Рефетека.ру / Психология

Доклад: Основные мыслительные операции

Основные мыслительные операции

К разрешению задачи мышление идет с помощью мно­гообразных операций, таких как сравнение, анализ, син­тез, абстракция и обобщение.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления

и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, кото­рые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отноше­ния.                              

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анали­зом частей. В складе мышления некоторых людей наблюда­ется склонность  - у одних к анализу, у других к синтезу.

Бывают умы аналитические, главная сила которых— в широте синтеза.

Абстракция — выделение одной какой-либо стороны. свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.     

Обобщение (или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться пу­тем сравнения, при котором выделяются' общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается че­рез раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвя­занными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совер­шается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой результата мыс­лительного процесса. Надо сказать, что суждение ре­ального субъекта редко представляет собой интеллектуаль­ный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональ­ностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, РАС­СУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.

Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Таким образом, к операциям мышления относят срав­нение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышле­ние осуществляется к понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, дедуктивное — умозаключение.

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное  мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек   не  может мыс-

 лить только  в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен  случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это,   в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди пре- красно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно най­ти выход из затруднительной практической ситуации .И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень слож­ных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяс­нения этого нужно подчеркнуть различия между последо­вательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно, сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действиями реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуа­ции и выявляются попутные изменения, которые до со­вершения действия были не предусмотрены. Таким обра­зом, действие, выполняемое на первых этапах мыслитель­ного процесса, освобождает от необходимости предусмот­реть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решений задачи, протекающей не не­посредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс — это анализ, синтез и обоб­щение, посредством которых человек ставит и решает за­дачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т.д.). Личностный аспект мышления составляют прежде всего мотивация и способ­ности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его ум­ственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному). Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве не­обходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное действие и т. д., или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и при­менения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса решения данной конкрет­ной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих ум­ственных действий и операций. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает, операции, которые затем в него включаются. Мышление как процесс (искания и открытия существенно нового) является фор­мирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным. И поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные опе­рации, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Похожие работы:

  1. • Культура умственного труда
  2. • Умственное воспитание школьников
  3. • Умственное воспитания ребенка
  4. • Основные характерные трудности мыслительных ...
  5. • Музыка и развитие мыслительной деятельности ...
  6. • Психолого-педагогический анализ процесса развития ...
  7. • Особенности изменения мышления детей при психических ...
  8. • Дошкольник - завтрашний школьник
  9. • Развитие интеллекта
  10. • Проблема развития мышления. Основные психологические теории
  11. • Психические познавательные процессы
  12. • Развитие мышления
  13. • Этапы изучения понятия задачи и её решения в ...
  14. • Мышление: его общая характеристика, операции ...
  15. • Особенности развития мышления у детей старшего ...
  16. • Примерный перечень экзаменационных вопросов по предмету ...
  17. • Психические познавательные процессы
  18. • Коррекция мышления трудовой деятельностью у детей с ...
  19. • Половая дифференциация: мышление
Рефетека ру refoteka@gmail.com