Рефетека.ру / Психология

Доклад: Модель самоопределения личности

Модель самоопределения личности.

При  планировании  и  организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению , должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению , руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно “работают” на бумаге, то они также хорошо будут “работать” и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте , т. е. в отношении управления , можно дать такое определение :

МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений ( называемых потребностями ) , которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи можно выделить теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга. Более современные процессуальные теории  мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Рассмотрим  систему  мотивации  персонала  на  примере  конкретной  организации  “Райдер  Систем” .

Фирма  “Райдер  Систем” , расположенная  в  Майами , разработала  систему  того, как  сохранить необходимый моральный  климат среди своих служащих. Реализация этой системы делает фирму, по мнению Дебби Л. Ристон, руководителя отдела кадров, одной из наиболее  передовых компаний региона в деле организации  взаимоотношений персонала.

“Основа подхода фирмы к работе с  сотрудниками состояла в том, чтобы внушить им, что их работа – трудна и интересна. Они должны чувствовать , что вносят свой уникальный вклад в общее  дело и успехи, а фирма в свою очередь отмечает и вознаграждает их за это”, -- сказала Ристон.

Эта фирма владеет сетью компаний, предоставляющих услуги по перевозке грузов по автомагистралям, оптовой торговле  и другим деловым услугам, в т. ч. фирмой “Райдер Тракс” . Фирма “Райдер Систем” оплачивает работу 20 тыс. сотрудников в США и Канаде также и даже выше, чем другие более крупные компании. Это удерживает сотрудников. Вознаграждение за достигнутые результаты при этом выражается в форме предоставления возможности развития деловых и профессиональных способностей персонала, хотя иногда это связано с переходом в другие отделы.

Согласно объединениям Ристон , “если кто-то успешно продвигается по служебной лестнице , но в его отделе соответствующих вакансий нет, мы даем такому сотруднику возможность горизонтального перемещения, т. е. перехода с повышением в другой отдел”.

Фирма “Райдер” предлагает также своим сотрудникам специальный план покупки акций фирмы на льготных условиях. Те, кто хочет повысить свой деловой и профессиональный уровень, могут воспользоваться услугами консультантов и преподавателей.

Фирма в свою очередь считает, что у ее сотрудников должна быть своя жизнь за стенами офисов. Рекреационный комитет организует разнообразные мероприятия для сотрудников и членов их семей, включая поездки в “Диснейленд” и “Морской мир”, различные развлекательные и познавательные программы.

По мнению Ристон, “потребовалось много времени, чтобы выработать эти принципы и прийти к их пониманию. Представляется однако, что этика отношений руководства с подчиненными имеет критически важное значение. Создание подходящего для мотивации климата зависит от менеджера. При этом важно иметь в виду, что человек постоянно растет как личность”.

Специальная группа сотрудников фирмы “Райдер” разработала следующие принципы отношений руководства с персоналом :

 обеспечение создания на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки

давать каждому интересную работу, побуждающую его развивать свои знания и умения

устанавливать четкие цели и задачи, а также справедливые нормы выработки

давать оценку вклада сотрудников в результаты деятельности фирмы на основе регулярной обратной связи

давать возможности для роста сотрудников и раскрытия их потенциала

предоставлять всем равные возможности при найме и продвижении по службе, обуславливаемые только способностями сотрудников, их результативностью и накопленным опытом

компенсировать затраты усилий сотрудников на базе оценки их вклада в результаты, достигнутые фирмой, посредством повышения заработной платы и премий по результатам года

давать сотрудникам такие примеры поведения, которые побуждали бы их к единению, искренности и честности

признавать необходимость сбалансированного образа жизни, охватывающего сферы деловых, семейных, личных и групповых интересов”.

В  данной  работе  рассматривается  организация  под  названием  “Омега”. Эта  фирма  занимается производством косметической  продукции. Ей требуется  менеджер  по  реализации  продукции. Далее  приведены  потребности , нормы  и  способности  индивида  и  организации.

Организация .

Потребности :

менеджер по реализации продукции;

мужчина, от 25  лет с опытом работы не менее  3 лет;

обязательно знание компьютера;

высшее образование;

зарплата – 400$;

возможность карьерного роста;

быстрая обучаемость индивида;

Нормы :

часы  работы : с 9.00  до  17.00;

обязательное ношение строгого костюма;

отсутствие ненормативной лексики ;

курение в строго определенных местах;

дисциплинированность;

пунктуальность;

Способности :

коммуникабельность;

быстрая обучаемость;

решительность;

энергичность.

          Индивид .

Потребности :

территориальное  расположение – г. Москва ( ближе к центру );

зарплата – 300$ ;

возможность карьерного роста ;

получение морального удовлетворения  от  работы;

Нормы :

инициативность ;

дисциплинированность;

пунктуальность;

обязательность;

тактичность;

отсутствие ненормативной лексики;

Способности:

коммуникабельность;

интуитивность;

быстрая обучаемость;

решительность;

энергичность.

Сопоставив  данные  о  потребностях, нормах  и  способностях  индивида  и  требованиях  данной организации, можно  сделать выводы  о  том, что  индивид  полностью  удовлетворяет  их.

В итоге  индивид, работая  в  этой  организации  полностью  реализует  себя, а  организация, в  свою  очередь, получит  эффективного  работника.


Похожие работы:

  1. • Профессиональное самоопределение на разных этапах ...
  2. • Место и роль моделей психолого-педагогического ...
  3. •  ... на профессиональное самоопределение старшеклассников
  4. •  ... и профессионального самоопределения старшеклассников
  5. • Международное спортивное студенческое движение
  6. • Основы социокультурного проектирования
  7. • Педагогическая антропология
  8. • Исследовательская деятельность студентов педагогического ...
  9. • Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
  10. • Образ "Я" руководителя высшего звена
  11. • Лингвокультурология башкирского языка
  12. • Морально-психологический климат в коллективе
  13. • Контроль знаний и умений в национально-региональном ...
  14. • Психологические новообразования ранней юности
  15. • Самоопределение старшеклассников
  16. • Профессиональное самоопределение старшеклассников
  17. • Личностное самоопределение как психологическая проблема
  18. • Профессиональное самоопределение старшеклассников ...
  19. • Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com