Предопределение жизненного пути Святослава
Князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги, первый из князей Киевской Руси подлинным и великим делом доказавший всем - и славянским своим подданным, и внешнему, огромному миру - что государство его, что его власть великокняжеская существуют не зря, что не напрасно его государство протянулось от моря и до моря с севера на юг и вольно раскинулось на восток и запад, пошел по первому пути. В основном...
Рассказы о походах своего отца и потрясение от его смерти, месть матери за эту смерть - месть неотвратимая и беспощадная, породившая новые, многие смерти - навсегда войдут в его душу символами веры, примерами для подражания. Но запомнит он и иное - несправедливость отца по отношению к людям, ставшую именно поэтому, из-за нанесенной неправедной обиды, поправшей стародавний обычай, причиной его смерти. Запомнит и коварство матери, мстившей за мужа. И размерами, и свирепостью месть эта превысит святое право ответить ударом на удар и взять око за око. Этого он, не приняв раз детским сердцем, не сможет принять уже никогда. И никогда не пожелает; и не сможет поступать так, как поступать нехорошо, нельзя.
Он войдет в историю как князь-полководец, князь-воин, предупреждавший врагов о скором своем приходе и грядущих битвах всегда загодя - его знаменитое "Иду на вы!" станет с тех пор боевым кличем славян, прямых и храбрых, сильных и искренних. Он верил в себя, свято чтил свое слово. И верил чужим клятвам, не желая для себя принимать ту скользковатую, но практичную мысль, что слово изреченное - есть ложь. Слово, он считал, часть твоей души, твоей совести, и, раз произнеся его, ты должен держать его, не жалея для этого ничего. Ибо нет ничего драгоценнее на свете, чем правда, чем праведное общение между людьми, вместе пришедшими в этот бескрайний мир и вместе призванными здесь жить.
Так понял он завет отца, обучавшего его не словами, но своей жизнью. О подвигах его долгими вечерами - после тяжкого дневного обучения воинскому искусству - неторопливо рассказывали ему боевые побратимы князя Игоря. Естественно, опуская то, что ребенку знать было еще не положено, рано, и творя тем самым прекрасную волшебную сказку, в которой жил великий и могучий воин, храбрый и всегда справедливый.
Рано лишившись отца, сохранив о нем лишь смутные воспоминания и зная его лишь по разговорам-думам других, Святослав всегда будет считать его для себя примером, примером служения Руси, которую Игорю, прозванному Старым за долгие годы державной работы и за те годы, в которые он сел на киевский престол, пришлось в эти годы многажды строить, крепить, защищать.
Кто знает, как бы воспитала мать после смерти мужа сына, и кем бы стал Святослав, останься он при Ольге? Но битва с древлянами, определившая судьбу его матери - полновластной правительницы государства, - решила также и жизнь, и будущее молодого князя. Он начал свое правление - пока пусть еще и номинальное - с открытого, прямого, отважного дела, приняв участие в битве. И причина для сечи была для юного властителя святая - месть за убитого отца. Так имя нового русского князя определило весь его жизненный путь.
Так же, как начал он свой жизненный путь с прямой брани, так и прожил он всю свою жизнь князя-воина, сверяясь с направлением полета боевой стрелы, так же и погиб, не пожелав отказаться от всего того, чему всю жизнь верил и чему следовал, но ища отваги и мужества. И самой высшей для вождя чести - разделить судьбу своего войска, не покинув его в тяжкую минуту смертного испытания.
Первые впечатления младенчества, впечатления, переживаемые в детстве, глубоко врезаются в память: яркое впечатление - кровавой победной сечи - перевернуло маленького Святослава. Оно, разумеется, могло бы со временем стереться, поблекнуть, - если бы его воспитатели ставили себе подобную цель, но оно лишь обросло плотью и кровью деталей и подробностей в бесчисленных пересказах его пестунов, ибо они воспитывали из мальчика прежде всего воина, предводителя.
Этими пестунами Святослава стала его дружина. Ко времени смерти отца над ним уже были с большим торжеством совершены постриги (обряд, шедший с седой старины и заключавшийся в пострижении головы кругом под гребенку, с оставлением будущего запорожского оседельца, и первом сажании на коня), но будь Игорь жив, мальчик бы еще долго оставался под опекой матери. Но тут на единственного князя, хотя и малого годами, предъявила свои права вся Земля и дружина.
Новгородцы потребовали Святослава к себе, объясняя, что-де не привыкли жить без князя. Ольга уважила свой богатейший удел. А дружина в новой обстановке окончательно взяла в свои руки воспитание нового своего вождя.
Он вышел из рук своих воинов таким, каким и остался в веках, как мало кому доступный образец доблести, воинского умения и непоколебимой чести. Он вырос дружинником.
В этой среде у всех был лишь единый интерес - война, и она стала смыслом жизни и заботой молодого князя. Здесь ценилось лишь одно - беззаветная храбрость и отвага, и его горячая кровь еще более вскипела под воздействием подобного воспитания. Он возрос на началах дружинной чести, и единственным мерилом его деяний стало слово его воинов, а высшим идеалом - слава воина, верного своим боевым побратимам и их общему слову. Это видно даже и в том, что, когда Ольга, приняв христианство, начала уговаривать и сына последовать ее примеру, он отказался, сославшись на то, что дружина, не принимавшая новую веру, будет смеяться над ним. И тем самым показал, что воинское братство дороже ему родной матери. И Ольга смирилась.
Прошедшие годы изменили княгиню - даже для нее, природной правительницы, не прошли даром. И прежде всего - не прошли бесследно первые дни и месяцы ее власти. Вспоминая их с каждый годом все больше и больше, она ловила себя на мысли, что многое сделано было не так, как должно, что есть иные способы у властителя, помимо железа и крови. Эти думы приведут ее к новой вере, которая сможет стать подспорьем ей и ее потомкам в делах власти, дабы никогда не повторилось свершившееся с князем Игорем. В 957 году она поедет в Константинополь, где ее окрестит сам патриарх. Она будет надеяться, что Русь, ведомая ею не один год, и в этом пойдет за ней, но Русь пойдет за ее сыном-воином. Лишь внук исполнит ее заветную волю - и через столетия Русь будут называть Святою...
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru