Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Реферат: АРМ бухгалтера-расчетчика

Учет квартплаты (АРМ бухгалтера-расчетчика)

Введение

Краткая характеристика предприятия

Усть-Кутская перевалочно-распределительная нефтебаза является филиалом ОАО "Иркутскнефтепродукт".

Расположена в г. Усть-Куте, Иркутской обл., на берегу р. Лена, в устье реки Якурим.

Нефтебаза классифицируется по следующим признакам:

по общей вместимости и максимальному объему одного резервуара относится к первой категории

по функциональному назначению – перевалочно-распределительная

по транспортным связям – смешанная, автомобильно-водно-железнодорожная

по номенклатуре – нефтебаза общего хранения.

Предприятие имеет восемь АЗС, а также пять филиалов-нефтескладов.

Характеристика производственной деятельности

По своему функциональному назначению нефтебаза является перевалочным пунктом для отправки нефтепродуктов в северные районы Иркутской области, Республику Саха-Якутия, Хабаровский край водным путем (по р. Лена) за период навигации с 1/05 по 25/10. Наличие мощного резервуарного парка позволяет производить накопление и хранение нефтепродукта в любое время года.

Через имеющиеся восемь АЗС и пять филиалов-нефтескладов нефтебаза покрывает потребности в нефтепродуктах в некоторых районах Иркутской обл.

Маслами, смазками также обеспечиваются предприятия Братского и Усть-Илимского районов.

Предприятие имеет развитую инфраструктуру по обеспечению предприятий и организаций и жилых микрорайонов следующими видами услуг:

установка телефонов и обеспечение телефонной связью

передача электроэнергии через собственную подстанцию

снабжение паром, холодной и горячей водой от собственных источников (ТЭЦ, водозабор)

перевозка нефтепродуктов автотранспортом.

Производственные мощности и их оснащения

Чтобы управлять организацией, необходимо определенным образом связать цели, людей и виды, выполняемой ими работ между собой. Для этого создается организационная структура управления организацией, и составляются должностные инструкции на всех членов организации, в которых оговариваются: права, ответственность и обязанности каждого.

Схема 1

Структура управления предприятия

Схема 2

Подразделение предприятия на цеха

Непосредственная реализация нефтепродуктов осуществляется через такие основные цеха, как 1 цех, 4 цех и АЗС. Объем реализации нефтепродуктов по цехам распределяется в зависимости от сезонных условий, т.е. в летний период наибольший объем реализации нефтепродукта приходится на 1 и 4 цеха, т.к. в этих цехах производится отгрузка нефтепродуктов водным путем (танкерами).В зимний же период эти цеха производят "затарку" резервуаров на хранение нефтепродукта. Прием нефтепродукта осуществляется с вагоноцистерн через эстокады. Отгрузка производится водным путем танкерами через причалы

Цех № 1 предназначен как для хранения нефтепродукта , перевалки водным путем (танкерами), обеспечением города и филиалов темными и светлыми нефтепродуктами.

Цех № 4предназначен для хранения светлых нефтепродуктов и отправки водным путем.

Лаборатория осуществляет контроль за качеством принимаемых и отпускаемых нефтепродуктов, а также периодический контроль за состоянием нефтепродуктов в резервуарах.

Тарный производит перевалку горюче-смазочных материалов через бочкатару и поштучно (литол, циатим, тосол …).

Цех № 3, АЗС осуществляют реализацию нефтепродуктов населению и предприятиям наличным и безналичным расчетом.

Вспомогательное производство осуществляет обслуживания основных объектов нефтебазы, а также и близлежащий жилой поселок (обеспечение теплом, связью, электроэнергией при необходимости)

Основные производственные фонды

Условное распределение объема реализации нефтепродукта основными цехами

Основные средства предприятия представлены различными видами, которые отражают производственную деятельность. Наибольший удельный вес имеют здания и сооружения.

В состав зданий входят производственные цеха, которые были построены в основном 25-30 лет назад и большей частью требуют капитального ремонта. Низка норма износа, проводимые переоценки значительно увеличили стоимость зданий, что не всегда соответствует истинной рыночной стоимости.

Сооружение, в основном, представлены резервуарами, которые на 90% не имеют остаточной стоимости и фактически по сроку службы подлежат списанию. Но так как сделать это не возможно, следует произвести оценку остаточной стоимости этой части основных фондов, это позволит получить дополнительные амортизационные отчисление на восстановление износа

Из общего количества резервуаров на нефтебазе 10% требуют немедленной замены, остальным необходимо проведение полного обследования, определения остаточного ресурса и ремонт.

Высокая степень износа (более 60%) характеризует такие объекты основных средств как машины и оборудование, и транспортные средства. Их удельный вес в общем объеме составляет 2%.

Практически изношенными являются передаточные устройства, имеющие остаточную стоимость 22,7 млн.руб. при восстановительной стоимости 96,2 млн. руб.,

В связи с уменьшением капитальных вложений, ввод основных фондов за 1999-2000 сократился и не оказывает влияния. За 1999 г. введено основных средств на сумму 2,9 млн. руб. Списание основных средств в 2000 г. не производилось. Это связано с тем, что полностью амортизированные основные средства эксплуатируются, а списание основных средств физически изношенных и не эксплуатирующихся, но не имеющих остаточную стоимость не разрешается.

В целом основные средства нефтебазы имеют значительную восстановительную стоимость 606,9 млн. руб., большой износ – 356,8 млн. руб.

Для определения истинной рыночной стоимости каждого объекта основных фондов необходимо провести натуральную оценку с привлечением профессиональных оценщиков. Это положительно скажется на определение налогооблагаемой базы для определения налога на имущество так и для увеличения амортизационных отчислений на ремонт и полное восстановление основных средств

Себестоимость, прибыль и рентабельность продукции

Прибыль и рентабельность представляют собой важные показатели эффективности производства.

Достижение наибольших результатов при наименьших затратах является непреложным законом хозяйственного деятельности.

Повышение эффективности производства означает не только рост производительности труда, фондоотдачи и снижение себестоимости продукции, но и увеличение суммы прибыли и уровня рентабельности.

На предприятии различают прибыль от реализации продукции и балансовую прибыль.

Прибыль представляет собой часть чистого дохода, полученного в процессе хозяйственной деятельности, который образуется после возмещения из доходных поступлений (выручки) затрат на себестоимость продукции.

Сумма прибыли изменяется под влиянием интенсивных и экстенсивных факторов.

К числу интенсивных факторов изменение суммы прибыли относится улучшение использования производственных фондов, рост объема производства без увеличения численности работающих, повышение производительности труда и снижение себестоимости.

Рентабельность - важный обобщающий показатель работы предприятия. В ней находит отражение не только величена прибыли и производственных фондов, но и производительность труда, фондоотдачи, скорости оборачиваемости оборотных средств и т.д.

Различают три вида рентабельности:

общая рентабельность - отношение суммы балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком;

Ø расчетная рентабельность - отношение суммы расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств за вычетом тех основных фондов, по которым не взимается плата в бюджет, и нормируемых оборотных средств, про кредитованных банком. Для исчисления суммы расчетной прибыли балансовая прибыль уменьшается на сумму платежей в бюджет за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства и на сумму уплаченных процентов за пользование банковским кредитом;

Ø рентабельность по отношению к расходам - отношение суммы прибыли к расходам как в целом по анализируемому предприятию, так и по отдельным видам деятельности или видам работ.

Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

План производства и реализации продукции

Исходным элементом организации производственного процесса является качественно разработанный, своевременно доведенный до цехов и подразделений предприятия планы и плановые задания.

Планирование капитального строительства и капитального ремонта основных фондов

Основной задачей планирования капитального строительства являются увеличение и обновление производственных мощностей и основных фондов. Эта задача должна решаться на современной научно-технической основе в объемах, необходимых для обеспечения прироста продукции и услуг, повышения их качества, роста эффективности производства.

При планировании капитального строительства следует обеспечить сбалансированность лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ с финансовыми и материальными ресурсами.

К основным показателям плана капитальных вложений относится:

прирост производственных мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции

ввод в действие производственных мощностей, отдельных объектов производственного назначения за счет расширения действующих и строительства новых зданий и сооружений

ввод в действие объектов охраны природы

ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов

Лимит - ресурсный показатель, определяющий предельную величину капитальных вложений, в том числе на строительно-монтажные работы, на запланированный ввод в действие мощностей, объектов и создание нормативных заделов. Заказчики обязаны укладываться в соответствующие лимиты капитальных вложений.

Предпосылки для написания приложения

Главным фактором для разработки своего приложения явилось предложение моей супруги, работающей бухгалтером на этом предприятии и выполняющей расчет квартплаты. Усть-Кутская нефтебаза имеет на своем балансе Жилищное хозяйство общей площадью – 22735 кв.метров и количеством проживающих – 14 тысяч 420 человек. Расчет квартплаты производится в бухгалтерии по данным ЖКО. При данном расчете в основном фиксируются те жильцы, с которых взимают и начисляют квартплату за предоставляемые услуги. Моей целью, при написании приложения, было наиболее полно отразить всех проживающих в СУБД и подходящей больше непосредственно для ЖКО как расчетно-информационная база всех проживающих.

Краткая характеристика системы

Для осуществления планирования деятельности любой фирмы на любом этапе работы осуществляются некоторые расчеты для автоматизации которых удобно и рационально применять вычислительную технику. В своей дипломной работе я решил разработать приложение по учету платы за квартиру.

В данном приложении решаются следующие задачи:

Заполнение и хранение информации о всех жильцах. Данная информация упорядочена и выводится на экран, для просмотра или редактирования в зависимости от предполагаемого действия пользователя.

Возможность выборочного начисления на предоставляемые услуги, а также возможно (если это необходимо) установить процент начисления на каждую услугу отдельно для конкретного квартиросъемщика (например в какой то период в квартире никто не проживает (отпуск ,командировка и т.д.)) следовательно за какие-то услуги плата не начисляется или начисляется в меньшем размере (10%,20%,…), или наоборот.

Возможность определения льготы для одного или группы квартиро-съемщиков и процентной ставке для каждой льготы.

Формирование и печать необходимых данных для отчетности и анализа, а также печать квитанции об произведенных начислениях, задолженности по оплате и остатке денежных средств для конкретного жильца.

Возможность обращения к справочным экранам, описывающими возмож-ные действия в данном месте системы.

Предусмотрен входной и выходной контроль для записей, которые являются обязательно уникальными (не повторяемость).

Описание предметной области

Организация работы с данными является одним из основных этапов создания прикладной программы. Именно от этого первого этапа, действительно очень важного и многими недооцениваемого, зачастую зависит создание всей системы автоматизированной обработки данных и успех ее эксплуатации у конечного пользователя.

Разработка программы для учета начислений оплаты за пользование услугами, предоставляемых Жилищно-Коммунальным хозяйством Усть-Кутской нефтебазы.

При расчете квартплаты должны быть предусмотрены начисления по льготам, такие как если гражданин является участником ВОВ, работником тыла, ветеран труда, инвалиды и т.д., пользователь может использовать любые виды льготы и ставки по ним, согласно действующим для данной организации. В процессе работы, можно изменять, дополнять льготы для конкретного жильца или группы жильцов, имеющих одинаковый код и ставок по ней. Также предусмотрено начисление льгот на определенный период, в этом случае пользователь выбирает дату, с которой начинается расчет льгот, для конкретного лица, и дату когда она заканчивается.

Для каждого жильца, с которого берется квартплата, предусмотреть изменение стоимости услуг, в зависимости от сложившейся ситуации на данный момент времени (отпуск, командировка и т.д.) или от типа жилья (неблагоустроенная квартира, привозная вода и т.д.), как в меньшую, так и в большую сторону, по умолчанию начисляются нормативные ставки, действующие в данной организации.

После производства всех расчетов, определяется общая сумма к оплате, суммы начислений по всем видам услуг и суммы начислений по льготам по каждому квартиросъемщику.

По окончании отчетного периода (1 месяц) формируется отчеты по видам оплаты и категориям проживающих, с возможностью их корректировки вручную и распечаткой в любое время.

Определение задач

Регистрация всех проживающих

Определение (указание), используемых услуг

Определение (выбор) льготы и ставок по ней

Определение (изменение) периода начисления льготы (необязательное условие)

Определение норм оплаты за каждую услугу (нормативы)

Определение норм оплаты за каждую услугу, для отдельного жильца или в целом для жильцов, проживающих в одном доме (необязательное условие)

Расчет квартплаты

Расчет льгот

Определение сумм к оплате

Формирование и печать квитанции об оплате для конкретного плательщика

Учет платежей квартиросъемщиков (дата и сумма платежа, остаток или задолженность)

Просмотр, Дополнение и Изменение информации обо всех категориях проживающих

Ежемесячная подготовка отчетов по различным начислениям

Редактирование и печать отчетов (в любое время и в любом количестве)

Возможность обратиться к файлам помощи (F1)

Возможность поиска

Ответы на эти вопросы позволяют подойти к главному в постановке задачи – построении инфологической модели приложения. В простейшем примере такая модель может быть отображена в виде взаимосвязей между компонентами и процессами приложения, как показано на рисунке 2.1. в практике проектирования такие схемы получили название ER-диаграмм (Entity-relationship diagram (ERD) – диаграмма “Сущность-связь”)

Максимально формализованное описание задачи теперь будет выглядеть следующим образом.

Наименование задачи:

Автоматизация работы бухгалтера по расчету квартплаты.

Цель работы бухгалтера:

Введение учета и расчетов с населением за предоставляемые коммунальные услуги.

Функции бухгалтера:

Заключение договоров и регистрация клиентов в Базе Данных.

Ведение информации по льготам и ставкам по ним.

Работа с клиентами : установление льготы, установление тарифных ставок отличных от нормативных по различным причинам, разъяснительная работа и т.д..

Ведение расчетов за используемые услуги (выписка квитанции об оплате).

Бизнес - правила:

Ввод информации на основе документов.

Требования к системе

Программа может работать под управлением операционных систем DOS или WINDOWS, при наличии пакета FoxPro 2.6 for DOS.

Перечень вводимой информации:

Фамилия, имя и отчество жильца;

Табельный номер;

Год рождения

Адрес;

Квадратные метры;

Телефон;

При наличии льготы – описание льготы, код, период;

Выбор плательщика, указанного в ордере

Нормативные ставки на услуги

Тарифные ставки и описание тарифа

Перечень печатных отчетов:

Списки по начислению

Списки льготников

Списки с показаниями счетчика

Оплата электроэнергии

Сальдо по квартиросъемщикам

Свод по квартплате за месяц

Квитанция об оплате

Проектирование базы данных

Существует очень простое понятие базы данных как большого по объему хранилища, в которое организация помещает все используемые ею данные и из которого различные пользователи могут их получать, используя различные приложения. Такая единая база данных представляется идеальным вариантом, хотя на практике это решение по различным причинам трудно достижимо. Поэтому чаще всего под базой данных понимают любой набор хранящихся в компьютере данных.

В основу проектирования БД должны быть положены представления конечных пользователей организации – концептуальные требования к системе. Потому что, именно конечный пользователь в своей работе принимает решения с учетом получаемой в результате доступа к базе данных информации. Следовательно, от оперативности и качества этой информации будет зависеть эффективность работы организации. Данные, помещаемые в базу данных, также предоставляет конечный пользователь.

При рассмотрении требований конечных пользователей принято во внимание следующее:

База данных должна удовлетворять актуальным информационным потребностям организации. Получаемая информация должна по структуре и содержанию соответствовать решаемым задачам.

База данных должна обеспечивать получение требуемых данных за приемлемое время, то есть отвечать заданным требованиям производительности.

База данных должна удовлетворять выявленным и вновь возникающим требованиям конечных пользователей.

Загруженные в базу данных корректные данные должны оставаться корректными.

Данные до включения в базу данных должны проверяться на достоверность.

Доступ к данным, размещаемым в базе данных, должны иметь только лица с соответствующими полномочиями.

На основании вышеизложенного рассмотрим этапы проектирования баз данных, которые должны обеспечить необходимую независимость данных и выполнение эксплуатационных требований (пожеланий пользователей).

Этап 1. Определение сущностей

Исходя из задачи, описанной выше, выделим следующие сущности:

Жильцы – БД, содержащая информацию о жильцах (RABOT.DBF)

Начисления - БД, содержащая информацию о начислениях (OPLATA.DBF)

Льготы - БД, содержащая информацию о льготах (LGOT.DBF)

Ставки - БД, содержащая информацию о ставках для конкретного жильца и (или) о жильцах, проживающих в одном доме (TABLE_R.DBF)

Тарифы - БД, содержащая информацию описания тарифов и ставок по ним (TARIF.DBF)

Первичный ключ – это атрибут (или группа атрибутов), которые единственным образом идентифицируют каждую строку в таблице.

Альтернативный ключ – это атрибут (или группа атрибутов), несовпадающий с первичным ключом и уникально идентифицирующий экземпляр объекта.

Для каждой сущности определим атрибуты, которые будем хранить в БД.

Атрибуты, включаемые в состав БД, приведены в таблице 2.1. информационная модель после третьего этапа проектирования приведена на рис. 2.13

Таблица 2.1. Атрибуты и первичные ключи сущностей информационной модели

Сущность

Первичный ключ

Атрибуты

ЖИЛЬЦЫ

Табельный номер

Улица

Дом

Квартира

Табельный номер

Улица

Дом

Квартира

Ф.И.О

Номер телефона

Квадратные метры

Льгота

Код льготы

№ удостоверения (по льготе)

Дата, с которой будет начисляться льгота

Дата окончания начислений по льготе

Старое значение счетчика

Новое значение счетчика

Определение плательщика

Количество проживающих (в 1-й квартире)

Дата оплаты за предоставленные услуги

Остаток денежных средств

Ввод оплаты

Начисления квартплаты (ЕстьНет)

Начисления радио (ЕстьНет)

Начисления телефона (ЕстьНет)

Начисления горячей воды (ЕстьНет)

Начисления холодной воды (ЕстьНет)

Начисления коммунальн. услуг (ЕстьНет)

Начисления отопления (ЕстьНет)

Начисления электроэнергии (ЕстьНет)

ЛЬГОТА

Код льготы

Код льготы

Описание льготы

Процентная ставка по квартплате

Процентная ставка по радио

Процентная ставка по телефону

Процентная ставка по горячей воде

Процентная ставка по холодной воде

Процентная ставка по ком. услугам

Процентная ставка по отоплению

ТАРИФ

 

Описание тарифа

Ставка оплаты

Порядок начисления (на 1-го чел. на 1 м2)

Выбор: на 1-го человека или на 1 м2

Сущность

Первичный ключ

Атрибуты

СТАВКИ

Табельный номер

Табельный номер

Описание льготы

Ставка по квартплате

Ставка по радио

Ставка по телефону

Ставка по горячей воде

Ставка по холодной воде

Ставка по коммунальным услугам

Ставка по отоплению

Ставка по электроэнергии

НАЧИСЛЕНИЯ

Табельный номер

Улица

Дом

Квартира

Табельный номер

Улица

Дом

Квартира

Квадратные метры

Код льготы

Выбор плательщика

Количество проживающих

Льгота (ДаНет)

Начисления квартплаты (ДаНет)

Начисления радио (ДаНет)

Начисления телефона (ДаНет)

Начисления гор. Воды (ДаНет)

Начисления хол. Воды (ДаНет)

Начисления ком. Услуг (ДаНет)

Начисления эл. Энергии (ДаНет)

Начисления отопления (ДаНет)

Сумма начисления квартплаты

Сумма начисления телефона

Сумма начисления радио

Сумма начисления ком.услуг

Сумма начисления отопления

Сумма начисления элэнергии

Сумма начисления гор.воды

Сумма начисления хол.воды

Нач. квартплаты (по льготе) на 1-го чел.

Нач.телефона (по льготе) на 1-го чел.

Нач. радио (по льготе) на 1-го чел.

Нач. ком.услуг (по льготе) на 1-го чел.

Нач. отопления (по льготе) на 1-го чел.

Нач. элэнергии (по льготе) на 1-го чел.

Нач. гор.воды (по льготе) на 1-го чел.

Нач. хол.воды (по льготе) на 1-го чел.

Сумма нач. квартплаты по льготе

Сумма нач. гор. Воды по льготе

Сумма нач. хол. Воды по льготе

Сумма нач. ком. Услуг по льготе

Сумма нач. отопления по льготе

Сумма нач. телефона по льготе

Сумма нач. радио по льготе

Итог сумм начислений по льготе

Итог сумм начислений

Итоговая сумма к оплате

Этап 4. Физическое описание модели

На этом этапе составим базы данных, которые будут в дальнейшем реализовываться в СУБД. Назначения имен БД и их атрибутов отражены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Структура, используемых Баз Данных.RABOT.DBF (Жильцы)

Имя

Тип

Длина

 

примечание

TAB

N

4

0

Табельный номер

FAM

C

40

-

Ф.И.О

TEL

N

8

0

Номер телефона

YL

C

15

-

Улица

DOM

С

3

0

Дом

KW_RA

С

3

0

Квартира

KV_M

N

6

2

Квадратные метры

N_LG

N

1

0

Код льготы

N_YD

С

9

0

Номер удостоверения (по льготе)

DAT_C

D

8

-

Дата, с которой будет начисляться льгота

DAT_PO

D

8

-

Дата окончания начислений по льготе

ELEC

N

6

0

Старое значение счетчика

ELEC1

N

6

0

Новое значение счетчика

OR_R

N

1

0

Определение плательщика

KOL_VO

N

2

0

Количество проживающих

D_OPL

D

8

-

Дата оплаты

OST_K

N

8

2

Остаток денежных средств

OPL_TA

N

8

2

Ввод оплаты

LGOT

L

1

-

Льгота (ДаНет)

RAD_L

L

1

-

Начисления радио (ДаНет)

TEL_L

L

1

-

Начисления телефона (ДаНет)

KW_L

L

1

-

Начисления квартплаты (ДаНет)

G_W_L

L

1

-

Начисления гор. воды (ДаНет)

X_W_L

L

1

-

Начисления хол. воды (ДаНет)

K_YS_L

L

1

-

Начисления ком. услуг (ДаНет)

EL_C_L

L

1

-

Начисления эл. энергии (ДаНет)

OTOP_L

L

1

-

Начисления отопления (ДаНет)

OPLATA.DBF (Начисления)

Имя

Тип

Длина

 

Примечание

TAB

N

4

0

Табельный номер

YL

C

15

-

Улица

DOM

С

3

0

Дом

KW_RA

С

3

0

Квартира

KV_M

N

6

2

Квадратные метры

N_LG

N

1

0

Код льготы

OR_R

N

1

0

Выбор плательщика

KOL_VO

N

2

0

Количество проживающих

DAT_C

D

8

-

Дата, с которой будет начисляться льгота

DAT_PO

D

8

-

Дата окончания начислений по льготе

ELEC

N

6

0

Старое значение счетчика

ELEC1

N

6

0

Новое значение счетчика

TEL_L

L

1

-

Начисления телефона (ДаНет)

G_W_L

L

1

-

Начисления гор. Воды (ДаНет)

X_W_L

L

1

-

Начисления хол. Воды (ДаНет)

K_YS_L

L

1

-

Начисления ком. Услуг (ДаНет)

EL_C_L

L

1

-

Начисления эл. Энергии (ДаНет)

OTOPL_L

L

1

-

Начисления отопления (ДаНет)

KW_PL

N

8

2

Сумма начисления квартплаты

TEL_R

N

8

2

Сумма начисления телефона

RAD_R

N

8

2

Сумма начисления радио

K_YSL

N

8

2

Сумма начисления ком.услуг

OTOPL

N

8

2

Сумма начисления отопления

EL_C

N

8

2

Сумма начисления элэнергии

G_W

N

8

2

Сумма начисления гор.воды

X_W

N

8

2

Сумма начисления хол.воды

KW_PLL

N

8

2

Нач. квартплаты (по льготе) на 1-го чел.

TEL_RL

N

8

2

Нач.телефона (по льготе) на 1-го чел.

RAD_RL

N

8

2

Нач. радио (по льготе) на 1-го чел.

K_YSLL

N

8

2

Нач. ком.услуг (по льготе) на 1-го чел.

OTOPLL

N

8

2

Нач. отопления (по льготе) на 1-го чел.

EL_CL

N

8

2

Нач. элэнергии (по льготе) на 1-го чел.

G_WL

N

8

2

Нач. гор.воды (по льготе) на 1-го чел.

X_WL

N

8

2

Нач. хол.воды (по льготе) на 1-го чел.

*SUM_KW

N

8

2

Сумма нач. квартплаты по льготе

*SUM_GW

N

8

2

Сумма нач. гор. Воды по льготе

*SUM_XW

N

8

2

Сумма нач. хол. Воды по льготе

*SUM_KYSL

N

8

2

Сумма нач. ком. Услуг по льготе

*SUM_OT

N

8

2

Сумма нач. отопления по льготе

*SUM_TL

N

8

2

Сумма нач. телефона по льготе

*SUM_RD

N

8

2

Сумма нач. радио по льготе

*SUM_IT

N

9

2

Итог сумм начислений по льготе

ITOG_N

N

9

2

Итог сумм начислений

ITOG_L

N

9

2

Итог сумм начислений по льготе

ITOG

N

9

2

Итог сумм начислений (к оплате)

* - Сумма начислений по льготам жильцов, проживающих в одной квартире

LGOT.DBF (Льготы)

Имя

Тип

Длина

 

Примечание

N_LG

N

1

0

Код льготы

INFO

C

20

-

Описание льготы

KWP_L

N

4

2

Ставка начислений по квартплате

RD_L

N

4

2

Ставка начислений по радио

GW_L

N

4

2

Ставка начислений по горячей воде

XW_L

N

4

2

Ставка начислений по холодной воде

K_L_L

N

4

2

Ставка начислений по ком. Услугам

OT_L

N

4

2

Ставка начислений по отоплению

TL_L

N

4

2

Ставка начислений по телефону

TABLE_R .DBF (Ставки)

Имя

Тип

Длина

 

Примечание

TAB

N

4

0

Табельный номер

KWP_L

N

5

2

Ставка начислений по квартплате

RD_L

N

5

2

Ставка начислений по радио

GW_L

N

5

2

Ставка начислений по гор. Воде

XW_L

N

5

2

Ставка начислений по хол. Воде

K_L_L

N

5

2

Ставка начислений по ком. Услугам

OT_L

N

5

2

Ставка начислений по отоплению

EL_L

N

5

2

Ставка начислений электроэнергии

TL_L

N

5

2

Ставка начислений по телефону

TARIF.DBF (Тарифы)

Имя

Тип

Длина

 

Примечание

INFO

C

25

-

Описание тарифа

ST_KA

N

5

2

Ставка оплаты

K_INFO

C

11

-

Помощь начисления (на 1-го чел.на 1 кв.м)

K_CH

L

1

-

Выбор: .T. – на 1-го человека .F. – на 1 м2

HELP.DBF – БД, содержащая описание помощи.

Имя

Тип

Длина

 

Примечание

HLP

M

10

-

Описание помощи

M_ZAR .MEM - Файл, в котором хранятся переменные стоимости услуг ( _* ).

А также структурные файлы-индексы (CDX), для каждой базы, создаваемые программным путем.

Поддержка базы данных

поддержка или ведение базы данных подразумевает наличие средств доступа к данным и средств управления ими. При этом рабочий интерфейс должен быть максимально “комфортным”. Здесь нужно решить, что пользователь будет обычно видеть на экране компьютера.

Удобно в качестве “рабочего стола”, на котором он будет принимать решения, и совершать действия по обработке данных, взять не какое-то меню, а отображение самой базы данных. На экране должны присутствовать и указания на возможные действия пользователя. Поскольку на нем никогда не хватает места, указания на некоторые действия можно поместить в развертывающиеся световые меню. При необходимости также должна быть предусмотрена контекстно-зависимая помощь (HELP – F1).

Функции поддержки базы данных.

Для обслуживания базы необходимы следующие функции.

перемещение впередназад на одну запись (SKIPSKIP –1). При этом должны блокироваться попытки выйти за первуюпоследнюю запись базы. Достижение верхнейнижней границы желательно отображать на экране (READ-окно).

Переход на началоконец базы (GO TOPBOTTOM).

Пометка записей, предназначенных для удаления, и снятие пометки (DELETERECALL).

Дополнение базы новой записью (APPEND BLANK).

Выход из окна редактирования.

Поиск по ключу (SEEK, LOCATE). В случае неудачного поиска указатель записей должен вернуться на исходную запись.

Выводпечать данных.

Упаковка данных (PACK).

Переиндексация базы (REINDEX или INDEX).

Полная очистка базы от данных (вспомогательная база oplata.dbf) (ZAP).

Средства предъявления данных.

Команда BROWSECHANGE удобна тем, что дает панораму данных и не требует программирования перемещения в БД. В данной программе команда BROWSE в основном используется для просмотра данных и результатов вычислений.

Команда READ с командами @…SAY…@…GET:

@…SAY…GET…

@…SAY…

@…GET…

READ …

Эта форма предъявления данных является самой гибкой и дает непосредственный доступ к полям базы. Теперь кроме собственно редактирования, поля базы данных можно анализировать, трансформировать, запоминать в переменных или в других базах и т.д.. Чаще всего такой режим называют READ-окном, хотя использование команд @…GET, READ не обязывает помещать их в специальное окно – они могут проектироваться и непосредственно на экран.

Все операции над базой, предъявляемой командой READ, могут быть совершены либо после завершения команды READ, либо в вызываемых процедурах.

Обе формы (BROWSE и READ) предъявления данных активно используются в программе.

Описание работы приложения.

Управление программой осуществляется с помощью меню, так как меню является основной формой диалога в прикладных системах обработки данных. FoxPro обладает развитыми средствами поддержания меню как с объемным световым курсором (световым “зайчиком”), так и с назначаемыми клавишами. Кроме того, в FoxPro реализовано еще и “кнопочное” (Button) меню, которые означают не физическую кнопку на клавиатуре, а некоторую область на экране, которой приданы управляющие свойства. “Кнопочные” меню удобно использовать совместно с мышью.

В FoxPro имеются две альтернативные технологии построения меню – концепция, продолжающая еще из предыдущей версии СУДБ FoxBASE-2,1, и концепция, позаимствованная из СУДБ dBASEIV.

Важнейшее “идейное” различие между Fox-меню и dBASE-меню может быть определено терминами “меню-программа” и “меню-объект”. Fox-меню является только частью программы, где оно создается, используется и “умирает”. dBASE-меню после своего определения остается независимым и “живым” объектом, к которому можно обратиться из любого места прикладной системы.

Поэтому управление программой осуществляется именно с помощью dBASE-меню, а также в процедуре показано использование Fox-меню.

dBASE-меню может не только вырабатывать переменные для анализа, но и непосредственно вызывать процедуры, подпрограммы, команды по обработке выбора. Оно предлагает такую архитектуру построения систем обработки данных, когда программа может вообще не иметь единого ядра, а состоять из процедур, которые связаны друг с другом только через вызовы меню. Кроме того, имеется неоценимая возможность создавать меню из имен файлов и компонентов базы данных, осуществлять множественный выбор.

В общем случае для создания dBASE-меню и работы с ним необходимо предусмотреть следующие элементы:

Определение меню. Здесь описываются содержание, “горячие” клавиши, клавиши быстрого доступа, форма и реакции меню. Определение меню может сделано один раз в начале программы и далее только использоваться.

Активация меню. Командыклавиши активации предъявляют меню на экране и делают его чувствительным к выбору пользователя.

Деактивация меню. Удаляет его с экрана, сохраняя в памяти для следующего возможного использования.

Удаление меню. Это действие очищает память от определения меню, и более оно не может быть использовано без нового определения.

Имеются два типа элементарных меню:

Вертикальное (“всплывающее”, или POPUP-меню),

Горизонтальное (BAR-меню)

На их основе можно строить иерархические меню практически любой сложности (вложенности). Именно по такой технологии построено меню программы и вид меню показан на рис. 2.1

Рисунок 2.1 Структура меню (ZAR)

BAR-пункт “Работа с картотекой” – при выборе этого пункта открывается READ-окно, в котором представлена информация о квартиросъемщике. В этом окне, возможно, изменять начисления услуг, изменять тарифы для жильцов квартиры или дома, период льготы, количество проживающих, возможность формирования, просмотра и печати квитанции, ввода суммы оплаты, расчета квартплаты, выбора фильтра отображения жильцов (Плательщики, Льготники, Все жильцы) и перемещения по базе дынных.

BAR-пункт “Квартиросъемщики” – при его выборе отображаются те жильцы, которые оплачивают квартплату. Вывод осуществляется в табличной форме, где показываются поля с табельным номером и фамилией, а также два дополнительных (вычисляемых) поля, которые не сохраняются в базе данных. Это поле со значком “n ”, который появляется у тех жильцов, которые платят за квартиру и поле со значком “” появляется у жильцов, которые имеют льготу. На свободной области экрана выводится остальная информация о жильце, включая информацию о произведенных начислениях. Если курсор перемещать, находясь в поле со значком “n ”, то автоматически будет обновляться информация на экране. На всех других полях, при нажатии клавиши “Enter” появляется Fox-меню, где можно выбрать дальнейшие действия.

BAR-пункт “Картотека льготников” - при его выборе показываются те жильцы которые имеют льготу. Вывод осуществляется в табличной форме, где показываются поля с табельным номером, фамилией, адрес, телефон, категория льготы, номер (название) документа, подтверждающего льготу. В нижней части экрана отображается статус-строка, где показывается дополнительная информация, а именно: если льготник является плательщиком, то показывается количество проживающих и количество льготников, иначе фамилия и таб. № того, кто платит за квартиру.

BAR-пункт “База жильцов” - такой же показ как в “Картотеке льготников”,только отображаются все жильцы.

BAR-пункт “Ввод счетчика” – это табличный вывод всех плательщиков, с данными счетчика, при вводе новых значений счетчика, сумма автоматически вычисляется и корректируется сумма к оплате.

BAR-пункт “Ввод оплаты” - это табличный вывод всех плательщиков, с данными о суммах начислений, сумме к оплате и полем для ввода суммы платежа. При вводе суммы платежа автоматически рассчитывается остаток и заносится дата платежа, которые затем отображаются в отчете и квитанции.

PAD-пункт “Отчеты”

BAR-пункт “Списки по начислению” - формируется отчет о всех произведенных начислений, и открывается окно с выводом сумм по каждой услуге, отдельно сумм по каждой услуге по льготам, итоговая сумма к уплате, остаток или задолжность, дата платежа.

BAR-пункт “Списки по льготам” - формируется отчет и открывается окно с информацией о каждом льготнике, включая суммы по каждой услуге, а также показывается фамилия и таб. № того к кому привязан льготник (т.е. того, кто платит за квартиру).

BAR-пункт “Списки с показанием счетчика” - формируется отчет и открывается окно, в котором указаны фамилия, таб.№, адрес и данные старого и нового значений счетчика.

BAR-пункт “Оплата электроэнергии” - формируется отчет и открывается окно, где в табличной форме выводятся фамилия, таб.№, адрес, данные старого и нового значений счетчика и сумма к уплате.

BAR-пункт “Сальдо по квартиросъемщикам” – формируется отчет и открывается окно, где в табличной форме выводятся фамилия, таб.№, суммы начисления, к оплате и остаток.

BAR-пункт “Свод по квартплате за месяц” - формируется отчет и открывается окно, где в табличной форме выводятся общие суммы по каждой услуге, отдельно по льготам, итоговые суммы начислений по квартплате, по льготам и суммы, которую организация должна получить за месяц.

После закрытия любого окна с отчетом, открывается окно с предложением распечатки.

PAD-пункт “Печать” - состоит из имен файлов, которые были созданы при выборе BAR-пунктов “Отчеты” это:

“Списки по начислению” - файл NACH-xx.TXT

“Списки по льготам” - файл LG_KW-xx.TXT

“Списки с показанием счетчика” - файл ELC_V-xx.TXT

“Оплата электроэнергии” - файл EL_PL-xx.TXT

“Сальдо по квартиросъемщикам” - файл SALDO-xx.TXT

“Свод по квартплате за месяц” - файл SVOD-xx.TXT

Где хх – это номер месяца, за который сформирован отчет. Если установить курсор на имя соответствующего файла и нажать клавишу “Enter” (ВВОД), то откроется окно для просмотра-редактирования отчета. Если установить курсор на имя соответствующего файла и нажать клавишу “Spacebar” (ПРОБЕЛ), то файл распечатается, при условии, если принтер готов, иначе появится сообщение о подготовке принтера.

PAD-пункт “Сервис”

BAR-пункт “Дополнение” – открывается окно, в котором можно добавить жильцов в базу данных, с указанием льгот и услуг.

BAR-пункт “Дополнение льгот” - открывается окно, в котором добавляются или изменяются код, описание льготы и ставки по ним.

BAR-пункт “Тарифы” – открывается окно с dBASE-меню PAD-пункты которого позволяют:

PAD-пункт “Просмотр” – формирует POPUP-меню из полей базы с описанием тарифов, при нажатии клавиши “Enter”, на выбранном BAR-пункте с описанием тарифа, появляются поля редактирования данного тарифа с возможностью удаления или изменения.

PAD-пункт “Добавить” – выводит поля для дополнения тарифа.

PAD-пункт “Выйти” - закрывает окно и меню тарифов.

BAR-пункт “Нормы оплаты услуг” – при его выборе открывается окно, в котором нужно указать стоимость каждой услуги. Эти ставки действуют для расчета начисления квартплаты по умолчанию для всех жильцов.

BAR-пункт “Переиндексация” – при его выборе происходит процедура переиндексации всех БД.

BAR-пункт “Упаковка данных” – запускает процедуру физического удаления данных, которые ранее были помечены на удаление.

PAD-пункт “Расчет”

BAR-пункт “Расчет квартплаты” -при его выборе происходит расчет квартплаты за текущий месяц и после выводится окно, где в табличной форме показывается таб.№, фамилия и начисления по каждой услуге, с возможностью их редактирования. В нижней части экрана показывается общие суммы по всем услугам и общая итоговая сумма, также эти суммы выделяются цветом в зависимости от нахождения курсора в таблице.

BAR-пункт “Расчет по льготам” – при его выборе происходит расчет для тех жильцов, которые имеют льготу и удовлетворяют требованию начала и конца действия льготы, если эти поля у жильца отсутствуют предполагается, что он не имеет срока ограничения. Вывод данных и информация в нижней части аналогична как в пункте “Расчет квартплаты”.

BAR-пункт “Слияние квартплаты с льготами” – при его выборе происходит расчет суммы к оплате т.е. “начисления по квартплате” минус “начисления по льготе”. После этого выводится окно с полями: таб.№, фамилия, итоговая сумма начислений, итоговая сумма начислений по льготе и сумма к оплате. В нижней части экрана показывается адрес плательщика, количество проживающих и количество льготников.

PAD-пункт “Помощь”

BAR-пункт “Помощь” -выводит окно с описанием назначений PAD- и BAR-пунктов.

BAR-пункт “Справка” – выводит окно с кратким описанием предназначения программы.

PAD-пункт “Выход” – позволяет выйти из программы.

Работа окнами.

В приложении используются два вида окон это:

Окна, предназначены для обработки данных.

Окна, предназначены для выбора действия или отказа, либо выводят дополнительную поясняющую информацию. Такие окна еще называют диалоговые окна.

При начальном запуске приложения, когда база данных пуста, любой выбор пункта меню, для работы которого необходимы данные о жильцах, вызовет диалоговое окно с предложением начать работу с дополнения. Это окно содержит поясняющий текст и две кнопки и .

Окно “Работа с картотекой” (INS)

При выборе пункта меню “КАДРЫ”-“Работа с картотекой” открывается окно размером во весь экран, в котором размещается вся основная информация о жильце. Окно визуально делится по вертикали на две части, где в первой части (около 23 окна) располагается сведения о жильце, а в оставшейся части, которая выделена цветом, располагаются кнопки для выбора определенных действий. Рисунок окна показан на рисунке 2 приложения 2. Рассмотрим эти части поподробней.

1 часть “Сведения о жильце”

В первых строках расположена личная информация: фамилия, таб.№, адрес, телефон, площадь квартиры, которые недоступны для редактирования, дата рождения, а также автоматически вычисляемая информация о количество лет.

Количество проживающих и количество льготников вычисляются в зависимости от записей в БД и в ней не сохраняются, напротив этих полей находится поле с количеством проживающих, которое сохраняется в БД и служит основанием для расчета квартплаты.

Далее идет надпись “СОСТАВ СЕМЬИ”, которая накрыта невидимой кнопкой, при выборе которой выпадает POPUP-меню с фамилиями проживающих в данной квартире с указанием кто за неё платит и кто является льготниками. При выборе элемента меню, окно обновляется информацией об этом жильце.

Далее идет строка с информацией о льготе: код, наименование льготы, а также с какого и по какой период она действует. Если период не указан, то предполагается, что льгота не имеет ограничения.

Кнопки выбора начислений услуг ( [ ]-не начисляется, [x]-начисляется)

Поясняющий текст к кнопки (для какой услуги, которую нужно выбирать)

Ставки за услуги, эти надписи накрыты невидимыми кнопками, выбор которых открывает окно и меню, где можно изменить ставки для жильцов квартиры (дома). Описания тарифов отображается в окне в зависимости от выбора тарифа: так если расчет услуги производится в зависимости от количества проживающих в квартире, то отображаются только тарифы на одного человека, если рассчитывается от занимаемой жилплощади, то на 1 квадратный метр. (см. рис. 3 прилож. №2, а также см. описание пунктов меню “Сервис”-“Тарифы”).

Показываются суммы начислений по услугам

Показываются суммы начислений по услугам с учетом льготы.

Заголовки столбцов.

В столбце “Льготы” предоставлена общая сумма начислений по льготам для данной квартиры и чтобы получить информацию о начислениях по льготе жильца, информация по которому представлена в окне, предназначена кнопка “[]”, которая доступна только в том случае если жилец имеет льготу и при его выборе появляется мини окно, где показаны его начисления по льготе.

На следующей строке представлены итоговые суммы по начислению, льготам и к оплате.

Далее дата оплаты, сумма уплаты и остаток или задолженность.

И на последней строке расположены две кнопки “По льготам” и “По оплате”, которые доступны в том случае если данный жилец имеет льготу либо имеет ордер, либо и то и другое.

“По льготе” – при ее выборе появляется окно, которое показано на рис. 5 прилож. 2, в котором указан код, ставки и описание льготы для данного жильца. Вся информация может корректироваться, важно только помнить, что вся измененная информация повлияет на всех жильцов, имеющих этот код.

“По оплате” – при ее выборе появляется аналогичное окно, описанное выше, которое показано на рис. 6 прилож. 2, в котором содержится информация о ставках стоимости услуг для данного жильца. Если расчет ведется по нормативным ставкам, то все поля имеют нулевое значение, а также если нужно данному жильцу установить нормативные ставки, то нужно обнулить соответствующее поле. После выхода из полей редактирования появится предупреждение:

“ Установить всем жильцам дома Y/N ”,

которое будет ждать нажатие клавиш. Если нажать клавишу “Y” то ставки, которые отображались в окне будут установлены всем жильцам, проживающих в данном доме, при нажатии любой другой клавиши ставки будут установлены только жильцам данной квартиры.

На этом информация в первой части окна заканчивается, и перейдем ко второй части.

2 часть “Кнопки - меню”

Во второй части расположены кнопки, при выборе которых выполняется определенные действия по обработке данных (см. рис 2 приложения. 2 стр. 2). Разберем их по порядку расположения.

Кнопка “Изменить” – при ее выборе открывается окно, которое показано на рис 20 приложения 2 стр. 20, где можно изменить данные о жильце. Если изменяется адрес жильца, то автоматически пересчитывается количество проживающих по старому и новому адресах. Чтобы сохранить измененную информацию необходимо выйти из окна по кнопке “Подтверждаю”, если выйти по кнопке “Отмена”, внесенные изменения не сохраняются.

Кнопка “Добавить” – открывается аналогичное окно, описанное выше, которое показано на рис 19 приложения 2 стр. 19,только все поля имеют пустые значения. Также некоторые поля, при редактировании проверяются на корректность вносимых данных. Подробнее это будет описано при рассмотрении этого окна. Выход также должен происходить по кнопке “Сохранить” иначе жилец и его данные не будут внесены в БД.

Кнопка “Удалить” - помечает на удаление жильца, находящегося в окне и информация в окне обновляется.

Кнопка “Печать…” - формирует квитанцию о начислениях и оплате, и открывает окно, которое показано на рис 7 приложения 2 стр. 7. После его закрытия появится окно с просьбой выбрать решение распечатки данного документа (рис 8 приложения 2 стр. 8).

Кнопка “Ввод оплаты” - открывает окно, которое показано на рис 4 приложения 2 стр. 4, где возможно вести сумму оплаты для квартиросъемщика, который платит за квартиру.

Следующие кнопки позволяют фильтровать данные для просмотра:

Кнопка “Плательщики” – для просмотра будут доступны жильцы которые платят за квартиру;

Кнопка “Льготники” – для просмотра будут доступны жильцы, которые имеют льготу, независимо от периода ее действия;

Кнопка “Все жильцы” – для просмотра будут доступны все жильцы, кроме помеченных на удаление.

При этом под этими кнопками расположена подсказка, какой фильтр выбран.

Следующая группа кнопок предназначена для перемещения в БД:

Кнопка “Вверх” - позволяет перейти на одну запись вверх;

Кнопка “Вниз” - позволяет перейти на одну запись вниз;

Кнопка “Начало” - позволяет перейти в начало БД;

Кнопка “Вверх” - позволяет перейти в конец БД.

При этом если достигнуто начало (конец) БД, то соответствующие кнопки становятся недоступными, а в правом углу окна появляется предупреждение, что достигнут конец (начало) БД.

Кнопка “Выйти” – позволяет выйти и закрыть окно.

Кнопка “Расчет” – позволяет рассчитать квартплату для текущего жильца, с учетом сделанных изменений, а также расчет происходит, если в окне находится плательщик, иначе кнопка просто игнорируется.

Окно “Квартиросъемщики” (KD)

При выборе пункта меню “КАДРЫ”-“Квартиросъемщики” открывается BROWSE-окно с полями: табельный номер, фамилия и два вычисляемых поля (см. рис 9 приложения 2 стр.9), которые показывают плательщика и льготников. При этом отображаются только те жильцы кто платит за квартиру. На свободной части экрана с правой стороны выводится информация по жильцу, на котором находится курсор, при этом она автоматически обновляется, если при перемещении курсор находится в поле, которое указывает, является ли жилец плательщиком. При нажатии в любом поле, кроме поля со значком (n ), появляется Fox-меню, где можно выбрать дальнейшие действия (см. рис 10 приложения 2 стр.10):

“Постоянная часть” – открывает окно “Работа с картотекой”, которое было описано выше

“Начисления” - обновляют информацию на экране в правой части относительно того квартиросъемщика, на котором находится курсор.

“Жильцы” – при выборе этого пункта в BROWSE-окне отображаются только жильцы квартиры того квартиросъемщика, на котором находился курсор.

“Плательщики” – возвращает окно с отображением только тех жильцов, которые платят за квартиру.

“Поиск” – при выборе этого пункта активируется POPUP-меню с просьбой выбора критерия поиска (см. рис 13 приложения 2 стр. 13), это может быть по фамилии, табельному номеру или по адресу. После выбора соответствующего пункта, кроме пункта “Отмена”, предъявляется окно для ввода ключа. При этом если это по фамилии, то возможен поиск и по неполному ключу, например по ключу “ПЕТР” будут удовлетворять поиску фамилии: “ПЕТРОВ”, “ПЕТРОВСКИЙ”, “ПЕТРИК” и т.д., если по адресу то предъявляются три поля для заполнения улицы, дома и квартиры. Здесь также возможен неполный ключ, то есть обязательным заполненным полем, должно быть, поле “улица” которое можно редактировать вручную или выбрать из выпадающего списка всех улиц, когда курсор попадает в это поле, а остальные поля могут быть пустыми. В этом случае указатель записи в БД установится на первого жильца в БД проживающего по этой улице.

Эта система поиска вызывается во всех окнах, где содержится информация о жильцах.

Остальные пункты были рассмотрены выше (окно “Работа с картотекой”).

Окно нормативов (M_ZAR)

При выборе пункта меню “СЕРВИС”-“Нормы оплаты услуг” – открывается окно, где нужно вести ставки стоимости каждой услуги и фамилию того, кто занимается расчетом и эта фамилия будет подставляться в отчеты и квитанцию. Ставки, веденные в этом окне являются базовыми при расчете квартплаты для всех жильцов, кроме тех, для кого ставки определены отдельно (см. рис 11 приложения 2 стр. 11).

Окно дополнения льгот (INS)

При выборе пункта меню “СЕРВИС”-“Дополнение льгот” – открывается окно, в котором можно добавлять или изменять информацию по льготам. Первое поле в которое попадает курсор после открытия окна - это код льготы, если вести цифру кода, которая уже описана раннее, то информация в окне автоматически обновится, то есть поля будут заполнены в зависимости от веденного кода и возможно изменить информацию по этому коду. Для того чтобы сохранить веденные изменения или добавить льготу нужно нажать кнопку “Сохранить” (см. рис 17 приложения 2 стр. 17)

Окно тарифов

При выборе пункта меню “СЕРВИС”-“Тарифы” – открывается окно с меню для выбора действий.

(см. рис 18 приложения 2 стр. 18). Пункт меню “Добавить” предъявляет в окне поля для занесения данных по тарифу. Для изменения или удаления уже существующего тарифа нужно его выбрать в POPUP-меню, которое раскрывается при выборе пункта “Просмотр” (см. рис 22 приложения 2 стр. 22).

Окно дополнения жильцов

При выборе пункта меню “СЕРВИС”-“Дополнение” – открывается окно, в котором нужно занести информацию о жильце (см. рис 19 приложения 2 стр. 19). Работа с этим окном построена следующим образом:

Когда курсор попадает в поле ввода фамилии, то автоматически включается клавиша CAPSLOCK, для ввода фамилии прописными буквами.

После ввода табельного номера и выхода из этого поля, проверяется существование такого номера в БД и если такой уже есть, то появляется окно предупреждение с фамилией того жильца, который имеет этот табельный номер и выход из поля невозможен, пока не будет изменен табельный номер.

При выборе кнопки “[ ] Ордер” также проверяется БД и если за данную квартиру уже определен плательщик появляется окно с его фамилией и выбор этой кнопки отменяется.

при выборе кнопки “[ ] Льгота” появляется окно и меню выбора кода. Можно выбрать уже существующий код либо ввести новый, который добавится в базу льгот. Если код не будет выбран (код=0), то выбор льготы автоматически отменяется. После выбора льготы становятся доступны кнопки выбора услуг и верху над ставками льготы, появляется информация о номере льготы и что возможно его изменить нажав клавишу F7.

Период начисления льготы. В том случае если нужно определить период льготы то нужно заполнить поля с какой и по какую дату она действительна, здесь также проверяется корректность. Так если дата по которую должна начисляться льгота, будет меньше даты начала начисления, то выход из поля не возможен.

После ввода всех необходимых данных нужно нажать кнопку сохранить, информация будет занесена в БД и поля примут пустые значения для дальнейшего заполнения.

BROWSE-окна

Следующая группа окон имеет ряд общих характеристик это BROWSE-окна, открывающиеся в окне размером во весь экран, кроме двух последних строк, которые предназначены для вывода дополнительной информации - статус-строка. Все поля недоступны для редактирования, при комбинации клавиш: -выполняется процедура удаления, -процедура дополнения, -процедура поиска. Различие состоит только в отборе данных и выводимыми полями это:

Пункт меню “КАДРЫ”-“Картотека льготников” - предъявляет только тех жильцов, которые имеют льготу и выводит следующие поля: табельный номер, фамилия, период действия льготы, улица, дом, квартира, телефон, категория, номер удостоверения.

Пункт меню “КАДРЫ”-“База жильцов” – предъявляет всех жильцов и выводит следующие поля: табельный номер, фамилия, улица, дом, квартира, телефон, категория, номер удостоверения, количество проживающих.

Пункт меню “КАДРЫ”-“Ввод данных счетчика” - предъявляет только плательщиков и выводит следующие поля: табельный номер, фамилия, улица, дом, квартира, телефон, старое и новое значение счетчика и вычисляемое поле к оплате, которое автоматически рассчитывается при изменении данных счетчика и прибавляется к общей сумме платы за квартиру.

Пункт меню “КАДРЫ”-“Ввод оплаты” - предъявляет только плательщиков и следующие поля: табельный номер, фамилия, ввод оплаты, начисленную сумму за услуги, сумму по льготе, сумму к оплате, дату оплаты, остаток (задолженность) а также вычисляемое поле льготник (см. рис 12 приложения 2 стр.12).

Пункт меню “РАСЧЕТ”-“Слияние квартплаты с льготами” – предъявляет только плательщиков и выводит следующие поля: табельный номер, фамилия, сумма начислений, сумма по льготе и сумму к оплате (см. рис 16 приложения 2 стр.16).

Пункт меню “РАСЧЕТ”-“Расчет квартплаты” - предъявляет только плательщиков и выводит следующие поля: табельный номер, фамилия и суммы начислений по каждой услуге отдельно (см. рис 14 приложения 2 стр.14).

Пункт меню “РАСЧЕТ”-“Расчет по льготам” - предъявляет только льготников с учетом периода начислений и поля аналогичные описанных выше (см. рис 15 приложения 2 стр.15).

Окно помощи (HELP)

Это окно предназначено для вывода помощи для определенных окон при работе с данными по нажатию клавиши F1, а также при выборе пункта меню “ПОМОЩЬ”-“Помощь”, где дается помощь по пунктам меню и “Справка”, где дается информация для чего предназначена программа и ее краткая характеристика. (см. рис 21 приложения 2 стр. 21).

Краткий обзор Процедурного языка - FoxPro

Программа в FoxPro – это текстовый файл, содержащий набор команд, написанных в соответствии с синтаксическими правилами языка. Программа может иметь подпрограмму (процедуры), в которых помещаются часто повторяющиеся фрагменты кода, размещаемые после основного текста программы или в отдельном файле.

В FoxPro предусмотрена широкая возможность использования процедур, которые могу быть как внешними (в виде отдельных программных файлов), так и внутренними (внутри программы).

Эти средства удобно использовать для реализации некоторых одинаковых процессов обработки данных, а также вся программа может состоять из обращений к процедурам и функциям.

Кроме того, модульное программирование позволяет разработчику гораздо лучше ориентироваться в своей системе, а также сделать более эффективным процесс ее написания и отладки.

Разберем описание процедуры, функции и процедурного файла.

Подпрограмма начинается с ключевого слова

PROCEDURE

И выполняется пока не будет выполнено одно из следующих условий:

Еще раз встретят слово PROCEDURE.

Будет обноружено команда RETURN – возращение в предыдущую программу.

Будет выдана команда CANCEL –прерывание работы программы.

Будет выдана команда QUIT- выход из СУБД.

Встретится новая команда DO для запуска другой программы.

Будет достигнут конец файла.

FoxPro аналогично подпрограмме трактуется понятие пользовательской функции, которая начинается с ключевого слова

FUNCTION

и в отличии от процедуры может вернуть необходимые значения вызываемую программу.

Имеются 4 способа вызвать функцию:

Присвоить возвращаемое значение переменной. Например, следующая строка кода запоминает текущую системную дату в переменой dToday :

dToday=DATE()

Включить вызов функцию в команду. Например, следующая команда устанавливает по умолчанию каталог, имя которого возвращает функция GETDIR():

SET DEFAULT TO GETDIR()

Напечатать возвращаемое значение в активное окно:

? TIME()

Вызвать функцию без запоминания где либо возвращаемого значения:

= SYS(2002)

Для прерывания выполнения программы служит оператор

RETURN [Expression | TO MASTER | TO ProgramName]

Который возвращает управление вызывающую программу, и в ней выполняется следующая команда после вызывающей; если указана опция TO MASTER, то управление возвращается на самый верхний уровень вызывающей программы, а эта же программа с опцией TO ProgramName передает управление в указанную программу. При использовании функции команда автоматически возвращает .Т. (истина), если не указано другое выражение на месте Expression.

RETRY

Действует подобно команде RETURN, но при возвращении управления в вызывающую программу повторяется выполнение последней команды.

Встречая обращение в процедуре, Fox Pro ищет ее в следующей последовательности:

1.в текущей процедуре;

2.в процедурном файле, если он подключен;

3.снизу вверх в старших процедурах относительно текущей, если они есть;

4.на диске в виде отельной программы.

Обращение к процедуре выполняется команды

DO [WITH ][IN ]

В процедуру могут быть переданы и из нее получены некоторые величины, указанные в списке параметров после слова WITH. Этими величинами могут быть не только переменные и константы, но любые разрешенные выражения. В таком случае первой командой в вызываемой процедуре должна быть команда, воспринимающая их:

PARAMETERS

Процедурный файл

Множество внешних, обычно “родственных” процедур иногда удобно объединить в один процедурный файл, (также типа PRG), который вызывается (загружается в память) командой

SET PROCEDURE TO

Только после этого можно командой DO вызывать из него отдельные процедуры (в данной программе имя процедурного файла FUNC.PRG)

В каждый момент может быть открыт только один процедурный файл. Чтобы его закрыть, нужно использовать команду SET PROCEDURE TO без параметров.

Техническое описание работы программы

В приложении используются семь внешних процедур. т.е. 7 файлов типа .PRG из них один процедурный. Краткая характеристик каждого из них:

MENU.PRG-главный программный файл (приложение 1.1)

FUNC.PRG-процедурный файл (приложение 1.2)

OPEN.PRG-файл открытия БД (приложение 1.3)

BAZES.PRG-файл BROWSE-окон (приложение 1.4)

ADD_DEL.PRG-файл дополнение и изменения данных (приложение 1.5)

RAS.PRG-файл расчетов квартплаты, льгот и их слияния (приложение 1.6)

OTCHET.PRG-файл формирование отчетов (приложение 1.7)

При старте программы запускается главный файл, т.е. файл MENU.PRG, который будет запускать работу всей информационной системы, он состоит из следующих блоков:

Блок установочных команд SET определяющих параметры конфигурации рабочей среды;

Открытие баз данных и необходимых индексных файлов;

Определение глобальных переменных, массивов и их инициализация;

Определение и описание окон;

Описание и активизация работы главного меню для выбора основных вариантов работы системы и передача управления соответствующим программным файлам или подпрограммам;

Закрытие баз данных и выход из СУБД.

Сейчас рассмотрим работу приложения в той последовательности, как она выполняется по шаговом выполнении каждого кода в окне трассировки. Для чего, при чтении данной главы целеобразно запустить среду FoxPro, открыть в окне трассировки файл MENU.PRG в режиме пошагового выполнения, либо обращаться к приложению 1, где прилагаются распечатки файлов программ

В первых строках файла MENU.PRG с помощью команд SET устанавливается операционная среда:

Отключение макросов

Установление даты

Запрет отображения на экране записей помеченных на удаление

Отключение статус-строки и т.д.

Далее определяются и загружаются в память цветовые схемы, которые используются для раскраски окон и некоторых областей внутри них.(SET COLOR OF SCHEME). Подключается процедурный файл (FUNC.PRG), командой ON ERROR и функцией ERROR() определяется анализ возможных ошибок в программе.

Далее вызывается процедура находящаяся в файле OPEN.PRG (см. прилож. 1.3 стр. 1) для открытия БД. Здесь проверяется наличие баз на диске и если их нет, то они создаются с помощью языка SQL, при этом в БД HELP, которая состоит из одного MEMO-поля, копируются текстовые файлы помощи. Если базы уже созданы ранее, то они открываются в заданных областях вместе со структурными индексами, которые содержат TAG’и для связи БД и систематизированного предъявления данных:

БД (База жильцов)

TAG-tab – индексирование по полю табельного номера, для связи с БД ставок (TABLE_R.DBF).

TAG-fam – индексирование по полю фамилии, для поиска командой SEEK.

TAG-n_lg – индексирование по полю номера льготы (код), для связи с БД льгот (LGOT.DBF).

TAG-date – индексирование по полям периода действия льготы (dat_c,dat_po), для расчета сумм по льготникам, рассчитываются только те льготники, у кого период входит в текущую дату и кто не имеет периода действия льготы.

TAG-lgt – индексирование по полям адреса, с условием, что предъявляться будут только жильцы, имеющие льготу.

TAG-ord – индексирование по полям адреса, с условием, что предъявляться будут только те жильцы, кто платит за квартиру.

TAG-adrr – индексирование по полям адреса и табельного номера, для связи с БД начислений (OPLATA.DBF), а также это главный TAG при просмотре данных.

БД

Похожие работы:

  1. • АРМ бухгалтера-расчетчика
  2. • Бухгалтерский учет основных средств в ООО "Мебельная ...
  3. • Организация предприятия
  4. • Учет и анализ оплаты труда на Юргинском ...
  5. • Отчёт по производственной практике (на предприятии ОАО "ГАЗ")
  6. • Аудит расчетов с работниками по заработной плате
  7. • Общая характеристика комплексной конфигурации ...
  8. • Аудит соблюдения трудового законодательства и ...
  9. • Управление поведением персонала в организации
  10. • Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда
  11. • Организация аудита расчетов по оплате труда
  12. • Аудит расчетов по оплате труда
  13. • Аудит расчетов по оплате труда
  14. • Маркетингові дослідження на підприємстві
  15. • Анализ системы бухгалтерского учета по расчетам с ...
  16. • Особенности учета оплаты труда на ЮЗЭС филиала ОАО ...
  17. • Внемашинное информационное обеспечение маркетинга
  18. • Информационные системы
  19. • Порядок исчисления единого социального налога и его ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com