Рефетека.ру / Медицина и здоровье

Доклад: Новые методы преодоления бесплодия

Новые методы преодоления бесплодия

Когда экстракорпоральное оплодотворение и перенос гамет в маточную трубу стали обычными процедурами, а использование донорских яйцеклеток превратилось из теоретической возможности в факт медицинской практики (см. гл. 5), возникло много щекотливых вопросов. В ряде случаев дискуссии по этим вопросам приводили к серьезным разногласиям внутри католической церкви. Так, некоторые католические медицинские учреждения объявили, что они будут игнорировать наложенный Ватиканом запрет на все формы искусственного оплодотворения и переноса зародышей, так как считают своим долгом помочь бесплодным парам (Lewis, 1987). В других случаях успехи медицины неожиданно породили ряд непредвиденных проблем, как видно из приводимого ниже примера.

В настоящее время в нескольких медицинских центрах производят аборты с необычной целью - не для прерывания беременности, а для ее сохранения. Эта на первый взгляд парадоксальная ситуация возникает в случаях многоплодной беременности, при которой у женщины образуются больше плодов, чем она может благополучно доносить (к такому результату нередко приводит применение препаратов, стимулирующих овуляцию). Например, у одной женщины в матке оказалось восемь плодов, и ее предупредили, что они все погибнут. если не принять надлежащих мер. С согласия пациентки был произведен так называемый селективный аборт - шесть плодов элиминировали, так что осталось только два. Беременность удалось сохранить, и женщина родила здоровую двойню.

Селективный аборт осуществляют с помощью миниатюрной иглы, вводимой под контролем ультразвука в грудную полость плода, когда тот еще не достиг размеров большого пальца. Через иглу вспрыскивают вещество, останавливающее работу сердца, в результате чего плод гибнет и впоследствии рассасывается.

В случае восьми зародышей особой проблемы не видно: ясно, что все они погибнут, если их не трогать. Однако были и такие случаи, где речь шла о селективном аборте ради удобства родителей - например, желательно бьшо уменьшить число близнецов с четырех до двух. (По иронии судьбы подобные ситуации иногда возникали у бесплодных женщин, вынужденных прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению, в этих случаях в маточные трубы для повышения шансов на успех переносят сразу несколько эмбрионов и большинство из них обычно не выживает.) Если в отдельных ситуациях считать селективный аборт морально оправданным, то где провести черту допустимого. Предположим, женщина в результате процедуры оплодотворения in vitro зачинает двойню, а потом решает, что ей нужно только одного ребенка; этично ли будет абортировать один из развивающихся плодов? А что, если женщина, беременная двумя или тремя близнецами, захочет избавиться от плодов женского пола и родить только мальчика?

Возникает также близкий по сути вопрос о судьбе неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток, сохраняемых в замороженном виде вплоть до успешного завершения беременности после оплодотворения in vitro. Если супруги не собираются больше иметь детей, то подлежат ли эти оплодотворенные яйцеклетки ("предэмбрионы") уничтожению? Одни рассматривают такую практику как род убийства, другие же видят в ней единственное разумное решение вопроса. Есть также мнение, что замороженные предэмбрионы следует предлагать другим супружеским парам, неспособным осуществить зачатие даже с помощью современных методов. В случае развода супругов ситуацию может еще больше усложнить спор о том, кому "принадлежат" такие эмбрионы (сейчас подобного рода конфликты уже рассматриваются в судах).

В прошлом мало кто выдвигал этические возражения против использования донорской спермы для искусственного осеменения (хотя католическая церковь и ортодоксальный иудаизм осуждают эту практику по религиозным мотивам). Однако аналогичное использование донорских яйцеклеток для оплодотворения in vitro и перенос их в маточные трубы вызвало гораздо больше возражений морального порядка. Действительно ли различие ситуаций столь велико? Многие считают, что оно в самом деле весьма значительно: для извлечения яйцеклеток необходима хирургическая операция, тогда как сперму можно получить просто путем мастурбации; кроме того, донора яйцеклеток обычно подвергают на протяжении недели или дольше воздействию гормонов, чтобы за один цикл образовалось шесть и больше яйцеклеток вместо одной. При этом риск в целом невелик, но все же есть опасность чрезмерной стимуляции яичников, приводящей иногда к их увеличению и даже разрыву. Для доноров спермы никакой сравнимой опасности не существует.

Критическое отношение вызывает использование донорских яйцеклеток без оплаты: в этом усматривают дискриминацию женщин, так как донорам спермы почти всегда платят. В тех учреждениях, где донорство не оплачивается, утверждают, что благодаря этому гуманный акт предоставления гамет не превращается в куплю-продажу; однако мнения по этому поводу сильно расходятся. (Сейчас, в середине 1990-х гг., в большинстве американских клиник, использующих донорские яйцеклетки, доноры получают плату, обычно порядка 500-1000 долларов.) Поскольку никто, по-видимому, не осуждает мужчин, отдающих сперму за деньги, не проявляется ли в этом этический двойной стандарт?

С донорскими яйцеклетками связан еще один трудный и пока не разрешенный вопрос: что произойдет, если женщина, отдавшая яйцеклетку, вдруг потом предъявит иск о признании своих прав на ребенка? Ведь она как-никак его биологическая мать - от нее он получил половину своего генетического материала... По поводу такой ситуации еще нет ни этического, ни юридического ответа, но возникновение подобных судебных дел нетрудно предвидеть. Большинство клиник, использующих донорские яйцеклетки, пытаются избежать затруднений, предлагая каждой женщине-донору написать расписку об отказе от всех притязаний на детей, зачатых при участии ее яйцеклеток. Пока еще не было случая проверить юридическую силу этих расписок.

На другую чашу весов ложатся мнения тех, кто видит в имплантации донорских клеток важный шаг вперед в борьбе с бесплодием, дающий надежду отчаявшимся бездетным парам. Сторонники этого метода полагают, что хотя прогресс медицины нередко порождает новые этические проблемы, это не дает оснований отказываться от использования ее новейших достижений. Эти люди, в частности, указывают на то, что донорские яйцеклетки во многих случаях позволили бы обойтись без суррогатных матерей. Кроме того, говорят они, в случае бесплодия любые меры, помогающие обрести желанного ребенка, можно считать морально приемлемыми. Мы привели лишь несколько примеров сложных этических проблем, связанных с использованием достижений современной медицинской науки. Ее дальнейшие успехи - если, скажем, появится практическая возможность по желанию получать потомков того или другого пола - несомненно приведут к еще большему обострению споров по вопросам морали.

 

Список использованной литературы:

1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1


Рефетека ру refoteka@gmail.com