Экономическая теория ( Э.Т.)– это наука об обществе, социуме; совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Э.Т. исследует наиболее общие сущес-твенные связи, необходимые причинные зависимости, внутренне присущие экономическим процессам развития ры-ночной и других типов экономики. Э.Т. изучает развитие способа производства и распределения, направления, использования результатов труда, отношения собственности.
«Пять фундаментальных экономических вопросов» – пять вопросов, на которые каждая экономика должна дать ответ:
- что производить
- как производить
- как распределить общий обьем произведенного
- как поддерживать общую занятость
- как обеспечить гибкость экономической системы
Э.Т. изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов.
Э.Т. выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогнозтическую,идеологическую. Э.Т. должна ответить на ряд принципиальных вопросов:
1. Что собой представляет экономическая система.
2. Как функционирует экономическая система.
3. Как система экономических отношений взаимодействует с другими сферами общества.
Предметом Э.Т. являются экономические отношения в обществе. « Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые наз- начения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребле- ния различных индивидов или групп общества.» - Самуэльсон.
Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.
Методология – это система методов и приемов анализа при определенном филосовском подходе, научные спо- собы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освящения экономического развития. В нас- тоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает анализ обьективной ре- альности в постоянной динамике, включая анализ внутренних связей, законов производства, распределения, обмена и потребления; изучения и открытия объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе це-лостного исследования экономической системы. В качестве инструментов используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. « Э.Т. – это ящик с инструментами» – Барр. Результатом исследования являются эконо- мические модели, графики, схемы.
Методология основывается на методах Метод – это совокупность приемов, способов,принципов.В отличие от предмета науки и ее методологии, которые характеризуются тем, ЧТО исследуется, метод показывает КАК иссле- дуется.
В Э.Т. применяются разнообразные методы познания: позитивный, нормативный,научная абстракция, система-тизация фактов, эксперимент и многие другие.
ПОЗИТИВНЫЙ метод познания предполагает формулирование знаний об экономике, законах развития эконо- мической среды. Это анализ фактов, данных, опыта, рыночных наблюдений с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.
НОРМАТИВНЫЙ метод основан на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть эко-номика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики, предполагает анализ практической дея-тельности человека с точки зрения принцпов максимальной эффективности. Подход нормативный, в противополож- ность ДЕСКРИПТИВНОМУ подходу, выдвигает рекомендации: как должна быть устроена и как должна действовать изучаемая система, чтобы приносить пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов решения экстремальных задач, системных ситуаций и проблем.
ИНДЕКСНЫЙ метод – метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единст- ву. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменеие изучаемого явления.Используется для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.
Метод ИНДУКЦИИ –анализ частного, при котором выводятся общие положения и принципы.
Метод ДЕДУКЦИИ (гипотетический) – на основе общих положений основываются те или иные частности эко-номических объектов и процессов.
Нельзя рассмативать экономические категории и законы, процессы и явления как застывшие, неподвижные, вечные. Они изменяются, развиваются. Необходимо выяснить как, почему и в силу каких причин возникают экономи-ческие явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ метод исходит из того, что и в природе, и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему.
Один из методов, активно используемый в Э.Т.,- метод ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТ-НОМУ, ОТ СУЩНОСТИ К ЯВЛЕНИЮ. Это - метод исследования объекта, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания о нем ко все более конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении как системы
научных определений, один из основных принципов диалектики.
АБСТРАКЦИЯ(отвлечение) позволяет не упустить сущность и высветить ту причинно-следственную связь,кото- рая дает возможность управлять ситуацией.
Однако и здесь нужна ОПТИМИЗАЦИЯ, то есть процесс выбора наилучшего варианта из возможных и процесс приведения системы в наилучшее состояние.
Общенаучные методы включают в себя прежде всего метод НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ. Это форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свя- зей и свойств, от всего второстепенного и случайного, от несущественных сторон, свойств явлений и отыскании главно- го. Таким образом улавливается сущность явления. Абстракция- это исключение из экономического анализа не относя-щихся к предмету экономических и внеэкономических фактов. В процессе абстрагирования формулируются научные ка-тегории,то есть понятия выражающие отдельные или обобщенные стороны ( внешние или внутренние) предметов,явле-ний, процессов.
Абстрактное мышление порождает метод АНАЛИЗА и СИНТЕЗА, которые относятся к общенаучным методам. АНАЛИЗ (разложение) – это расчленение изучаемого объекто на элементы, каждый из которых подвергается детально- му изучению, выясняется его место и роль внутри целого. Результатом анализа являются абстрактные определения, вы-ражающие сущность экономических явлений. Метод анализа – аналитический аппарат исследования экономических процессов. В зависимости от степени глубины исследования взаимосвязей макро- и микроэкономики применяют раз-личные методы, способы, приемы. Наиболее часто используемыми методами являются: нормативный, балансовый, ин-дексный, структурный, моделирования, вариантный, системный. Методы связаны с моделированием системы взаимо-связей, характерных для рассматриваемого экономического процесса.В условиях компьютеризации привлекаются эко-номико-математические модели и соответствующие им статистические и математические методы.
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ моделирование – метод описания любого явления словами, графичес ки, таблицами, а также вывод закономерности его появления в математической форме.
Анализ МАКРОэкономический – часть Э.Т.,исследующая экономику как целое, а также такие составляющие ее важнейшие совокупности, как домохозяйство, бизнес, государственный сектор и т.д.. и использующая для этого обоб- щенные экономические показатели.
Анализ МИКРОэкономический – исследует, во-первых, такие обособленные экономические еденицы, как от-расли, фирмы, и во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены и конкурентные товары и услуги.
Также различают ПОЗИТИНЫЙ и НОРМАТИВНЫЙ анализ.
ПОЗИТИВНЫ анализ исследует взаимосвязи экономических явлений, как они есть.
НОРМАТИВНЫЙ подход основан на исследовании того, как должно быть.
Анализ неразрывно связан с синтезом. Анализ и синтез находятся в органическом единстве: анализом начина-ется процесс раскрытия сущности, синтезом он завершается. Только путем анализа и синтеза можно проникать в суть явлений, формировать законы и закономерности, выявлять законы развития составных частей и общие законывсей сис-темы в целом.
При СИНТЕЗЕ происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, рас- крывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, выясняются противоречия между ними, намечаютс-я пути их устранения.
Проникновение в сущность экономических процессов, явлений обеспечивает единство ИСТОРИЧЕСКОГО и ЛОГИЧЕСКОГО подходов. Это необходимо не только для выяснения происхождения системы и ее элементов, но и для обоснования тенденций развития, его этапов. Э.Т. должна показать явление в развитии, движении, то есть истори- чески. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического раз- вития, то есть логически.
Определенную роль среди используемых методов играет ЭКСПЕРИМЕНТ и ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОР- МЫ. Экономический эксперимент – научно поставленый опыт в экономической области с целью проверки эффектив- ности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной гипо- тезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития.
Таковы основные методы и приемы организации научного анализа.
ВОПРОС 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Следует различать период предистории экономической теории (Э.Т.) и формирование целостного, систем- ного взгляда на экономические отношения общества.
Различают следующие этапы развития экономических теорий:
1. Возникновение.
2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.
3. Период противоречий в теории, упадок, смена.
Источники развития экономических идей:
1) Объективные потребности хозяйственной жизни.
2) Социально-классовые конфликты и противоречия.
3) Противоречия в развитии самой теории.
Экономическая теория (Э.Т.) выполняет следующие функции – объяснительная, прогнозтическая, методологическая,
идеологическая, познавательная, практическая.
Профессор императорского Московского университета Чупров в 1892 году писал: «Если разобрать любую новую теорию, то окажется, что в ней часть заимствована от предшествинников, часть навеяна обстоятельствами места и времени, так что при постройке нового научного здания на долю строителя редко приходится несколько больше, чем приведение в новый порядок и новые сочетания уже готовых материалов. Воззрения людей не сла-гаются сразу, они обыкновенно составляют результат работы длинного ряда поколений. Новые воззрения являются продолжением прежних: или оппозицией или компромиссом».
Э.Т. – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Первоначально взгляды на экономику воспроизводились исходя из простых представлений об экономике, свойственных натураль-ному хозяйству и зарождающихся товарных отношений. Главное различие между взглядами на экономику заклю-чалось в отношениях к натуральному и денежному хозяйству.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) выделил и систематизировал такие две формы – экономика и «хремастика».Экономика по Аристотелю – это богатство как совокупность полезных вещей, а «хремастика» – бо-гатство как накопление денег. Только «хремастика» занималась исследованием движения богатства в денежной форме.
Другая линия в развитии экономических воззрений уже связывала экономические взгляды с социальной оцен-кой экономических действий и мер. Важное место в учениях Фомы Аквинского занимает теория «справедливого обмена», «справедливой цены»: справедливой ценой он считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товаров, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему со-циальному положению. Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отра-жает интересы класса феодалов и купечества.
Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием «буржуазного» способа производства. В позднее средневековье (ХVI-XVII вв) в экономической мысли Европы происходят изменения, связанные с разложением феодализма и развитием мануфактур, перехода от феодализма к капитализму.
Меркантилизм (италь. Мерканто- торговля) в качестве высшей формы богатства рассматривал деньги, а уве-личение богатства – в увеличении суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли (А.Серра, Т.Мен, У.Стаффорд, А Монкретьен). Меркантилизм пытается решить проблемы первоначального накопления ка –питала и объясняет, что удачнее всего это получается у купеческо-торгового капитала.Также меркантилизм зани-мался решением проблем политики в колониях.
Меркантилизм – учение о выгодах торговли, способах ее организации, решениях о внешней и внутренней тор-говле.
Экономическое учение зрелого меркантилизма отражало требования первоначального накопления капитала на той его фазе, когда деньги, занятые во внешней торговле во все большей степени стали подчинять себе националь-ную экспортную промышленность и торговый капитал начал перерастать в промышленный.
Лишь В.Петти провозгласил в качестве источников богатства землю и труд. «Люди и деньги отвратились от земледелия и обратились к мануфактурам по обработке шелка, хлопка, льна и иностранной шерсти …» В.Петти в увеличении населения страны видел средство роста дохода и богатства.
Крупнейшим представителем меркантилизма в России был И.Т.Посошков (1652-1726гг). Огромное значение Посошков придавал купечеству. «А торг – дело великое, купечеством любое государство богатится».
1. Посошков требовал ограничить произвол помещиков.
2. Сторонник неограниченного самодержавия, но всю систему не одобрял,т.к. «в ней причины сохранения скудности».
3. Устранения скудности и умножение богатства в России – основная идея.
4. Регламентация труда в промышленности и сельском хозяйстве, определение трудовых повинностей.
5. Бережное отношение к природе.
6. Честное отношение чиновников и судей к обязанностям.
7. Активная внешняя торговля на основе ремесленного производства, которая должна развиваться.
8. Деньги должны стоить «номинал».
9. Налоги от дохода с земли и промысла платят все, кроме духовенства.
« Сие бо вельми нужно, яже как материалы где родятся, тамо бы они и в дело происходили. Аще бо лен и
пеньку, за моря не возя, делать тут, где что родилось, то тые полотна заморского вдвое или втрое дешевле станут, а люди бы российские богатились».
Посошков ставил задачу не только удовлетворения собственных потребностей страны, но и вывоз товаров за гра-ницу. «А нам если заводов пять-шесть построить, то мы все их государства стеклянной посудой заполнить можем».
Посошков являлся сторонником активного торгового баланса.
Физиократы (Ф.Кенэ, Тюрго) источиком общественного богатства признаваи производство, причем только в сельском хозяйстве.Основная идея физиократов(др.греч. «власть природы») – исключительное плодородие земли и бесплодие всех остальных сфер экономики. Физиократы выдвинули идею эквивалентного обмена. Основой физио-кратической теории является определение сельского хозяйства как основы производства. «Земля есть единствен-ный источник богатства и одно только земледелие умножает последнее», «Из всех способов приобретения нет бо-лее достойного свободного человека, чем занятие земледелием».
«Чистый продукт – ежедневно создаваемое богатство, которое образует доходы нации, представляет продукт, составляющий после изъятия всех издержек прибыли, извлекаемые из земельных владений. Чтстый продукт слу-жит основой всего развития.»
Кенэ делает вывод: кроме земледелия все остальные отрасли хозяйства бесплодны, ибо все сырые материалы производятся в земледелии, а в проиышленности лишь обретают новую форму.
Кенэ впервые ввел и использовал понятие воспроизводства как постоянного повторения производства и сбыта.
Подлинное становление Э.Т. связано с именами А.Смита и Д.Рикардо.
Адам Смит считал главным мотивом хозяйственной деятельности человека его корыстный интерес, для дости-жения которого человек вынужден оказывать услуги другим людям, предлагая свой труд или его продукты – так появляется разделение труда, которое способствует производительности и прогрессу общества, хотя отдельный че-ловек не стремится к этому, заботясь только о своем интересе.
В дальнейшем в классической школе это получило название «хомо экономикус».
Основой экономического учения Смита был принцип свободной конкуренции. «Невидимой рукой» Смит назы-вал стихийное действие объективных экономических законов, которые не только не зависят от воли людей, но час-то действуют вопреки ей.
Момент совпадения личного стремления человека к выгоде и действия «невидимой руки» Смит называет «естественным порядком».
Если экономическая деятельность каждого человека ведет ко благу общества,- главное, считал Смит, эту дея-тельность ничем не стеснять (экономическая свобода).
1.Ничем не стеснять мобильность рабочей силы – отменить цеховое устройство с его обязательным ученичеством и закон о поселениях. Рабочий должен сам свободно выбироть, где ему применять свой единственный капитал – рабочую силу.
2.Полная свобода торговли – внешней и внутренней, отмена государственного регламентации цен.
3.Поощрение конкуренции, запрет на монополии.
4.Труд в промышленности, а не только в сельском хозяйстве создает стоимость и поэтому является производитель-ным.
5.Богатство общества зависит от двух причин: от производительности труда и от отношения между числом тех, кто занят полезным трудом и числом тех, кто не занят. В большей же степени от производительности.
6.Деньги признаются лишь «колесом обращения», а кредит и соответственно ссудный процент нужны лишь для ак-тивного применения капитала.
7.Капитал –это накопленный запас орудий труда, сырья, средств существования и денег.
А.Смит создал единый взгляд на природу капитализма и рыночного хозяйства, прибыли, заработной платы, ренты и доходов.
Давид Рикардо – один из крупнейших представителей классической политэкономии, сторонник трудовой теории стоимости: стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества. Д.Рикардо сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов. Также Рикардо разработал теорию ренты, принцип сравнительных издержек в международной торговле. Он утверждал, что экономический анализ общества – составная часть предмета Э.Т.
Рикардо считал, что Э.Т. должна объяснять социальное неравенство и противоречия экономически,т.е. через свои категори в связи с процессом распределения. Тем самым Рикардо выступил одним из родоначальников социально-экономической теории.
В Х/Х веке Э.Т. сводилась к защите одного из классов общества.
Жан Сисмонди выступал с резкой критикой противоречий капитализма. В 1819 году Сисмонди пишет книгу “Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению”, где основные поло-жения заимствованы у классической школы, но впервые выдвигается вопрос о противоречиях капитализма.
Сисмонди утверждал, что производство не самоцель, национальное богатство делится неравномерно, путь крупной промышленности губителен для человечества. “Мелкие торговцы, мелкие промышленники исчезают, их заменяет один крупный предприниматель. Может быть все вместе они не были так богаты как он, тем не менее они были лучшими потребителями, чем он. Его роскошь дает государству меньше, чем умеренное довольство тех ста человек, которые он заменил”
Сисмонди критикует фритрейдерство (свободу торговли) и доказывает, что оно никогда не сможет решить всех
экономических проблем. Вводится термин “пролетариат” в экономическую теорию
Западно-европейский
утопический социализм.. Родоночальник – Клод Анри Сен-Симон (1760-1825гг.)
“Промышленный класс должен занять первенствуещее положение, так как он важнее всех, так как он может обходится без других классов, но никто не может обойтись без него, так как он существует своим собственным трудом”.
“Промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справлятся, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола, они лучшие адми-нистраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий”.
Переход к новому обществу промышленников и индустриалов должен произойти благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. Самое главное – сохранить частную собственность.
Английский ранний социализм. Роберт Оуэн (1771-1858гг.)
1.Отказ от частной собственности.
2.Основа взглядов Р.Оуэна –трудовая теория стоимости ( Труд – единсвенное мерило стоимости. Обмен по затраченному на товар труду).
3.Отказаться от денег. Ввести “рабочие деньги”, на которых будет указано количество отработанного времени, по которым можно получить товар.
4.Всеобщность труда.
5.Кооперативная община – экономическая основа нового общества.
Важный вклад в развитие Э.Т. внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Суть их взглядов заключается в том, что в общественное производство имеет две стороны – производительные силы и производственные отношения. Осо-бенно ценным является то, что в их работах , во-первых, показано материалистическое понимание истории, во-вто-рых, они открыли закон прибавочной стоимости.
Марксизм базируется на немецкой философии (Гегель, Фейербах), английской политэкономии (Рикардо, Смит), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Особые положения марксизма:
1. Пролетариат лишен средств производства.
2. Рабочий класс мобилен, т.к. не связан никакой собственностью.
3. Благодаря концентрации на крупном производстве, он может стать самой сплоченной и организованной силой.
4. Из количественной организация перерастает в качественную. Появляется политическая сознательность.
5. Нужны вожди и учения.
В.И.Ленин : “Главное в учении марксизма – это выяснение всемирно-исторической роли пролетариата, как создателя социалистического общества”.
“Капитал” –экономическая теория Маркса (1867г) – представляет собой экономическую программу, кото-рая начинается с анализа товара. Товар – продукт труда, предназначенный для продажи или обмена.
В основе сравнения товара лежит человеческий труд. Каждая потребительная стоимость является следст-
вием конкретного труда.
Следующий этап анализа – формы стоимости, Деньги – эквивалент товара (специфический товар). Стоимость товара, выраженная в деньгах – это цена.
Далее Маркс исследует капитал.
“ Капиталист на рыке должен был найти такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости. Этим товаром является ра-бочая сила”.
“Чем больше общественное богатство, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем больше абсо-лютная величина пролетариата и производительность его труда, тем больше промышленная резервная армия. Это абсолютный всеобщий закон капиталистического накопления”.
Исходные основы рационального использования ограниченных ресурсов были заложены развитием математи-ческого направления экономической мысли (А.О.Курно, Г.Госсен, а в дальнейшем У.Джевонс, Л.Вальрас, В.Парето). Определяющее воздействие на развитие этого направления оказали труды маржиналистов, которые провозглашали в качестве исходных принципов исследования субъективно-психологический подход к экономичес-ким процессам и принцип рационального поведения.
Маржинализм (К.Менгер, Е.Бем-Баварка, Ф.Визер) имеет два национальных течения: Австрийская школа предельной полезности и Английская школа.
1.Субъективно-психологический подход к экономическим явлениям (субъективная оценка со стороны человека).
2.Принцип рационального поведения человека.
3.Принцип главенства распределения на производстве.
4.Принцип редкости. Допускается фиксированность наличия определенных благ.
Соеденить два направления Э.Т. в рамках микроэкономики на основе маржинализма предпринял попытку один из основателей нового неоклассического направления науки Альфред Маршалл (1842-1924 гг.)
Маршал разработал механизм образования цены: со стороны спроса в рамках теории предельной полезности, и со стороны предложения через концепцию факторов производства. Маршал обосновывал отказ от социально-экономической теории, аппелируя к исследованию экономического выбора, прикладному характеру науки, необхо-димости анализа факторов производства. Возможность прогресса “в большой степени зависит от фактов и заклю-чений, входящих в компетенцию экономической науки, и именно это составляет главное и высшее предназначение экономических исследований”.
Разработанные Маршаллом математические и графические методы анализа отличались убедительностью, ясностью и научной строгостью и вышли так далеко за рамки “чистых идей” его предшествен-ников, что его можно считать основателем современной графической экономической науки.
Главная работа – “Принципы экономической теории”, в русском переводе – “Принципы политической экономии” (1890 г).
А.Пшу в “Экономической теории благосостояния” (1920 г) обосновал идею необходимости большего влияния государства на социальное благосостояние путем перераспределения доходов.
К.Виксель указывал на необходимость реформирования кредитно-денежного регулирования экономики.
Э.Чемберлин выдвинул теорию монополистической конкуренции.
Огромное значение на эволюцию современной экономической мысли оказали работы Д.М.Кейнса.
Экономическую теорию Кейнса часто называют «концепцией управления спросом». Цель программы Кейнса –стимулировать совокупный спрос..Кейнс вывел модель макроэкономического равновесия, основанного на связи между совокупными доходами и расходами. В этой модели макроэкономическое равновесие существует, если совокупные расходы равны стоимости текущего производства. Кейнс рекомендовал стремиться к сокраще-нию безработицы и расширению эффективного спроса через банковскую и бюджетную политику. Основное сочи-нение – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г).
Кейсианская экономическая теория – это макроэкономические концепции в соответствии с которыми капита-листическая экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения пол-ной их занятости можно применить фискальную и кредитно-денежную политику.
В послевоенный период необходимость поиска путей стимулирования рыночного хозяйства нашли выражение в концепциях современного либерализма.
Монетаристы (во главе с Фридманом) особое значение придавали роли денежной массы.
Милтон Фридман в центр изучения ставил фирму, хозяйство, потребителя, максимизацию прибыли, миними-зацию затрат. Роль государства в экономике – лишь поддержание законо и порядка, защита прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение существования рыночной экономики.
Лозунг – “Деньги имеют значение”.
Главной посылкой в теории монетаризма является прямая связь между денежной массой и национальным до-ходом.
Фридман вводит понятие “портфель активов”.
Сторонники экономики предложения (А.Лаффер, М.Эванс) обращают особое внимание на необходимость стимулирования деятельности корпораций; теория рациональных ожиданий (Дж.Мут, Р.Лукас) аппелирует к спо-собности субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства; теория общественного выбора (Дж.Бьюкенен, М.Олсон) обращается к принципу индивидуализма, как основе принятия общественных решений, тем самым пытаясь преодолеть слабости регулирования экономики государством.
Ядром взглядов исторической школы (Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд) служила теория национальной эко-номики, разработанная Фридрихом Листом в работе “Национальная система политической экономии” (1842 г.)
Ф.Лист утверждал, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зави-сят от ее истории, традиций, законодательства.
“Историки” считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у “классиков”.
Интересным направлением исследований исторической школы стали более или менее удачные варианты пе-риодизации всеобщей экономической истории. Так, Ф.Лист выделял в ней пять стадий: дикости, пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную, земледельческо-мануфактурно-коммерческую.
Новая историческая школа (Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер) поставила задачу объяснить хозяйственную жизнь исходя из детального анализа реальной хозяйственной жизни, тесной взаимосвязи экономики, этики, психо-логии.
Основные положения Новой исторической школы Германии:
1. Государственное регулирование труда детей и женщин.
2. Государственное страхование рабочих.
3. Выплатапенсий за счет удержаний из зарплаты.
4. Обязательное начальное образование.
5. Образование рабочих кооперативов.
6. Конфликты между рабочими и капиталистами должны решаться третьими лицами, назначаемыми государством.
Основная теория – “Теория труда – товара”. Труд является особым товаром.
Социальная школа в Германии (Р.Штаммлер, Ф.Оппенгеймер)особое внимание уделяла деятельности инсти-
тутов, формам и способам разрешения противоречий капитализма. Предмет исследования – правовое регулирование экономики. Мерилом ценности, определителем стоимости считается труд.
Социальная школа дает базу для развития направления, называемого институционализмом.
Социал-демократы (Э.Беришейн, К.Каутский, Р.Гильфердинг) выступили с пересмотром ряда положений марксистского направления: об одновариантности исторического развития, об обострении противоречий капитализ-ма, о природе прибавочной стоимости, природе империализма и финансового капитала.
Институционалисты (Т.Веблен, Дж.Коммонс, Дж.Гэлбрейт) делали упор не только на реальные противоречия организационно-экономических отношений, но и анализировали содержание конкретных экономических форм в сис-теме современной экономики.
Главным в теории Гэлбрейта является понятие “индустриальной системы”. Разрабатывая “сценарий будущего”, он представляет переход к “новому социализму”, включающий три главных звена:
1.Всесторонняя поддержка “рыночной системы.
2.Буржуазная национализация отдельных корпораций и расширение государственного сектора в экономике.
3.Создание системы “национального планирования”.
Современная Э.Т. – это система экономических наук, связанных общим предметом,- экономическими отноше-ниями. Современная Э.Т. имеет следующие основные структурные части:
-теория рационального (эффективного) использования ресурсов
-социально-экономическая теория
-институциональная Э.Т.
Структура Э.Т. сегодня – это результат развития экономики, результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик, результат развития методов науки.
ВОПРОС 3. НАПИШИТЕ ФОРМУЛУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ (методическое указание – выбор технологий осуществляется исходя из минимальных общих издержек «L + К».
Производственная функция – это функциональные связи между затратами факторов производства между затра-тами факторов производства и выходом продукции.
Производственная функция – экономико-математическое соотношение, задающее в аналитической форме связь между экономическими характеристиками выпуска с одной стороны, и используемыми экономическими ресурсами (факторами) или их общими объемами с другой. Посредством производственной функции описываются различные экономические еденицы: предприятия, отрасли, народное хозяйство в целом. Чаще других используются производственные функции типа
Y = AKa Lb где
Y – выпуск
К –производственные фонды
L – труд
А, а, b – коэффициенты, определяемые обработкой статистических данных (обычно а + b = 1).
Результат экономического роста является производным от функционирования основных факторов производст-ва, их качественного и количественного уровня.
Формула производственной функции выражает и количественную определенность замены одного фактора другим, в частности замены живого труда овеществленным, текущих затрат – единовременными вложениями. С ее помощью можно определить, обеспечивается ли развитие за счет количественного увеличения данного фактора или за счет повышения эффективности, то есть установить, какой из путей – экстенсивный или интенсивный – преобладает в качественной характеристике экономического роста.
Производственная функция – это отношение максимально возможного объема производства и данного набора производственных ресурсов. Если весь набор факторов производства или ресурсов представить как затраты труда, земли и капитала, то производственная функция может быть описана так:
Q = F (L, K, N)
Где Q – максимальный объем продукции производимой при данном соотношении труда L, капитала К, земли N.
Предположим, для выпуска письменного стола необходимы следующие факторы, как материалы, фурнитура, оборудование, рабочая сила, транспорт, электроэнергия, помещение (аренда) и многое другое. Если все эти факто-ры представить как минимальные издержки L + K, где L –труд, К –капитал, то производственная функция будет описана следующим образом:
Q = F (L + K)
ВОПРОС 4. ФИРМА ВЫБИРАЕТ ОДНУ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,, каждая из которых отличается сочетанием используемых ресурсов труда (L) и капитала (К). Данные о применимых Технологиях приведены в таблице. Все показатели измеряются в еденицах за неделю. Предположим, цена еденицы труда 200$, цена еденицы капитала 400$.
А) Установите, какую производственную Технологию выберет фирма при каждом уровне выпуска продукции.
Б) Определите общие издержки при каждом уровне выпуска продукции.
В) Предположим, что цена еденицы труда увеличилась до 300$, а цена капитала осталась прежней. Повлияет ли это изменение в цене на выбор технологии фирмой?
Для того, чтобы установить какую производственную Технологию выберет фирма при каждом уровне выпуска продукции, необходимо посчитать издержки производства (общие и средние).
Издержки производства – это совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство продукции (товара). Издержки производства рассматриваются чаще всего как себестоимость, включающая в себя текущие затраты, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ и услуг) со стороны предприятия, объединения. Издержки производства выражаются формулой
C + V
С – материальные затраты на производство товара
V – расходы по зарплате.
В нашей задаче все используемые ресурсы труда – это L , а весь используемый капитал – К. Следовательно, чтобы посчитать минимальные общие издержки, нужно сложить L + К .
Объем производства | ТЕХНОЛОГИЯ А (1) | ТЕХНОЛОГИЯ А (2) | ||||
L | K | Издержки | За единицу продукции | Издержки общие | За еденицу продукции | |
1 | 9 | 2 | 2600 | 2600 | 3500 | 3500 |
2 | 18 | 3 | 4800 | 2400 | 6600 | 3300 |
3 | 29 | 4 | 7400 | 2466,67 | 10300 | 3433,33 |
4 | 41 | 5 | 10200 | 2550 | 14300 | 3575 |
5 | 59 | 6 | 14200 | 2840 | 20100 | 4020 |
6 | 85 | 7 | 19800 | 3300 | 28300 | 4716,67 |
7 | 120 | 8 | 27200 | 3885,71 | 39200 |
5600
|