Рефетека.ру / Философия

Доклад: Умозаключения и их виды

Умозаключения и их виды

Разделительно-категорическое умозаключение.

В данном виде дедуктивных умозаключений одна посылка - разделительное суждение, а вторая и вывод - категорические. Причем в категорическую посылку входит одна из альтернатив (или все, кроме одной) разделительного суждения.

Разделительно-категорическое умозаключение имеет два модуса:

1) утверждающе-отрицательный;

2) отрицательно-утверждающий.

Формула утверждающе-отрицательного модуса:

А есть или В, или С;

А есть В;

Следовательно, А не есть С.

Формула отрицающе-утверждающего модуса:

А есть или В, или С;

А не есть В;

Следовательно, А есть С.

Условно-категорическое умозаключение.

Условно-категорическое умозаключение состоит из двух посылок - условного и категорического суждений. При этом категорическая посылка состоит из тех же терминов, что основание или следствие условной посылки.

Условно-категорическое умозаключение имеет два модуса - утвердительный и отрицательный.

В утверждающем заключение идет от утверждения основания к утверждению следствия. Формула:

Если есть А, то есть В;

А есть;

Следовательно, есть В.

Вывод по этому модусу может быть и утвердительный, и отрицательный.

В отрицающем модусе заключение идет от отрицания следствия к отрицанию основания. Формула:

Если есть А, то есть В;

В нет;

Следовательно, нет А.

Вывод по этому модусу бывает утвердительный и отрицательный; его качественная сторона находится в обратной зависимости от качественного характера условной посылки.

Условно-разделительное умозаключение.

Умозаключение, в котором одна посылка - условное суждение, а другая - разделительное, называется условно-разделительным или лемматическим умозаключением. По количеству следствий условной посылки различают дилеммы, трилеммы и полилеммы.

Дилемма - это условно-разделительный силлогизм с двумя альтернативами, ибо третьего решения вопроса не существует. В практике рассуждений встречаются два вида дилемм - конструктивная и деструктивная.

В конструктивной (созидающей) дилемме из двух оснований вытекают два следствия. Вторая посылка ограничивает возможность выбора только этими двумя основаниями (альтернативами). Заключение признает оба вытекающих следствия. Таким образом, в конструктивной дилемме заключение идет от утверждения оснований к утверждению следствий. Общая схема конструктивной дилеммы:

Если А есть В, то А есть К;

если А есть С, то А есть М;

А есть либо В, либо С;

Следовательно, А есть либо К, либо М.

Пример:            Если политические теории прогрессивны, то они способствуют развитию общества;Если же политические теории реакционны, то они препятствуют развитию общества.Но политические теории могут быть либо прогрессивными, либо реакционными.Политические теории либо способствуют развитию общества, либо препятствуют ему.

В деструктивной (разрушающей) дилемме из одного основания вытекают два следствия: вторая посылка отрицает оба следствия, а вывод разрушает само основание. Следовательно, в деструктивной дилемме заключение идет от отрицания следствий к отрицанию оснований. Общая схема деструктивной дилеммы:

Если А есть В, то А есть либо С, либо Д;

А не есть ни С, ни Д;

Следовательно, В не есть В.

Пример:            Если философ признает первичность материи по отношению к сознанию, то он является материалистом.Если же философ признает первичность сознания по отношению к материи, то он является идеалистом.Но философ либо не является материалистом, либо не является идеалистом.Философ не признает либо первичность материи по отношению к сознанию, либо первичность сознания по отношению к материи.

При определении правомерности выводов лемматических силлогизмов нужно руководствоваться следующим: вывод правомерен, если ход рассуждений направлен от утверждения оснований к утверждению следствий или от отрицания следствий к отрицанию оснований, и неправомерен, если ход рассуждений направлен обратно указанному.

Вывод:

Один из видов умозаключения - дедуктивное умозаключение. Формой ДУ является простой категорический силлогизм, имеющий свои фигуры, модусы, правила.

При  подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Рефетека ру refoteka@gmail.com