Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами. Это единение, завещанное Иисусом Христом и установленное апостолами и святыми отцами, предполагает постоянные контакты между Православными Церквами, которые легче всего осуществляются через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным.
Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами.
Это единение, завещанное Иисусом Христом и установленное апостолами и святыми отцами, предполагает постоянные контакты между Православными Церквами, которые легче всего осуществляются через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным.
Именно такую миссию и призван исполнять представитель Иерусалимской Церкви на Патриаршем подворье в Москве. Его деятельность реализуется и в совместном служении с пастырями Русской Церкви, и в поддержании регулярных контактов между Предстоятелями двух Поместных Церквей, и в возможности своевременно распространять в православном русском народе сведения об истории святых мест и современной жизни Православия на Святой Земле.
Внешним поводом для неотложного учреждения Иерусалимского подворья в Москве послужили бедствия, вызванные пожаром в Святом Граде в 1809 году, разрушившие величайшую христианскую святыню - храм Гроба Господня. Восстановление храма ввергло Иерусалимскую Патриархию в тяжелую финансовую кабалу, растянувшуюся на долгие годы и грозившую распродажей всего имущества Святогробского братства. Убедившись, что своими силами с этим бременем не справиться, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Поликарп, обратился за помощью к братским Православным Церквам.
Одной из первых откликнулась на этот призыв Русская Церковь. И произошло это в трудные для России годы, когда она еще не оправилась после Наполеоновского нашествия. Восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва. Казалось, о каком участии в нуждах другого народа, другой Церкви может идти речь?! Но святыни Палестины всегда были дороги сердцу русского человека. И когда в 1815 году для сбора пожертвований был назначен представителем Иерусалимского Патриарха архимандрит Арсений, его миссия встретила полное понимание и сочувствие как со стороны народа, так и со стороны царствующего дома. В 1817 году Святейший Синод Русской Православной Церкви издал указ об учреждении Иерусалимского подворья в Москве. В следующем году местом пребывания и служения представителя Святого Живоносного Гроба Господня был определен храм во имя святого апостола Филиппа у Арбатских ворот.
Так снова, и уже в который раз, завязались более тесные взаимоотношения между двумя братскими Церквами. Русская оказывала активное материальное содействие восстановлению святынь, Иерусалимская усилила молитвенное предстательство за величайшую православную державу, за весь русский народ.
Храм на этом месте существовал еще во времена первосвятительского служения святителя Филиппа, Московского и всея Руси чудотворца, возле его загородного дома, и, скорее всего, он был основан самим святителем в честь своего небесного покровителя. Но точные исторические свидетельства обнаруживаются лишь с XVII века.
В 1688 году на месте деревянного храма боярин Иван Косьмин построил для поминовения себя и своих родителей каменную церковь с Никольским приделом, которую 2 ноября того же года освятил Патриарх.
За полтора столетия и этот храм пришел в ветхость, так что предполагалось его упразднить, тем более, что приход при нем был очень малочислен. Однако Промыслом Божиим ему была уготована совсем иная судьба - стать связующим звеном с древнейшей Православной Церковью.
Первым настоятелем Иерусалимского подворья в Москве стал архимандрит Арсений, русский по происхождению. Он управлял подворьем с 1818 по 1823 год. После проведении необходимых реставрационных работ он по благословению Иерусалимского Патриарха и с разрешения Святейшего Синода Русской Православной Церкви переименовал главный престол в честь Обновления (освящения) Иерусалимского Воскресенского храма, и с этого времени церковь стала именоваться храмом Воскресения Словущего. Одновременно Никольский придел был посвящен святому апостолу Филиппу.
В 1819 году Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Поликарп прислал в дар и благословение Иерусалимскому подворью в Москве ценные реликвии:
Ковчег со святыми мощами и частями древа Животворящего Креста Господня, находящегося в Филипповском приделе Иерусалимского подворья в Москве, современный вид
1) золотой крест, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, внутрь которого собственноручно вложил часть Всечестного Древа Животворящего Креста Господня (впоследствии этот дар был утрачен);
2) икону трех святых с житийными клеймами (утрачена в 1870 году);
3) честную десницу святого великомученика Евстафия Плакиды (которая находится ныне в главном мощевике храма в Филипповском приделе).
В 1849 году очередным настоятелем подворья игуменом Виссарионом началось сооружение правого придела во имя святителя Николая и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Строительство завершил иеромонах Филарет, управлявший подворьем с 1852 по 1868 год. Он проявил большое усердие в отношении содержания подворья и благоукрашения храма и впоследствии был возведен митрополитом Московским Филаретом сначала во игумена (в 1856 году), а затем в архимандрита (в 1858 году). 20 сентября 1852 года новоустроенный придел, получивший редкое на Руси двойное посвящение, был освящен святителем Филаретом. "Церковь Российская дарит Церкви Иерусалимской свое святилище, а Церковь Иерусалимская, для совершения таинства в усвоенном ей святилище, призывает священноначалие Церкви Российской", - сказал при освящении владыка.
Во время настоятельства отца Филарета храм обогатился получением святых мощей апостола Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа. Они были привезены известным русским путешественником и писателем, ставшим затем обер-прокурором Святейшего Синода, А. Н. Муравьевым из его паломничества по Востоку и поднесены митрополиту Филарету, который распорядился передать часть мощей храму Иерусалимского подворья.
Архимандрит Григорий Палама, бывший настоятелем в 1868-1877 годах, устроил в Филипповском и Никольском приделах иконостасы под мрамор. А пришедший ему на смену архимандрит Никодим, впоследствии ставший Патриархом Иерусалимским, возобновил живопись на стенах и сделал в Филипповском приделе балдахин над плащаницей Господней наподобие кувуклии.
В 1878 году Иерусалимская Церковь сделала второй дар храму Иерусалимского подворья в Москве. Блаженнейший Патриарх Иерофей передал "из Великого синодика Священной общины Пресвятого Гроба" частицы святых мощей нескольких угодников Божиих, особенно почитаемых в России: мученика Галактиона, священномученика Харалампия, мученика Трифона, великомученика и целителя Пантелеимона и мученицы Варвары.
В 1879 году иждивением церковного старосты, потомственного почетного гражданина Николая Петровича Кропоткина в главном алтаре храма был устроен иконостас под мрамор, украшенный новонаписанными иконами, и обновлена стенная живопись.
В следующем году Блаженнейший Иерофей вторично пополнил мощевик храма, прислав в дар всечестные мощи святителя Иоанна Милостивого, великомученика Никиты, бессребреника Космы, преподобного Алипия и преподобномученицы Параскевы Пятницы, чтобы, как написано в сопроводительной грамоте, "положить их во святом храме подворья Святого Гроба Господня для его благолепия и славы и для освящения поклоняющихся им благочестивых христиан". С этого времени почти все мощи, находящиеся в храме подворья, содержатся в специально устроенном для них архимандритом Никодимом позолоченном ковчеге, украшенном резным изображением Гроба Господня.
В последующие годы продолжалась работа по благоукрашению храма и храмовых построек. В 1900-1902 годах при настоятеле подворья архимандрите Афанасии была проведена большая работа по реставрации и обновлению стенной росписи, сохранившейся и поныне.
В 1917 году Иерусалимское подворье в Москве было упразднено большевиками, но храм оставался действующим.
Иерусалимское подворье вновь начало действовать только 19 ноября 1989 года. Торжественное богослужение в этот важный для жизни двух Церквей день возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет, которому сослужили специально приехавший по этому случаю главный секретарь Иерусалимского Патриархата епископ (ныне митрополит) Тимофей и назначенный настоятелем подворья автор настоящего сообщения.
Минувшие десять лет были благотворными как для всей Русской Православной Церкви, так и для Иерусалимского подворья. Люди получили возможность открыто исповедовать свою веру и приобщаться к правильно устроенной церковной жизни. Это позволило в короткие сроки провести большие строительные и реставрационные работы, обновившие интерьер и внешний облик храма. По новому руслу потекла приходская жизнь. С самого открытия подворья при нем стала действовать паломническая служба, организующая поездки по святым местам России и к христианским святыням, находящимся на Святой Земле (Палестине), в Греции, Италии и других странах. В 1994 году при Иерусалимском подворье организовано Православное общество ревнителей Святого Живоносного Гроба Господня, а в 1997-м - сестричество во имя святителя Петра, Московского чудотворца.
Таким образом в наш век всеобщей апостасии осуществляется совместное молитвенное предстояние пред Господом пастырей и пасомых двух Поместных Церквей - Иерусалимской и Русской - двух неколебимых хранительниц Православия.
Архимандрит Феофилакт (Георгиадис). Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений между иерусалимской и русской церквами.