На Западе Пенсивальнии сложился район, который по своей территориальной структуре может быть отнесен к числу самых целостных. У него есть бесспорный единый центр – Питтсбург. Почти из любого уголка района гидрографическая сеть выводит через лабиринт Аппалачских хребтов и долин именно сюда, к сиянию Аллегейни и Мононгахилы, с которого начинается р. Огайо. Ради положения в этом естественном фокусе транспортных путей и был заложен Питтсбург – сначала как военный фронт Дюкель (1724г.), за обладанием которым спорили французы, англичане и американцы, а потом как ворота в плодовую долину Огайо.
Между тем главное, что предопределило историю и облик района, - это уникальное по размерам, обилию и качеству сочетание полезных ископаемых. Самым важным из них оказался, конечно, каменный уголь. Мощные угольные пласты нередко выходили в борта долин, их можно было отрабатывать штольнями. Уголь знаменитого Коннелсвилского пласта считался лучшим в мире металлургическим углем вплоть до внедрения коксования. Район изобиловал и железной рудой, запасы которой были исчерпаны в 80-х годах прошлого века. Именно здесь, в долине Аллегейны были и выходы природного газа, который с 1874г. стали использовать в производстве металла и стекла, а позже и в домашнем хозяйстве.
Уже в 40-х годах прошлого века Питтсбург имел репутацию «Айрон - Сити» - «металлургической столицы» США. Перед Гражданской войной здесь было сосредоточено около половины американского производства стали, треть производства стекла, 53 нефтеперерабатывающих завода.
Постепенно Питсбург превратился в некое олицетворение американского индустриализма. Сам облик этого города производил сильное впечатление на современников. Из-за гористого рельефа заводам приходилось тесниться в узких долинах рек, по которым шли и железные дороги. Перед пассажирами поездов, проходившие через Питтсбург, открывался поразительный мир пламени и чада, лязга и грохота, копоти и смрада. Остальной город оставался «за кадром»: деловой центр на стыке трех рек (так называемый «золотой треугольник») скрывала плотная пелена дыма, а жилые кварталы были разбросаны по плато высоко над долинами, причем они были сильно рассредоточены из-за нехватки ровных мест, и город долго напоминал скопище отдельных поселков. Еще в начале нынешнего века главные заводы Питтсбурга держали мировые рекорды в своей отрасли: гигантский комбинат «Хоумстед» был крупнейшим в мире по производству брони, «Эдгар Томпсон»- рельсов, на заводе «Джон энд Лафлин»- прокатные станы. По производству кокса (около 20 млн. т/год) Питтсбургский район уступал английскому Дарему. На речной порт Питтсбурга приходилось около половины грузооборота всех портов бассейна Миссисипи-Огайо.
Питтсбург можно считать родиной современного американского капитализма – не патриархального капитализма новоанглийских янки, стремившихся навязать своим рабочим отечественную опеку, а безжалостных агрессивных «королей» и «баронов» от угля, стали и нефти – Карнеги, Фликов, Швабов, Вестингаузов, Рокфеллеров, Меллонов. Здесь зародились такие могучие монополии США, как «Вестигауз электрик». Их штаб-квартиры до сих пор находятся в Питтсбурге.
Славные боевые традиции имел питтсбургский пролетариат. Сложившийся в основном из иммигрантской бедноты, он издавна отличался особой непримиримостью борьбы со своими классовыми врагами. Примечательно, что питссбургские фабриканты пытались удержать монопольное положение Питтсбурга в металлургии чисто географическими методами – с помощью знаменитой системы «Питтсбург-плюс». Согласно этой системе, цены на столь в любой части страны устанавливались исходя из цены в Питтсбурге плюс расходы на транспортировку из Питтсбурга в данный район. Система заведомо лишала любого местного производителя стали тех преимуществ, которые он мог извлечь из расположения при рынке сбыта.
Тем не менее, примерно с 20-х годов роль Питтсбурга в черной металлургии страны стала падать. Истощение местных железных руд заставило еще в прошлом веке перейти на сырье из месторождений вокруг Верхнего озера. Ради этого в 1855 г. между озерами Верхнее и Гудон в обход порогов был построен канал, а после его расширения в 1896 г. поток железной руды достиг 40 млн. т/год [39]. Это открыло возможность для строительства заводов на пути следования руды мимо крупных промышленных центров Приозерья, и уже в начале нынешнего века в них оседало около ¾ этого потока. После войны новые конкуренты Питтсбурга появились на побережье, поскольку США стали все больше зависеть от импорта железорудного сырья. Все сильнее стали сказываться негативные последствия положения Питтсбурга – в глубине страны, в отрыве от самых дешевых водных путей,- а также обветшание его заводов и инфраструктуры, репутация района с искалеченной природной средой. По итогам переписи населения 1970 г., Питтсбург оказался единственный в стране агломерацией-миллионером, где за 60-е годы была отмечена абсолютная убыль населения (правда, лишь на 0,2 %).
Но особенно тяжелыми для района оказалась 70-е годы, когда вся черная металлургия страны вошла в полосу затяжного кризиса, порожденного победоносной заокеанской конкуренцией. Доля агломерации Питтсбурга в промышленной занятости США, еще в 1967 г. превышавшая 1,5 %, к началу 80-х годов упала до 1 %, в черной металлургии осталось менее 50 тыс. занятых. Узкая специализация на некогда процветавших, а ныне упадочных отраслях тяжело сказалась на его экономике. За 70-е годы Питтсбург потерял почти 20 % своего населения, людность агломерации сократились почти на 5 %.
В 80-х годах этот упадок принял масштабы катастрофы. За первое пятилетие из черной металлургии и смежных отраслей в Большом Питтсбурге было уволено около 100 тыс. человек, в могучих некогда комбинатах едва теплилась жизнь. Кризис охватил весь район. В долине Махонинг, где первая домна была задута еще в 1803 г., а в 1925 г. было выплавлено 4 млн. т стали в год, число безработных превысило 50 тыс. человек, из которых у 20 тыс., по мнению местного профсоюза, уже не было надежды найти работу. Корресподент «Уолт-стрит джорнэл», проехавший здесь в 1983 г. через сплошную полосу заводских центров (Янгстаун, Стратерс, Кэмпбелл, Джирард, Найлс, Уоррен), назвал долину «некрополисом» и добавил: «Условия здесь если и меняются, то лишь от плохих к безнадежным» [121]. Даже построенные здесь в 70-х годах автомобильные заводы «Дженерал моторз» в Лордстауне (возле Уоррена) и «Фольксваген» в Стаунтоне (к югу от Питтсбурга), привлеченные высвобождающейся рабочей силой и поступками местных властей, работают с большой недогрузкой.
Надежды на возрождение Питтсбурга связаны с коренной перестройкой его хозяйственной структуры - от металлургической к наукоемким отраслям, от промышленности к сфере услуг. База перестройки - прочный авторитет Питтсбурга как одного из ведущих центров страны по подготовке инженерных кадров и ученых естественных наук. Питтсбургский университет, университет Карнеги - Меллона, десятки крупных исследовательских центров и лабораторий служат магнитом для новых отраслей. Сказывается и то, что Питтсбург –старинный центр управления, сгусток штаб-квартир мощных монополий. К тому же сам облик города быстро улучшается по мере угасания тяжелой промышленности. Сегодня это один из самых чистых городов США, живописный, изобилующий добротными заведениями; в «золотом треугольнике», где развернулся настоящий строительный бум, небоскребы поднимаются на высоту 200-250м.
Однако темпы хозяйственной перестройки здесь настолько стремительны, что дезорганизуют социальную жизнь, еще недавно совсем устойчивую. Рабочие-металлисты относились к числу наиболее высокооплачиваемых в стране, их доход нередко был выше, чем у служащих штаб-квартир; Питтсбург даже успел заслужить репутацию консервативного города. Ныне десятки тысяч металлистов внезапно и разом оказались без работы и без надежды на ее получение. В эту обстановку попадают приезжие «белые воротнички», которые привносят сюда совсем другой уклад жизни. Они покупают новые дома по 125тыс.долл., тогда как безработные металлисты не могут свои дома сбыть хотя бы за 30 тыс.долл. в северо-восточном предместье Питтсбурга Шейдигроув ¼ населения прибыла в Питтсбург не ранее 5 лет назад, а за это время знаменитый Хоумстед, слывший «мировой столицей стали», потерял 1/3 своего населения. Прямой результат этих перекосов – волна насилий и вандализма, прокатившаяся по району в середине 80-х годов. Обездоленные рабочие, низвергнутые из верхней прослойки рабочего класса в положение изгоев, вымещали свое отчаяние в погромах отделений банка Меллонов, потасовках, алкоголизме…
Со временем жизнь в Питтсбургском районе войдет, по-видимому, в более устойчивую колею, - колею новую, сильно отличную от старой. Но не забудутся те социальные издержки, которых стоит хозяйственная перестройка.