Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношение к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм, романа Лермонтова- это гордая1, 0мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своих сил, а потому и обречена на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, и составляет основной идейный смысл романа "Герой нашего времени".
Вслед за Пушкиным1 0Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного молодого человека своего времени."Герой Нашего Времени, милостивые государи1, 0мой1 0точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, "- пишет сам Лермонтов.
Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина.
Так кто же этот Печорин?
Ответ дает Белинский: "Печорин- это Онегин нашего времени". Несходство их между собой "гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, "язвительно злословил"в присутствии своих соперников. А "когда хотел уничтожить он соперников своих", то не останавливался и перед дуэлью. Оба они скучают, оба отрицательно относятся к свету и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут.
Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин "скучает", то Печорин "глубоко страдает", по словам Белинского.
Печорин- это характер более глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных котрабандистов", мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет "из любопытства". Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни.
Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее.
Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! "
Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.
Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.
И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию.
Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют определенные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживания главного героя. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа.
Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов. Это трагедия "лишних людей", "умных ненужностей". После Пушкина и Лермонтова тема "лишних людей" стала в русской литературе XIX века традиционной.