Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Открытый
Университет
Юридический факультет
Кафедра теории государства и праваКурсовая работа
«Правомерное поведение: социально-психологические и юридические аспекты»
Москва 2001
Содержание
Введение (стр. 3)
Понятие правомерного поведения (стр. 5)
Классификация правомерного поведения(стр. 7)
Психология человеческой деятельности (стр. 10)
Мотивы и установки поведения человека (стр. 12)
Поведение человека и общество (стр. 17)
Юридические основы правомерного поведения (стр. 19)
Заключение (стр. 22)
Список литературы (стр. 23)
ВВЕДЕНИЕ
Право – важнейшее средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения являются продуктом жизнедеятельности людей, их поведения в обществе.
Статья вторая Конституции Российской Федерации говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования. Но вместе с тем, осуществляя свои права и свободы человек не должен при этом нарушать права и свободы других людей. Это также нашло закрепление в Конституции, в статье 17 пункта 3 – «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»
Из этого можно сделать вывод, что действия граждан по осуществлению своих законных возможностей не должны нарушать права и обязанности других лиц, что и является одной из важнейших составляющих правомерного поведения. Все эти действия должны регулироваться правом, так как без правового регулирования люди не смогут сосуществовать вместе, а право в свою очередь зависит от человеческого общества. «Любой человек, который не руководствуется законами, допустил бы такие же ошибки, которые совершаются толпой. Поэтому не нужно строго судить толпу, так как все они ошибаются, если ничто не сдерживает их» - так говорил Макиавелли в своем труде «Размышления над первой декадой Тита Ливия».1 Это правильно, так как само государство образовалось как регулятор общественного поведения людей.
Однако человек в своей жизненной деятельности руководствуется также своими жизненными принципами, моралью, а также уровнем развития правосознания в обществе, историческими особенностями его развития и многими другими факторами. Из этого множества критериев и складывается правомерное поведение.
Правомерное поведение является одним из основ правового государства, которое в своей деятельности стремиться к тому, чтобы расширять и стабилизировать круг правомерных общественных отношений посредством повышения качества правового регулирования, вытеснения из жизни общества поведения не согласующегося с правом.
Нашим гражданам требуются новые основы дальнейшего бытия общества, новые ценности и образ жизни, из-за того, что очень долго народ находился под властью тоталитарного государства, которое не ценило активной деятельности человека с сфере права, тем самым развивая консерватизм , конформизм и безынициативность в обществе.
Мы обязательно должны помнить, что чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами. Это ежечасно и ежеминутно должны помнить мы все.
«Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем за собой, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».1
Понятие правомерного поведения
Человек, вступая в разнообразные общественные отношения, отвечает за свое поведение – он должен учитывать предъявляемые к нему требования и сообразовывать свои поступки с существующими правилами и ценностями. Ведь и окружающие, и общество, и государство, в свою очередь, соответствующим образом реагируют на различные варианты поведения – одобряют, поощряют, наказывают.
Человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не противоречит принятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в реальной жизни. Поведение человека, нарушающее общественные правила, квалифицируются как отклоняющееся и антиобщественное, и вызывает такие меры воздействия как общественное порицание, общественное воздействие и другие. Но общество не может заставить человека отказаться от его действий.
В то же время поведение человека, не совпадающее с нормами установленными государством, считается преступлением и карается со всей строгостью закона, не взирая на мнение человека.
В юридической науке большее внимание уделяется проблемам, связанным с неправомерными действиями лиц, таких как проступки и преступления. Конечно, противоправные деяния являются важнейшим фактором определяющим степень ответственности личности за свои проступки. Но это понятие является антиподом правомерного деяния, следовательно, они не могут рассматриваться одинаково. Коренные различия лежащие в основе двух форм правомерного поведения требует их специального рассмотрения. Также, поддерживая предположение В.Н. Кудрявцева о существовании между социально вредным и общественно полезным поведения «нейтрального», Ю.А Тихомиров выделяет «нейтральное поле», где нормы закона, формально соблюдаясь, реально не регулируют поведение. Здесь более эффективны иные регуляторы – подзаконные акты, а также нормы морали, обычаи и традиции. По мере «движения закона» его действие ослабляется благодаря «сопротивлению» названных регуляторов (но в то же время подчеркивается, что закон должен поддерживать положительное в них, а отрицательное вытеснять)1
Что же представляет собой правомерное поведение? Правомерное поведение – это обусловленное культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований.
Правомерное поведение является основой законности и правопорядка. При этом важна доброкачественность законов, ибо они должны обеспечить гражданам возможность удовлетворять свои разумные, насущие потребности посредством их. От людей требуется сформированное правосознание, инициатива и убежденность в необходимости, полезности и социальном назначении права в обществе.
То есть, в человеке требуется с самого детства воспитывать уважительное отношение к праву, он должен подчиняться ему, но вместе с тем человек должен уметь принимать решения и самостоятельно, когда в праве ему предлагается выбор.
Обеспечение и свободного решения гражданами их частных проблем, возникающих в негосударственных сферах жизнедеятельности ведет к формированию демократического государства и гражданского общества, причем правомерное поведение является одной из основ этих явлений.
Классификация правомерного поведения
Правомерное поведение проявляется в общественной жизни чрезвычайно разнообразно, действия соответствующие правовым предписаниям, могут быть классифицированы по многим признакам и основаниям.
Видный юрист С.А. Муромцев различал поведение «идеально правомерное» как действие, совершенное «искренним образом» и «внешне правомерное поведение», принуждаемое правом»
В юридической науке, в связи с массовостью критериев правомерного поведения также выделяют:
Конституционное правомерное поведение – ответственное поведение, основанное на заинтересованном, творческом выполнении требований Конституции.
Уголовно-правомерное поведение
Уголовно-процессуальная активность – разновидность правомерного поведения в сфере действия уголовно-процессуального права.
Правомерное трудовое поведение – юридически значимая часть деятельности трудовых коллективов и личности, не противоречащая требованиям права и осуществляемая в различных формах выполнения норм трудового права.
По степени активности выделяют следующие виды правомерного поведения:2
Социально-активное поведение – высокая степень ответственности субъекта. Он действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни
Привычное поведение – правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Соблюдение норм закона становится внутренней потребностью человека. Человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Это, хоть и привычное, но не бессознательное поведение.
Конформистское поведение – низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все»
Маргинальное поведение – в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» - находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за страха перед наказанием, или в силу каких либо корыстных мотивов. Субъекты подчиняются закону, но не признают, не уважают его.
Законопослушное поведение – ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованием закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания. Такое поведение наиболее часто встречается в обществе
Правомерное поведение поддерживается государством, потому что оно является для него наилучшим. Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарования.
Признание поведения правомерным, означает возможность его защиты его со стороны государственных органов. Некоторые из них специализируются на охране прав субъектов и поэтому носят название правоохранительных. Другие осуществляют защиту прав граждан в процессе выполнения своих управленческих функции и производственных задач.
Возможно выделение и других правомерных форм поведения, однако необходимым условием должна быть мотивация правомерного поведения, то есть система побудительных факторов личности, ее убеждений, ценностных ориентаций, и иных внутренних характеристик. Лишь деятельность людей, их активные правомерные поступки способны ответить, насколько глубоко они затронули общество.1
Психология человеческой деятельности
Правомерное поведение всего общества складывается из правомерного поведения отдельных личностей. Что же заставляет людей вести себя правомерно или противоправно?
Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений и потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека, осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и многое другое.
Очень интересно выразился по этому поводу русский юрист Г.Ф. Шершеневич: «Когда возбуждается вопрос, что заставляет людей соблюдать установленные нормы права и что побуждает к нарушению их, когда возникает вопрос, чем поддерживается власть одних людей на другими необходимая для понятия о государстве, то исследователь должен искать ответ психологический, а не юридический »1
Чаще всего правовая психология выражена в следующих категориях:
Стыд – то есть неприятие своего поступка
Привычка – образец поведения, сложившийся в результате многократного повторения
Стереотип – сложившийся образец отношения к различным социальным группам, ее отдельным представителям и.т.д.
Мотив – осознанное побуждение человека к определенному действию
Установка – готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуацию
Для юриста наиболее интересны две последних пункта, так как они в наибольшей степени определяют поведение человека.
Главное различие, в этих двух понятиях, состоит в том, что мотивы человека практически всегда осознанны, и их можно понять, а установки относятся уже к сфере бессознательного поведения человека, и понять их порой не в состоянии сам человек, не говоря уже об окружающих. Они играют немаловажную роль в поведении человека и поэтому требуют отдельного рассмотрения.
Согласно социальной психологии Т. Шибутани, человек живет в рамках социального взаимодействия, в котором присутствует хотя бы два члена взаимодействия: группа и личность.[1] Правомерное поведение требует знания психологических аспектов поведения как групп человеческого общества (при формировании и работе партий, общественных объединений), так и отдельных людей (служебная деятельность, участие в выборах, сотрудничество с государственными органами)
Мотив и установки поведения человека
Мотивы и установки в психологии являются наилучшим показателем и объяснением поведения отдельного индивида.
Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Сознательное поведение человека характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.
Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел)
Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и представлений. А. Маслоу, видный американский представитель «гуманистической психологии» выделял пять уровней потребностей человека: физиологическая потребность, потребность в безопасности, принадлежности к человеческой общности и в любви, самоуважении, при чем они начинают влиять на поведение при удовлетворении потребностей от низших к высшим.1
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и т.д.
Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.
Например, в уголовном кодексе РФ мотивы и побуждения не имеют четкого разграничения. К мотивам относятся «корысть»[2], «корыстные побуждения»[3], «кровная месть»[4], «расовая или национальная вражда»[5] и т.д.
Отсутствие четкого понимания мотивов, их смешение с побуждениями создает трудности в реализации соответствующих правовых норм.
Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, также как и цели действия, - понятия психологические.
Установка – это заложенная в психике готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуации. Реакция может быть только психологической – интеллектуальной или эмоциональной – или выражаться в действиях
Соотношение между переживаемым, осознанным и высказываем человеком, с одной стороны, и практическое поведение, с другой стороны, - это является одной из сложнейших проблем психологии
Реакция на установки возможна двух видов:
Психологической – интеллектуальной и эмоциональной
Действенной – выражаться в действиях
Здесь может проявляться такая установка поведения людей, как «социальное вовлечение». Она проявляется, например, в уличных беспорядках, бунтах, погромах, когда агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, полицейским или враждебной группе), которые в обычных условиях проявляются только в словесной форме – оценках или настроениях.
Социально-психологическая теория позволяет выделить основные три вида рассогласования поведения и установок:
Общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях – ограничение возможности свободного выбора индивидуального поведения, когда человек вынужден руководствоваться актуальной ситуацией противоречащей его убеждениям. Например, отказ от голосования, при отсутствии партий или представителей, которые выражают их интересы, в пользу других партии.
Различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации – это объясняется противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта, когда одна из установок актуализируется под влиянием конкретных факторов. Например, люди, относящиеся к забастовкам отрицательно, нередко участвуют в них, так как видят в этом неизбежный способ действия в экстремальной ситуации.
Вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт – это побуждает его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или с групповыми ожиданиями. Например, владелец отеля (если у него есть расовые предрассудки) даст номер представителям другой национальности при непосредственном контакте с ними, но если они попытаются сделать это заочно, то, скорее всего им откажут. Это проявилось в «казусе Лапьера»1
Также можно выделить виды установок и мотивов:
Законопослушность – возникает тогда, когда потребности, желания, интересы субъекта права не совпадают с общественным мнением, но субъект из-за боязни наказания подчиняется закону.
Правопослушность – возникают тогда, когда цели субъекта и права и средства по их достижению хотя и совпадают с общественными, но не в силу личных убеждений, а в силу конформности личности данного субъекта.
Правоисполнение – возникает, когда цели субъекта права и средства их достижения совпадают с общественными вследствие каких-либо личных убеждений данного субъекта.
Правовая психология является значимой формой осознания права и отдельных нормативно-правовых актов, а также юридических действий. Знание мотивов поведения, осознание причин, побуждающих людей к нарушению закона и порядка, можно использовать в совершенствовании законодательства и создания управомачивающих норм права.
При этом формирование индивидуального сознания происходит под влиянием группового и общественного сознания, поэтому требуется изучать и психологию человеческих групп, как ведет себя личность в толпе.
оведение человека и общество
«Есть много вещей, не обязательно запрещенных, которые человек вряд бы решился открыто делать в присутствии другого человеческого существа… простое присутствие другого человека, даже совершенно постороннего, безусловно, изменяет поведение любой социализированной личности…»1
В наше время человек не может существовать без общества. В итоге, он подвергается постоянному влиянию путем установления формальных и неформальных, социально-психологических связей с другими людьми с общностью. Но человек, являясь личностью, обладает своей собственной историей, убеждениями воспитанием, поэтому группу людей можно рассматривать как согласованные действия многих индивидов.
На психологическое состояние человека влияют политические и обусловленные окружающей обстановкой изменения. Существование человека в группе подталкивают его к подражанию и взаимной зависимости. Причем порыв к этому возрастает по мере увеличению группы.2Существует даже принцип – «где большинство, там безопасность», развивавшийся с самого начала формирования человеческого общества, искавшего защиты от опасностей внешнего мира. Чем больше организация, тем сложнее ей руководить, так как при этом снижается моральный фактор, потому что каждый член чувствует себя освобожденным от ответственности за действия группы. На этом основано конформистское поведение – низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремясь приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все». Это поведение является наихудшим видом правомерного поведения, так как оно не способствует вовлечению субъекта в правовую деятельность.
Однако личность почти всегда стремиться выразить свое собственное «Я», выделится из толпы, хотя от общества и перенимаются многие нормы: культуры, морали, духовные традиции.
В итоге, личность является основным звеном общества, и в основном формирует его, а механизм реализующий социальность человека включает его в качестве основного звена. Социальные отношения человека и личности предполагают связи с другими людьми, но это предполагает проявления индивидуальности со стороны взаимодействующих субъектов; обе стороны предполагают потребность реализации собственных потребностей.
Социальное существование объединяет в себе две направленности: к объединению личности с другими людьми, и выделению индивидуального сознания, «индивидуальной автономии». Ни одна из этих тенденций полностью не преобладает, так как они не существуют друг без друга, противодействуют одна другой. Преимущественное развитие одной из этих направленностей вызывает психологический дефицит, дискомфортное состояние личности. Чтобы избежать этого требуется всесторонне развивать индивидуальность человека, сочетая индивидуальную и социальную и стороны мотивации.
Индивидуальная инициатива важна для правомерного поведения, и является одной из его основ, так как она дает возможность субъекту проявлять себя, полагаться на себя и свои способности.
Юридические основы правомерного поведения
Под юридическими основами понимается комплекс мер, направленных на создание таких условий существования человека, при котором учитывались бы его потребности и интересы, и одновременно защищались права и интересы других людей.
Что же для этого требуется. Во-первых, исходя из определения правомерного поведения, человек должен исполнять предъявляемые к нему требования по своей собственной воле. Правомерное поведение еще зависит и от ряда внешних и внутренних детерминантов. Развитие соответствующих связей можно представить следующими закономерностями:1
Объем и качество правомерного поведения увеличивается по мере устранения несоответствий между производством и присвоением материальных благ
Объем и качество правомерного поведения возрастают с повышением общей, политической и правовой культуры граждан и должностных лиц
Объем и качество правомерного поведения возрастают по мере того, как правовые требования начинают совпадать с нравственными воззрениями и моральными ценностями передовых общественных классов, групп и слоев населения
Качественные характеристики правомерного поведения улучшаются по мере сближения политики государства с интересами широких слоев населения, по мере стабилизации этой политики
Положительные характеристики возрастают по мере совершенствования законодательства, устранения пробелов в праве и чрезмерной заурегулированности, развития управомачивающих норм и суждений сферы действия запретов
На качестве правомерного поведения отрицательно сказывается рассогласованность потребностей, интересов, установок, убеждений и знаний адресатов права
Правомерное поведение активнее и качественнее, если совпадают интересы личности и цели законодателя, если психологическая установка адресатов норм и его мировоззрение близки к официально выраженным в законе позициям государства, к его практической деятельности по проведению установленных правил в жизнь
Первый пункт раскрывает положение о том, что требуется достижение стабильности экономики и обеспечение каждого индивида минимальными материальными благами, а при активном поведении субъекта требуется устанавливать меры поощрения – денежные премии, знаки отличия, награды. Причем важную роль здесь играет такой психологический фактор, как желание выделиться из толпы, обеспечить свой материальный комфорт и другие.
Цель правомерного поведения – закрепленные законом интересы, так что важнейшим моментом является законодательный процесс. Создание законов требует от законодателя достаточный уровень правосознания и представление о потребностях общества. Масштабы и шаблоны правомерного поведения заложены в диспозициях правовых норм, а проявление правомерного поведения возможно при таких критериях закона, как утверждение системы поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры, создание или оформление учреждений (органов) которые будут нести юридическую культуру использования своих возможностей в общество, расширение объема и повышения уровня правового поведения субъектов права, обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы.
Главным моментом юридических аспектов правомерного поведения, несомненно, является активное и добровольное исполнение норм права. Но так как правомерное поведение достигается осознанным выполнением людьми требований права, то нормы права в своем большинстве должны предлагать людям разнообразные варианты поведения. Варианты поведения должны быть согласованны с устойчивыми принципами личности – право на индивидуальную свободу, свободное осуществление своих прав и обязанностей и так далее.достичь этого также можно, ипользуя такие явления как карьеризм, честолюбие, стремление к власти, которые по моральным требованиям часто осуждаются обществом, но в основе этого явления лежит психологическая потребность в самоиндификации.
При этом требуется обязательное обучение и повышение юридической культуры всех граждан государства, а особенно тех, кто занимает должности в органах государства. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан отрицательно сказывается на внедрении правомерного поведения в общество. Здесь можно вспомнить слова Никколо Макиавелли: «Если человек с первых лет своей жизни слышит, что плохо и что хорошо, то этого достаточно, чтобы это мнение закрепилось в его душе и стало для него в будущем правилом, на основе которого он будет руководствоваться своими поступками»[6].
.
Заключение
Формирование правового государства связано с глубокими процессами утверждения правовых ценностей в психологии личности, причем правомерное поведение является базовой основой данного процесса.
Дальнейшее развитие рыночных отношений, новых правовых возможностей человека сопряжено со значительными трудностями. Требуется активнее внедрять личностные установки на положительное отношение к праву и тем возможностям, которое оно предоставляет. Это требует формирования воспитательного аппарата направленного на воспитание людей в русле правомерного поведения.
Активное участие людей в политико-правовых процессах помогает развивать всесторонне развитую личность, так как это выделяет и социальное и индивидуальное начало в полном объеме. Однако это трудный и сложный процесс.
Будем надеяться, что дальнейшее развитие человеческого общества не приведет нас к тоталитарному государству и полной подконтрольности ему личности. Стремление человека к лучшему это всегда активный процесс, который должен привести к формированию правового общества и государства.
Список литературы:
«Гегель», Нерсесянц В.С. – М.: Юридическая литература, 1979 г.
«Государь», Никколо Макиавелли, - Мн.: Современный литератор, 1999 г.
«Общая и юридическая психология», под редакцией Еникеева М.И. – М.: Юристъ, 1996 г.
«Общая теория государства и права», под редакцией М.Н Марченко. - М.: Зерцало, 1998 г.
«Общая теория права и государства», под редакцией В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994 г.
«Психология политики», В. Одайник – Санкт-Петербург: Ювента, 1993 г.
«Социальная философия», под редакцией Крапивенского С.Э. - Волгоград: Комитет по печати, 1996 г.
«Социально-политическая психология», Дилигенский Г.Г. - М.: Новая школа, 1996 г.
«Теория государства и права», под редакцией В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999 г.
«Теория государства и права», под редакцией В.Г. Стрекозова. – М.: Дахабов, Ткачев, Димов, 1995 г.
«Теория государства и права», под редакцией В.М. Корельского, - М.: Норма-Инфра,1998 г.
«Философия», А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2000 г.
1 Макиавелли стр. 325
1 Гете, цитировано по «Социальной философии», стр. 255
1 Марченко стр. 561
2 Корельский стр. 405-407
1 Марченко стр. 569-570
1 Г.В Шершеневич «О теории права», цитировано по «Русская философия права: философия веры и нравственности», СПб.: 1997 г., стр.175
[1] «Психология для юристов» стр. 9
1 Социально-политическая психология стр. 100
[2] УК РФ, ст. 265, п. «в»)
[3] там же, ст. 102, п. «б»)
[4] там же, ст. 102, п. «к»)
[5] там же, ст. 74
1 Социально-политическая психология стр. 199-200
1 Цитировано по «Психология для юристов» В.М. Розина, стр. 7
2 Психология политики стр. 52
1 Лазарев стр. 306-307
1 Макиавелли стр. 677