В последнее время все чаще раздаются призывы обелить репутацию маркиза де Сада, поскольку, как сейчас выяснилось, чудовище, терзавшее женщин во время своих сексуальных оргий, было невинным ребенком по сравнению с его гораздо более жестокими современниками.
В те времена смаковать страдания другого доставляло радость как аристократам, так и черни. Чего стоили тогдашние казни. Например, некоего Дамьена, покушавшегося на жизнь Людовика XV. 2 марта 1757 года толпа предвкушала по-настоящему впечатляющее зрелище. С предателя для начала должны были содрать раскаленными щипцами кожу, а правую руку обжечь серной кислотой. Особенно зевак заинтриговало обещание "на места, где оголится мясо, вылить смесь из раскаленного свинца, кипящего масла, расплавленной резины, воска и серы, а затем тело предателя привязать за руки и за ноги к четырем лошадям и разорвать на части, куски плоти сжечь, а пепел развеять по ветру". То, что зрители увидели, превзошло их ожидания. Палачи попались неумелые, и в их бестолковых руках Дамьен все никак не мог умереть. Даже лошади работали с ленцой, и разорвать тело им удалось только после того, как палачи сделали надрезы на ногах изувеченного осужденного. Когда после экзекуции торс преступника бросили на костер, стоявшие вблизи зрители с ужасом и восторгом увидели, что Дамьен все еще был жив...
Маркиз де Сад мало чем отличался от своих современников. Пожалуй, по-настоящему дурную славу ему сослужил не его якобы жестокий нрав, а скорее талант фантазера, благодаря которому он художественно обобщил пороки, известные с незапамятных времен, и вошел в историю как человек, чье имя дало название понятию "садизм". Писателя, которого по нынешним меркам можно было бы причислить к андеграунду того времени, в конце жизни навсегда упекли в психушку за сексуальное свободомыслие. С детства он любил жестокие игры - как, впрочем, и его приятель юный принц Луи-Жозеф де Бурбон, с которым де Сад вместе жил в парижском дворце Конде. Единственная разница между ними состояла в том, что Сад любил орудовать плеткой, а Бурбон - подставлять спину. Когда же 4-летний забавник чуть не до смерти исхлестал своего великосветского поддавалу, маркиза удалили из дворца на попечение его бабушки. Через год та передала внучка его дяде, строгому аббату де Саду, в надежде, что тот сделает из маленького негодника приличного человека.
Подобно многим представителям своего класса, маркиз получил образование в иезуитском колледже, а затем поступил на военную службу. Вместе с остальными он лихо рубил врага на полях Семилетней войны, а в перерывах между боями бражничал с девками. Правда, де Сад оказался более невоздержанным, чем другие офицеры, и шеф полиции Парижа порекомендовал содержательницам борделей поостеречься присылать к нему своих девочек. В то время де Саду исполнилось 22. Ну а кто в такие годы не гуляет? Вынужденная женитьба, чтобы спасти состояние семьи, освободила молодого кутилу от груза финансовых проблем, и он с головой бросился в распутство. Вот только де Саду не повезло. Некоторые из участвовавших в его оргиях женщин обращались в полицию, и над ним нависла угроза навсегда сесть за решетку. Первой обиженной, с самого начала испортившей жизнь молодому маркизу, стала проститутка Жанна Тестар. По ее словам, де Сад обманом затащил ее в дом, выкрашенный изнутри черной краской, где на стенах висели всякие устрашающие орудия пыток вроде плеток и цепей, и начал угрожать ей разными сексуальными извращениями. Перехитрив своего мучителя, Жанна сумела ускользнуть и донесла на него в полицию, в результате чего маркиз впервые попал в тюрьму, а после короткой отсидки вынужден был удалиться в изгнание. Через несколько лет на де Сада настучала другая незадачливая жертва - бедная вдова Роза Келлер, которую он заманил в свой дом в местечке Аркей. Женщина обвиняла маркиза в том, что он раздел ее, грязно ругаясь, начал стегать плеткой и, не удовлетворившись страданиями несчастной, для большего удовольствия втирал горячий воск в ее кровоточащие раны. Розе чудом удалось сбежать. Собрав остатки сил, она связала из простыней веревку и спустилась по ней из окна на улицу, где ее подобрали сердобольные прохожие.
С тех пор у де Сада началась жизнь в бегах. Его то бросали в тюрьму, то отпускали, то снова сажали за новые преступления. Де Сад скрывался от правосудия в Италии и попался в руки властей, только когда захотел навестить на смертном одре мать. До нее он так и не добрался, поскольку его арестовали, как только он перешел границу. Распутнику грозила смертная казнь, но ее заменили на заключение в Венсенском замке.
Тогда-то де Сад и начал свой путь к бессмертию. Он взялся за перо и стал писать романы, рассказы, пьесы, наброски. В Бастилии, куда его перевели через пару лет, маркиз создал свое главное произведение - "120 дней Содома". Он настрочил и отредактировал его за 37 дней, использовав рулон бумаги длиной в полтора метра, который спрятал у себя в камере. Свет узнал его произведение благодаря стражнику, сумевшему вынести рукопись из камеры.
Печальная слава настигла де Сада еще при жизни, хотя по-настоящему его произведения начали издавать только в XX веке. Во время Великой французской революции, когда ему удалось на некоторое время выйти на свободу, прежде чем его окончательно засадили в сумасшедший дом в Шарантоне, маркиз сумел кое-что опубликовать и поставить на сцене свои пьесы, которые вызвали громкий скандал. Аристократы, которым в отличие от де Сада больше повезло и их не привлекали к ответственности за разврат и преступления, узнавали себя в произведениях бывшего заключенного. Некоторые характеры были списаны автором, к примеру, с регента малолетнего короля герцога Филиппа Орлеанского, которого шепотом прозвали Филиппом-отравителем. Герцог увлекался черной магией, оккультизмом и кровосмешением. Он совратил своих трех дочерей. Муж одной из них пришел к тестю с протестом и вскоре скончался от желудочных колик. Точно так же погибли еще два человека, которые пытались помешать герцогу стать регентом. Граф де Шароле, известный тем, что мог убить ближнего просто ради забавы, тоже стал прототипом персонажей де Сада. В одной из книг развратник, которого женская плоть, по свидетельству историка Мишле, интересовала только "тогда, когда кровоточила", выведен под своим именем. Произведение, написанное де Садом уже в конце жизни, конфисковали и уничтожили. Огромный материал для творчества преподнесла маркизу революция. На основе одной только казни можно было бы написать целый садистский роман. К примеру, принцесса Лабалль, приговоренная трибуналом к смерти, была буквально растерзана своими палачами. По словам современника, ей отрезали груди, вспороли торс, вырвали сердце, а под конец отрубили голову, которую насадили на кол, и с ним победители торжественно промаршировали по Парижу. А один из добровольных палачей в революционном кураже содрал с лобка казненной волосы, прилепил их себе вместо усов и радостно возглавил колонну...
Мелькумянц Елена. Маркиз де Сад.