Великий голландский художник, автор многих сотен картин и более 2000 рисунков, основатель собственной школы живописи, Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в городе Лейдене, в семье мельника. До 25-летнего возраста он усердно постигал премудрости живописи в своем родном городе, после чего перебрался в Амстердам, где благодаря своему дарованию быстро стал известнейшим портретистом города. Художник не испытывал недостатка в заказах, к нему потянулись ученики, которых он за большие деньги обучал искусству живописи. Многим из них суждено было впоследствии прославить голландскую школу живописи.
Большинство современников считали Рембрандта некрасивым и даже уродливым, но, несмотря на это женщины, сраженные натиском его дарования, влюблялись в него. Скорее всего он отвечал им взаимностью, но по мере сил, ведь первой и главной его страстью было искусство, на котором он и был, по сути, "женат". Главной женщиной в жизни художника считают Саскию ван Циллербург. Он женился на ней в 1634 году. Саския была богатой наследницей, так что поначалу молодые не испытывали материальных затруднений. У Рембрандта даже появилась страсть к коллекционированию ювелирных изделий. Однако он был слабым финансистом. Мастер не задумывался над тем, откуда и в каком количестве поступают к нему деньги и тем более, на что они тратятся... Женитьба на Саскии дала Рембрандту возможность общения с представителями элиты столичного общества. Саския не была красавицей, но олицетворяла для художника тот мир, в котором он мечтал жить. Она послужила натурщицей для его многочисленных работ. По всей видимости, их совместная жизнь была далеко не безоблачна: мастер был любвеобилен, а здоровье Саскии было сильно подорвано четырьмя родами и бесконечными домашними заботами. Иначе откуда бы появился в ее завещании своеобразный пункт, в соответствии с которым Рембрандт лишался дохода от ее поместья в случае своего повторного брака? Забегая вперед, можно сказать, что юридически Рембрандт выполнил требование сего пункта, не отказываясь, впрочем, от женского общества.
В 1642 году Саския скончалась, оставив Рембрандту их сына, совсем еще младенца, единственного из четырех детей, достигшего совершеннолетия. К маленькому Титусу пришлось нанять няню, которой стала Гиртхе Дирц, почти сорокалетняя фламандка. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, она быстро стала любовницей художника. Их отношения зашли так далеко, что она даже составила собственное завещание в пользу сына Рембрандта. Окончание их романа было трагичным, поскольку доме появилась новая юная служанка, на которую тотчас обратил внимание мастер. Оскорбленная Гиртхе подала на Рембрандта в суд и выиграла его, получив от художника пожизненную пенсию. Можно сказать, что девичья любовь его новой пассии Хендрике Стоффельс обошлась стареющему мастеру недешево. Хендрике 20-летняя Хендрике пленила сердце Рембрандта во многом тем, что напоминала ему Саскию, по которой он сильно тосковал. Хендрике стала его постоянной натурщицей и полезной помощницей в его нелегкой жизни. По-видимому, художник искренне полюбил Хендрике, свою новую музу. И первой это поняла Гиртхе, поначалу не оставлявшая надежд вернуть любовь мастера. Ее истерзанный ревностью разум не вынес картины чужого счастья. С нею случился нервный припадок, и она попала в приют для душевнобольных, где и находилась до самой своей смерти. Все счета из лечебницы оплачивал, разумеется, сам Рембрандт. Тем временем Хендрике родила художнику дочь. Несмотря на это, их отношения не были оформлены юридически из-за злополучного пункта завещания Саскии. Бедняжку Хендрике даже подвергли унизительной процедуре отлучения от церкви за "распутное поведение". Рембрандт был известен своим равнодушным отношением к религии и на сей показательный процесс не пошел. Невзирая на жизненные невзгоды, Хендрике оставалась верна своему великому любовнику вплоть до своей смерти в 1663 году.
После кончины Хендрике, хотя бы отчасти присматривавшей за финансовым положением Рембрандта, художник, пользующийся всеевропейской известностью, но вышедший из моды у себя на родине, был объявлен банкротом. Все его имущество пошло с молотка. Он потерял также своего горячо любимого сына Титуса. В этой тяжелейшей ситуации единственной нитью, связывавшей его с реальностью, была живопись. Несмотря на резкое ухудшение зрения, художник продолжал творить. Многие его бессмертные шедевры датированы именно последними годами жизненного пути, завершившегося в 1669 году. Мягко говоря, не рыцарское отношение к женщинам, с которыми его сводила жизнь, не мешало Рембрандту изображать их на своих полотнах в виде богинь. Их обнаженные тела сочетали в себе чувственность и нежность, эротизм и глубокомысленность. Художник не ставил своей задачей шокировать обывателя, что ему постоянно пытались вменить в вину пуритане. Он просто был убежден, что все человеческое, даже чувственная физическая любовь, является предметом искусства. Доказательством этому будут вечно служить его бессмертные творения...
В. Клитный. Рембрандт ван Рейн.