Лесное хозяйство, как и всякое другое, является лишь тогда, когда объект хозяйства, в данном случае лес, теряет свойство неограниченной и всем вполне доступной полезности и становится ценностью. Такой момент наступает при известной плотности населения и более или менее высокой степени развития культуры вообще.
Орлов М.М., 1895.
Нет нужды говорить о том, какую роль играл лес в жизни первобытного населения таежной зоны России. Для них лес был и местом жительства, и источником строительных материалов, дров и пищи. В течение многих тысячелетий культура народов Европейского Севера формировалась под влиянием окружающих их лесов. Однако, и для леса деятельность человека не проходила бесследно: уже с самого начала заселения таежной территории племена охотников и рыболовов стали одним из основных факторов формирования таежных ландшафтов, коренным образом изменив их развитие. Фактически, лес и человеческая цивилизация на Европейском Севере России развивались параллельно, оказывая друг на друга исключительно сильное влияние. Рассматривать европейскую тайгу как нечто чисто природное, полностью игнорируя роль человека в ее развитии, невозможно, так же как невозможно отрицать то, что современная хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению тысячелетиями складывавшегося равновесия и уничтожению тайги.
Для того, чтобы понять, как складывались отношения человека и таежной природы, какую роль играли человеческая цивилизация и европейская тайга в жизни друг друга, следует выделить основные этапы их общей истории. Очевидно, что эти этапы не имеют и не могут иметь четких временных границ; более того, в разных частях таежной зоны они сменяли друг друга в разное время. Можно лишь говорить о некоторой общей картине развития отношений человеческого общества и таежной природы. С точки зрения использования человеком лесных ресурсов и воздействия человека на формирование таежных ландшафтов можно выделить следующие основные этапы.
1. Натуральное хозяйство. В течение многих тысячелетий со времени заселения таежной зоны Европейской России тайга являлась для населения источником различных материальных благ, удовлетворявших главным образом местные потребности (в строительных материалах, топливе, дичи, рыбе, грибах и ягодах). Лишь небольшая часть продукции леса заготавливалась в промышленном масштабе, для товарного обмена или торговли с населением иных, более южных, регионов (шкурки зверей, особо ценные виды рыб, в южной тайге - мед). Низкая плотность населения обуславливала малую потребность в древесине и, как следствие, крайне незначительные объемы лесозаготовок. Малые объемы лесозаготовок и использование преимущественно определенных размеров деревьев на строительные цели обуславливали абсолютное господство выборочных, точнее - приисковых, рубок, при которых из леса выбирались лишь отдельные, наиболее подходящие для конкретной цели, деревья.
Главным фактором воздействия человеческой цивилизации на тайгу были лесные пожары. В южной тайге они в первую очередь были связаны с подсечно-огневым земледелием, при котором участок леса выжигался, в течение нескольких лет на удобренной золой сгоревших деревьев и очищенной от сорняков почве выращивался урожай сельскохозяйственных культур, после чего заросший сорняками (с которыми при примитивной агротехнике не было никакой возможности бороться) и истощившийся участок забрасывался и постепенно вновь зарастал лесом. Несмотря на низкую плотность населения, благодаря постоянной смене выжигаемых участков леса через подсечно-огневое земледелие видимо уже к середине нашего тысячелетия прошла практически вся территория южной тайги и значительная часть средней. Подсечно-огневое земледелие приводило к преобразованию не только непосредственно расчищаемых участков таежной территории; нередко огонь "убегал" из-под контроля, и выгорала значительная часть прилегающих лесов. Подсечно-огневое земледелие сохранялось в таежной зоне до нашего столетия; окончательно оно исчезло на севере Европейской России лишь 30-х годах. В наши дни подсечно-огневое земледелие в таежных лесах уже не встречается, но абсолютно аналогичную систему землепользования можно встретить во многих крупнейших массивах тропических лесов.
Подсечно-огневое земледелие было главным, но не единственным источником лесных пожаров. Повсеместно, а особенно в северной тайге, источниками пожаров становились костры на стоянках охотников, рыболовов, а в отдельных районах - и оленеводов. В целом, коренное население таежной зоны было главным источником лесных пожаров в течение практически всей истории формирования лесов севера Европейской России.