Рефетека.ру / География

Реферат: СЭЗ в России

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

на тему

“СЭЗ В РОССИИ”

РЭА им. Г. В. Плеханова

Анисимов Михаил

2-ой курс факультетаБиДА.

Содержание работы:

1. Введение.

2. Исторический аспект формирования СЭЗ.

3. Современная концепция создания экономич. зон.

4. Зоны совместного предпринимательства в СНГ.

5. Заключение.

 ВВЕДЕНИЕ                                            

                                                    

      Одной из  составных частей  перестройки народного

 хозяйства  СССР  является  радикальная   реформа  дея-

 тельности  внешнеэкономического  комплекса.  Кроме су-

 щественного  повышения  его  вклада в  экономическое и

 социальное   развитие  страны,   реформа  одновременно

 предусматривает  формирование  в Советском  Союзе эко-

 номики открытого типа, что  предполагает не  только ее

 тесную взаимосвязь с мировой экономикой,  но и  их со-

 стязательность.                                     

      Концепция  перестройки  внешнеэкономических  свя-

 зей исходит из того,  что в  современном взаимозависи-

 мом  мире  советская  экономика является  частью миро-

 вой и  не может  успешно развиваться  в отрыве  от по-

 следней.  Поэтому  стратегия  экономического  развития

 нашей  страны  должна  разрабатываться  с  ориентацией

 на  мировой  уровень.  Это  подразумевает существенное

 усиление  влияния  внешнеэкономических связей  на тем-

 пы, пропорции и характер экономического роста  в стра-

 не, внутреннее  ценообразование и  региональное разви-

 тие;                                               

      Внешнеэкономические связи, таким  образом, должны

 стать  самостоятельным  источником  увеличения  нацио-

 нального дохода  Советского Союза,  постоянной состав-

 ляющей.  при  выборе путей  решения народнохозяйствен-

 ных задач.                                          

      В концепции перестройки  внешнеэкономических свя-

 зей  СССР  учтена  необходимость  изменения  отношений

 между  формами  собственности,  существующими   ~  на-

 шей стране  и в  государствах Запада.  Оставаясь Соци-

 альными антиподами, они тем не  менее образуют  в точ-

 ках  соприкосновения  своеобразные  гибридные  формы в

 виде  собственности  совместных  предприятии  в СССР,

 инвестиционных активов  советских организаций  как за

 границей, так и на территории страны.                

    Новые  формы  внешнеэкономических   связей  (совме-

 стное  предпринимательство  на  территории  СССР, сво-

 бодные  экономические  зоны,  зарубежное  инвестирова-

 ние и т. д.) призваны способствовйть  усилению исполь-

 зования  в  нашей экономике  прогрессивной зарубежной

 технологии и управленческого опыта,  развитию экспорт-

 ного  сектора  страны  и  расширению  финансовой  базы

 модернизации народного хозяйства.                    

                                                     

    В свою очередь,  советские капиталовложения  за ру-

 бежом и  в свободных  экономических зонах  на террито-

 рии  СССР  позволяют  создать там  инфраструктуру, не-

 обходимую  для  увеличения советского  экспорта (преж-

 де  всего  машинотехнического),  а  также  собственную

 производственную  базу  для стабильного  снабжения на-

 шей страны различными товарами.                      

                                                     

    Существенно  и то,  что новые  формы внешнеэкономи-

 ческих связей предусматривают еще и решение такой за-

 дачи,  как  вывести  Советский Союз  на статус  уже не

 только  международного  торговца,  но  и международно-

 го инвестора.                                        

                                                     

    Принципиально вам или.  .  Таким  районам предоставлявт-

 ея  еще  большие  лъготы  в  отношеник  ино~анних инве-

 сторов,  что приблииает:  их по  преференциальным усле-

 виям к специальним эконожическим. зонам.             

    Например,  с  предприятий  проивведстввннего  харак-

 тера,  создаваемых  в этих  районах, подоходный   налог

 взимается: в размере 15~~ (иными  еловами, как:  в спе-

 циальных  зонах),  плата  за  аренду земли  здесь ниже.

 Однако  эти  льготы  распростраияются только  на произ-

 водственные  предприятия,  разрабатывающие  новую  тех-

 нологию  и  новые  виды  продукции, а  также исследова-

 тельские центры.                                     

    Остров  Хайнань  недавно  был  выделен в  новую про-

 винцию  Китая  и  превращен в  пятую по  счету крупней-

 шую  из  всех   ныне  имеющихся   специальную  экономи-

 ческую  зону.  Ее  ведущее  положение  по  отношению  к

 иругим  специальным  зонам  и  портовым  городам заклю-

 чается  в  том,  что  главенствующую  роль  в ькономике

 здесь  играет  рыночное  регулирование,  а  в структуре

 собственности  основное  место займут  совмеатные пред-

 приятия;  т.  а  использующие иностранный  капитал, ко-

 оперативные,  а  также  предприятия,  полноатью принад-

 лежащие  иностранным  компаниям.  В   остальных  специ-

 альных  экономических  зонах  различные   фермы  собст-

 венности  соеуществуют  при ведущей  роли государствен-

 ной собственности.                                    

    Как  отмечается  в  китайской печати,  рыночная эко-

 номика,  которую  планщуется  сформировать  на острове,

 ,                                                

    Поскольиу  остров  Хайвань  рЬсположен-  в субтропи-

 ках, предполагается превратить его в ведущий  центр Ки-

 тая  по  производству  тропических сельскоховяйственных

 культур,  Для  этого  там  создаются  значительные про-

 мышленныв  мощности  по  переработке  каучука,  пальмо-

 вого волокна, кокосов, сахарного тростника и чая.    

    Предусматривается  также  развитие  лесного хозяйст-

 ва,  животноводства,  рыболовства  и  выращивание  раз-

 личных  мооских  культур,  Это  должно  заложить  проч-

 ную  базу  для  проивводства  лесоматериалов, иродуктов

 жюотного происхождения.и даров моря.                 

    Кроме того, на  .острове планируется  всемернае раз-

 витие  угальной  и  совдание   нефтехимической  промыш-

 ленности. В Чанпо с 1984 г. ведутся работы  по сраданию

 карьера площадью,почти  60 км'  для добычи  буроге угля

 открытым  апособом.  Заключаются  контракты  с зарубеж-

 ными  компаниями  на  разработку  иеточннков   нефти  и

 гааа.ка~ва суше, так и на морском шельфе.            

  .  -Совмесзные  предприятия  и  предприятин, полностью

 принадлежащие   иностранному  капиталу,   являются  ос-

 новными  в  специальных  зкономинеских  звнах  и  в от-

 крытых  партах  Китая.  Хотя  они сосуществуют  с госу-

 дарственными  предпривтиями,  с   предприятиями,  нахо-

 дящимися  в  коллективном  и  частном  владении,  на их

 долю  прихадится  ббльшая  часть  валового национально-

 го  продукта,  производимого  в экономических  зонах, а

 также и основная часть стоимости экспорта.           

    Оборудование,  сырье  и  материалы  для  производст-

 ва, как  правило, приобретаются  за границей.  Вся про-

 дукция  специальных  экономических  зон   и  прибрежных

 районов Китая предназначена в основном для экспорта.

    Выживание  предприятий,  созданных при  участии ино-

 странного капитала в таких зонах, завусит от  того, на-

 сколько  успешно  они  конкурируют  на  мировом  рынке.

 На  внутренний  рынок  страны  эти  предприятия выходят

 в  очень  редких  случаях  по специальному   разрешению

 правительства.                                       

    В  экономике  китайских    специальных  зон  главную

 роль играет не  плановый, а  рыночный механизм.  Их хо-

 зяйственная  деятельность  регулируется  рыночными  си-

 лами  в  рамках  общего  государственного макропланиро-

 вания, приводя в  действие такие  экономические .факто-

 ры,  как цены,  заработная плата,  издержки производст-

 ва,  прибыли,  налоги,  валютные  курсы   и  процентные

 стайки.  Рынечный  механизм  -  основное  отличительное

 свойство   экономики   специальных  зон   от  экономики

 остальной части страны.                              

    Следует  отметить,  что  в Китае  среди многочислен-

 ных  вопресов, связаннмх  с созданием  специальных эко-

 номических  Эон, особое  место занимают  проблемы орга-

 низации и управления.                                

    В  КНР  особый  внешнеэкономический   режим  вводит-

 ся   либо  в   существующих  административно-тсрритори-

 альных  единицах разного  уровня (городах  и городскиМ

 районах, уездах, провинциях), либо такие  единицы соз-

 даются  специалъно.  Они  управляются  местными  орга-

 нами власти, имеющими  для этого  соответствующие пол-

 номочия.                                             

    В  стране.  одновременно   функционируют  ,  ,   , ,   в провинции  Хайнань. Они

 различаются  между  собой  по  степени  открытости для

 взаимодействия  с  заграницей,  но  одновременно имеют

 большие  полномочия  по   ведению  внешнеэкономической

 деятельности, чем осталъные районы страны.           

                                                      

    Характерная  особенность  практики  Китая  - осуще-

 ствление  широкого  круга зкономических  и организаци-

 онно-правовых  мер  по  созданию  благоприятного инве-

 стиционного климата не  только в  специальных экономи-

 ческих зонах, но и по всей стране. К началу 90-х годов

 в  КНР  утверж4ено  в  общей  сложности около  15 тыс.

 соглашений  о создании  объектов с  участием иностран-

 ных партнеров на сумму свыше 25 млрд. долл.          

                                                      

    В  результате  к настоящему  времени Китай  вошел в

 число  ведущих  получателей частных  иностранных инве-

 стиций в мире.                                       

                                                      

    Иностранным  инвесторам  разрещено как  в слециаль-

 ных зонах, так  и на  всей территории  Китая создавать

 сорм~стные предприятия  сроком обычно  до 50  лет. При

 этом они обеспечивают не  менее 25~Д  акционерного ка-

 питала, вкладывают  средствд путем  предоставления ли-

 цензий, ноу-хау и  прочих видов  нетрадиционных техно-

 логий  и  даже  учреждают  компании,  где  иностранцам

 принадлежит весь капитал предприятия.                

                                                     

    С  середины 80-х  годов Китай  легалиаовал создание

 предприятий,   полностью   принадлежащих  иностранному

 капиталу,  которые  ранее  могли действовать  только в

 слециальных экономических зонах,                     

                                                      

    Налоговое регулирование предусматривает  ряд льгот,

 вилючай  полнов  или частичное  освобождение зональных

 предприяти6  От  подоходного  налога в  теченив первым

 трех - пяти лет Деятельности, а также  различные нало-

 говые скидки.                                        

    В  специальных  экономических  зонах осуществляется

 минимальное  налогообложение,   поощрительное  кредито-

 вание, гарантированное, в том числе и по  льготному та-

 рифу, обеспечение  энергией, сырьем,  материалами, ква-

 лифицированной рабочей силой.                        

    Практика  использования  в  КНР  иностранного  капи-

 тала  подтверждает  ряд  признаков его  реальной стиму-

 лирующей  роли.  Наиболее  явно  она проявляется  в тех

 отраслях китайской  экономики и  в тех  районах страны,

 где  в наибольшей  степени сконцентрированы  такие объ-

 екты сотрудничества.                                 

    Например,  ироизводительность  труда на  этих объек-

 тах  в  специальной  экономической  зоне   Шэньчжэнь  в

 6,5 раза выше средних локазателей  государственной про-

 мышленности   Китая.   Эффективность   капиталовложений

 выше по меньшей мере вдвое.                          

    Именно  на  зональных  предприятиях  наиболее актив-

 но  осваивается  выпуск конкурентослособной  на мировом

 рынке   продукции  прогрессивных   отраслей  промышлен-

 ности.                                               

    Концепция  специальных   ~кономических  зон   в  КНР

 постоянно  пересматривается  и модернизируется.  Так, в

 80-е  годы в  стране было  лринято более  100 норматив-

 ных  актов  по  регулированию  иностранного  предприни-

 мательства.  Тем не  менее комплексная  система регули-

 рования  иностранного  капитала,  по  оценке  китайских

 спвциалистов, еще далека от завершения.              

    Опыт показывает,  что создание  инвестиционного кли-

 мата  является не  единичной акцией,  а сложным  и дли-

 тельным  процессом,  требующим  периодического  возвра-

 та  к  уже,  казалось бы,  решенным вопросам,  их пере-

 смотра  с  учетом  накопленного  опыта  и  изменившихся

 обстоятельств.                                       

                                                     

 ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ                           

 экономических зон в польшк                           

                                                     

    Организация  свободных  экономических  зои  в  Поль-

 ше началась еще в середине 30-х  годов, когда  в Гдань-

 ском  морском  порту  впервые  была  создана'беспошлин-

 ная зона. Однако  через три  года в  результате чрезвы-

 чайных  политических и  экономических условий  в стране

 проект  их развития  был ликвидирован.  И только  в на-

 стоящее  время  эта проблема  стала вновь  актуальной в

 связи с проведением многмбещающих экономическых       

 Реформ в стране.                                      

    С 1 январл 1989 г. в Пальже встунил в силу эакон

 , который в значнтельной степенн упростил

 првцедуру цзаымооуношений с ыыостраинымн партнера-    

 ми, в том числе и в создании .смешанных аредпрня1йй.

 Причем право формнровать акцыоиерныв общества с .     

 участием зарубежных инвестоуав была распространено    

 и на частный сектор.                                  

    Законом было отменено положение, ио которому       

 лольский лартнер обязательно должеи обладать осров-

 ным лакетом акцнй. В настоящее время установлен       

 лишь нижний нредел (около 207о ) вклада уставного      

 фонда капитала, который должен внести иностранный     

 партнер. Руководить предлриятием может как польский,

 так и иностранный гражданнн.                          

    Разработка и принятие этого закона в значит6ль-    

 ной степени сти~улировали создание на территории      

 Польши свободных экономнческих зон. В стране был      

 опубликован ряд проектов, в которых обосновывалась    

 необходимость этих мер для польской экономики.        

    Вопрос был рассмотрен в иравительстве, большой      

 интерес к проблеме создания свободных экономических

 зон проявила общественность. В качестве точки отсче-

 та был принят опыт Китая.                             

    Идея экономических зон в 'Польше появнлась преж-

 де всего в результате местной иннциативы, а не как це-

 ленаправленная стратегия со стороны центральных ор-

 ганов власти. Это позволяет сделать вывод, что созда-

 ваемые зоны рассматриваются польским правительством

 в основном как средство решения определенных задач    

 местного и регионального характера.                   

    Такая точка зрения четко отражена в официальных    

 документах, в которых, в частности, говорится, что спе-

 циальные экономические зоны создаются в целях при-    

 влечения внимания иностранмых инвесторов к отдель-    

 ным районам страны для стимулнрования там экономи-    

 ческой деятельности.                                  

    Все льготы и преимущества, а также прибыл~ по-     

 лученные страной-партнером, согласно польской концеп-

 ции экономических зон, будут определяться экономиче-

 ским прогрессом в данном регионе.                     

    Предприятия, расположенные в свободиых экономи-    

 ческих зонах в Польше, функционируют на основе само--

 финайсирования, на них не распространяетсй действие

    дарственного механизма управления. Все они будут

 ор  нтированы на экспорт не только услуг, но и про-

 изведенных там товаров.                              

    Основное внимание уделяется организации услуг в

 мещдународном торговом секторе и особенно траязит-

 ныМ 1орговым потокам, пакетировайию и распоковке     

 груЪов, хранению, идентифицированию и т. д., а также

 мейицинскому, дантистскому и туристическому эбслужи-

 ванию. В большинстве ироектоь создания экономических

 зон предполагается начинать с преДоставлении сервис-

 ных услуг, поскольку в этом случае требуются неболь-

 шие капиталовложения. В последующем планируется      

 создать там предприятия различных отраслей промыш-

 ленности.                                            

    Почти все проекты формирования свободных эконо-

 мических зон предусматривают, что экспорт продукции

 здесь осуществляется независимо от таможенной систе-

 мы, дейстзующей в стране. Таможенные пошлины бу-     

 дут применяться только тогда, когда продукция из эко-

 номической зоны направляется на польский рынок.      

    Для иностранных вкладчиков капитала немаловаж-    

 ное значение имеет географическое расположение Поль-

 ши в целом и отдельных ее регионов. В частности, Поль-

 ша может служитр связующим звеном между Совет-       

 ским Союз.ом и странами ЕЭС, между Скандинавскими    

 государствами и странами Юга Европы с последующим    

 выходом на государства Азии. С этой точки зрения наи-

 более перспективными являются зоны, создаваемые на

 побережье Балтийского моря, т. е. морские порты и    

 трансл'ортные каналы по рекам Одеру и Висле.         

    Первым проектом, объявленным к реализации в стра-

 не, был проект создания беспошлинной зоны в Шецине -

 Свинувиыче. Территория зоны превышает 60 га и пре-

 дусматриваат создание соответствующей инфраструкту-

 ры. Управление этой зоной будет осуществляться адми-

 нистрацией порта.                                    

    Со временем планируется расширение масштабов      

 деятельности зоны: там будет осуществляться иромыш-

 ленное производство, а размеры территории увеличатся

 до несколъких сотен гектар.                          

    Обосновывая проект, специалисты исходили из того,

 что Шецин - Свинувишче имеет стратегически важное    

 -поюжение - рядом со скандинавскими портами и не-     

 далеко от маршр~ов Серерногв моря, а также других     

 важных мореких путей., Кроие тог~ на реке Одере рас-

 положени необхрдимые ногрузочно-раэг.рузочные еоору-

 жения, ориентифованные иа обслужиэание южных ре-       

 гионов страны, да ихлавный промышленный район Поль-

 ши - Силезия. ' _ _                                   

    Помимо этих омвидных преимуществ, экономическая    

 зона в Шецин - Свинувишче имеет достаточно развитую

 инфраструктуру для портовых сооружений и сравни-      

 тельио квалифицированные кадри.                       

    Цель создания этой зоны - прежде зсего разви-      

 тие торгово-промышденных, транспортных операций в     

 Шецине и его пригородах; а также повышение качества

 портовых услуг и расширение внешнеторговых связей .

 страны. Здесь будут еконцентрированы погрузочно-раз-

 грузочные операции, временнм хранение грузов, сорти-

 ровка, очистка, установка, крож того, обработка, сбор-

 .ка и разборка поступающей в порт иродукции.          

    В этой зон~ плинируется оказывать дополнительные

 услуги, связанные с, встречей и отправкой кораблей, об-

 служиванием плавсостава иностранных судов.            

    Финансово-зконрмцческий режим ' зоны в Шецин -     

 Свинувишче бу'дет включать все основные элементи, ха-

 рактерные для беспошлинных зон. Инвесторы, вложив-    

 шие свои капиталы, в течение пяти лет будут освобож-

 даться от налбгообложения на доходы, а процентный     

 налюг на' них в последующем не должен превышать        

 30%. Им будет разрешен'неогранйченный перевод дохо-

 дов за границу.                                       

    Все сделки в пределах экономической зоны и с внеш-

 ним миром, а также вознаграждение персоналу преду-    

 смотрено выплачивать в конвертируемой валвте.         

    Управлять экономической зоной будет специально ор-

 ганизованная акцианерная компания, которая также мо-

 ~кет осуществлять независимые экономические операции.

 В настоящее время эта компания имеет 70 польских и    

 около 30 зарубежных акционеров.                       

    Второй проект предусматривает создание беспошлин-

 ной зоны в небольшом польском порту Утск. Основная    

 цель формирования этой зоны - создание благоприят-    

 ных условий для экономического развития региона, в ча-

 стности для экспорта сельскохозяйственной продукции

 ва соседние рынки. Как полагают польские специалисты,

 зта  зона  также  должна  .внеети  свой  вклад в-расшира-

 ние услуг, предоставляемых туристам.                   

    Прибрежная   территория   будет  исиользоваиа   '  для

 строительства  крупных  плавучих  госгиниц  высшей  кате-

 гории  обслуживания  с  ресторанами,  барами,  конферени-

 залами  и  другими  необходимыми  помещениями.   Эти  со-

 оружения  будут  находиться  во  владении  шведской  ком-

 пании,  у которой  есть' соответствуюший  опыт строитель-

 ства    и   управления    международными   туриетическими

 комплексами.                                           

    Часть  экономической   зоны  булет   использована  лля

 строительства  коммерческого  центра,  состояшего   нз  Ь

 взаимосвязанных  эданий  общей   площадью  15   тыс.  м".

 Там  же  будут-созданы   складские  помещения   для  вре-

 менного хранения транзитных грузов.                    

                                                        

    Финансирование   зоны   планируется   организовать  по

 трем  направлениям.  Техническая   инфраструктура,  вклю-

 чая  водо-   и  энергоснабжение,   средства  коммуникаций

 финансируются   компанией   по  управлению   зоной,  ком-

 мерческий  центр   -  потенциальными   его  пользователя-

 ми,   международный   туристический   комплекс   -  швед-

 скоК компанией.                                        

                                                       

    Предполагается,  что  чистый  лохол   от  функциониро-

 вания  эхономической  зоны  в  Утске  составит  не  менес

 З млн. долл.                                           

                                                       

    Варшавская  беспошлинная  зона   в  отличие   от  упо-

 мянутых  выше  создается  специалъно  для  развития поль-

 ской  электронной  промышленности,  а  также  для  расши-

 рения  валютных  операций   за  счет   экспорта.  Варшава

 уже  теперь  является  главным  промышленным   и  научно-

 техническим  центром  электроники,  который  обеспечивает

 свыше  30~о  доходов  всего  района  в  национальный бюд-

 жет.                                                   

                                                       

    Своеобразное   положение   этой   эиономической   зоны

 определяется  ее  близостью  к   Варшавскому  межлународ-

 ному  аэропорту.  Предполагается,  что   на  предприятиях

 Варшавской   беспошлинной   зоны   будут   заняты   почти

 4000 человек.                                           

    Наряду  с  производством  и  сборкой  различных  элек-

 тронных  компонентов   здесь  будут   осуществляться  на-

 учные  исследования  и  разработки  в  электронике, инже-

 ниринг  и  подготовка  кадров.   Планируется  организова~

 электронную  биржу,  которая  будет  предоставлять  услу-

 ги всем восточиоевропейским  странам, а  также валют-

 ную биржу.                                         

   Сбъем   необюдимых   капиталовлыкений   оценивается

 в 15 млн. долл.  Йраект будет  финансироватьси упрвв-

 ляющей  компанивй  (до 20~  ) и  зарубежными инвесто-

 рами.                                              

   Варшавская   беспошлиниая  зона   создается  прежде

 всего  для  иностранных  фирм.  Польские  прюдприятия

 могут участвовать лишь в тоы случае, аслм у  ник есть

 иностранный инвестор.                              

                                                   

   Иницнаторы создания этой  зоны надеются,  что деше-

 вая и квалифицироранная рабочая  сила будет  одним из

 главных факторов  привлечения в  'Варшиву иностранно-

 го капитала. По польским источникам,  стоимость рабо-

 чей  силы  в  электронной  промышленности Нольши  в 3

 раза меньше, чем.на Тайване или  в Южной  Корее, при-

 близительно в 8 раз меньше,  чем в  Ирландии, и  в 16

 раз меньше, чем в Швеции или Швейцарии,            

                                                   

   Еще  одкн стимул  для иностранцев  - доступ  на по-

 ка  еще  незаноеванный  рынок сбыта  электронной про-

 дукции в жкточроевропейских  ст.ранах и  на развиваю-

 щийся быстрыщй темпами  польский рынок,  особенно по-

 требительсюй электрмики.                           

   Основные  иностранные  компаиии,  на  которые дела-

 ется ставка, - это фырмы Западной Европы.          

                                                   

   В  Варшавской  беспошлинной  зоне  будет установлен

 саециальний  финансовый  и  экономический   режим.  В

 частности,  здесь 'будет  осуществляться беспошлинный

 иипорт и экспорт, .установлена  единая валюта  - дол-

 лар США. Кроме того, в течение  6 лет  получаемые до-

 ходы  будут  освобождены  от налогообложения,  а про-

 цеит налогов на  доходы в  последующие годы  не будет

 превышать 20%.                                     

                                                    

   Предусматриваются    упрощенные    административные

 процедуры  и неограниченный  перевод прибыли  за гра-

 ницу для иаостракных.инвесторов.                   

                                                    

   Управление экономической зоной  будет осуществлять-

 ся специально созданной акционерной  компанией, среди

 членов-ортанизаторов  которой  органы  власти Ъаршав-

 ского  воеводства,  фонд  промышленной  реконструкции

 Лольши  и  электронный  концерн  ЭЛПОЛ.  Эта компакия

 будет выплачивать  налоги и  оплачивать ссот~етствую-

 щие коммунальные и другие услуги  в злотых,  но нред-

 примтия,  расположенные  в  дакной зоне,  будут выпол-

 нять все свои обязательства в долларах США.          

   'Свободная зона  в Малашевичи - Тересполе  - четвер-

 тый  одобренный  правительством  Польши  проект  -  не

 имеет выходов ни на морские,  ни. на  речные маршруты.

 Она расположена  на востоке  страны, недалеко  от грз-

 пиц  с СССР.  Во многом  формирование этой  зоны опре-

 деляется  географическим  полажеиием на  главном траи-

 спортном пути Восток - Запад - Восток.               

                                                     

    Имеющаяся  здесь  техническая  инфраструктура круп-

 нейшего  в  Польше железнодорожного  узла, достаточная

 территория, свободная рабочая сила, близость  к сове~-

 скому  рынку  являются  весьма  притягательными факто-

 рами для иностранного капитала.                      

                                                      

    Основные  цели,  которые  будет решать  эта беспош-

 линная  зона,  -  обслуживание  коммерческого транзитл

 западного  направления,  а также  предоставление услуг

 по  складированию и  обработке товаров  перевозимых из

 Европы на Дальний Восток.                            

                                                     

    Еще  одна  специальная  экономическая зона  в Кожа-

 лине,  занимающая  территорию  одноименного  воеводст-

 ва  на  побережье  Балтийского  моря,  будет  формиро-

 ваться для развития туризма, индустрии отдыха, а' так-

 же предоставления услуг по  обработке и  продаже това-

 ров.  Здесь будут  введены специальный  финансовый ре-

 жим,  обеспечивающий  льготное  кредитование  и низкос

 налогообложение доходов, б-летнее освабождение  от на-

 логов  для  совместных  предп~иятий,  беспошлинный им-

 порт  капиталов  и др.  Основная цель  создания эконо-

 мической зоны  в Кожалине  - ускоренное  развитие это-

 го большого неиндустриального района.                

                                                     

    И наконец,  последняя из  одобренных правительством

 Польши  специальных  экономических зон  будет занимать

 административный  район  Краковского  воеводства.  Со-

 ставной ее частью  явится Краковская  беспошлинная зо-

 на, расположенная в районе  соседнего с  ней аэропорта

 Баличе.                                              

    Краковская  специальная  экономичеекая  зона  пред-

 назначена  для  решения  комплекса  проблем:  борьба с

 загрязнением  окружающей  среды,  организация  рестав-

 рационных  работ  и  восстановление  старого  города и

 других исторических мест в Кракове.                  

    В  дальнейшем  предусматривается создать  здесь вы-

 сокотехнолагичные  отра~и  промышленности,  р  частно-

 сти микроэлектронику, биотехнологию и др.           

    Для  достижения  поставленных  целей  в  упомянутых

 выше  экономическрх  зонах будет  рсуществлен, пощим.о

 приведенных, и ряд  других мер.  Среди них  - расшире-

 ние  административиой  и экономической  власти местнцх

 органов  управления,  отмена  государственной  монопо-

 лии на  средства телекоммуникаций,  продажа государст-

 венных предприятий  в частные  руки и  юридичаским ли-

 цам.                                                 

    Если  все контингенты  финансово-кредитногр, эконо-

 мического  и  административного  режима  в  экономиче-

 ских зонах будут  функционировать успешно,'то  они по-

 служат моделью и для других регионов страны.        

    Как  следует  из вышеизложенного,  свободные эконо-

 мические зоны в Польше им'еют ряд характерных черт.

    Основная из них та, что  с самого  начала централь-

 ные органы власти  не вовлечены  в процесс  их органи-

 зации,  к  минимуму  сведены  бюджетные  программь~  и

 бюрократическое вмешательство.                      

    Тем нф  менее местные  власти регионов,  где созда-

 ются  экономические  зоны,  лытаются  доказать необхо-

 димость  предоставления  им  всевозможных  привилегий,

 тогда как,центр, стремится их  максимально ограничить.

 В  настоящее  аремя все  вкономические зоны  в Польше,

 и  действующие  и  проектируемые,  рассматриваются как

 беспошдрннце"даже  еслц  на  самом  деле  некоторые из

 нйх получили статус спецральных экономических зон.

                                                     

 ЗОНА СВОБОДНОИ ТОРГОВЛИ                             

 НА ОСТРОВЕ ПИНАНГ                                   

                                                    

    Созданна'я  в   Малайзии  корпорация   по  развитию

 острова Пинанг (один ив штатов  страны) начала  в 70-х

 годах  реализацию  концепции  формирования  зоны  сво-

 бодной торговли, которая к тому  времени уже  была во-

 площена в  практику в  ряде государств.  Следует отме-

 тить,  что  имеющийся  олыт  был  использован корпора-

 цией с невиданным ранее размахом и четкостью.       

    Зона  свободной торговли  Баян-Лепас, расположенная

 на  острове Пинанг,  в настоящее  время обгоняет,  а в

 некоторых  случаях  уже  перегоняет  американскую   -  этот признанный  крупнейший ми-

 ровой  центр  полупроводййк'овой и  электронной промыш-

 ленности.                                            

    Рдциональное  расположение  на острове  всех необхо-

 димых  как  для  производства,  так  и  для  нормальной

 жизни  компонентов  -  результат тщательного  и дально-

 видного  расчета.  С  самого начала  фермирования здесь

 зоны  своббдной  торговли  стали  закладываться  основы

 инфраструктуры  -  водоснабжение,   дороги,  строитрль-

 ство Пинангского моста.                              

    Все  это  позволило  ускорить  развитие традиционных

 отраслей  экономики  (обработка  тикового  дерева, пер-

 вичная  лереработка каучука  и т.  д.). Стимулировалось

 и  развитие  нромышленйости, прежде  всего текстильной.

 Начиная  с середины  70-х годов  в зоне  Баян-Лепас был

 выбран  наиболее  подходящий  для  условий  острова тип

 производства  -  чипы,  жизненно  важный   элемент  лю-

 бого изделия электронной промышленности.             

    Напомним,  что  зона свободной  торговли Баян-Лепас,

 точнее ее первая фаза, начала действовать  в 1970  г. и

 дала тогда  работу... 60  линангцам, В  настоящее время

 370  компаний этой  зоны обеспечивают.  рабочими места-

 ми около 40 тыс. человек  (все население  штата состав-

 ляет  немногим  более  1 млн.).  Всего же  в премышлен-

 ности, которая производит  более половины  валового на-

 ционального продукта штата  Пинанг, трудится  в настоя-

 гцее время 84 тыс. человек.                          

    К концу  80-х годов  юго-восток острова  Пинанг пре-

 вратился  в  уникальный  комплекс,  увязывающий  воеди-

 но  характерные  черты  зоны  свободной  торгойли, зоны

 экспортного производства, технополиса, а  также научно-

 технического  парка  на базе  Университета естественных

 наук  Малайзии,  не имеющего  аналогов в  мировой прак-

 тике и даже  названия (условно  его можно  назвать ).                              

    Как  считают  бизнесмены,  вкладывающие  свои  капи-

 талы  в  Малайзии,  методы  деятельности  корпорации по

 развитию  Пинанга  гарантируют  ее  успех.  Особое вни-

 мание  корпорация  обращает  на  информационное  обслу-

 живание  потенциальных  инвесторов.  Издаваемые  корпо-

 рацией  буклеты дают  четкое нредставление  об инвести-

 ционном законодательстве этой  зоны, налоговых  ' льго-

 тах и условиях их применения, ценах за земли  в различ-

 ных районах штата и т. д.                            

    В  задачу  корпорации  по  развитию   Пинанга иходит

 ровой  центр  полупроводййк'овой и  электронной промыш-

 ленности.                                            

    Рдциональное  расположение  на острове  всех необхо-

 димых  как  для  производства,  так  и  для  нормальной

 жизни  компонентов  -  результат тщательного  и дально-

 видного  расчета.  С  самого начала  фермирования здесь

 зоны  своббдной  торговли  стали  закладываться  основы

 инфраструктуры  -  водоснабжение,   дороги,  строитрль-

 ство Пинангского моста.                              

    Все  это  позволило  ускорить  развитие традиционных

 отраслей  экономики  (обработка  тикового  дерева, пер-

 вичная  лереработка каучука  и т.  д.). Стимулировалось

 и  развитие  нромышленйости, прежде  всего текстильной.

 Начиная  с середины  70-х годов  в зоне  Баян-Лепас был

 выбран  наиболее  подходящий  для  условий  острова тип

 производства  -  чипы,  жизненно  важный   элемент  лю-

 бого изделия электронной промышленности.             

    Напомним,  что  зона свободной  торговли Баян-Лепас,

 точнее ее первая фаза, начала действовать  в 1970  г. и

 дала тогда  работу... 60  линангцам, В  настоящее время

 370  компаний этой  зоны обеспечивают.  рабочими места-

 ми около 40 тыс. человек  (все население  штата состав-

 ляет  немногим  более  1 млн.).  Всего же  в премышлен-

 ности, которая производит  более половины  валового на-

 ционального продукта штата  Пинанг, трудится  в настоя-

 гцее время 84 тыс. человек.                          

    К концу  80-х годов  юго-восток острова  Пинанг пре-

 вратился  в  уникальный  комплекс,  увязывающий  воеди-

 но  характерные  черты  зоны  свободной  торгойли, зоны

 экспортного производства, технополиса, а  также научно-

 технического  парка  на базе  Университета естественных

 наук  Малайзии,  не имеющего  аналогов в  мировой прак-

 тике и даже  названия (условно  его можно  назвать ).                              

    Как  считают  бизнесмены,  вкладывающие  свои  капи-

 талы  в  Малайзии,  методы  деятельности  корпорации по

 развитию  Пинанга  гарантируют  ее  успех.  Особое вни-

 мание  корпорация  обращает  на  информационное  обслу-

 живание  потенциальных  инвесторов.  Издаваемые  корпо-

 рацией  буклеты дают  четкое нредставление  об инвести-

 ционном законодательстве этой  зоны, налоговых  ' льго-

 тах и условиях их применения, ценах за земли  в различ-

 ных районах штата и т. д.                            

    В  задачу  корпорации  по  развитию   Пинанга иходит

 и  непосредстренная  рдбота  с   потенциальным  инвест~

 ром -  подбор земельного  участка, работа  над заявкой.

 Может  быть,  паэтрму  после выдачи  центральным прави-

 тельством  Малайзии  -лмденэии  иностранному  инрестару

 всего лишь через .подщра  года гигантские  заводы обыч-

 но вступвют здесь;в строй.                              

                                                       

    Всем  создаваежим  в:зоне  Баян-Лепас  так  мазивае-

 мых  поощряемых  -отраслей   экономики  предоставляегся

 .  Он  гарантирует  освобожденне  в

 течение  5  лет после  начала вынуска  иностранной ком-

 панией  продукции  от  уплаты  40-пръцентного подыодно-

 го и  5-лроцентного' налога  на раавитие.  К поощуяеыым

 отраслям  относятся  все  виды  экономической  деятель-

 ности,  считаемые   важяыми  'или   перспективными  для

 страны.                                                

                                                       

      Компании, чей совокупный объем инвестиций в эко-

  номику  Малайзии  составил по  истечении первых  5 лет

 ' не менее 1,8 млн. долл., и те,

  которые обеснечили к этому времени полную зайятос~ь

  500 граждан страны или по каким-либо другим причи-    

  нам сочтены министерством торговли и промышленн'ости

  способствующими вкономическому или техническому       

  развитию, получавт нродление этого статуса еще на     

  5 лет.                                                

                                                       

     Дочерние  предприятия,  ранее  пользовавшиеся    материнских  компаний,   также  мо-

  гут  получить его,  если они  осуществляют производство

  в  новых помещениях,  с новым  руководством и  имеют не

  меньший  объем  инвестйций  и  объем  выпускаемой  про-

  дукции, чем материнская компания.                      

                                                       

     Существуют и другие льготы, направленные в пер-    

  вую очередь .на стимулирование экспортного производ-

  ства, строительство и повышение квалификации местных

  рабочих. Так, в зависимости от объема экспортного про-.

  изводства (пуинцип - чем больше, тем лучше), числа    

  занятых на них малазийских граждан, степени перера-

  ботки сырья и других факторов налог на капиталовло-

  жения уменьшается Ът 5 до 30вй                         

                                                       

     Корпорация  развытия  Йинанга  постоянно    изуяает,

  что  импортируют   действующие  в   экономическай  зоне

  кемпании,  и  затем  передает  эту  информацию торгово-

  промышленным  палатам   и  другим   организациям  мест-

  ных  промышленников  страны.  Такая  практика позволяст

 уточнять стратегию развития экономической эоны  и осу-

 ществлять импортзамещение.                          

    Ь  настоящее время  в Б-аян-Лепасе  уделяется боль-

 шое  внимание производству  потребительской электрони-

 ки, создается законченный цинл нроизводства  от микро-

 чипов до готовых телввизоров и видеома:гнитофонов.

    Ь 1988" г.  на оетрове  приступили к  создайию уни-

 кальногс (дс сих  пор он  единственный в  мире) Центрл

 развития трудовых навыков,  который через  год вступил

 в строй. Это своего рода ассоциация,  членами котороГ~

 являются  заводы-пайщики,  корпорация  развития Пинан-

 га и Университет естественных наук Малайзии.         

    Правительство  щтата выделило  для этих  целей зда-

 ние  и  ежегодно  предоставляет  Центру безвозмездныГ~

 кредит, кроме того, каждый участник  вносит определен-

 ную сумму, за  счет чего  создается общий  фонд. Пред-

 лриятия  предоставили  и  продолжают  поставлять ббль-

 шую  часть  оборудования,  поскольку  их  руководители

 прекрасно  понимают,  что  лучший  способ учебы  - это

 практические занятия.                               

    В  рамках  Центра  действуют  14  постоянных курсов

 по  самым  разлйчным   проблемам:  высокот~мпературная

 обработка металлов,  точная машинная  технология, пла-

 стиковая инженерия и  т. п.  Ежегодно в  Центре прохо-

 дит обучение до 1000 человек.                       

    В заключение следует отметить, что всего за  20 Лет

 экономика  штата  Пинанг  претерпела  коренные  струк-

 турные  изменения. Во  многом это  произошло благодаря

 функционированию  зоны  свободной  торговли   в  Баян-

 Лепасе.                                             

    Кик считает  главный министр  штата Лин  Яонг, .


Похожие работы:

  1. • СЭЗ в России
  2. • Правовое регулирование свободных экономических зон
  3. • СЭЗ в России
  4. • Экономическая характеристика действующих свободных ...
  5. • Свободные экономические зоны России и перспективы их развития
  6. • Свободные экономические зоны в России
  7. • СЭЗ в России
  8. • Свободные экономические зоны как одно из направлений развития ...
  9. • Роль финансов в создании и функционировании свободных ...
  10. • Возможности и перспективы создания и развития ...
  11. • Свободные экономические зоны
  12. • Свободные экономические зоны
  13. • Свободные экономические зоны в РФ: проблемы функционирования
  14. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  15. • Свободные экономические зоны
  16. • Экономическое районирование
  17. • Основные черты и особенности свободных (специальных ...
  18. • Свободные экономические зоны в Российской Федерации: проблемы ...
  19. • Свободные экономические и оффшорные зоны и их роль в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com