Методические рекомендации по проведению тренировок
на комплексе АКУП-1
Общие положения
Практическая работа курсантов на специальной технике является составной частью и одним из основных видов учебной работы. Практическая работа курсантов, как правило, проводится в ходе практических занятий. Разновидностью практических занятий являются практические тренировки.
Основополагающим документом, определяющим основные цели и задачи практических тренировок, а также формы и методы обучения, применяемые на тренировках, является документ “Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Военного института радиоэлектроники по специальности “Эксплуатация и ремонт средств и систем автоматизированного управления комплексами РЭБ-С”.
В соответствии с квалификационными требованиями, а также исходя из основных принципов, методов, форм обучения курсантов в высшем военном учебном заведении формируются основные цели тренажа.
ЦЕЛЯМИ тренажа являются:
-закрепление теоретических знаний и формирование необходимых умений и навыков;
-освоение вооружения и военной техники, овладение способами их применения, эксплуатации и ремонта;
-выработка навыков в решении задач производстве расчетов;
-разработка и оформление боевых и служебных документов;
-отработка приемов и нормативов, определенных уставами наставлениями и руководствами;
-формирование умений учиться самостоятельно, овладение приемами и способами самообучения и самоконтроля.
Сущность тренажа заключается в том, что личный состав одного или нескольких боевых расчетов обучаются совместно по общей теме и единому замыслу по подготовке к выполнению задач в составе комплекса в различных условиях обстановки
Главным содержанием тренажа является практическая работа курсантов по формированию специальных умений и навыков в условиях приближенных к боевой действительности.
При организации тренажа должны выполняться следующие требования:
соответствие действий обучаемых ранее изученным методам и методикам;
максимальное приближение действий обучаемых к реальным, необходимым при дальнейшем прохождении службы в войсках;
поэтапное формирование умения, то есть движение от знания к умению, от простого к сложному;
использование на тренажерах или в военной технике фактических материалов, бланков и т.п.;
выработка как индивидуальных так и коллективных умений.
Тренаж является методом групповой формы обучения. По сравнению с индивидуальной формой обучения, групповая форма обучения характеризуется следующими преимуществами:
она имеет более четкую организационную структуру;
является более экономной, поскольку преподаватель работает одновременно c достаточно большой группой обучаемых;
создает возможности для организации коллективной работы курсантов.
Признаки группового обучения:
1. Курсанты делятся на небольшие группы, как правило, от трех до шести человек. Эти группы совместно работают над решением определенных теоретических или практических задач, в том числе и на самостоятельной подготовке.
1. Состав группы постоянен на определенном этапе обучения.
2. Работой руководит старший, функции которого курсанты выполняют поочередно с целью научится, и руководить и подчинятся.
3. Все группы работают на занятии под руководством преподавателя, при этом возможно использование двух вариантов:
o решение каждой группой одних и тех же задач;
o решение каждой группой отдельной задачи.
1. Форма групповой работы может использоваться наряду с коллективным обучением, как в течение всего учебного года, так и на определенных занятиях по решению преподавателя.
2. Оценка выставляется индивидуально каждому курсанту.
3. Результаты, полученные группой, комментирует один из курсантов, как правило, наименее подготовленный. В случае необходимости его ответ дополняют остальные члены группы.
Исходными данными для подготовки тренажей являются:
o тема
o учебные цели и учебные вопросы тренажа
o состав обучаемых и их уровень подготовки
o время
o продолжительность
o место проведения тренажа.
При подготовке тренажа руководитель должен прежде всего уяснить тему тренажа, определить какие действия и в условиях какой обстановки должны быть отработаны в ходе тренажа, с чего следует начать и чем закончить отработку темы.
Уяснив тему, руководитель на основе анализа подготовки обучаемых, продолжительности занятия, значимости учебного материала определяет учебные цели. Они должны отчетливо показывать для чего проводится данный тренаж и каких результатов должен добиться руководитель.
Точно и четко сформулированные тема и цели тренажа делают тренаж конкретным и продуктивным, определяют методику тренажа, действия руководителя, обучаемых, потребности в оборудовании мест тренажа. В свою очередь и цели занятия зависят от продолжительности, методики, места проведения и материального обеспечения тренажа. Поэтому согласование целей занятия с его продолжительностью, местом проведения и материальным обеспечением -- важнейшая обязанность руководителя.
После определения учебных целей руководитель намечает учебные вопросы тренажа. Количество и содержание учебных вопросов на каждом тренаже зависит от темы, учебных целей, степени подготовленности обучаемых и продолжительности тренажа. При этом в качестве учебных вопросов следует брать такие, которые требуют активных действий всех обучаемых и охватывают какой-то период действий обучаемых.
Основным рабочим документом руководителя тренажа является план проведения занятия. Он отрабатывается текстуально. В плане отображаются:
o исходные данные,
o порядок проведения занятия (содержание и последовательность отработки учебных вопросов с расчетом времени),
Форма, содержание и объем плана зависят от опыта руководителя и сложности изучаемой темы.
План проведения тренажа представляется вышестоящему начальнику для утверждения не позднее, чем за день до тренажа.
Подготовка руководителя заключается не только в изучении требований руководящих документов, разработке плана проведения тренажа, но и в практическом освоении средств, применяемых на занятии.
При проведении тренажа активно используется метод упражнений. Метод упражнений заключается в сознательных, многократных, все более усложняющихся повторений изучаемых приемов и действий. С помощью упражнений у курсантов формируются соответствующие навыки и умения, решаются многие задачи их развития, воспитания и психологической подготовки.
По своему дидактическому назначению упражнения разделяются на вводные, основные, тренировочные.
Вводные упражнения должны следовать сразу за теоретическими занятиями или практическим показом. Их назначение - обеспечить знакомство обучаемых с разучиваемыми действиями, приемами, методиками.
Основные упражнения имеют целью выработку и закрепление навыков и умений. Они проводятся после того, как курсанты уже научились правильно выполнять соответствующие действия. Показателем завершения формирования навыков является самостоятельность в выполнении разучиваемых приемов и действий.
Тренировочные упражнения необходимы для поддержания, развития и совершенствования навыков и умений. Они представляют собой сознательное и многократное повторение усвоенного действия с постепенным усложнением условий его выполнения и нарастающей нагрузки.
При проведении тренажа на комплексе АКУП-1 рекомендуются следующие вопросы для практических тренировок:
1. порядок развертывания комплекса;
2. подготовка к включению, включение и выключение аппаратуры комплекса;
3. проверка работоспособности аппаратуры комплекса;
4. подготовка, ввод и контроль исходных данных;
5. отработка методики логического и электрического сопряжения средств комплекса АКУП-1;
6. тренировка и выполнение функциональных обязанностей лицами боевого рассчета.
Выполнил Погребенко А.В., Славнов К.В.