Содержание
Обзор
Проект Delphi
Пункт меню “File”
Управление проектом
Обзор других пунктов меню
Edit
Search
View
Compile
Пункт меню Options | Project
Forms
Applications
Compiler
Linker
Directories/Conditionals
Конфигурация среды программирования
Обзор
В данной статье рассказывается как :
Добавлять и удалять формы и модули в проект
Управлять окнами на рабочем пространстве
Создавать выполняемый файл для Windows
Тонко настроить среду программирования
Проект Delphi
Любой проект имеет, по-крайней мере, шесть файлов, связанных с ним. Три из них относятся к управлению проектом из среды и напрямую программистом не меняются. Вот эти файлы :
Главный файл проекта, изначально называется PROJECT1.DPR.
Первый модуль программы /unit/, который автоматически появляется в начале работы. Файл называется UNIT1.PAS по умолчанию, но его можно назвать любым другим именем, вроде MAIN.PAS.
Файл главной формы, который по умолчанию называется UNIT1.DFM, используется для сохранения информации о внешнем виде главной формы.
Файл PROJECT1.RES содержит иконку для проекта, создается автоматически.
Файл, который называется PROJECT1.OPT по умолчанию, является текстовым файлом для сохранения установок, связанных с данным проектом. Например, установленные Вами директивы компилятора сохраняются здесь.
Файл PROJECT1.DSK содержит информацию о состоянии рабочего пространства.
Разумеется, если сохранить проект под другим именем, то изменят название и файлы с расширением RES, OPT и DSK.
После компиляции программы получаются файлы с расширениями:
DCU - скомпилированные модули
EXE - исполняемый файл
DSM - служебный файл для запуска программы в среде, очень большой, рекомендуется стирать его при окончании работы.
~PA, ~DP - backup файлы Редактора.
Пункт меню “File”
Если нужно сохранить проект, то Вы выбираете пункт главного меню “File” (с помощью мышки или по клавише Alt+F). Пункт меню “File” выглядит следующим образом:
New Project
Open Project
Save Project
Save Project As
Close Project
---------------------
New Form
New Unit
New Component
Open File
Save File
Save File As
Close File
---------------------
Add File
Remove File
---------------------
---------------------
Exit
---------------------
1 PREV1.DPR
2 PREV2.DPR
Как Вы можете видеть, здесь есть шесть секций; вот их назначение:
Первая секция дает возможность управления проектом вцелом.
Вторая секция дает контроль над формами, модулями и компонентами проекта.
Третья позволяет добавлять и удалять файлы из проекта.
Четвертая управляет печатью.
Пятая секция - выход из Delphi
Шестая секция предоставляет список ранее редактировавшихся проектов; Вы можете быстро открыть нужный.
Как Вы увидите позже, большинство операций из пункта меню “File” можно выполнить с помощью Менеджера Проекта (Project Manager), который можно вызвать из пункта меню View. Некоторые операции доступны и через SpeedBar. Данная стратегия типична для Delphi: она предоставляет несколько путей для решения одной и той же задачи, Вы сами можете решать, какой из них более эффективен в данной ситуации.
Каждая строка пункта меню “File” объяснена в Справочнике. Выберите меню “File” и нажмите F1, появится экран справочника, как на рис.1.
Рис.1: Delphi включает подсказку, как использовать пункт меню “File”.
Большинство из пунктов первой секции очевидны. “New Project” начинает новый проект, “Open Project” открывает существующий проект и т.д.
Первые два пункта второй секции позволяют Вам создать новую форму или новый модуль. Выбирая “New Form”, Вы создаете новую форму и модуль, связанный с ней; выбирая “New Unit”, Вы создаете один модуль.
“New Component” вызывает диалог для построения заготовки нового визуального компонента. В результате создается модуль, который можно скомпилировать и включить в Палитру Компонент.
“Open File” открывает при необходимости любой модуль или просто текстовый файл. Если модуль описывает форму, то эта форма тоже появится на экране.
При создании нового модуля Delphi дает ему имя по-умолчанию. Вы можете изменить это имя на что-нибудь более осмысленное (например, MAIN.PAS) с помощью пункта “Save File As“.
“Save File” сохраняет только редактируемый файл, но не весь проект.
“Close File” удаляет файл из окна Редактора.
Нужно обратить внимание: Вы должны регулярно сохранять проект через File | Save Project либо через нажатие Ctrl+S.
Управление проектом
Теперь, когда Вы знаете о создании проекта с помощью пункта меню “File”, перейдем к Менеджеру Проектов, который помогает управлять проектом. Менеджер Проектов, рис.3, разделен на две части. Верхняя - панель с управляющими кнопками. Нижняя - список модулей, входящих в проект.
Рис.3: Кнопки сверху используются для удаления и добавления модулей в проект.
Вы можете использовать кнопки с плюсом и минусом для добавления и удаления файлов в проекте. Эти изменения влияют на файлы с исходным текстом, то есть, если добавить в проект модуль, то ссылка на него появится в файле с расширением DPR.
Краткое описание других кнопок :
Третья слева кнопка - просмотр текста модуля, на котором стоит курсор.
Четвертая - просмотр формы, если есть таковая для данного модуля
Пятая - вызов диалога настройки проекта, сам диалог будет рассмотрен позже.
Последняя - сохранение изменений на диске.
Обзор других пунктов меню
Пункт меню “File” обсуждался ранее. Далее рассматриваются другие важные пункты - “Edit”, “Search”, “View” и “Compile”, но менее подробно. Далее, снова подробно, рассказывается о “Options”.
1.
1.
1.
1.
2. Пункт меню “Edit”
3. “Edit” содержит команды “Undo” и “Redo”, которые могут быть очень полезны при работе в редакторе для устранения последствий при неправильных действиях, например, если случайно удален нужный фрагмент текста.
Отметьте для себя, что Справочник (on-line help) объясняет как нужно использовать пункт меню Options | Environment для настройки команды “Undo”. Возможность ограничить возможное количество команд “Undo” может пригодиться, если Вы работаете на машине с ограниченными ресурсами.
Команды “Cut”, “Copy”, “Paste” и “Delete” - как во всех остальных приложениях Windows, но их можно применять не только к тексту, но и к визуальным компонентам.
“Bring To Front”, “Send To Back”, “Align” и “Size” обсуждались в Уроке № 2. Оставшиеся четыре пункта помогают быстро “приукрасить” внешний вид формы.
4. Пункт меню “Menu”
5. В “Search” есть команда “Find Error” (поиск ошибки), которая поможет отследить ошибку периода выполнения программы. Когда в сообщении об ошибке указан ее адрес, Вы можете выбрать пункт меню Search | Find Error и ввести этот адрес. Если это представится возможным, то среда переместит Вас в то место программы, где произошла ошибка.
6. Пункт меню “View”
Составляющие пункта меню “View”:
Project Manager (Менеджер Проекта).
Project Source - загружает главный файл проекта (DPR) в Редактор
Установка, показывать или нет Object Inspector на экране.
Установка, показывать или нет Alignment Palette. То же самое доступно из пункт меню Edit | Align.
Browser - вызов средства для просмотра иерархии объектов программы, поиска идентификатора в исходных текстах и т.п.
Watch, Breakpoint и Call Stack - связаны с процедурой отладки программы и будут обсуждаться позднее.
Component List - список компонент, альтернатива Палитре Компонент. Используется для поиска компонента по имени или при отсутствии мыши.
Window List - список окон, открытых в среде Delphi.
Toggle Form/Unit, Units, Forms - переключение между формой и соответствующим модулем, выбор модуля или формы из списка.
New Edit Window - открывает дополнительное окно Редактора. Полезно, если нужно, например, просмотреть две разных версии одного файла.
SpeedBar и Component Palette - установки, нужно ли их отображать.
1.
1.
1.
1.
2. Пункт меню “Compile”
3. В пункте меню “Compile” проект можно скомпилировать (compile) или перестроить (build). Если выбрать Compile или Run, то Delphi перекомпилирует только те модули, которые изменились со времени последней компиляции. Build all, с другой стороны, перекомпилирует все модули, исходные тексты которых доступны. Команда Syntax Check только проверяет правильность кода программы, но не обновляет DCU файлы.
В самом низу - пункт Information, который выдает информацию о программе: размеры сегментов кода, данных и стека, размер локальной динамической памяти и количество скомпилированных строк.
4. Пункт меню “Run”
Можно использовать “Run” для компиляции и запуска программы и для указания параметров командной строки для передачи в программу. Здесь же имеются опции для режима отладки.
Пункт меню Options | Project
“Options” наиболее сложная часть системного меню. Это центр управления, из которого вы можете изменять установки для проекта и для всей рабочей среды Delphi. В “Options” есть семь пунктов:
Project
Environment
Tools
Gallery
--
Open Library
Install Components
Rebuild Library
Первые четыре пункта вызывают диалоговые окна. Ниже приведено общее описание пункта меню “Options”:
Project - выбор установок, которые напрямую влияют на текущий проект, это могут быть, к примеру, директивы компилятора проверки стека (stack checking) или диапазона (range checking).
Environment - конфигурация самой среды программирования (IDE). Например, здесь можно изменить цвета, используемые в Редакторе.
Tools - позволяет добавить или удалить вызов внешних программ в пункт главного меню “Tools”. Например, если Вы часто пользуетесь каким-нибудь редактором или отладчиком, то здесь его вызов можно добавить в меню.
Gallery - позволяет определить специфические установки для Эксперта Форм и Эксперта Проектов и их “заготовок”. Эксперты и “заготовки” предоставляют путь для ускорения конструирования интерфейса программы.
Последние три пункта позволяют сконфигурировать Палитру Компонент.
Диалог из пункта Options | Project включает пять страниц:
На странице Forms перечислены все формы, включенные в проект; Вы можете указать, нужно ли автоматически создавать форму при старте программы или Вы ее создадите сами.
На странице Application Вы определяете элементы программы такие, как заголовок, файл помощи и иконка.
Страница Compiler включает установки для генерации кода, управления обработкой ошибок времени выполнения, синтаксиса, отладки и др.
На странице Linker можно определить условия для процесса линковки приложения
Страница Directories/Conditionals - здесь указываются директории, специфичные для данного проекта.
После предыдущего абзаца с общим описанием, каждая страница описана детально в отдельной главе.
Все установки для проекта сохраняются в текстовом файле с расширением OPT и Вы можете вручную их исправить.
1.
1.
1.
1.
2. Страница Forms
3.
На странице Forms можно выбрать главную форму проекта. Изменения, которые Вы сделаете, отобразятся в соответствующем файле DPR. Например, в нижеследующем проекте, Form1 является главной, поскольку появляется первой в главном блоке программы:
program Project1;
uses
Forms,
Unit1 in 'UNIT1.PAS' {Form1},
Unit2 in 'UNIT2.PAS' {Form2};
{$R *.RES}
begin
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.CreateForm(TForm2, Form2);
Application.Run;
end.
Если изменить код так, чтобы он читался
begin
Application.CreateForm(TForm2, Form2);
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
end.
то теперь Form2 станет главной формой проекта.
Вы также можете использовать эту страницу для определения, будет ли данная форма создаваться автоматически при старте программы. Если форма создается не автоматически, а по ходу выполнения программы, то для этого нужно использовать процедуру Create.
Кстати, в секции Uses имя формы в фигурных скобках является существенным для Менеджера Проектов и удалять его не стоит. Не нужно вообще ничего изменять вручную в файле проекта, если только Вы не захотели создать DLL, но об этом позднее.
4. Страница Applications
5. На странице Applications, см. рис.5, вы можете задать заголовок (Title), файл помощи (Help file) и пиктограмму (Icon) для проекта.
Рис.5: Страница общих установок для приложения.
6. Страница Compiler
7. Ранее уже говорилось, что установки из пункта меню “Options | Project” сохраняются в соответствующем файле с расширением OPT. Давайте рассмотрим директивы компилятора на странице Compiler (рис.6).
Рис.6: Страница для определения директив компилятора.
Следующая таблица показывает, как различные директивы отображаются в OPT файле, на странице Compiler и внутри кода программы: