Возможны различные подходы к классификации политических партий. Например, партии в зависимости от стиля общения между партийными лидерами и рядовыми членами делятся на авторитарные и демократические. В зависимости от того, в какой мере они представляют различные слои общества, партии делятся на интегративные, то есть представляющие все или многие слои общества, и представительские, то есть те, члены которых представляют один социальный слой или класс. К идеологическим относят партии, преследующие цель изменить жизнь в соответствии со своими идеалами, к прагматическим - преследующие конкретные политические цели. В соответствии с другими критериями партии делятся на массовые и кадровые, мобилизующие, патронажные, классово-сословные и др. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Массовые и кадровые партии. Массовые партии имеют сложную организационную структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования являются членские взносы. Между последователями партий существует постоянная и тесная связь. Значительное внимание эти партии уделяют идейно-воспитательной работе. Руководство в партии принадлежит профессиональным политикам, партийной бюрократии. Центр партийной власти находится не в парламенте, а в самой партии. Массовые партии пользуются реальным влиянием в политической системе, где они действуют. КПСС являлась массовой партией, сюда же надо отнести большинство западноевропейских социал-демократических партий. Кадровые партии немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей (Республиканская и Демократическая партии США). Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач. К этой категории относилось большинство партий бывших социалистических государств.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных социальных слоев или групп.
По отношению к существующей действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные в зависимости от того, намереваются ли они сохранить ее, частично изменить или преобразовать радикальным образом.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством, когда прием в партию осуществляется опосредованно, через другие организации, например профсоюзы (Лейбористская партия Великобритании).
По месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные. Есть партии парламентские и внепарламентские, легальные и нелегальные или полулегальные.
По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии.
По месту в политическом спектре различают партии левые, центристские, правые.
Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более что одна и та же партия может быть рассмотрена под различными углами зрения, классифицирована по разным основаниям. К примеру, она может одновременно быть правящей и массовой с жесткой организацией.
В будущем обществе, с точки зрения П. А. Флоренского, аппарат управления должен соответствовать принципу централизации и единоначалия и формироваться на основе назначения должностных лиц, а не их выбора. При назначении необходимо использовать совещательный материал, данный специалистами, а также контроль этого назначения соответствующими инспекторами. Руководствуясь логикой единоначалия, ученый считает, что в обществе не должно быть никаких партий. Оппозиционные партии только тормозят деятельность государства. «Партии же, изъявляющие особо нарочитую преданность, - подчеркивает он, - не только излишни, но и разлагают государственный строй, подменяя (собою) целое государство... в конечном счете становясь янычарами, играющими государственной властью» .
Кадры волевого типа, сформированные за годы советской власти, должны быть сохранены. Они нужны обществу не меньше, чем творческие личности. Для государства было бы непростительной роскошью, по мнению Флоренского, начинать это дело заново. Новое государство должно иметь в виду два обстоятельства:
1) современный партийный и советский аппарат засорен людьми, которые находятся не на своем месте;
2) в природе волевой личности умение пробить себе дорогу и выдвинуться из массы сочетается с деятельностью зачастую вредной для государства. Суметь направить эту деятельность по желаемому для государства пути достаточно трудно.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/