В эпоху Ренессанса считалось, что проститутка и дом терпимости - необходимая защита брака и семьи. И цель создания домов терпимости - "лучшая защиты брака и девичьей чести".
Так говорилось не только в хрониках и литературных трактатах, а также в указах властей, разрешавших их открытие. В те времена самый ничтожный городок имел свой "женский дом", как его тогда называли, а подчас и целых два. В крупных и портовых городах даже целые улицы и кварталы заселялись проститутками. В Лондоне в царствование Ричарда II (1377-1401) содержались дома, где легкомысленные господа из знати развлекались с вывезенными ими фландрскими красавицами. Генрих VII (1442) дал двенадцати из таких домов привилегию. Нарисованные на стенах знаки отличали их от других домов и приглашали посетителей. Более того, в Англии уже в XII в. встречается указ, касающийся домов терпимости. Недалеко от места травли зверей находился дом терпимости и бани, против которых власть не только не возражала, но даже наделяла их некоторыми привилегиями. Даже один из лорд-майоров - великий сэр Вильям Уальворс (1400) не считал ниже своего достоинства взять их в аренду и сдавать фландрским сводням.
В Париже и в Вене уже в ХIII веке число публичных домов было чрезвычайно велико. В Берлине и Кельне в 1400 г. существовали дома терпимости, так же имевшие правительственную привилегию. В Риме всегда насчитывались многие тысячи проституток, и притом сюда включались только "честные проститутки" - те, которые не скрывали своего ремесла. Не меньшим было, однако, и число "нечестных". Очень многие женские монастыри в Риме были, вместе с тем, наиболее бойкими домами земной любви. "Все пути ведут в Рим, а в Риме - к безнравственности". В ту эпоху это был город иностранцев. А в таких городах наиболее ходким товаром всегда является любовь. Не следует при этом забывать, что среди женской части паломников многие сами занимались проституцией. Многочисленные паломницы, материальные средства которых иссякли дорогой, добывали себе пропитание продажей своего тела. Многие из них в Риме занимались любовью не менее усердно, чем молитвами. Так они зарабатывали деньги, необходимые для обратного путешествия.
Ни городские, ни церковные, ни княжеские классы не упустили из виду, что из карманов проституток можно выудить немало денег, поэтому они с самого начала обирали проституток по всем правилам утонченного финансового искусства. Назначались значительные денежные штрафы в случае нарушений, неразрывно связанных с этой профессией, взималась постоянная урегулированная подать. Содержатель притона не только приобретал, обыкновенно за дорогую плату, право открыть подобный дом, но должен был, кроме того, ежегодно платить еще и налог в пользу общины, церкви и двора. Весь чистый доход некоторых женских домов утекал в церковные кассы или составлял значительную часть жалованья высоких церковных сановников. Нередко налог, взимавшийся с известных домов терпимости и с определенного числа проституток, составлял те синекуры, которыми Папы одаряли преданных им слуг. Сохранившиеся податные списки города Парижа показывают, как рано проституция была обложена податью. Из этого документа видно, что уже в XIII веке налог на проституцию давал городской казне изрядный доход. О Сиксте IV сообщают, что он получал от одного только дома терпимости не менее двадцати тысяч дукатов. В Гамбурге в конце XV века городское управление совершило договор с двумя содержателями домов терпимости, согласно которому они должны были платить ежегодно за каждую девицу таксу от пяти до девяти талантов. В Нюрнберге в силу указа 1487 г., содержатель дома терпимости был обязан выплачивать по неделям выговоренную плату за наем помещения и за концессию. Еще больше было число мужчин-паразитов, живших за счет проститутки. Впоследствии из этого типа выработался наш современный сутенер, воплощающий в одном лице и сводника, и покровителя проститутки. Уже тогда публичная женщина, промышлявшая на воле, нуждалась во всегда готовом к ее услугам заступнике, который мог бы защитить ее от нападений и грубого обращения, а также вовремя предупредить ее о появлении городских стражников, ловивших тайных проституток. Главная их роль, по всей вероятности, состояла в оказании помощи при ограблении посетителей проститутки. Такая деятельность была столь социально опасной, что уже в XIII и XIV веках изданы законы, карающие смертью сводников.
Во время народных праздников проституткам отводилась довольно значительная роль для повышения общего праздничного настроения. За исполнение своих специфических "общественных повинностей" проститутки получали щедрое денежное вознаграждение или обильное угощение. Протоколы городских советов и городские счета дают немало иллюстраций и доказательств этому. На основании протоколов Бернского городского совета историк Швейцарии Иоганн Мюллер сообщает о пребывании в городе императора Сигизмунда в 1414 г. проездом в Констанц на собор: "Городской совет постановил, что за все это время каждый может получать вино из постоянного открытого погребка (вообще двору и свите устраивалось роскошное угощение), а также был отдан приказ, чтобы в домах, где прекрасные женщины торговали собой, придворные принимались гостеприимно и даром... Впоследствии, в обществе князей и господ, король не мог нахвалиться этими двумя ему оказанными почестями: вином и женской лаской. Городу пришлось тогда заплатить по счету, предъявленному "красавицами из переулка"! Очень многие подмастерья, лишенные по цеховым законам возможности вступить в законный брак, и холостые сыновья мастеров сожительствовали с женской прислугой, а другие были довольно бойкими клиентами проституток. Если холостяку или вдовцу знакомство с проститутками официально разрешалось, то женатым оно строго запрещалось специальными постановлениями городских советов. Женатым, евреям и монахам доступ в "женский дом" был запрещен властями - в то же время они были даже наиболее ценимыми содержателем гостями, более щедро платившими за сладкий грех. Поэтому хозяин всегда находил пути и средства помочь им беспрепятственно посещать его учреждение или посредством потаенных дверей, выходивших на пустырь, или при помощи дозорных и сторожей.
Положительно относилось к проституции дворянство. Здесь красивая куртизанка становится высшим предметом роскоши. Представители знати открыто содержали красивых куртизанок, подобно тому, как они содержали редких, драгоценных зверей. Они нанимали им дома или отдавали в их распоряжение свой дом, окружали их прислугой, лошадьми, колясками, покупали им роскошные платья, драгоценности и т.д. Связи с куртизанкой, безумная на нее трата денег являются даже одним из способов демонстративного выставления напоказ своих богатств. Особенно богатые содержали целые гаремы с одной, двумя и тремя куртизанками. Порой несколько друзей сообща покрывали расходы по содержанию куртизанок. Особую разновидность проституток представляли солдатские девки, огромными массами сопровождавшие войска. В войске немецкого кондотьера Вернера фон Урслингера, состоявшем в 1342 г. из трех тысяч пятисот человек, насчитывалось не менее тысячи проституток, мальчиков и мошенников. К войску, которое в 1570 г. должен был привести в Италию французский полководец Страцци, присоединилась такая масса девиц, что ему было трудно передвигаться. Полководец вышел из этого затруднительного положения весьма жестоким образом, утопив не менее восьмисот этих несчастных особ. Одна из народных песен, относящаяся к XVI веку, гласит: "Мы, проститутки и мальчики, обслуживаем по собственному желанию наших господ. Мы, мальчики, уносим все, что можно продать. Мы приносим им еду и питье. Мы, проститутки, почти все из Фландрии, отдаемся то одному, то другому ландскнехту, но мы и полезны войску, мы стряпаем обед, метем, моем и ухаживаем за больными. А после работы мы не прочь повеселиться. Если бы мы вздумали ткать, мы немного заработали бы. И хотя ландскнехты часто нас колотят, все же мы, проститутки и мальчики, предпочитаем служить им".
Между честными и нечестными проститутками шла жестокая борьба за клиентов. В Нюрнбергской хронике говорилось: "1500 г. в тот же день, 26 ноября. Вышли из женского дома восемь публичных женщин и пришли к бургомистру Менделю и сказали, что в таком-то месте города находится целое заведение тайных проституток, и что хозяйка впускает в одну комнату холостяков, в другую женатых, и позволяет им заниматься всякими глупостями днем и ночью. Изложив все это, они просили бургомистра позволить им выгнать всех проституток и разрушить заведение. Он позволил им, и вот они штурмовали дом, разнесли дверь, опрокинули печи, разбили стекла в окнах, каждая брала что-нибудь с собой. Птички же все выпорхнули, и потому те страшно избили старуху-хозяйку". Дело не ограничилось этим случаем. Пять лет спустя публичные женщины повторили свою выходку. Такое сведение счетов встречается и в других местах.
Властями принимались меры для локализации рынка любви. "Городские девушки", "красавицы" и т.д. имели право промышлять и жить только на известных улицах. Так, часто церковь требовала, чтобы они не жили на улицах, которые вели к храму. В одном гамбургском указе от 1483 г. говорится: "Публичные женщины не должны жить поблизости с церквами или на улицах, ведущих к ним". Церковь видела насмешку над благочестием прихожан, если разврат "открывал свой рынок" непосредственно возле церковной паперти. Каждая официальная публичная женщина должна была носить на своем костюме какой-нибудь в глаза бросающийся значок. В одном указе города Цюриха в 1313 г. говорится: Меранский городской совет постановил в 1400 г.: "Публичным женщинам запрещается носить пальто или шубу и участвовать в танцах с женами бюргеров и другими почтенными женщинами. На башмаках они обязаны носить желтый бантик, чтобы их легко можно было распознать, носить же серебряные украшения им возбраняется". Хозяева заведений стремились удовлетворить требования всяких посетителей, даже развращенных сладострастников, поэтому в "женских домах" было много совсем юных девочек. Но пойманную в публичном доме молодую проститутку ждала печальная участь: "А если найдется девочка слишком молодая, то ее следует наказать розгами и изгнать из города под страхом смерти, пока она не достигнет нужного возраста!" Подобно тому, как хозяину заведения было воспрещено принимать слишком "юных дочерей" для потехи развращенных гостей, так не имел он и права принимать замужних и беременных. Подобное запрещение мы встречаем повсюду - во Франции, Англии, Германии. Но запрещение это повсеместно нарушалось, в особенности когда в городе находилось много войск, так что не грозила опасность разоблачения.
Не заставили себя ждать и венерические болезни. Первое появление сифилиса в конце XV века было одним из самых страшных испытаний, которое пришлось пережить людям в те времена. Поистине ошеломляющий ужас охватил человечество, когда оно почувствовало в своей крови ужасный бич этой болезни. Чтобы уберечься от сифилиса, во время эпидемии запирались все женские дома, все проститутки изгонялись из города или запирались до окончания эпидемии. Такого метода придерживались особенно часто в эпоху первой атаки болезни, в первой четверти XVI века. Там, где болезнь не носила такого зловещего характера или где по каким-нибудь другим причинам не решались закрывать притоны и изгонять проституток, "женские переулки" сами пустели, так как боязнь заразы вместе с плохими временами удерживала многих мужчин от посещения тех мест, где они когда-то были завсегдатаями. Многие содержатели просили в эти годы городские советы об отсрочке условленных платежей или о понижении аренды. Такие прошения всегда мотивировались тем, что ввиду редких посещений хозяева не в силах платить. А вместе с количеством посетителей понижалось и число обитательниц домов. В эпоху Ренессанса всюду массами проходили ландскнехты и всевозможный бродячий люд, нищие и паломники. Изо дня в день приходили известия, что не только на большой дороге или в захолустных деревнях женщинам постоянно грозит "насилие", но и во всех углах и на всех улицах города. Эта опасность, подстерегавшая около каждого дома, протягивавшая руки за каждой женщиной, вызывала всеобщий страх. Нужен был надежный громоотвод для страстей, ежеминутно готовых вспыхнуть. Уже одной этой опасности достаточно, чтобы объяснить, почему эпоха Ренессанса относилась повсеместно с такой широкой терпимостью к проституции.
А. Новиков. Проституция в эпоху возрождения.