Санкции статей Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. за земельные преступления не соответствовали общественной опасности последних .Уголовный закон не в полной мере защищал здоровье людей и обеспечивал экологическую безопасность. Например, в случаях загрязнения земель биологическими, химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами, порчи и уничтожения плодородного слоя почвы. Более конкретно уголовная ответственность предусматривается статьей 254 "Порча земли" Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. Однако, законодатель не установил за экологические преступления или преступления против чужой недвижимой собственности конфискацию или реституцию земельных участков.
В п.9 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятой на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 года записано: "Правительствам следует рассматривать возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям." В п.8 этой Декларации отмечено, что "...реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах. "
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. нет отдельной статьи .которая бы предусматривала уголовную ответственность за неправомерное за владение с корыстной целью чужим недвижимым имуществом, том числе земельным участком или земельной долей. Имеются следующие нормы : ст. 154 "Мошенничество" , предусматривающая ответственность за приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием: ст. 163 "Вымогательство", где говорится о незаконном требовании передачи чужого имущества или права на имущество .Эти две статьи не охватывают всех случаев незаконного и общественно опасного завладения землей.
В настоящее время ответственность за неправомерное завладение чужим земельным участком, без значительного ущерба, предусмотрена ст.125 ЭК РСФСР и статьями главы 17 ГК РФ, а с причинением значительного ущерба его законному владельцу или собственнику -ст. 199 УК РСФСР 1960 г., где говорится о самовольном захвате участка земли, причинившем значительный ущерб его законному владельцу или собственнику. С введением в действие нового УК РФ статья 199 УК РСФСР отменяется, а статьи главы 17 ГК РФ временно не действуют . Получается , что степень надежности защиты права собственности на земельный участок значительно снижается. Государство практически устраняется от этой защиты .Одновременно ослабевает контроль за владением, пользованием и распоряжением земельным и лесным государственными фондами ,а также право на защиту государственной, муниципальной и частной собственности.
Ст.170 УК РФ 1996 года предусматривает ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения. Но не меньшую ,а порой и большую, общественную опасность представляют уклоне ни я от государственной регистрации земельных сделок, обязательность регистрации которых предусмотрена ст. 609 ГК РФ .
Такое уклонение, как правило, взаимосвязано с уклонением физических и юридических лиц от уплаты налогов.
Криминологически значимо и следующее обстоятельство: некоторые субъекты Российской Федерации при разработке правовых нормативных документов, предусматривающих прекращение прав на земельные участки, использовали нормы, предусматривавшиеся ст.ст. 39,40,42,44 ЭК РСФСР (1Э91г.), но отмененные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года ^ 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с. Конституцией Российской Федерации". В таком случае нужен Федеральный закон, устанавливающий материальные нормы - основания изъятия земель как в добровольном, так и в принудительном порядке ( выкуп или реституция), процессуальный порядок изъятия земель с определением компетенции государственных органов для каждой категории земель земельного фонда.
Актуально также устранение противоречий в санкциях за одни и те же правонарушения. Эти противоречия очевидны при сравнении разных правовых актов.
Б. В. Тайлашев. Некоторые вопросы ответственности за земельные преступления и иные правонарушения.