Исторический живописец, портретист, жанрист. Родился 12 декабря 1799 года в Петербурге в художественной семье: его отец был академиком орнаментальной скульптуры, все братья учились в Академии художеств. Он также поступил в Академию в 1809 году. Брюллов выделялся яркостью своего дарования и ранней зрелостью мастерства. Любимым его учителем был А. И. Иванов. Лучшая работа Брюллова периода обучения — "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде" (1819, ГРМ). Получив Большую золотую медаль за программу "Явление трех ангелов у дуба Мамврийского " (1821, ГРМ), молодой художник закончил академический курс и в 1822 году вместе с братом Александром на средства Общества поощрения художников отправился в Италию. Брюллов К.П. Итальянский полденьУвлекаясь памятниками классического прошлого, он создал ряд произведений на мифологические темы ("Эрминия у пастухов", 1824 ГТГ, и др.), однако большой интерес проявлял к жанровой живописи, написав несколько полотен, посвященных итальянской жизни, в частности "Итальянское утро" (1824, местонахождение неизвестно), "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" (1827, ГРМ). В Италии Брюлловым написаны многие первоклассные портреты — "Автопортрет" (1833, ГРМ), "Портрет А. П. Брюллова" (1833, ГРМ), "Всадница" (1832, ГТГ) и др. Здесь впервые была высоко оценена писавшаяся свыше шести лет картина "Последний день Помпеи" (1833, ГРМ), показанная в Риме и Милане и послужившая причиной избрания художника почетным членом нескольких итальянских академий искусств. В Париже, где картина демонстрировалась с не меньшим успехом, Брюллову была присуждена Золотая медаль.
В 1835 году Брюллов принял участие в экспедиции В. П. Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию, во время которой сделал много натурных рисунков и акварелей. Путь из Афин в Константинополь он совершил на бриге "Фемистокл", которым командовал адмирал В. А. Корнилов. "Портрет Корнилова" (1835, ГРМ) — одна из лучших акварелей Брюллова. В декабре 1835 года после двенадцатилетнего отсутствия Брюллов вернулся на родину. Несмотря на стеснительные рамки службы в Академии и необходимость выполнять заказы царского двора, петербургский период творчества художника весьма плодотворен. Успешной работе несомненно благоприятствовали дружеские связи Брюллова с выдающимися людьми эпохи, среди которых в первую очередь надо назвать Пушкина и Глинку. В числе восьмидесяти портретов, написанных в эти годы, — портреты В. А. Перовского (1837, ГТГ), сестер Шишмаревых (1839, ГРМ), Н. В. и Пл. В. Кукольников (1836 и 1837, оба в ГТГ), певицы А. Я. Петровой (1838, ГРМ), "Автопортрет"
Брюллов К.П. Итальянский полдень |
"Последний день Помпеи" |
(1848, ГТГ). Портрет В. А. Жуковского (1837— 1838, Гос. Музей Т. Г. Шевченко, Киев) художник написал специально для лотереи, оставившей средства для выкупа из крепостной неволи Т. Г. Шевченко. Помимо портретов Брюллов делал иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, участвовал в росписях строящегося Исаакиевского собора, вел большую педагогическую работу. Писал он и историческую, но не удавшуюся ему картину "Осада Пскова". В 1849 году в связи с болезнью художник уехал лечиться за границу. "Портрет археолога Микель Анджело Ланчи" (1851 ГТГ) — один из значительных в последние годы жизни мастера. Умер Брюллов в Италии и похоронен в местечке Марчиано близ Рима.