Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.

Московский Государственный Институт Печати

Реферат по Истории Искусств

На тему:

«Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре рубежа XIX-XX вв.»

Студентки 2-ого курса

Заочного отделения

Факультета ХТОПП

Лучиной О.А.

Преподаватель: …

2002 г.

Содержание:

1.Вступление. – 3 стр.

2.Неорусский стиль. – 4 стр.

3. Заключение. – 14 стр.

4. Список литературы – 16 стр.


Вступление.

Конец XIX–нач. XX столетия – переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. В связи с новой исторической и политической обстановкой, с резким обострением идеологической борьбы в искусстве конца XIX-нач.XX в. различаются обычно три этапа, имеющих свою художественную специфику с середины 90-х годов до 1905 г. – период нарастания общественного подъема перед революцией; 1905-1907 гг. – период первой российский революции; 1908-1917 гг. – предреволюционный период.

С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX в.», как его называют в современной советской науке, себя изживает.

Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступают за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

Огромное влияние  на искусство начала XX в. имела революция 1905-1907 года. Она  поляризовала художественные силы, четко определила идейные позиции многих творческих индивидуальностей, она вызвала к жизни новые художественные группировки, организацию множества выставок, периодических изданий по изобразительному искусству.

На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, начиная прежде всего с архитектуры, в которой долго господствовала эклектика, и кончая графикой, получившей название стиля модерн. Явление это не однозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но знаменательно само стремление к единству стиля. Стиль модерн – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративного искусства.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с возникновением кинематографа – кинотеатры.

Переворот произвело появление новых строительных материалов: железобетона и металлических конструкций, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города. Последние годы XIX-нач. XX в. – это время господства модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южно-германской и австрийской архитектуре, и неоклассицизма. Первое из этих явлений было в общем космополитическим (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренесанса, необарокко, неорококо и др.), а второе – чисто русским, которому нет аналогий в европейской архитектуре.

Неорусский стиль.

Типичным примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил  Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения линий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых  декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки, на композицию лестницы, даже на мебель и т.д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж); вторая – более конструктивистская.

Похожие работы:

  1. • Освоение наследия древнерусского искусства в архитектуре ...
  2. • Российская империя на рубеже XIX-XX вв.
  3. • Историко-филологическое направление на рубеже XIX - XX вв.
  4. • Историография русского церковного искусства
  5. • История села
  6. • Россия на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг.
  7. • Исламо-арабская культура. Искусство Европы XIX ...
  8. • Серебряный Век русской культуры
  9. • Культурно-историческое направление на рубеже XIX ...
  10. • Экзаменационные/зачетные вопросы и билеты по предмету ...
  11. • Литература и искусство в конце XIX - начале XX вв.
  12. • Вторая историческая форма позитивизма
  13. • Эволюция фордизма
  14. • Эволюция фордизма
  15. • Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой ...
  16. • Донбасс от Хьюза до Ленина
  17. • Формирование и развитие социокультурного пограничья ...
  18. • Еврейский вопрос в России в конце XIX - начале XX вв ...
  19. • От позитивизма к неопозитивизму
Рефетека ру refoteka@gmail.com