Предлагаемый ниже свод рекомендаций по восстановлению законных и разумных принципов лесопользования в дальневосточной тайге - не более чем попытка суммировать и систематизировать предложения специалистов, представляющих разные этапы процесса, высказанные в разное время и в разной форме в ходе подготовки данного анализа. Задачей данного раздела является не навязать кому-то новые или чуждые механизмы или модели, но помочь людям, ответственным за выработку и принятие административных и хозяйственных решений, найти более оптимальные механизмы лесопользования и контроля лесного рынка.
Рекомендации сгруппированы по задачам, на решение которых нацелены те или иные мероприятия, и могут быть адресованы в равной степени органам управления всех уровней и специально уполномоченным органами в области природопользования, охраны лесов и общественного порядка. При этом авторы отдают себе отчет, что многие из поставленных ниже задач и мероприятий выглядят маловероятными исходя из существующей жизненной реальности. В то же время, мы полагаем, что и в самой безнадежной ситуации не следует отказываться от попыток вновь и вновь преодолевать неискоренимые и вечные общественные пороки, от стремления к улучшению общественного и нравственного здоровья и к сохранению жизненной природной среды для будущих поколений.
В целях преодоления коррупции и взяточничества необходимо:
стремиться к созданию атмосферы всеобщей и повседневной нетерпимости по отношению к коррупции, взяточничеству и торговле нелегально заготовленным лесом; добиваться признания нелегальных рубок и торговли ворованным лесом, включая пересортицу, занижение декларируемых цен и сортности - уголовными преступлениями, предусматривающими соответствующее наказание и полное лишение права на ведение заготовок и торговли лесом; взятки или под контролем криминальных структур в основных лесных районах с привлеченем специальных подразделений ФСБ и УВД федерального уровня; установить порядок, при котором средства от реализации секвестрованной древесины не поступают в районные организации, а накапливаются на специальных фондах субъектов Федерации и используются под контролем общественности на финансирование межведомственных рейдовых бригад.Для обеспечения обязательности соблюдения действующего природоохранного, лесного и уголовного закондательства необходимо:
возродить уничтоженные и установить новые контрольные посты на ключевых транспортных путях региона с привлечением общественности и всех заинтересованных структур; создать межведомственные рейдовые бригады с участием представителей природоохранной, лесной, охотничьей инспекций, органов внутренних дел и общественности для регулярного контроля мест нелегальных рубок, наиболее привлекательных для криминальных бригад; организовать инспекционные посты органов Лесной службы и Госкомэкологии в главных экспортных пунктах региона; установить 10-дневный временной разрыв между сроком подачи таможенной декларации и реальным вывозом партии леса на экспорт для проверки законности происхождения груза; увеличить размеры штрафов за незаконную порубку и перевозку древесины для устранения материальной заинтересованности нарушителей; организовать обучение таможенного персонала умению отличать наиболее ценные породы от потока, декларируемого по более общим признакам в соответствии с таможенными правилами (ясень от других твердолиственных, кедр корейский от сосны); разработать единую, обязательную для всех контролирующих органов форму документа, подтверждающего законность заготовки, транспортировки, перепродажи и экспорта древесины; повысить степень зашитности провозных и разрешительных документов; обеспечить согласование разрешенных объемов экспорта по породам и территориям с лимитами лесосечного фонда; обеспечить достаточное бюджетное финансирование всем инспектирующим, лесохозяйственным и лесоустроительным органам; стимулировать и поддерживать инициативы общественных организаций, направленные на мониторинг лесозаготовок и экспорта леса.Во избежание злоупотреблений рубками ухода и санитарными необходимо:
законодательно запретить получение выгоды от санитарных рубок и рубок ухода; ликвидировать все нормативные лазейки в правилах и наставлениях санитарных рубок и рубок ухода, позволяющие применять вместо них многочисленные надуманные виды лесохозяйственных мероприятий и дающие возможность получать пиловочник; обеспечить органы лесного хозяйства адекватным уровнем зарплаты и бюджетом для устранения заинтересованности в дополнительных доходах от рубок ухода; трансформировать органы лесного хозяйства, исключив из числа их функций любые формы лесозаготовок и хозяйственной деятельности.Для уменьшения зависимости региона от экспорта круглого леса необходимо:
в течение 5 лет поэтапно ввести полный запрет на экспорт круглого леса любых пород; немедленно вести запрет на экспорт круглого ясеня, дуба и кедра корейского; немедленно и значительно повысить тарифы на экспорт круглого леса других пород; создать систему налоговых льгот для поддержки местных перерабатывающих мощностейДля обеспечения населения корректной и общедоступной информацией о состоянии лесов необходимо:
отменить гриф "ДСП" для таможенной информации об экспорте леса, сделать ее доступной по запросам любых организаций и граждан; предпринять межрегиональные и межправительственные шаги для регулярного сопоставления экспортных российских данных по лесоматериалам с данными стран-импортеров; обеспечить утверждение региональных лимитов лесосечного фонда и экспортных квот на лесоматериалы только после общественного обсуждения и экологической экспертизы; мпересмотреть и уточнить принципы и порядок отнесения насаждений с содержанием ясеня и дуба к ясенево-ильмовой и дубовой хозсекциям в лесоустроительных материалах юга Дальнего Востока с учетом повышенной рыночной стоимости данных пород.Для повышения информированности населения о нелегальных рубках и экспорте леса общественным организациям необходимо:
обнародовать любую информацию о криминальных заготовках и экспорте леса в регионе в любых средствах массовой информации; распространять среди потребителей российского леса в странах АТР информацию о негативных последствиях нелегальных рубок и экспорта леса для таежных экосистем, лесопромышленного комплекса и социально-психологической обстановки в регионе Дальнего Востока; оказывать всяческое содействие инициативам государственных органов региона, направленным на охрану лесов, пресечение незаконных рубок и экспорта круглого леса.Для становления практики неистощительного лесопользования на Дальнем Востоке зарубежные и международные организации должны:
сконцентрировать внимание на выполнении "Программы Лесных Действий" (FAP) стран Большой Восьмерки в части пресечения незаконных рубок и экспорта в дальневосточных лесах; сделать членство России во Всемирной Торговой Организации (ВТО) и кредитование России по линии Международного Валютного Фонда (МВФ) прямо зависимым от преодоления практики нелегальных рубок и экспорта древесины, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; нацелить двусторонние и многосторонние программы поддержки лесного комплекса России, такие как текущая программа Всемирного Банка и Агентства США по Международному Развитию (USAID) на преодоление практики незаконных рубок и экспорта леса в Сибири и на Дальнем Востоке; пересмотреть методики оценки и объемы расчетной лесосеки с целью стимулирования практики неистощительного лесопользования и соблюдения правил рубок; обеспечить проведение оценки социально-экологических воздействий и экспертизы торговых соглашений, которые Россия заключает на двустороннем и многостороннем международном уровне, включая уровень ВТО и МВФ; поддержать внедрение независимой экологической сертификации лесозаготовок и древесины в соответствии с принципами Лесного Попечительского Совета (FSC) в России, Японии, Китае и Южной Корее; развернуть широкую кампанию среди потребителей лесоматериалов в Японии для пропаганды продукции, заготовленной экологически неистощительными и законными методами; предпринять серию усилий на международном уровне для более глубокого анализа и широкой публикации данных об экологически и социально разорительных методах лесозаготовок и торговли лесом в Сибири и на Дальнем Востоке России, включая анализ криминальных механизмов.А.Лебедев, Д.Ньюэл, Д.Гордон