А. Н. Островский - драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра. Его пьесы очень разнообразны в жанровом отношении. Преимущественно это комедии, но комедии критичные, вскрывающие социальные пороки. Автор делает это легко, ненавязчиво, в его произведениях присутствует очень тонкая сатира. А. Н. Островский в своих произведениях с поразительной точностью передает колорит эпохи.
Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назвать его непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи его пьес предстают перед нами как живые, с яркими, рельефными характерами. Каждое слово, сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показывает его с другой стороны.
Особое внимание писатель придает фамилиям своих персонажей, они неслучайны. Как правило, они глубоко продуманы автором и часто используются им для характеристики героев. Именем и фамилией как бы сразу заявляются основные черты персонажа: Гневышев, Лютов, Баклушин, Кручинина. Многие фамилии у Островского образованы от названий зверей, птиц, рыб с ярко выраженным отрицательным значением. Они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский глуп, как баран; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.
Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мастером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит. Особенно, на мой взгляд, это важно для комедии. Проиллюстрировать свою точку зрения я хочу с помощью примеров из комедии “Свои люди — сочтемся!” и драмы “Гроза”.
“Свои люди — сочтемся!” затрагивает очень многие проблемы, современные даже сейчас. Характерным является то, что в пьесе нет лишних персонажей, каждый выражает какой-либо тип, его изображение направлено на осмеяние какого-либо из человеческих пороков. Мастерство автора позволяет передать не только характеры, но и внутренний мир героев, их душевное состояние. Как много мы можем сказать о Липочке уже после первого же ее монолога! С первых же ее фраз мы можем судить о том, насколько примитивно ее сознание, пуста ее душа. Перед нами предстает весьма поверхностный, безнравственный, эгоистичный человек.
И буквально в этом же монологе заявлена проблематика пьесы.
Липочка судит о людях исключительно по их внешнему виду. Какое восхищение вызывают у нее “и усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками”. Ее гораздо больше привлекают нарядные, бездушные куклы, чем настоящие люди. Да и сама она такая же кукла, у которой нет ни чувств, ни мыслей.
А с каким восхищением Липочка рассказывает Устинье Наумовне о своих нарядах. Автор сумел передать это настолько ярко, живо, что читатель, как наяву, может представить себе Липочкины туалеты: “…подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных — это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом, — это семь; три атласных да три грогроновых — это тринадцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинерояле-вых...”. Эти слова звучат для главной героини, как музыка, как магическое заклинание. Для нее нет ничего приятнее этих слов.
Автор также создал великолепный комический образ Ризположенского. Одна только фраза: “Я рюмочку выпью”, которую он повторяет на протяжении всей пьесы, дает настолько колоритную и исчерпывающую характеристику герою, что совершенно не обязательно далее подробно описывать жизнь этого персонажа, его поступки. Читателю сразу все становится ясно.
Но, безусловно, самое значимое произведение Островского — драма “Гроза”. Здесь с помощью художественных средств писатель сумел передать драму главной героини, охарактеризовать героев, создать картину того времени. Образ Катерины нарисован ярко и живо. Главная героиня говорит, красивым, образным народным языком, ее речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины, как в капле воды, отражается весь ее богатый внутренний мир. В речи персонажа даже проявляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствием Островский относится к Катерине, и как гневно, резко он обличает самодурство Кабанихи.
Пьесы Островского очень сильны по воздействию на читателя, зрителя. Комизм ситуаций, драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удается не каждому писателю.
Друг А. Н. Островского С. В. Максимов рассказывал о первом представлении “Грозы”: “Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в той сцене, когда Катерина, терзаемая угрызениями совести, бросается при всем народе в ноги мужу и свекрови, каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал: “Это не я, не я: это — Бог”. Только истинный художник может создать такие великолепные, красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способен сказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, не прибегая к какой-либо иной дополнительной характеристике.