Концепция генад Прокла, Ареопагитский корпус и Дамаский
Рассмотрение прокловской концепции генад, явившейся решительным нововведением Прокла в неоплатоническую доктрину, интересно
по многим соображениям, в частности же потому, что ее очевидно знает, но не принимает непосредственно связанный с Проклом автор Ареопагитского корпуса.
В статье "Nouvеаuх liens оbjectifs еntre lе Рsеudo-Denis еt Рrосlus" А.Д. Сафрэ пишет по поводу концепции генад, что
Псевдо-Дионисий "разумеется, не мог принять ее как таковую, так что она не должна была проявиться в его сочинениях кроме как между строк"[1]. Какого рода духовная цензура запрещала Псевдо-Дионисию, говорившему в начале Божественных имен о
том, что непостижимa enaV enopoioV apashV enadoV принять концепцию генад? Не можем ли мы просто предположить, что Псевдо-Дионисий знал, что наряду с
триединым сущим Богом, сокрытым в сверхбытийном пресветлом мраке, нет множества свербытийных богов-генад?
Псевдо-Дионисий не затрудняется в воспроизведении неоплатонической тройной иерархии богов и высших существ, рассмотренной в
"Платоновской теологии" Прокла. Сравним иерархию универсума у Псевдо-Дионисия[2] и Прокла: