Дронов В.Т.
1. Одной из концепций обновления Российского общества и способом решения его социальных проблем может стать кооперативная стратегия, представляющая собой потенциально важное направление современной социологической науки. Научно-теоретические и социо-культурные потребности изучения социологией этого направления вытекают из праксиологического характера основополагающих идей кооперативного мировоззрения, которое покоится на принципе органичного совпадения условий развития личности с фундаментальными императивами обществ современной цивилизации.
Несмотря на то, что современное общество ежедневно сталкивается с явлением кооперации и пользуется ее плодами, знание о ней еще не имеет законченной теоретической формы, а социологическая мысль недооценивает превращение кооперативных систем действия в крупный и самостоятельный фактор социального, духовного и гуманитарного прогресса цивилизации. В целом социология не справляется с обширным и противоречивым материалом, предоставленным кооперативным сотрудничеством в ходе комплексных социальных изменений на путях модернизации России. Современное положение кооперативных идей можно определить как фактор, который хотя и активно влияет на повседневность, однако остается в значительной степени непознанным и потому нуждается в более фундаментальном и всестороннем социологическом изучении.
Вопрос о необходимости исследования кооперации социологией не новый, однако он убедительно не решен в силу того, что ее место и роль для социологии вплоть до настоящего времени считается второстепенным. В общественном умонастроении продолжает господствовать неопределенность относительно настоящего и будущего кооперативного мировоззрения для социологической науки и социальной практики. Адекватное изучение кооперации на современном уровне приводит к необходимости опираться на данные разных наук, используя их опыт, избегая односторонней, как это было прежде, экономической интерпретации. Известно, что проблемами кооперации занимались социологи, философы, экономисты, которые стояли на разных, порою противоположных идейных и методологических позициях. Основы кооперативной стратегии заложили социалисты-утописты, практически развивали Рочдэйльские пионеры, сторонники Фабианского учения, Гамбургское направление, представители Нимской школы; теорию кооперации разрабатывали многие крупные мыслители русской школы в социологии.
Значение кооперативной теории и практики особенно остро обсуждалось в решении таких вопросов как переход от капиталистического состояния общества к социалистическому, в преобразовании мелкотоварного производства в непосредственно регулируемое общество, в исследовании принципов демократической организации отдельных социальных институтов и общества в целом. В настоящее время, на рубеже III-его тысячелетия происходит переосмысление кооперативной стратегии в свете общецивилизационных процессов, важных для понимания вероятного будущего.
Основная задача данной статьи состоит в том, чтобы показать необходимость системного изучения кооперации в социологии, оценить методологические возможности кооперативной стратегии для современной России. Мы стоим на позиции возрастания роли кооперации в ходе общественной эволюции от явления непрочного, локального и случайного к необходимому, универсальному и всеобщему. Кооперативная стратегия показывает новый аспект изучения современных обществ.
2. Кооперация - одна из традиционных и фундаментальных категорий, используемых социологией в процессе становления ее самостоятельной наукой. Ряд ученых, в том числе отечественных, придавали кооперации или сотрудничеству значение закона природных и социальных явлений, считая подобное сотрудничество главным принципом, на котором покоится социология как наука. В своей истории социология испытала все имеющиеся в ее распоряжении способы интерпретации общества, используя кооперативный принцип. Среди них можно указать кооперативное сотрудничество в отличие от конкурентной борьбы за существование (Г.Спенсер, Л.Мечников), исследования форм помогающего поведения (соседские общины, коллективные хозяйства, неэкономические гуманитарные организации), придание кооперации статуса основного принципа социалистического общества (Р.Оуэн, В.И.Ленин), особой кооперативной республики (Нимская школа), а также попытки построить современную социологию на основе теории кооперативного действия в отличие от теории рационального действия, концепции символического интеракционизма и др.
В ходе исследования закономерно вставал вопрос о правомерности использования всех указанных значений. Для внесения первичного порядка в существующие подходы их можно классифицировать по трем категориям, ограничивающих кооперацию совместной деятельностью, либо групповой формой собственности, либо особой социальной организацией общества. Некоторые авторы главное внимание уделяют кооперативным предприятиям, возникшим в ходе кооперативного движения.
Итогом изучения кооперации явились некоторые известные положения. Так, объединение множества индивидов приводит к возникновению "эффекта кооперации" - массовой социальной силы, действующей как целостный организм и субъект. В кооперации также развивается дополнительная социальная сила, складывается целое, большее суммы своих частей, то есть появляется синергетический эффект.
Историческое развитие общественной кооперации в современных обществах приводит к превращению ее во внутренний, необходимый и всеобщий механизм социальных действий, осуществляемых такими историческими субъектами как община, семья, артель, а в настоящее время социальными организациями. Иначе говоря кооперация превратилась в ядро и центр социальных институтов и производит в них пространственно-временные преобразования, благодаря которым появляются такие социальные субъекты, которые делают обоснованной методологию социологического реализма, а порою выдвигают эти новые образования на первое место среди объектов (предметов) социологии.
В современных обществах организованные системы действия широко распространены. К их исследованию применялась механистическо-реалистическая концепция, теория человеческих отношений, системный метод. Однако многое говорит о неудовлетворенности этими инструментами. Последовательное применение кооперативной методологии к познанию законов организованных систем действия открыло бы перед социологией значительные перспективы. Второе значение использования кооперации в познании социальных систем действия состоит в наличии единых теоретических средств применимых к межинституциональной сфере. Наконец третье обстоятельство важное для оценки кооперативной методологии состоит в ее применимости для развития познания структур плюралистического общества.
Изучение предпосылок и условий существования кооперации, ее места, роли и тенденций развития в качестве общецивилизационного явления совершенно необходимо. Отсутствие целостного взгляда на предмет приводит к абсолютизации свойств одного из культурно-исторических типов, или одной из эмпирических форм, к неоправданным заимствованиям и к недооценке возможностей кооперации в будущем. Присутствуя во всех обществах кооперация обогащает совокупность своих "онтологических" качеств, изменяются ее функции. Значение кооперации в процветании общества по мере социальной эволюции возрастало - она сделала громадный шаг в своем развитии и стала существенным фактором не только экономического и научно-технического, но и гуманитарного прогресса. Справедливо признано, что кооперативные системы являются механизмом институционализации гуманистического менталитета; вместе с тем они "скрепляют" общество в эпоху постмодернистского дробления интересов.
Кооперация - древнейшая социально-гуманитарная форма. Первоначально индивиды создают кооперацию для образования нераздельной социальной силы, удовлетворения их общих потребностей. Эти потребности ясны и понятны ее участникам, они сами являются ее агентами, инициаторами и собственниками плодов деятельности.
Под действием разделения труда, накопления богатств в частном владении и образования классов наступает ранний период цивилизации, при котором основными формами являются индивидуальное производящие земледельческое хозяйство и ремесло. В условиях Восточного и Античного рабства произошло первое изменение сущности, места и роли кооперации в совокупности форм общественной жизнедеятельности - она стала межклассовым отношением. В Средние Века в Европе господствовали индивидуально работающие собственники, которых побуждали к кооперативным действия обстоятельства внеэкономического принуждения. Кооперацию применяли государства, рабовладельцы, феодалы и другие социальные группы, цели которых имели мало общего с целями зависимых от них работников. Эпоха модернизма в капиталистической форме принесла с собой изменение всего социального порядка в том числе исторических качеств кооперации. До сих пор кооперация создавалась спорадически и потому не влияла на господствующий строй. Напротив капиталистическая кооперация наемного труда есть необходимое основание всех капиталистических институтов. Этот принцип составляет сущность модели всех так называемых демократических обществ. (В скобках укажем, что социология социального действия оставляет в стороне самое существо действий индивидов, обращаясь к категории рационализма и опуская фактор социального субъекта). Эта система изменяется лишь с появлением "антикапиталистического" менталитета (Л.Фонвизер) и кооперативного сотрудничества - участия работников в собственности и власти - на рубеже XIX-XX веков и с появлением нового, кооперативного, принципа социальной организации общества.
Анализ кооперативных систем действия позволяет сделать промежуточное обобщение. В обществе имела место последовательность сменяющих друг друга типов кооперативного действия при одновременном изменении их социальных форм, известных как механическая и органическая солидарность (Э.Дюркгейм). Столь популярная социологическая концепция, однако, упускает из виду факт превращения органических систем в самостоятельные субъекты, которые лишь при определенных обстоятельствах способны преодолеть существенное противоречие современных обществ, отчуждение индивидов от порождаемых ими социальных субъектов действия. Отсюда проистекает интерес науки и практики к новому типу отношений - отношениям кооперативного сотрудничества, который эволюционирует в существенно разных направлениях: в сторону образования государственно регулируемых систем формальных собственников, либо в сторону классического капиталистического либерализма, либо в сторону кооперативных хозяйств. В истории подобные преобразования имели обратную направленность. Однако метод "оборачивания" отношений истории и теории служит доказательством правильности избранной методологии. Современные общества столкнулись с реальной трудностью объяснить основные структуры средствами единой теории. И в самом деле социология должна уделять внимание микро и макро уровням общества, его структурным и институциональным аспектам, политическим, экономическим и культурным процессам на базе единого методологического знаменателя или социального базиса. На утверждении этого положения покоится социально-демократическое движение ХХ столетия. Его опыт особенно актуален в условиях, когда практика показала слабую социально-экономическую эффективность организации, в которой государство распоряжается, а трудовые коллективы производят; с другой стороны в ХХ веке стала очевидной слабость оппозиции частного предпринимательства и государства. Эти обстоятельства послужили дополнительным аргументом, подкрепляющим необходимость кооперативной стратегии.
Таким образом, в современной социологии стали обсуждаться новые социальные субъекты - кооперативные системы действия, - игнорирование которых приводило и приводит к многим проблемам различного уровня и вида. Кооперативная стратегия показывает свою применимость к анализу различных социальных групп современного общества. История показывает, например, что пренебрежение кооперативными принципами в рабочей среде приводит к господству государственно бюрократической элиты, ставит народ в отчужденное положение к общественному богатству, отдаляет трудящихся от рычагов власти, сковывает возможности самореализации личности и утверждается социальная справедливость.
Важной является роль кооперации в судьбе крестьянства всего аграрного сектора, исследование которых в социологии превратилось в самостоятельный объект познания. Сельскохозяйственная кооперация представляет собой важнейший факт общественной жизни ХХ столетия. Наиболее типичной ее формой является такая, которая при сохранении индивидуального производящего (фермерского) хозяйства осуществляет закупки, переработку, сбыт сельхозпродуктов, оказывает индивидуальному хозяину помощь ссудами и т.п. Этот механизм противоположен общинному, т.к. ориентирует хозяйство на рынок, создает класс крепких собственников, защищенных от произвола рынка и государственных чиновников.
В России кооперацию считали одним из величайших завоеваний, способствующих подъему человечества на более высокую ступень прогресса. Кооперативное движение ставилось в ряд таких великих событий как Христианство, Возрождение, Реформация, Промышленная революция. Рассматриваемый вопрос имеет не только историческое, но и общеисторическое значение, т.к. речь идет о конкретной социально-экономической организации, способной установить новые условия общественного бытия. Мировой опыт показывает, что кооперация - это адекватный исторический механизм, обладающий необходимой социальной эффективностью, устойчивый в соревновании с принципами частной и государственной организации.
Анализ трудов по социологии сотрудничества показывает, что фундаментальные свойства кооперации еще не до конца осмыслены теоретически. Есть веские основания утверждать, что историческое развитие общества поставило кооперативную стратегию в центр институционализации экономических, политических и культурных процессов. Однако данный провозглашенный тезис, как и обратный ему об антагонистической системе противоречий, требует соответствующей конкретизации, не ограничиваясь рассуждениями об обществе вообще. Оставляя в стороне систему доказательств, отметим, что кооперация способна служить начальным (простейшим) и наиболее развитым отношением современных обществ.
Великое преимущество кооперативного механизма в том, что он устраняет отчуждение людей в обществе и является средством саморазвития общества. Так, рабочие не являются в кооперативных системах наемными в собственном смысле слова и социология стихийно движется в признании этого положения. Об этом говорит и повсеместная замена этики индивидуализма этикой сотрудничества.
3. Вопрос о сущности и социально ценности кооперации обсуждается уже 150 лет. Кооперативная стратегия имеет историю и традиции, школы и направления, выдающихся представителей, которые по-разному понимали назначение кооперации, изучали ее с разных позиций, а их мнения приобретали острую, парадоксальную, порою антиномичную форму. Это обусловлено тем, что кооперация - одно из фундаментальных средств практического участия народа в решении проблем индивидуального и общественного бытия. Интерес к кооперации в современной России особенно понятен по мере ограниченности существующих методологий взаимосвязи социального базиса, специфического для каждой страны с возможностями экономического, технического, научного прогресса.
Вторая причина обращения к возможностям кооперативной стратегии состоит в том, чтобы предложить приемлемую методологию для анализа социальных институтов. К сожалению, современная социология перенасыщена пересказом теорий западных авторов при слабом внимании к особенностям российского культурного пространства. Значение кооперативного мышления заключается в том, что кооперация есть социальная основа экономического и иного прогресса. Этот принцип стал основой сознательной политики наиболее преуспевающих социальных организаций.
Третья причина обращения социологии к кооперативной стратегии - это потребность в едином научном подходе к плюралистической социальной онтологии. Хотелось бы подчеркнуть, что ведущим принципом современных обществ является сотрудничество, хотя порою в неразвитом либо противоречивом виде, а не борьба.
Наконец, кооперативная стратегия, и это должно стать первым пунктом в понимании ее действительной актуальности, обращается к более универсальному, чем ранее, пониманию человека как субъекта социальных качеств. Уже первые теоретики кооперативного мировоззрения увидели в кооперации ее многообразные свойства, увидели в ней средство освобождения человека и принцип новой социальной системы. Но, пожалуй, лишь современность может со всей серьезностью говорить о его адекватном понимании. Практическое применение кооперативного механизма, действующего согласно правилу - "удовлетворение потребностей индивида за счет целого, а не одной группы за счет другой" играет все более важную роль в современных сложных обществах.
Какой тип общественного порядка способен обеспечить гуманитарный, экономический, нравственный прогресс - государственный, кооперативный или капиталистический? Анализ показывает, что современное общество не может предоставить этим структурам свободу неограниченной конкуренции. Само государство должно осознать себя как сотрудничающее целое, осуществляя таким образом идею, берущую начало у самых истоков социологии.
Общечеловеческие императивы, такие как свобода мышления и действия, социальная справедливость законов, высокая эффективность институтов становится реальностью. Особенно подчеркиваем, что речь идет не только о создании производительно и рациональной экономики, а о нравственных основах в отношениях индивида и общества, ориентации социальных институтов на личность человека. Конечно, на путях применения кооперативной стратегии к повседневной жизни лежат значительные познавательные и организационные трудности. Но это не может остановить движение социологического мышления. Кооперативная стратегия позволяет надеяться на возможность такого демократического и гуманного порядка, который соответствует общечеловеческим ценностям современной цивилизации.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/