Рефетека.ру / Психология

Доклад: Характеристика перцептивной стороны общения

Характеристика перцептивной стороны общения

          Как уже было установлено, в процессе  общения должно присутствовать взаи­мопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок парт­нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и при­нятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспри­нимается партнер по общению, иными словами, процесс воспри­ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав­ная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как “социальная перцепция”. Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин “социальная пер­цепция” впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разра­ботки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная де­терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част­ности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс воспри­ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль­ные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие че­ловека человеком относится, конечно, к области социальной пер­цепции, но не исчерпывает ее.

Если представить себе процессы социальной перцепции в пол­ном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема, которая включает в себя различные варианты не только объ­екта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия вы­ступает индивид , то он может воспринимать другого индиви­да, принадлежащего к “своей” группе; другого индивида, при­надлежащего к “чужой” группе ; свою собственную группу ;“чужую” группу . Получаются четыре различных про­цесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо­бенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъ­екта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа . Тогда к составленному перечню процессов соци­альной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена ; восприятие группой представителя другой группы ; восприятие группой самой себя , наконец, воспри­ятие группой в целом другой группы.        Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каж­дый из обозначенных здесь “случаев” исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимо­понимания партнеров по общению

 Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в ин­тересующем нас билете, целесообразно говорить не вообще о соци­альной перцепции, а о межличностной перцепции, или межлич­ностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях, выделенных красным цветом в вышеизложенной схеме.

Но кроме этого, возникает необхо­димость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объ­ектов обладает такими многочисленными специфическими черта­ми, что само употребление слова “восприятие” кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не уклады­вается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологичес­кой литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие позна­вательные процессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению “connaissanse d'autrui”, что означает не столько “восприятие другого”, сколько “познание другого”. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима “восприятие другого человека” употребляет­ся выражение “познание другого человека”.

 Это более широкое понимание термина обусловлено специ­фическими чертами восприятия другого человека, к которым от­носится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представле­ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.       Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой так называемой транзактной психологии. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошло­го опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

Все сказанное означает, что термин “социальная перцепция”, или, в более узком смысле слова, “межличностная перцепция”, “восприятие другого человека” употребляется в литературе в не­сколько вольном, даже метафорическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных про­цессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие дру­гого человека означает восприятие его внешних признаков, соот­несение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Похожие работы:

  1. • Понятие социальной перцепции
  2. • Аттракция как механизм социальной перцепции
  3. • Психология. Основные понятия
  4. • Психология общения
  5. • Основные виды человеческой деятельности: труд ...
  6. • Процесс экспериментального общения, его ...
  7. • Проблема общения в психологии
  8. • Межличностное общение
  9. • Игра как метод коррекции затрудненного общения
  10. • Межличностные отношения и общение
  11. • Межличностное взаимоотношение подростков в классном ...
  12. • Предмет науки управления и основные этапы ее развития
  13. • Общение в подростковом возрасте
  14. • Особенности невербального общения в деятельности учителя
  15. • Психологические аспекты политического лидерства
  16. • Эффективность управления персоналом
  17. • Влияние психодинамических особенностей личности ...
  18. • Культура речи и средства эффективного общения
  19. • Перцептивная сторона общения
Рефетека ру refoteka@gmail.com