертной казни исследователи считают обычай кровной мести, существовавший у первобытных племен. Затем понятие отмщения, возмездия трансформировалось, как трансформировалось понятие оскорбления и нанесения ущерба.
Говоря о причинах, по которым казнили людей в прошлые века, мы должны учитывать религиозные, культовые, племенные и прочие традиции, определявшие правовые принципы у разных народов. Скажем, Иван Грозный, страшные «развлечения» которого описаны выше, считал, что для государя (царя) никакие законы не писаны: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же...» Но ведь и подавляющее. большинство современников Грозного (за. исключением аристократов типа Андрея Курбского) считали так же! То, что для нас дикость, для них было нормой, а попади они в XX век, весьма вероятно, что наша мораль и наши обычаи показались бы им чудовищными.
В Древней Греции к смертной казни могли приговорить за пренебрежение к захоронению павших в бою воинов. В Риме казнили весталок за утрату девственности.
По так называемым среднеассирийским законам (XIV - XIII вв. до н. э.) муж, заставший жену с любовником, имел право на месте убить обоих. Если он этого не делал, то по суду на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелал подвергнуть свою жену.
В Китае VIII века в Танской империи казнили за продажу контрабандного чая (частная свободная продажа чая была запрещена), если торговец контрабандным чаем попадался в третий раз.
В Византии IX-XI веков смертная казнь предусматривалась за оскорбление величества и заговор против императора или империи, за насилие над посвященной богу девушкой или благочестиво живущей вдовой, замужней женщиной или собственной невестой, за святотатство и вторжение в ночное время в алтарь с целью похищения подношений богу, за изготовление ядовитых веществ, убивающих людей.
Бывали и временные законы, каравшие смертью нарушителей того или иного приказа. Во время установки в Риме египетского обелиска, привезенного в Италию еще легионерами Калигулы, в момент последней фазы подъема следивший за работами папа римский под страхом смертной казни запретил, рабочим шуметь, чтобы резкие, звуки не нарушили равновесия осторожно, поднимаемой 440-тонной махины. Слишком велика была цена работы - ведь обелиск поднимали около тысячи рабочих в течение 4 месяцев. Было строжайше запрещено даже кашлять, и чихать. Для подкрепления угрозы рядом со строительной площадкой поставили виселицу с палачом. Однако инцидент, все же произошел. В последний момент веревки сильно натянулись, и стало ясно, что они вот-вот лопнут. Тогда один из рабочих - матрос Доменико Бреска, не растерявшись, громко скомандовал: «Воду на веревки!» Совет опытного матроса был тут же исполнен, и смоченные водой канаты выдержали тяжесть исполинского обелиска. Однако Бреска за ослушание приказа был приговорен к смертной казни, и только впоследствии папа отменил это распоряжение.
В Конго после построения португальскими миссионерами первой христианской церкви и крещения местного правителя и его сына, чтобы увековечить этот день, 3 апреля 1491 года в память первой мессы король приказал отныне и впредь под угрозой смертной казни отмечать этот день как большой праздник.
В России по Псковской судной грамоте 1467 года смертью наказывалось: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража, совершенная в посаде в третий раз. Судебник 1497 года этот список частично изменил; в него были включены: разбой, убийство, кража (повторная), убийство своего господина, измена, святотатство (в том числе хищение церковного имущества),кража холопов (рабов), поджог. «Одно подозрение в поджоге тогда неминуемо влекло смерть, - пишет М. Пыляев в книге «Старый Петербург», - о временах Анны Иоанновны (ХVIII век). Так, по пожару на Морской улице тайная канцелярия признала поджигателями, «по некоторому доказательству», крестьянского сына Петра Петрова, называемого «водолаз», да крестьянина Перфильева; их подвергли таким тяжким смертным пыткам, что несчастные, «желая продолжать живот свой», вынуждены были показать, будто их поучали к поджогу другие люди, которые на самом деле не были причастны. В конце концов Петрова и Перфильева сожгли живыми на том месте, где учинился пожар».
Судебник 1550 года еще более расширил состав преступлений, караемых смертью: за первую кражу (если вор пойман с поличным или признался в кражи в результате пытки), за вторую кражу и второе мошенничество (если преступник сознался в том), за разбой, душегубство (убийство), за ябедничество (клевету или иное «лихое» дело, за убийство господина, государственную измену. Церковную кражу поджог, супружескую измену.
При Петре I количество преступлений, за которые полагалась смертная казнь, увеличилось до 123.
В Китае в 1639 году военный совет повстанческой армии, контролировавший значительную часть территории страны, постановил, что смертной казни подлежит конник, проскакавший по возделанному полю.
Во Франции Кодекс Наполеона предусматривал санкцию в виде смертной казни в 30 случаях.
В России в 1883 году некий учитель гимназии Неустроев был приговорен к смерти и расстрелян за... пощечину, которую он дал генерал-губернатору. В 1906 году в Чите казнили четырех, человек за участие в забастовках. Многие государства очень жестоко расправлялись с изготовителями фальшивых монет и банкнот.
ЗА ЧТО КАЗНЯТ В НАШЕ ВРЕМЯ?
Понятно, что любое государство стремится защитить, свою, целостность и безопасность, а так же жизнь своих граждан, и потому установление смертной казни за шпионаж, преступление против безопасности государства, убийство, терроризм и. т. д. воспринимается мировой общественностью если и не с одобрением, то во всяком случае с пониманием.
Но в ряде стран смертью караются так же следующие поступки:
супружеская неверность со стороны женщины (Иран, КНДР, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Судан);
подделка официальных документов (Ирак);
проституция (Иран);
недостойная жизнь на земле. (Иран);
несогласие с богом (Иран);
употребление в четвертый раз пищи, воды и
курение в дневное время в период поста рамазан (Иран);
неоднократное употребление алкогольных напитков (Иран);
гомосексуализм (Иран, Мавритания);
печатание или показ порнографических материалов (Китай);
сутенерство, содержание публичных домов (Китай);
хищение государственного имущества (Сомали);
поджог (Марокко и Западная Сахара);
изготовление фальшивых денег (Албания);
торговля на черном рынке(Мозамбик);
загрязнение воздуха или воды при отягчающих обстоятельствах (Народно-Демократическая Республика-Йемен);
осквернение имени пророка Мухаммеда (Пакистан);
похищение и продажа Женщин и детей (Китай);
колдовство, приведшее к смертельному исходу (Руанда).
В 1991 году в России назначение смертной казни было возможно по 18 составам преступлений. В проекте нового уголовного законодательства высшая мера наказания предусматривается лишь за Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и за измену Родине. Но еще до принятия нового УК российский парламент в декабре 1991 года отменил смертную казнь за хищение государственного или общественного имущества.
B CIIIA 11 июля 1990 года сенат утвердил законопроект, предусматривающий смертную казнь за 34 преступления, связанных с нарушением федеральных законов. Смертная казнь предусматривается для убийц, продавцов наркотиков и боссов наркобизнеса, которые приказали убить какое-нибудь официальное лицо, свидетеля, присяжного заседателя или членов их семей. Среди преступлений, карающихся смертной казнью, - убийство заключенного, отбывающего пожизненный срок заключения. Кроме того, смертная казнь Предусмотрена за организацию убийства президента, члена кабинета, члена Верховного суда или любого другого представителя федеральных органов; за государственную измену и шпионаж, за перевозку взрывных устройств с намерением организовать убийство, а также за угон самолетов, ограбление банков, поджог федеральной собственности, повреждение транспортных средств, в случае если это повлекло чью-то смерть.
КАЗНЕННЫЕ ПО ОШИБКЕ.
Казнить по ошибке - не лучшая, но достаточно давняя традиция человечества. Иногда это служило предиком для последующих угрызений совести судей и палачей, однако чаще всего оправдывалось какими-нибудь благородными и убедительными доводами. Например, Цезарий Гейстербахский (ХIII век) рассказывает случай, когда во французском городе Безье крестоносцы, борясь с ересью альбигойцев (катаров) ,истребили 100 тысяч человек. Они убивали всех подряд - и еретиков и правоверных католиков, поскольку на, свой вопрос: «Как отличить их меж собою»,- получили от епископа лаконичный ответ: «Убивайте всех, Господь отделит своих».
Светоний повествует, как император Тиберий, приказав по ошибке отдать на пытки одного своего родосского знакомца и обнаружив затем ошибку, велел его умертвить, чтобы беззаконие не получило огласки.
В Венецианской республике во времена Возрождения был осужден и казнен пекарь, невиновность которого была доказана только после исполнения приговора. С тех пор, пока существовала Венецианская республика, перед началом каждого суда специальный глашатай напоминал судьям во всеуслышание: «Помни о пекаре!»
История любой страны кишит не только невинно казненными пекарями, но и великими людьми - поэтами, учеными, художниками, мыслителями... Достаточно было Робеспьеру обвинить (причем необоснованно) в злоупотреблениях гениального химика Лавуазье, как судьи моментально вынесли смертный приговор. На робкие возражения защиты председательствовавшей на суде надменно заявил: «La patrie n'a pas besoin de savants»' («Отечество не нуждается в ученых»).
Наше время, когда разработаны действуют Юридические нормы размещенные в сотнях томов, тем не менее не способно оградить от смертной казни невинно осужденных. Так, в США в XХ веке (с 1900 по 1985 г.) в результате судебной ошибки было казнено не менее 23 человек. По данным Amnesty International, подобные казни случались и после 1985 года. 15 марта 1988 года в штате Флорида казнили Вилли Джаспера Дардена, несмотря на убедительные доказательства его алиби, полученные от двух независимых свидетелей. Международные протесты, в том числе от. папы римского, Андрея Сахарова, преподобного Джесси Джексона, не смогли убедить губернатора Мартинеса помиловать осужденного.
В Одессе был расстрелян товарищ прокурора Н. С. Баранов вместо офицера с таким же именем... Свидетель присутствовал в камере, когда требовали на расстрел: «Выводцев Алексей»; был в камере другой Выводцев К. М., получился ответ: «Имя неважно, а нужен именно этот Выводцев»...
Во время репрессий 1930-1950-х годов число казненных по ошибке, конечно, не уменьшилось, а резко возросло. Однако и в перестроечное время в бывшем СССР то и дело вскрывались случаи казни невиновных - например, в так называемом «витебском деле». Из-за того, что следователи применяли (и применяют) угрозы и физическое насилие, бывает, что в преступлениях признаются невиновные, которых затем осуждают на смерть. Следователь Исса Костоев, много лет выступающий против незаконных методов дознания, рассказывает: «В Свердловске за пять лет произошло шесть убийств, один из эпизодов: в убийстве молодой художницы (она, бедная, сидела на лугу и рисовала) признались трое несовершеннолетних, но в том же преступлении признался и некий Водянкин, больной, умственно неполноценный, в этом, а заодно и еще в четырех, в частности и в том, в каком признался еще один больной парень, некий Титов (его потом убили в тюрьме). Сплошь сдвоенные «признания»! В шестом же убийстве признался Г. Л. Хабаров, который был расстрелян по приговору Свердловского облсуда. А все шесть убийств совершил на самом деле один человек - некто Фефилов».
Слабым утешением может, служить то, что наша страна здесь не одинока. В 1991 году Верховный суд Албании объявил, что 22 человека, казненные сорок лет назад по обвинению в преступлении против государства, были невиновны. Они были лишены жизни по решению военного суда после взрыва бомбы в посольстве СССР в столице Албании Тиране. Однако осудили их, что называется, «за глаза», ибо никаких реальных доказательств их причастности к взрыву представлено не было...
По большому счету, любой казненный в мире казнен по ошибке, поскольку не существует абсолютно точной системы доказательств вины человека в совершении преступления. Свидетелей можно подкупить или запугать, обвиняемого - заставить признать свою вину обманом, психологическим давлением или пытками, улики, данные экспертизы под делать и т. д. Есть немало случаев, когда свидетели добросовестно заблуждались, а обвиняемый признавал свою вину в состоянии эмоционального шока или будучи психически неполноценным. Между тем в ряде стран законодательство не запрещает казнить умственно неполноценных людей. В США, например, в ряде штатов с 1984 до 1988 год были казнены по меньшей мере 6 человек, которым был поставлен диагноз о наличии психического заболевания.
Существует только один идеальный способ избежать ошибки при вынесении смертного приговора - не выносить его вовсе.
СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ КАЗНЯТ В НАШЕ ВРЕМЯ.
Чемпионом 1980-х годов по количеству казней и в относительных и в абсолютных цифрах является Иран. Судя по всему, это печальное лидерство сохраняется и по сей день. По сообщению агентства Ассошиэйтед пресс в 1989 году в Иране только в результате компании по борьбе с наркотиками были казнены 1100 человек. Общее число казней значительно больше этой цифры.
В США с 1984 года количество казней не превышает 30 в год. В 1984 году там казнили 21 человека, в 1985 - 18 человек, в 1988 - 11, в 1989 - 16, в 1990 - 15.
В бывшем СССР в период перестройки наблюдалась явная тенденция к снижению числа казнимых. В 1985 году здесь было расстреляно 770 человек, в 1987-м - 344, в 1989-м - 276 человек.
ЗА И ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.
История человечества развела многих знаменитые людей по разные стороны этого барьера. Кант, например, считал смертную казнь не просто справедливым, но в ряде случаев и «наилучшим» наказанием, особенно в применении к убийцам и к лицам, виновным в преступлениях против государств. Вольтер, напротив, выступал за отказ от смертной казни, кроме одного случая, когда нет иного способа спасти жизнь большого числа людей, когда, убивают и бешеную собаку. Сторонником смертной казни был Гегель, считавший, что наказание есть право, «положенное в самом преступнике, то есть в его наливно сущей воле, в его поступке. Ибо в его поступке как поступке разумного существа заключено, что он нечто всеобщее, что им устанавливается закон, который преступник в этом поступке признал для себя, под который он, следовательно, может быть подведен как под свое право... Ибо так как жизнь составляет наличное бытие во всем его объеме, то наказание (за убийство) не может заключаться в некоей ценности, которой не существует, но также должно состоять только в лишении жизни» . Фактически Гегель лишь подвел теоретическую базу под древний «принцип, талиона», согласно которому наказание должно быть равно преступлению.
В прошлые века большинство людей считали смертную Казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенных видов преступлений.
А как обстоит дело сегодня?
По опросам общественного мнения, в США за сохранение смертной казни высказываются до 80 процентов населения. Мало кто из американских политиков, от которых зависит постановка вопроса об отмене смертной казни, может решиться на такой шаг.
Первой территорией в мире, навсегда отменившей смертную казнь за убийство, была территория Мичиган (ныне штат Мичиган) в США. Это произошло в 1846 году. А первой страной, отменившей смертную казнь эта любые преступления, стала в 1846 Году Венесуэла.
Есть немало стран, где смертная казнь отменена благодаря мужеству политиков, по вопреки мнению большинства населения. Правда, со временем большинство людей все же принимает точку зрения политических лидеров страны. Так было, например, в ФРГ, где в момент отмены смертной казни более половины жителей страны были ее сторонниками. А спустя 10-15 лет соотношение изменилось в обратную сторону.
Почему же все-таки в истории цивилизации смертная казнь играла и играет такую фантастическую, колоссальную роль. Кто виноват - законы, судьи, палачи? Да, но лишь отчасти. Главная вина лежит на толпе. Именно она во все века требовала и требует убить, убить и еще раз убить любого, кто будет обвинен (справедливо или несправедливо, это неважно).
Итак, слово толпе. А толпа признает только одно слово: МЕСТЬ. У отдельного человека есть совесть, у толпы совести нет, вместо нее - инстинкт. Инстинкт, подсказывающий: это чужак, он посягнул на наше племя, убить его!
33 год, Иудея. Суда правителя ожидают двое узников; одного, по обычаю, можно помиловать. Кого именно - решать толпе. «Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» (Евангелие от Матфея, 27.21-23).
1870 год, Франция. Народ, собравшийся на площади Ла Рокет возле тюрьмы, ждет публичной казни Тронмана и при этом от возбуждения кричит стихийно бессмысленно. «Памятна мне фигура одного блузника, - вспоминает И. С. Тургенев, - молодого малого лот двадцати: он стоял потупившись и ухмыляясь, словно размышлял о чем-то забавном, и вдруг вскидывал голову, разевал рот и кричал, кричал протяжно, без слов, а там опять лицо его склонялось, и он опять ухмылялся».
1911 год, Россия. Во время спектакля в Киевском оперном театре террористом Д. Богровым ранен премьер-министр России П. А. Столыпин. А далее происходит следующее: «Воцарившаяся на мгновение гробовая тишина взорвалась от криков и визга киевских дам. Озверелая и кричащая толпа набросилась на человека во фраке, который, сделав выстрелы, бросился назад, расчищая себе путь руками. Ему загородили проход, повалили на пол и терзали его, убивая. Пенсне, соскочившее с его лица, было мгновенно растоптано. Поднялась страшная суматоха. Собралась большая толпа. Покушавшегося били чем попало. Он испустил дикий вопль, слышный даже в фойе, и притих, закрыв лицо руками. Офицеры бежали с саблями наголо, и возбуждение было таково, что его разорвали бы на куски, но подбежавший полковник Спиридович выхватил шашку и, объявив, что преступник арестован, заставил всех отойти».
Июнь 1990 года, Россия. На съезде народных депутатов РСФСР проводится социальный опрос 466 человек. Выясняется не просто их отношение к смертной казни, но - к смертной казни, за конкретные виды преступлений. Как же отвечали народные избранники? В пользу смертной казни высказались:
за преступления против личности - 82% (в том числе: за убийство - 87%; за изнасилование несовершеннолетних - 77% );
за преступления, связанные с организованной преступностью - 43%;
за государственные преступления - 28% (и том числе: за покушение на жизнь главы государства - 33%, за шпионаж в мирное время - 30%, за заговор с целью захвата власти - 22%).
Таким образом, смертную казнь как вид наказания за те или иные виды преступлений считают допустимой 4/5 от числа опрошенных. Судя по социологическим опросам населения, примерно такие же настроения господствуют и во всем нашем обществе.
Май 1991 года, США. Агентство АП сообщило, что, согласно очередному социологическому опросу, из двух третей американцев, поддерживающих смертную казнь каждый второй готов лично повернуть рубильник «электрического стула», то есть добровольно выполнить обязанности палача.
А вот голоса против смертной казни, к которым стоило бы прислушаться.
Артур Кестлерб немецкий писатель:
«Виселица - это не только машина смерти, это - символ. Это символ ужаса, жестокости и презрения к жизни; общий знаменатель первобытной дикости, средневекового фанатизма и современного, тоталитаризма».
Василий Розанов, русский, философ:
«...Мы именуемся «христианами»: и вот христианин-палач, окруженный для обеспечения дела христианами-воинами, по приговору христианского руда и во исполнение христианского закона «святой» Руси затягивает петлю на горле человека и давит его, как кошкодер на живодерне...
Дьявольская эта вещь, при Свете дня, в торжественной обстановке творится только государством... Все остальные, «последние люди», стыдятся этого; «и средь бела дня зарезал» - это звучит, как жалоба на последнюю степень бесстыдства, вызов человеку и человечеству. Обыкновенно ночью, где-нибудь в глубине дома, в гуще леса, в тайге «Приканчивает» человек человека... Бр-р-р... Ужас. Только государство, «милое отечество», «седины» родины, барабанит в баран, сзывает народ, душители надевают мундир, все ордена, становятся, молчат, точно за обедом, и на глазах их удавливают человека.»
Лер Толстой (о массовых казнях в России во времена премьер-министра П. Д. Столыпина ):
«Ужаснее же всего в этом: то что все эти бесчеловечные насилия и убийства кроме того прямого зла, которое они причиняют жертвам насилий и их семьям, причиняют еще большее, величайшее зло всему народу, разнося быстро распространяющееся, как пожар по сухой соломе, развращение, всех сословий русского народа. Распространяется же это развращение особенно быстро среди простого, рабочего народа потому, что все эти преступления, превышающие в сотни раз все то, что делалось и делается простыми ворами и разбойниками и всеми революционерами, вместе, совершаются под видом чего-то нужного, хорошего, необходимого, не только оправдываемого, но поддерживаемого разными, нераздельными в понятиях народа с справедливостью и даже святостью учреждениями: сенат, синод, дума, церковь, царь. И распространяется это развращение с необычайной быстротой».
Маркиз де Лафайет:
«Я буду настаивать на отмене смертной казни до тех пор, пока мне не докажут, что человеческие суждения безошибочны».
Альбер Камю, французский писатель и философ:
«Что же тогда смертная казнь, как не самое преднамеренное из убийств, с которым не может сравниться никакое деяние преступника, каким бы преднамеренный оно ни было? Чтобы можно было поставить между ними знак равенства, смертной казни необходимо было бы подвергать преступника, предупредившего свою жертву о том, когда именно он предаст ее ужасной смерти, и с этого же момента поместившего жертву на месяцы в заключение. Но такое чудовище в обычной жизни не встречается».
Андрей Сахаров, русский ученый и правозащитник:
«Вопрос о смертной казни - вопрос принципиальный. Это чрезвычайно жестокое наказание, которое иногда бывает более жестоким, чем само преступление. Вообще, может ли быть наказанием насильственная смерть? И всегда есть возможность судебных ошибок. Смертный приговор делает их непоправимыми... Я выступал и выступаю против смертной, казни (и не только в СССР) еще и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни»...
Коретта Скотт Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга:
«Как человек, чей муж и свекровь стали жертвами убийства, я твердо и безоговорочно выступа против казни тех, кто совершил преступления, наказуемые смертью. Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость никогда не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным законом убийством».
ВЫВОДЫ
У человека можно забрать и вернуть ему все, кроме жизни. Жизнь невосстановима. Она дается свыше - не законами и декретами, а вечной тайной. Мы не имеем права посягать на то, что нам не принадлежит. Поэтому смертная казнь незаконна в самом высшем, божественном смысле.
Легкость, с которой человека можно лишить жизни поражает, ставит исполнителей этого акта над природой, ее законами.
Преступники, совершающие мелкие и тягчайшие преступления - плоды больного общества. Эти люди больны, но современное общество не способно излечить всех их. Казнь всегда была средством запугивания, профилактики, а не просто средством искупления преступления. Можно спорить о том, что это необходимо в наш жестокий век. Но тем не менее насилие порождает насилие, и обилие жестокости лишь понижает мораль, ведет к обесцениванию жизни. И тогда преступление становиться чем-то обыденным, а риск закономерным.
Разве изоляция от общества преступника не остановит его преступную деятельность, а его труд в колонии не послужит лучшей платой обществу, чем бесполезная смерть? За чем же уподобляться убийцам?
ЛИТЕРАТУРА:
Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993 г.
Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990 г.
Рассел Б. История Западной философии. Новосибирск, 1994 г.