СИСТЕМА ТЕСТОВ БИЗНЕС-АНАЛИЗА
Задание теста. Руководители предприятий и организаций, включая ведущих специалистов функциональных служб (отделов), осуществляют выбор одного из возможных вариантов ответа на поставленные контрольные вопросы по различным сторонам организации бизнеса. Первоначально выполнение задания проводится каждым участником тестирования раздельно. В последующем методами коллективного мышления вырабатываются совместные выводы по результатам тестирования.
Общие положения. Технология проведения бизнес-анализа предусматривает последовательное изучение внешней среды, организации маркетинга на предприятии, финансового состояния, имеющихся производственных проблем, а также оценку действенности принятой системы управления персоналом. Это позволяет, концентрировано и объективно, дать общую оценку текущего состояния бизнеса. В обобщенном виде узловые моменты бизнес-анализа можно представить в виде контрольных вопросов, состав которых приведен в таблицах № 1, 2, 3, 4, 5.
Результатами бизнес-анализа являются выявленные в процессе ответов на вопросы “узкие места” в предпринимательской деятельности предприятий и организаций. Понимание имеющихся производственно-экономических проблем в текущем состоянии бизнеса позволяет:
осуществить уточнение и корректировку экономических, рыночных, технологических и социальных целей;
изучить степень влияния рыночной среды на мотивы поведения хозяйствующих субъектов;
выявить признаки конкурентоспособности предприятий и организаций;
обосновать выбор варианта рыночной стратегии.
Важной особенностью бизнес-анализа является привлечение к его проведению специалистов различных функциональных служб аппарата управления предприятий и организаций. Первоначально они самостоятельно и независимо друг от друга отвечают на все поставленные контрольные вопросы, включая и те, которые не относятся к области их функциональных обязанностей. Затем группой экспертов осуществляется обобщение разных ответов Такой порядок работы позволяет определить имеется ли в команде менеджеров единая позиция по оценке текущего состояния бизнеса. Другими словами, выявляется их общее “чутье рынка”. При необходимости выясняются причины различных точек зрения на обсуждаемые вопросы. Затем на основе методов коллективного мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод семикратного поиска) окончательно уточняются возможные направления улучшения работы предприятий и организаций. Во многом на эти направления указывают лучшие варианты ответов на поставленные вопросы настоящего тестового задания.
Таблица 1.
Анализ внешней среды.