Как получить с лесов наибольший временный доход - владетели могут узнать от купцов-промышленников, которые при сем случае конечно подумают более о своей выгоде. Девиз их действий есть: "после нас хоть трава не расти". Последствия сего, вероятно, испытали уже многие помещики, если сколько-нибудь заглядывали в свои лесные владения, не полагаясь на слова управляющих.
А.Е.Теплоухов, 1848.
Многочисленные экологические, экономические и социальные проблемы российского лесного комплекса, безусловно, в значительной степени связаны как с общим кризисом системы управления государством, так и с прошлыми ошибками в области управления лесами России и использования лесов. Однако, не последнее место в ряду причин кризисного состояния лесного комплекса занимает крайне низкая эффективность современной системы управления им. Нередко именно непрофессионализм высшего руководства лесного комплекса становится главной причиной множества самых разнообразных проблем. Не представляя себе общей системы управления лесами и лесопользованием в России, часто невозможно объяснить, как столь богатая лесными ресурсами страна превратилась лишь в поставщика древесного сырья, с каждым годом играющего все меньшую и меньшую роль на мировых рынках лесной продукции, а население "лесных" поселков осталось практически без средств к существованию.
В соответствии с действующим Лесным Кодексом, функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов несовместимы с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины. Формально это означает, что коммерческое использование древесных ресурсов должно производиться одними организациями, а государственный контроль за использованием этих ресурсов и в целом за состоянием лесов - другими. В соответствии с этим, и система управления лесным комплексом России в целом включает в себя две основные структуры (сильно отличающиеся как по функциям, так и по значимости для формирования лесной политики России в целом).