Большой театр! На его фронтоне - летящие кони,
управляемые Аполлоном. Это символ торжества прекрасного, символ вечного движения искусства и жизни. Большой театр в следующем году будет отмечать свое
225-летие, это будет юбилейный сезон, возможно, он станет последним, проведенном в нынешнем здании, а после...
После всей огромной труппе придется ютиться в филиале, построенном рядом, на Театральной площади. И сколько это будет продолжаться - одному Богу известно, ибо как у нас в стране финансируют искусство Вы все прекрасно знаете (кстати, часть денег для постройки филиала выделило не государство, а Юнеско).
Становление Большого театра и деятельность коллектива в его первое тридцатилетие были связаны с демократическими тенденциями всего общества. Театр одним из первых внедрил реалистическую манеру игры актеров (тогда еще крепостных!), это, несомненно, отвечало зарождению духа народности, национального самосознания.
С 1806 театры Москвы и Петербурга стали императорскими. Это означало, что репертуар выстраивается в зависимости от взглядов и вкусов двора. Как известно, на месте Большого сначала был Петровский театр, который сгорел в 1805 году. На театральной площади до 1824 года торчали его обгоревшие стены. Унылое зрелище...
Когда Москву стали отстраивать заново после пожара 1812
года появился новый Большой Петровский театр, здание которого мы и узнаем до сих пор как здание Большого.
Период с 30-х годов можно назвать первой вершиной, судите сами, стоит назвать лишь спектакли, которые были впервые показаны публике. Это "Иван
Сусанин" и "Руслан и Людмила" Глинки, это "Русалка"
Даргомыжского, это "Снегурочка" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова. Оперы Чайковского даже не возьмусь
перечислять - их было более 10-ти. Только один "Онегин" был показан более 2000 раз в стенах театра за все время.
Процветание длилось до 90-х годов, а после - сборы начали резко падать, труппа сократилась, долгое время не было постоянного руководителя балета... Чувствовалось - нужны большие перемены. И они наступили со сменой века.
Итак, к 1900 году Большой театр переживает не самые лучшие времена в своей истории - сборы падают, труппа уменьшается. С началом нового века на исторической арене появляются революционные идеи, формируется новое понятие: пролетариат. В Большой театр приходят Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Переводятся и ставятся впервые на русском "Лоэнгрин" и "Зигфрид" великого симфониста Вагнера, "Отелло" Верди и "Кармен" Бизе.
Октябрьскую революцию можно воспринимать как угодно, сейчас не время обсуждать политические и иные аспекты этого исторического события. Хочу заметить лишь, что после нее Большой зажил совершенно новой жизнью - артистам повысили зарплату, они получили большие льготы, театр стал официальным центром музыкальной жизни СССР, дотации государства помогали ему развиваться даже в это сложное время.
В 1920 году театр (вместе с Малым и Мариинским) получает почетное звание академический, царское фойе стало залом и названо именем Бетховена (там и сейчас регулярно проводят камерные концерты артисты оркестра и вокалисты).
Во все время советского режима вплоть до 80-х годов театр мог позволить ни в чем себе не отказывать. Ставились грандиозные постановки, премьер было мало, но они очень тщательно готовились. "Спартак" Хачатуряна, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Анюта" Гаврилина, новые постановки классических спектаклей - вот золотой фонд этих лет. Под крышей этого заведения собрались поистине лучшие артисты СССР. Это сейчас уже непонятно кто сильнее - Большой или Мариинский (из Санкт-Петербурга), а раньше ГАБТ (официальная аббревиатура) безраздельно властвовал и был неким "законодателем мод" на всей территории страны.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©