Теория сознания- как одно из основных направлений философии, является юным созданием, приобретением человечества. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, обладающий иными законами, нежели природная реальность. Тема сознания как совершенно особой сферы бытия впервые звучит в знаменитой “ Исповеди” религиозного мыслителя раннего христианства Августина Блаженного. Но особенно подробно идеи теории сознания начинают развиваться в конце 19 века начале 20 века. Возникает учение “ феноменология” , которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает его отличающимся от внешнего мира.
Самая большая загадка на свете, над которой веками бьются лучшие умы человечества, это загадка сознания. Казалось бы, сознание- вещь наиболее нам близкая, потому что им обладает каждый, но нередко именно самое близкое обнаруживает себя как непонятое. Обратившись внутрь сознания, мы сразу попадаем в какое- то другое измерение действительности, на которое обычно совсем не обращаем внимания, чисто практически пользуясь его проявлениями и плодами. С того момента в раннем детстве, когда в нас пробуждается сознание, мы смотрим на мир только сквозь него как через хорошо промытое стекло и не замечаем его так же как воздух, которым дышим. Внимание к сознанию возникает лишь в тех случаях, когда что- то на нашем “внутреннем стекле” начинает нам мешать и беспокоить, возникают царапины из сомнений, неясностей, неуправляемых чувств. Для западной культуры, к которой мы так или иначе принадлежим, не характерно внимание к внутреннему миру. Страстное стремление во вне, покорять и переделывать действительность делает людей слепыми в отношении собственного сознания, и для многих оно всю жизнь остается “ неизведанной землей”. Давайте проведем небольшой опыт. Если посмотреть внимательно на какой-нибудь предмет, например на цветок, и отвернувшись, постараемся его представить. Мы получаем образ, который порой называют единицей сознания. Те черты, отличие между образом и реальным цветком, будут характеристиками идеального, того самого качества, которым обладает наше сознание по сравнению с внешним миром. Во-первых, идеальный образ принадлежит самому субъекту. В принципе, мы можем в своем воображении перекрасить цветок из красного цвета, в синий. Значит, выражаясь философским языком, идеальный образ субъективен по способу своего бытия. Однако, этот образ реального цветка на реальном подоконнике, и эту реальность мы можем подтвердить для себя как прикоснувшись к цветку, так и получив свидетельство других людей о том, что это не галлюцинация. Стало быть, содержание образа, как конкретно существующий цветок, достаточно объективно. Образ свидетельствует о том явлении, которое есть независимо от нас. Впрочем, в идеальных образах бывает разная степень объективности и субъективности. Даже вместе глядя на один и тот же предмет, люди могут видеть его по разному, то есть у них рождаются разные субъективные образы. Отображая зрением объективные вещи, мы понимаем, что они находятся вне нас, но все равно мы видим их по своему, и когда воссоздаешь образ, отведя взгляд, то особенно это заметно. Субъективность образа может играть с нами разные злые шутки, когда в сумерках мы принимаем пальто и шляпу на вешалке за стоящего человека или когда до хрипоты спорим о том, красив или некрасив наш общий знакомый.
Вторая существенная черта идеального образа, прибывающего в нашей голове, это то, что он не обладает физическими и химическими характеристиками. Пощупать реальный цветок мы можем, а тот, который живет в нашем сознании- никак. Идеальные образы незримы, неощутимы, они не являются частью нашего организма, имея совсем другую природу. Будучи невещественным, образ не имеет пространственных координат. Способность идеального отображения реальности предполагает такую черту сознания, как его двойственность. Кроме образа внешнего мира, у каждого из нас есть еще представление о собственной субъективности: образ “я”. У одних он более смутный, у других более яркий и отчетливый, однако каждый человек имеет то, что называют самосознанием. В самосознании мы переживаем и осознаем себя как субъекта активности, как деятеля и как такую уникальную форму в мире, от которой мы и отсчитываем все другие определения действительности. Живущее внутри нашего тела идеальное “я” становится тем пунктом, относительно которого выстраивается вся картина мира, начиная с геометрической: “право и лево, низ и верх” мы отсчитываем от себя, и лишь потом переносим на абстрактные карты, будь то карта Земли или карта Вселенной. Пробуждение сознания выводит человека из слепого и бессмысленного бытийствования к осознанному существованию. Самосознание выделяет нас из окружающей среды, из того фона, на котором развертывается наша жизнь. Камни тоже существуют, и деревья существуют, но они не знают об этом. Даже животные, обладающие психикой и порой достаточно развитой, не могут быть ровней людям, потому что не наделены самосознанием. Знают мир, но не знают себя, сливаются с непосредственным потоком ощущений и не способны сформировать отчетливое внутреннее ядро, подобное нашему “я”.
Возникновение самосознания означает появление субъективного времени. Только для человека существует прошлое, настоящее и будущее как особые, отдельные друг от друга внутренние состояния, разные временные модусы. Только он способен погружаться в море воспоминаний или витать в розовых мечтах, отрываясь от текущей жизни. Благодаря субъективному времени, выводящего нас за рамки настоящего момента, мы имеем сознание истории нашей жизни, сохраняем единство собственной личности, как бы она не менялась от детства до старости.
Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости. Знаменитый мыслитель 17 века Блез Паскаль писал: “Человек- самое ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не надо вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умертвления достаточно небольшого испарения одной капли воды. Но пусть Вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть. Вселенная же не ведает своего превосходства над человеком”. Самосознание человека становится особенно ясным и отчетливым, когда он специально обращает внимание на свой внутренний мир, делает его предметом анализа. Такой анализ называют рефлексией, а людей, погруженных в процесс самопознания- рефлектирующими.
Но при каких условиях существует и как возникает идеальный мир сознания?
Первый факт, который, как говорится, лежит на поверхности, это факт связи нашего сознания с головным мозгом. Конечно мыслит не мозг, а сам человек. Именно он, движущийся, действующий, ощущающий мир всеми частями организма, обладает сознанием и выделяет себя из фона окружающей среды. И все же главный “диспетчерский пункт” человека и главная “мастерская по изготовлению образов и мыслей” – это мозг. У человека это сложный высокоразвитый орган обладающий гигантскими возможностями и превосходящий по всем свойствам любой компьютер, из ныне существующих. Связь сознания с развитыми мозговыми структурами подтверждена всей историей науки, открывшей, что именно усложнение мозга позволяет живым существам переходить к более сложным формам поведения и представлений о мире. Значит мы можем утверждать, что идеальный мир сознания обусловлен наличием высокоорганизованной мозговой ткани.
Однако, наличие здорового человеческого мозга, помещенного в здоровом теле, еще не гарантирует того, что искра сознания непременно вспыхнет, и человек приобретет самосознание и ясный, богатый внутренний мир. Если маленького ребенка, ум у которого едва стал развиваться, оставить среди животных, то из него вырастит существо, напоминающее человека лишь физиологическим строением, но полностью лишенного сознания. Сознание можно развить только в условиях человеческой культуры. Нормальный младенец лишь тогда постепенно приобретет понимание себя и окружающей действительности, когда с ним постоянно обращаются по- человечески в прямом смысле слова. Сознание пробуждается в коммуникации, во взаимодействии с живыми людьми- носителями культуры и разума. Вот почему ребенок, растущий в семье с мамой и папой, братьями и сестрами развивается лучше и быстрее, чем тот, который предоставлен сам себе большую часть времени. Развитие и функционирование сознания требует активной вовлеченности ребенка в человеческий мир, со всеми его особыми законами. Если сравнить сознание с горящим пламенем, то можно сказать, что культура и общение- это топливо, которое поддерживает горение и не дает ему угаснуть.
В наши дни развитию сознания помогают: литература, телевидение, электронная техника. Когда мы читаем, смотрим либо играем, то мы вступаем в своеобразное общение авторами книг, фильмов, игр. Это важное средство саморазвития, но они односторонни, так как не ведем прямого диалога. Поэтому основой развития сознания сейчас, как и в былые времена остается живой контакт, несущий все богатство человеческих отношений и позволяющий освоить не только мысли других людей, но и чувства, не только увидеть, но и ощутить чужую субъективность, ее присутствие, получить не только знания, но и нравственные навыки.
Но понимание условий, при которых сознание есть, наличествует, функционирует, еще не дает нам ответа на вопрос о его происхождении. Почему возникло сознание? А может, оно и вовсе не возникало, а было всегда? На этот вопрос в истории философии есть две противоположные точки зрения.
Одна точка зрения, достаточно сильная и влиятельная, в нашем 20 веке, да и во второй половине прошлого столетия, гласит, что сознание- результат развития природы. Эту точку зрения называют естественнонаучной. Согласно ей вечно и нерушимо существует вещественный, материальный мир, мир планет и астероидов, черных дыр и электромагнитных бурь. В соответствии с непреложными космическими законами он то разрушается, то воссоздается, руководимый неразумными физическими силами. В ней действует закон энтропии, подчиняясь которому все сложное со временем становится простым. Откуда взялось в таком мире сознание, представить действительно трудно. Предполагается, что в нем все же идут какие-то таинственные процессы самоорганизации. То там, то здесь на необъятных просторах Вселенной как бы случайно физическая материя усложняется настолько, что порождает жизнь. Ну а жизнь, борясь за саму себя с превосходящими ее силами слепой природы, вырабатывает сознание, как орган приспособления. Собственно, к этой идее подводит нас Дарвинская теория эволюции. Об этом говорит и Марксистская философия, и естественнонаучный позитивизм. Да, сознание- иное качество, но оно лишь следствие тех процессов, которые идут в бессознательной природе.
Другая точка зрения, выраженная целым веером различных учений, состоит в том, что сознание – не результат развития природы, напротив оно- первейшая основа действительности. Сознание стоит у истоков всякой проявленной реальности. Оно- изначально, оно было до всего вещественного, материального, и помогло физическому миру возникнуть. Именно мудрым вселенским планом Сознания Духа предусмотрено то, что растения и животные устроены целесообразно, и взаимосвязанность физических законов, и возникновение органического человеческого сознания- все это звенья божественного замысла. Тайна нашего обычного сознания- в его неземном и неприродном происхождении, в его надчеловеческой сути. Именно поэтому сознание нельзя изучать так же, как изучаются природные предметы. Оно- иное, и неизмеримо сложнее. Его внутренние богатства неисчерпаемы, так как через наше сознание мы связаны с высшими структурами реальности, с духовным источником Вселенной. Необходимо отметить, что вторая точка зрения обычно именуется “идеализмом”. Слово “идеализм” подчеркивает, что идеальное- важнейшая характеристика сознания- становится во главу угла.
Наиболее интересно то, что окончательного ответа на вопрос, откуда же появилось сознание, так и нет. Материалисты и идеалисты не одно столетие ломают копья по этому поводу. Факт тот, что за последних два столетия появилось много философских школ и направлений, которые вообще оставляют эту тему в стороне, стараясь изучать наш обычный житейский опыт, а не понятие “дух” и “материя”, “сознание” и “природа”.
Чтобы рассмотреть свойства сознания как особого неординарного явления, и похожего, и непохожего на внешний мир, нужно обратиться к своему собственному опыту, внутреннему миру. И что же мы там найдем? А найдем мы там и образы действительности и образы воображения, слова, выражающие понятия разной степени общности, эмоции, волевые импульсы и способность рассуждать, а так же другие внутренние реалии, которым порой не всегда подобрать имя. Важно, что все эти составные существуют не сами по себе, а увязаны в сложное динамическое единство, подвижное, изменчивое и в то же время целостное. Это- идеальная действительность, образующая бесконечно богатый мир, нашу внутреннюю Вселенную.
Эта внутренняя Вселенная вовсе не похожа на тихую зеркальную гладь, просто отражающую то, что находится вне ее. Она мощно привносит собственную природу.
Наше сознание активно. Оно совсем не замечает “все подряд”, потому что, ее лишь “все”, то , оказывается, не видишь ничего. Каждый образ, который мы непосредственно наблюдаем, выделен нами из общего фона, на котором он вырисовывается. Так художник обнаруживает тончайшие оттенки красок, которые не видит человек не искушенный в живописи. Сознание избирательно. Оно отображает действительность под определенным углом зрения. Мы создаем, замечаем и сохраняем образы того, что для нас значимо, интересно, что имеет смысл.
Смысл- совершенно особая характеристика сознания. Он указывает на то, что действительность небезразлична нам. Он как чуткая стрелка, которая колеблется каждый раз, когда наше “я” вступает в такие отношения с реальностью или с самим собой, которые не просто “есть”, а “значат”. Образно говоря, смысл присутствует, если мы схватываем, “что к чему”, если в нас есть понимание, зачем существует та или иная вещь, то или иное переживание. Можно сказать, что на объективную внешнюю реальность мы всегда смотрим через подвижную сеть человеческих смыслов. Для разных людей, как и для разных культур одна и та же вещь может иметь совершенно разный смысл. Так, для грамотного и для неграмотного смысл такого предмета, как книга- различен. Или смысл старинной иконы: верующий молится перед ней, а спекулянт втридорога их продает и т. д..
Итак, сознание всегда остается и находится в состоянии смысловой активности и избирательности. К тому же оно обладает еще одним особым свойством- способностью “иначе- действия”.
В объективном мире существуют динамические и статистические законы. Динамический закон- это когда каждый предмет без исключения подчиняется одному и тому же правилу. Например, любые вещи, будь то железная кувалда или пушинка, все равно притягиваются к земле и падают. Статистический закон- это закон больших чисел, когда из множества колебаний и отклонений складывается единый ход вещей. Примером статистической закономерности могут быть законы Менделя, регулирующие наследственность. У брюнетки и блондина могут родиться как светловолосые, так и темноволосые дети, но вероятность рождения тех или других определяется некоторой устойчивой пропорцией.
Иное дело- сознание. Оно может выбирать, действовать иначе. Оно обладает свойством свободы. Сам человек порой не замечает, какую штуку он учудит в следующий раз, какой фортель выкинет. Сознание как- бы вырывается из-под груза необходимости, перебирает варианты, останавливается на том, который само считает важным, лучшим, значимым. В каком бы трагическом, бедственном положении не находился человек, у него всегда остается одна последняя свобода; свобода сознательно отнестись к ситуации. Можно, находясь на поле боя, умирать от страха, а можно так к нему отнестись, чтобы перебороть его. Все зависит от того, что ты выберешь, как решит твое “я”, твое сознание. Никакой фатальной предопределенности здесь нет.
Наличие у человека свободы воли, способности сознательного выбора, делает его существом универсальным. К. Маркс заметил когда-то, что если животные творят только по меркам своего вида, то человек может творить по законам красоты. Это возможно благодаря тому, что люди не забиты в колодки своего генетического кода, они поднимаются над биологической необходимостью и сами выбирают, какими им быть и как поступать. Эта свобода, конечно не абсолютна. Есть много разнообразных “необходимостей”, которые давят на человека: материальные нужды, социальное устройство и т. п.. И все же, эти все вместе взятые необходимости не могут задавить свободы сознания- неотъемлемой черты человеческого бытия.
Уникальное качество внутренней свободы позволяет человеку воспарять над узостью и буквальностью того мировосприятия, которое обеспечивают нам органы чувств. Из определенной точки пространства мы всегда видим только переднюю часть вещи. Для того, чтобы видеть ее как целое, мы должны не только обойти ее с другой стороны, а произвести своим сознанием определенную работу, в которой объединим обе стороны в единое целое. В реальной жизни мы, как правило, не бегаем вокруг предметов, потому что наше сознание, обладая некоторым опытом, само дорисовывает видимую часть до целого.
Мы не привязаны только к первому плану, а свободны домыслить, вообразить его продолжение, перебирая в своем сознании возможные варианты. То есть каждая вещь как бы имеет свой “горизонт”. Понятия “горизонта” и “горизонтности” введено в 20 веке философской феноменологией. Нам никогда не дан “мир как целое”. Представление о целостности мира может возникнуть только благодаря тому, что наша свобода позволяет видеть действительность как совокупность убегающих вдаль горизонтов, содержание которых мы угадываем и предполагаем благодаря полету фантазии.
Но свобода воображения выражается не только в “горизонтности” мира, она участвует в создании целей- важнейших составных человеческой деятельности. Цель- это образ желаемого будущего. Не какого-нибудь, а именно желаемого, такого, к которому мы стремимся. Ставя перед собой цель, человек всегда “отлетает от реальности”, преодолевает ее ограниченность и косность, расширяет ареал возможного. Все, что создано человеческой культурой, было первоначально целями- образами сознания, идеальными конструкциями, которые взывали к своему воплощению. Действительно, в природе нет ни домов, ни автомобилей. В ней отсутствует письменность. Вещи, служащие человеку, это реализация его собственных целей. Чтобы желаемое воплотилось, цель должна быть отчетливой и ясной.
Целостное, целеполагающее, свободное сознание далеко не всегда обладает той прозрачностью и ясностью, которая долгое время считалась его основным качеством. У него есть туманные, затемненные пласты. Дело в том, что сознание- не только логика, не только разумные рациональные рассуждения, но и наши переживания. Вряд ли можно закрыть на них глаза и сделать вид что они не присущи человеку. Когда человек переживает радость влюбленности, он не занят в это время строгим логическим образом своего состояния, не рефлексирует на него. Точно также его восхищение любимой не дает ему абсолютно здраво и объективно- холодно взвешивать ее положительные и отрицательные качества. Всякая захваченность чувством создает особый режим работы сознания, можно сказать, что оно находится тогда в нерефлексивной фазе. Рациональный анализ нередко возникает лишь потом. Его примером является “остроумие на лестнице”, когда человек сначала эмоционально отзывается на какое-нибудь замечание, и лишь позже, поостыв, разбирается, что к чему и как надо было бы “по уму” ответить.
Сознание, имеющее ясный логический “фокус”, со всех сторон окутано туманными слоями нелогического, смыслового переживания, страстями, желаниями, которые “прожектор- разум” время от времени направляет свой мощный пронзительный луч. От сознания нельзя также отъединить волю, которая и совпадает, и не совпадает с ним. Воля- это как бы энергетическая сторона нашего сознания, способность реализовывать наш свободный выбор и доводить начатое дело до конца.
И, наконец, сознание постоянно соприкасается и взаимопроникает с бессознательным. В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская школа психоанализа, которая специально занимается отношениями между сознанием и сферой Бессознательного. Бессознательным называют то, что достаточно редко попадает под рационально- логический “луч”, остается за гранью опознавания. Бессознание включает в себя механизмы регуляции организма, наших движений и действий, содержит стереотипы поведения, которым мы привычно следуем, эмоционально- ценностные установки. Оно выступает вместилищем того, что мы по разным причинам желаем забыть. Между сознанием и Бессознательностью, тем не менее нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот внутренний мир, которым обладает каждый из нас.
Перспективы, которые открывает для нас внутренний мир, огромный, и в чем-то превосходят те возможности, которые дает нам внешняя действительность со всей ее наукой и техникой.
Как мы уже отмечали, наше сознание не дублирует того, что есть во вне, оно версия, интерпретация, и каждый внутри себя волен строить такие “возможные миры”, какие ему заблагорассудится. Разумеется, когда мы выныриваем из области мечтаний и грез и возвращаемся к общению с другими людьми, мы должны корректировать свое представление о реальности с представлениями других людей, чтобы не прослыть “чудиками”, летающих в облаках, но пока мы остаемся внутри своего “я”, на почве идеального, мы можем достаточно произвольно строить “параллельна действительность”.
Сознание интересно тем, что в одно мгновение мы преодолеваем гигантские пространства и периоды времени, можем отбыть в свое младенчество или наглядно представить собственную старость, посетить разные исторические эпохи.
Бывают люди, которые в своей обыденной жизни по большей части живут не настоящим, не текущим моментом, а прошлым или будущим. Прошлым чаще живут престарелые люди, которые как бы навсегда остались в своей молодости и до сих пор продолжают печалиться и радоваться радостям давно минувших дней. Настоящее для них всегда хуже прошлого: и солнце тогда было ярче, и сахар слаще, и жизнь веселее. Но есть природа и мечтателей, которые, несмотря на возраст, упорно ожидают хорошего от будущего. Настоящего они как бы и не замечают: вот когда разбогатею, тогда и заживу… . Многие современные психотерапевты считают, что такое увлечение лишь одним из модусов субъективного времени очень вредно для человека. Полностью уйдя в прошлое или будущее, он не замечает реальной жизни, теряет важные сиюминутные переживания вместе со всеми хранящимися в них возможностями. Человек и потому человек, что обладает памятью и проекциями на будущее, он не может настолько погрузиться в мгновение, чтобы совсем забыть о “завтра” и “вчера”. Проблема в другом; важно так сбалансировать составные своего внутреннего времени, чтобы они находились в гармонии.
Наше сознание позволяет нам не только вспоминать, что происходило на самом деле, но и создавать варианты событий. Нередко это имеет негативное явление или проявление: человек не сознательно идет на обман, а как бы малость привирает, приукрашивая свою роль в каких-то ситуациях. Но это вариативность воспоминаний может иметь и положительный эффект. Психотерапевты утверждают, что если с человеком произошло несчастье, оставившее в его памяти тяжелый след, то он может избавиться от болезненных воспоминаний, мысленно переиграв ситуацию.
По мнению многих религиозных деятелей, философов и современных психологов, сознание не замкнуто в себе самом, а имеет прямой выход в сферу Мирового Разума или Космического сознания. Чтобы подключиться к универсальному энерго-информационному полю , нужно идти не вовне, а внутрь. Не космическая ракета, а занятия медитациями, не устная работа с сознанием, погружение в глубинные слои внутреннего мира позволяют нам установить контакт, если не с Богом, то по крайней мере, с “тонкими мирами”, с духовной иерархией бытия, которые не даны органам чувств и житейскому разуму. Таким образом, сознание раскрывает себя как действительно особая реальность, где отсутствуют земные барьеры и через которую можно соединиться с духовным началом всего мироздания.
Однако, вернемся к обычной повседневности, где сознание существует не само по себе, а со всех сторон укутано в материальные, вещественные покровы, воплощено в таких внешних формах, которые делают его доступным для чувственного восприятия. Одной из такой формы выступает язык, речь слова, которыми мы пользуемся в общении. В сознание другого человека проникнуть без языка, очевидно нельзя. Мы всегда видим Другого - извне, как видим любой не обладающий сознанием предмет, и не в состоянии заглянуть за поверхность его лба, в его мысли. Непосредственно зная свой внутренний мир, мы можем по внешнему поведению человека, по его мимике и жестам заключить, что его сознание такое же, как и наше, но мы не можем знать это с определенностью, пока Другой не заговорит и не выразит свои мысли вовне. Язык- это вещественный носитель сознания, способ его выражения, передачи другим. Без языка, который твердо фиксирует в словах отдельные мысли, наше мышление было бы аморфным, растекалось, одни идеи и образы переливались в другие, и ясность, отчетливость стала бы невозможной.
Язык- это система знаков, которой пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак- это некоторый предмет, который указывает не на самого себя, а на что-то другое. Обычно предмет указывает сам на себя, на собственные функции, на предназначение.
Языковые знаки- слова- указывают не сами на себя, а на стоящий за ними смысл. Когда говорят “красное”, то мы мысленно видим цвет, который стоит за словом. Когда говорят “идти”, то мы понимаем, что нужно идти. В естественных языках, которых на Земле великое множество, звучание слов и их смысл склеиваются в единое целое на протяжении очень долгого времени и постепенно. Этот процесс уходит в глубь веков, и для каждого вновь родившегося члена сообщества язык, на котором он учится говорить, это нечто естественное и непреложное.
Исторически человеческие языки возникли потому, что сфера общения людей не ограничивалась только биологическими инстинктами. Животным достаточно тех биологических сигналов, которые заложены в них матушкой – природой. Звуками, запахами они сообщают друг другу свои звериные новости, которые вертятся вокруг все тех же биологических потребностей. А вот человеку, который стал создавать мир культуры, очень нужно оказалось средство для беседы. Тут без новой системы знаков никак не обойтись! Так в попытках выразить внебиологическое, собственно-культурное содержание и рождалась человеческая речь.
Впрочем, язык никогда не был только способом общения с другими, самовыражения и хранения информации. Он с самого начала стал и средством понимания мира. На внутреннюю и внешнюю действительность мы как бы накладываем сеть из слов, фраз и предложений, и потом обращаем внимание в первую очередь на то, что выражено в языке. Нам трудно размышлять о вещах, для которых в нашей речи не осталось больше слов. Язык выражает непосредственно наше ведение мира: что в нем нас притягивает, а что не удостаивается внимания.
Крупнейший немецкий философ 20 века Мартин Хайдеггер говорил, что язык- это дом Бытия. Человеческое бытие живет в языке и самом себе через язык понимает. Вот почему задача точного перевода с одного языка на другой совсем не проста, особенно там, где речь идет о сложных художественных и философских произведениях. Другие реальности повседневной жизни и другой набор слов делают некоторые вещи практически непереводимыми.
Формируя словесную модель мира, язык создает трудности не только для тех, кто принадлежит к разным народам и говорит на разных наречиях. В одни и те же слова люди вкладывают разный смысл даже тогда, когда они говорят на одном языке и постоянно беседуют. Мы из жизни знаем много случаев, когда нас не понимали и придавали нашим словам совершенно другое значение. Дело в том, что слова не только открывают стоящий за ним смысл, но и скрывают его. Чтобы понять друг друга, нужно продолжить общение и без лишних эмоций выяснить, что же имел ввиду каждый участник беседы.
И, в заключении, мне бы хотелось сделать определенные выводы, сказать, что сознание- это самая большая загадка на свете, над которой бьются лучшие умы человечества. Сознание помогает нам видеть внешнюю и внутреннюю действительность, ощущать мир. Сознание имеет такую характерную черту, как его двойственность. Кроме образа внешнего мира, у каждого из нас имеется еще и представление о собственной субъективности: образ “я”. И называется он самосознание. Он выделяет нас из окружающей среды, дает нам понимание своей уникальности, индивидуальности, неповторимости. Не будет у нас самосознания, нас можно было бы сравнить с животными, которые обладают психикой, но не наделены самосознанием.
Сознание отражает действительность. Мы создаем и сохраняем образы того, что для нас значимо, что имеет смысл. Смысл указывает на то, что действительность не безразлична нам. Для меня смысл, как мне кажется- это сама необходимость жить.
В жизни у каждого человека есть своя цель- важнейшая составная часть человеческой деятельности. Именно, что мы желаем, к тому мы и стремимся. Цель- это образ будущего. Она показывает нам то, что нет, не существует. Сознание нам интересно тем, что каждый внутри себя способен строить “всевозможные миры”, какие только нам не заблагорассудится. В одно мгновение мы можем преодолеть гигантские расстояния и периоды времени, представить свою старость, посетить разные эпохи. В обычной жизни сознание существует не само по себе, а воплощено в таких формах, которые делают его доступным для чувственного восприятия. Одной из такой форм является язык, речь, слова, которые мы используем в общении. В общении, мы познаем друг друга.
Для нас, как для юристов, тема теории сознания особенно значима. В первую очередь, мы должны быть психологами, развивать свое сознание, познавать всегда и повседневно внешнюю и внутреннюю действительность. Для успешного раскрытия преступлений, нам не достаточно вдеть только внешний образ правонарушителей, а необходимо познать их внутренний мир. Прежде всего это, в первую очередь, достигается в общении с правонарушителями и преступниками. Чтобы достичь желаемого результата и раскрыть преступление, нам необходимо построить вопросы подозреваемому так, чтобы услышать правду. При расследовании же неочевидных преступлений, мы должны логически мыслить, строить версии кто и как мог совершить это преступление. Иногда, не прибегая к общению, возможно раскрыть преступление, например, при производстве обыска мимика, выражение лица, настроение подозреваемого выдают его, что в том или ином месте находится краденное, либо средство и орудия совершенного преступления.
Вообще же философское значение способствует формированию и развитию собственного взгляда на мир, на общество, на человека. А для работников правоохранительных органов сознательное отношение к этим проблемам профессионально необходимо.