Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. “або” - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси.
Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел “многих братьев и сестер”. В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте.
В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь “много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой” (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение “от рук честных пресвитеров”. Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию, которая “была защищена от страшных сарацин”, так как являлась “достоянием царя христолюбивых ионян” (т. е. - Византийской империи), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства “нет ни одного неверующего”, проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.
В 782 г. узнав, что халиф посадил управлять Картли его племянника Стефаноза, Нерсе при условии отказа от политической деятельности наконец смог вернуться домой. Князь абхазский не желал отпускать от себя св. Або, убеждая его, что арабы не простят ему, их брату по крови, отказа от исконной их веры, но мученик ответил ему словами Христа: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф., 5:15). В Тбилиси Або уже открыто стал проповедовать соплеменникам учение Христа, что в условиях активной исламизации арабами грузинского населения считалось государственным преступлением. Спустя 3 года Або, которого долго и безуспешно пытались отговорить от исповедания Христа знавшие его горожане, был заключен в тюрьму новым тбилисским эмиром, однако через несколько дней эрисмтавару Картли Стефанозу удалось освободить его. Тогда противники святого вновь подали жалобу на него во дворец эмира. Або был предупрежден о готовящемся аресте, но отказался покидать пределы города, сказав: “Я готов не только страдать за Христа, но и умереть”. Будучи схваченным и представленным на суд эмира 27 декабря 785 г., в день памяти св. первомученика Стефана, Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Проведя в темнице 10 дней, Або все это время пребывал в непрерывной молитве и посте, продал все, что у него было, и кормил находившихся с ним в заключении узников. Продолжая подвергаться и там уговорам и угрозам со стороны служителей эмира, Або остался непоколебим.
Накануне своего мученического подвига юноша сказал заключенным вместе с ним, что на следующий день разлучится с телом, продал свою одежду и купил ладан и свечи, разослав их по всем церквям города с просьбой молиться об укреплении его духа. 6 января, в день Крещения Господня, Або был проведен по всему Тбилиси до дворца эмира. По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан. Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников (совр. участок дороги, ведущей от тбилисских серных бань к ботаническому саду). Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу.
Боясь, как бы подвиг святого не возбудил волнений христиан в городе, служители эмира спрятали его тело, одежду и даже землю, куда впиталась его кровь, в дорожном мешке и отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура). Во избежание возможных слухов о воскресении мученика и поклонения его честным останкам, тело св. Або было решено сжечь. Кости, не поддавшиеся огню, и пепел христоборцы зашили в шкуру овцы и бросили в реку. Когда служители эмира ушли, на место сожжения тела св. Або, отбросив всякий страх перед арабами, стали стекаться христиане, неся в руках свечи и ладан: они брали землю с этого места, целовали ее, и многие исцелялись от болезней. Когда же стемнело, в небе взошла яркая звезда, которую видели все горожане. Арабы, думая, что христиане зажгли свет, пытались приблизиться к утесу, но не смогли, объятые страхом. В следующую ночь над мостом, куда были брошены останки мученика, “воссиял, как молния, столпообразный свет”, исходящий из глубин воды.
Позже на месте сожжения св. Або на скале над Курой был воздвигнут храм Метехи, где хранилась чудотворная икона святого. В XIX веке С. В. Сафонов, получивший исцеление от нее, устроил в каменной скале часовню, которая в 1868 г. была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, а в начале XX в. разобрана.
Житие (“Мученичество”) святого Або было написано в 786-790 гг. свидетелем его мученической кончины и близким его другом Иоане Сабанисдзе по просьбе Католикоса Картли Самуила VII (780-784). По мнению исследователя текста, выдающегося груз. ученого проф. К. Кекелидзе, автор “Мученичества” является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование, о чем свидетельствуют его обширные знания и свободный и легкий язык. Сабанисдзе в своем произведении проповедует идею острой необходимости духовного возрождения Грузии: вследствие невыносимой политики арабов, направленной на социально-религиозное угнетение грузин, грузинская нация, считает он, подвергается угрозе национального вырождения. Св. Або в его представлении - “молитвенник за всю землю Картлийскую”, символ всей объединенной во Христе Грузии, ибо “через него обновилась любовь Христа к нам, и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом чуждым, с хулителем веры нашей...”. Мученический подвиг св. Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, “держащим христианскую веру 500 с лишним лет”.
“Мученичество” признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии “Картлис Цховреба” (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. “Мученичество” делится на 4 части: “Наставление для благочестивого”, “Крещение Або”, “Мучение Або” и “Похвала святому Або”, предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу.
В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития “Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии” свт. Василия Великого, особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична “Мученичеству Стефана Первомученика”, символическое учение об именах Иисуса Христа, содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского “О Пасхе” и [Пс-] Дионисия Ареопагита “Об именах Божиих”. При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. “Мученичество Шушаники” и “Мученичество Евстафия Мцхетского”.
“Мученичество” св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники “Мравалтави” (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались.
Наталья Крашенинникова. Святой мученик Або Тбилисский