ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
Большинство правовых норм рассчитано на непосредственную их реализацию в различных формах в правомерном поведении субъектов права. Но имеются правовые нормы иного рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своему характеру не могут возникнуть у конкретных лиц только благодаря их собственному желанию и воле, только благодаря их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом отдельном случае требуется издание уполномоченным органом государства (судом, административным органом и т.п.) властного индивидуального акта, предписания индивидуального характера, касающегося конкретного лица (приговор, решение суда, акт регистрации брака). Такая деятельность органов государства называется применением права.
Применение права либо предшествует возникновению правоотношений, либо обеспечивает их реализацию. Без предписаний индивидуально-конкретного характера, исходящих от компетентных органов государства, нельзя иногда устранить возможные препятствия при осуществлении права, а также применить меры государственного принуждения (санкции) к нарушителям предписаний правовых норм.
Таким образом, потребность в применении норм права для реализации содержащихся в них предписаний возникает в следующих случаях:
1) когда предусмотренные нормой субъективные права и обязанности по своему характеру таковы, что не
могут возникнуть у конкретных лиц из их односторонних действий, а требуют для своего возникновения соответствующего индивидуального властного акта органа
государства;
2) когда налицо факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или
применить санкцию.
Применяя норму права, уполномоченные на это органы государства включаются в механизм правового регулирования, как бы добавляют властную энергию, обеспечивают реализацию правовых норм до конца, до наступления необходимого результата.
Применение права - это одна из форм государственной деятельности. Соответствующий государственный орган в конкретном случае выступает от имени государства, по его уполномочию.
Применение права всегда обращено вовне, к другим субъектам и обязательно для них. При этом властный орган не всегда становится стороной возникающего правоотношения. Сам акт применения права представляет собой одностороннее волеизъявление правомочного органа и носит императивный, категоричный характер.
Таким образом, применение права представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность органов государства, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой издаются индивидуально-определенные правовые акты (акты применения права).
Применяя право, орган государства выполняет две основные функции:
1)организации выполнения предписаний правовых норм, позитивного регулирования с помощью индивидуальных актов
(оперативно-исполнительная деятельность);
2) охраны права от нарушений (правоохранительная деятельность).
В целом правоприменительная деятельность направлена на то, чтобы решить конкретный вопрос на основе юридического предписания, имеющего общий (абстрактный) характер.
Вся деятельность органа государства, предшествующая вынесению решения, представляет собой единый в своем осуществлении процесс, и выделить отдельные стадии в нем можно лишь логически, а не в смысле последовательности во времени действий органа, применяющего право.
Логически процесс применения норм права идет от изучения обстоятельств конкретного случая к правовой норме и от нее - к практическому решению данного вопроса.
Отсюда можно выделить следующие стадии процесса применения права, каждая из которых имеет самостоятельное значение во время рассмотрения дела:
1) изучение фактических обстоятельств дела;
2) выбор соответствующей нормы права;
3) проверка подлинности текста нормы, анализ ее с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве, по кругу лиц;
4) анализ содержания нормы (толкование);
5) вынесение решения компетентным органом;
6) доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.
Деятельность уполномоченных органов государства по применению права завершается и оформляется соответствующим актом (документом), который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение. Это - акт применения права. Главное же состоит в том, что в таком акте (документе) получают официальное закрепление юридические права и обязанности конкретных субъектов, в отношении которых было совершено применение права.
Этот акт имеет доказательственное значение, служит юридическим основанием конкретных прав и обязанностей персонально определенных лиц.
Одна из особенностей правоприменительных актов состоит в том, что они обладают юридической силой. Она обеспечивается их обязательностью, то есть требованием обязательного соблюдения и исполнения теми лицами, в отношении которых они приняты или деятельность которых так или иначе связана с данными актами.
Юридическая сила правоприменительных актов характеризуется их подзаконностью по отношению к нормативным правовым актам. Применение права должно основываться на предписаниях нормативного правового акта, не противоречить им, не искажать содержания правового предписания.
Юридическая сила актов применения права основывается не только на силе применяемых правовых норм, но и на властной компетенции правоприменяющих органов. Поэтому правоприменительные акты обладают более высокой юридической силой, чем индивидуальные акты реализации права. Отсюда их особая роль в правовом регулировании.
Юридическая сила придают правоприменительным актам способность властно порождать определенные правовые последствия, вызывать возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В связи с этим особое значение приобретает вопрос обеспечения их законности и обоснованности.
С точки зрения роли актов применения права в регулировании общественных отношений большое значение имеет их классификация по различным основаниям. Наибольший научный интерес представляет их разграничение по субъектам, осуществляющим правоприменение. В частности, по этому основанию выделяют следующие акты применения права: акты органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов, судебных прокурорских, арбитражных и других государственных органов.
Кроме того, правоприменительные акты по их роли в правовом регулировании могут быть подразделены на регулятивные и правоохранительные, основные и вспомогательные, акты однократного действия и акты длящегося действия.
Пробел в праве - это отсутствие нормы права, регулирующей отдельное общественное отношений, хотя это отношение входит в круг урегулированным правом отношений. То есть оно должно быть урегулировано, но почему то не урегулировано. Такой пробел называется действительным. Его следует отличать от мнимого или кажущегося пробела. Кажущиеся пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве.
Действительный пробел в праве может возникнуть с начала правового регулирования или вследствие развития новых отношений, которые не могли быть предусмотрены законодателем. Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях неизбежны.
Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.
В этом случае, для преодоления пробела используется два приема: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона - это применение к данному отношению, правовой нормы, которая регулирует похожие, однотипные отношения. Аналогия права - применяется тогда, когда невозможно использование аналогии закона, и означает применение к данному случаю общих принципов права и принципов отрасли права, к которой относится этот случай.
Применение права по аналогии не ликвидирует пробел, он только преодолевается в конкретном случае. Пробел в праве может заполнить и ликвидировать только законодательный орган.
В ряде областей правового регулирования применение аналогии полностью исключена. Так, аналогия закона и права не применяется при привлечении к уголовной, административной, дисциплинарной и имущественной ответственности, что служит гарантией неприкосновенности личности, обеспечивает стабильность правового регулирования, служит пресечению произвола и субъективизма.
Следует отметить, что в некоторых правовых системах понятие пробельности права отсутствует. В частности, в англосаксонской. Здесь судья ликвидирует пробел в праве в процессе решения конкретного дела путем создания судебного прецедента.
Список литературыАлексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 1994.
Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.
Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994.
Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 1995.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993.
Лифшиц Р. З. Теория права. М., 1995.