Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар - биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров. Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола - «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды - «двойка» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» - в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды. Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков - 140. Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья. Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья. При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков. Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий - как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т.д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе - не имеет значения. Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара. При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется. Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился. Кому начинать игру в первой партии - определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.
Штрафные санкции
При игре в пирамиду предусмотрены штрафы:
5 очков, которые снимаются со счета провинившегося и прибавляются к счету партнера;
выставление шара, положенного в лузу, на стол.
Ошибки, за которые назначается штраф в 5 очков:
падение битка в лузу;
биток выскочил при ударе за борт;
удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;
биток не задел шар-мишень и не коснулся ни одного из шаров, находящихся на столе (в том числе и при самом первом ударе);
удар выполнен не наклейкой, а турняком или боковой частью кия;
во время удара партнер стушевал (коснулся) любой шар кием, одеждой, рукой и т.д.;
удар во время движения шаров от предыдущего удара;
касание шаров игроком, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
прямое попадание в шар, находящийся в «доме», при игре «с рук».
При ошибках, предусмотренных пунктами 1) и 2), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то - на короткий борт с внутренней стороны пирамиды. Иногда ошибки, отмеченные в пунктах 5) и 6), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать. Если один из партнеров после удачного удара посчитал, что у него партия, и смешал остальные шары (пункт з), то положение шаров восстанавливается, игра продолжается, удар переходит к сопернику. Ошибки, после которых сыгранный шар не засчитывается:
шар положен запрещенным ударом («пропих», «нажим»);
при игре «с рук» часть корпуса и ноги игрока выступают за линию длинного борта;
во время удара партнер, навалившись на край стола, не касается пола ногами.
Во всех перечисленных случаях штраф ограничивается тем, что сыгранный шар выставляется на стол на общих основаниях. Удар переходит к партнеру. Если все шары находятся в «доме», а играть надо «с рук», то временным «домом» становится «глубина» стола, находящаяся в районе третьей точки.
Игра проводится шестнадцатью шарами. Можно играть любым шаром, находящимся на столе. Побеждает тот, кто первым положит восемь шаров. Перед началом игры пятнадцать шаров ставятся в пирамиду без учета их номеров. В целом соблюдаются правила «Малой русской пирамиды». Разница в том, что после первого удара «с рук» из «дома» можно играть любым шаром любой шар, а также класть в лузу «свой» шар от шара или шаров. Заказывать лузу и назначать шары не надо. Безразлично, сколько шаров упадет от одного удара, если только не будет штрафа. Штраф взимается в виде шара с полки партнера, допустившего ошибку, или «будущих» шаров, если на момент штрафного удара сыгранные у него отсутствуют. Снятый с полки шар выставляется на стол плотно к тому короткому борту, где ставится пирамида.
Штраф взимается:
при всяком касании (кием, рукой, одеждой и т. п.) любого шара играющим до, после и при выполнении удара;
при ударе турняком или боковой частью кия;
при промахе, когда «свой» шар не коснется ни одного из шаров;
при ударе во время еще продолжающегося движения шаров от предыдущего удара;
при вылете за борт «своего» или «чужого» шара, по которому произведен удар.
Если при нарушении правил по пунктам 1), 2), 5), и 6) одновременно был положен шар (шары) в лузу, то они также выставляются на стол. Играть партнеру выставленными штрафными шарами сразу не разрешается за исключением случая, когда на столе остаются только штрафные шары. Ничья может быть зафиксирована при взаимном согласии партнеров при условии, если оба положили по семь шаров. Важным в «Американке» является умело выполненный начальный удар, так как в случае покладки первого шара ударом «с рук» и удачной композиции остальных опытный игрок может с «разбоя» либо закончить партию, либо сыграть подряд несколько шаров. При заметной разнице в классе игры между партнерами может устанавливаться фора. Разбивает пирамиду обязательно более сильный игрок.
Фора дается двумя способами:
партнер, дающий фору, разбивает пирамиду, а после окончания удара снимает со стола договоренное число шаров (которые выбирает по своему усмотрению) и отдает их партнеру, получающему фору;
партнеры договариваются, сколько шаров играть каждому: например, дающему фору - десять шаров, а получающему - шесть и т. д.
Отыгрыш выполнить при игре в «Американку» сложнее, чем в «Малой русской пирамиде», так как даже незначительная ошибка при постановке шаров в неудобное для игры положение может привести к сыгрываиию их партнером. Игра в «Американку» более живая по сравнению с «Пирамидой», она развивает умение выполнять самые разные виды ударов, широко используя при этом боковое вращение «своего» (эффе). Пользоваться машинкой, мазиком и длинным кием не разре- шается.
Эта игра появилась в нашей стране в
начале 60-х годов, а к настоящему времени получила широкое распространение.
Иногда ее называют просто «Московская». В ней одновременно присутствуют
элементы как «Малой русской пирамиды», так и «Американки». Игра проводится
шестнадцатью шарами. Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду без учета номеров.
Победителем считается тот, кто первым положит в лузы восемь шаров. Заказывать
лузы и назначать шары не требуется. Игра, так же как и в «Пирамиде», ведется
только одним битком, отличающимся от других шаров цветом или нанесенными на
него взаимоперпендикулярными полосами. Но, в отличие от «Пирамиды», биток можно
играть в лузы от шара или нескольких шаров, в том числе и при разбивке пирамиды
ударом «с рук». Каждая покладка «своего» в лузу означает, что в актив данного
игрока поступает один шар. Этот шар, по своему выбору, снимает со стола его
партнер и передает игроку, сыгравшему биток в лузу. Если при сыгрывании битка в
лузу в сетки луз упадут другие шары. то все они также засчитываются как
правильные. Игрок, положивший в лузу «своего», вынимает его рукой из сетки, по
своему усмотрению выставляет на любую точку «дома» и продолжает игру ударом «с
рук» на общих основаниях. Штраф взимается выставлением одного шара с полки
допустившего ошибку игрока или зачетом шаров «будущих», если к моменту этой
промашки шары у него в активе отсутствовали. Снятый с полки шар выставляется на
стол к короткому борту со стороны пирамиды.
Штраф в виде одного шара взыскивается:
при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т.п. до. после или при выполнении удара;
при ударе по битку турняком или боковой частью кияж;
при ударе во время незавершившегося движения шаров от предыдущего удара;
при промахе, когда «свои» не коснулся ни одного из шаров;
при вылете за борт «своего» шара;
при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам 1), 5) и 6) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки. В отличие от «Американки», в этой игре одним из результативных и в то же время сравнительно безопасных ударов является сыгрывание «своего» в угловую лузу на тихом ударе. При игре в «Американку», если биток в лузу не упадет, он почти наверняка подставляется для сыгрывания его партнером. Здесь же, наоборот, «свой» шар, застряв в лузе или оказавшись вблизи нее, становится в неудобную для игры позицию. Условия, на которых может даваться фора для уравнивания шансов на игру, такие же, как и при игре в «Американку». Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком. «Московская пирамида» дает хорошую возможность использовать в игре как простые, так и сложные удары, а также широко применять отыгрыш, выход и все виды боковых ударов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.billiard.hut.ru/