Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии
XIX-XX веков
Недавний юбилей великого поэта выявил неизменный интерес широких читательских кругов, литературной общественности к творческому наследию Пушкина, ко всему, что так или иначе связано с его именем.
Каждое поколение открывает для себя "своего Пушкина", прежде всего знакомясь с его творчеством.
Я открыла для себя ещё один способ знакомства с великим поэтом – через литературных посредников.
Исследование мотива встречи поэтов разных эпох с Пушкиным позволило мне решить следующие задачи:
1)отобрать поэтические тексты, в которых развивается мотив встречи с Пушкиным;
2)познакомиться с биографией и творчеством поэтов, обратившихся к имени Пушкина, и выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию;
3)сопоставить понимание поэтами разных эпох роли Пушкина в литературе и жизни русского народа.
В 1999 году отмечался праздник – двухсотлетие со дня рождения Пушкина. Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы. Они еще раз доказали, что память о Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века.
В своих произведениях Пушкин затронул так называемые "вечные темы", которые никогда не перестанут волновать человечество.
Закроем глаза и произнесем одно лишь слово: "Пушкин"… Как много заключено в нем: сколько чувств, переживаний, драматических событий! А творчество поэта настолько разнообразно, что для каждого человека найдется здесь что-то свое, родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема волнующей и прекрасной любви, как в "Капитанской дочке", "Евгении Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове", "маленького человека", как в "Станционном смотрителе". Но все произведения Пушкина пропитаны вольностью, свободой, стремлением к прекрасному, к чистому и высокому.
Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не вспомнил, не упомянул в своих произведениях о Пушкине. Каждый писатель взял от Пушкина что-то для себя. Это что-то – вдохновение. Пример таланта Пушкина, его гения вдохновлял многие и многие поколения прозаиков и лириков. Во все трудные моменты жизни ставили они себе в пример поэта.
Огромным потрясением для современников Пушкина стала его трагическая гибель. Мгновенно отреагировали на его смерть и многие поэты, создав целую серию стихотворений–откликов, из которых, пожалуй, самым значительным можно считать "Смерть поэта" Лермонтова.
Боль, сожаление и горечь, вызванные этим событием, не утихали, и чем больше времени отделяло от Пушкинской эпохи, тем живее в сознании поэтов был образ Пушкина.
Из всех произведений о Пушкине в нашей работе обращено внимание на те, в которых развивается мотив воображаемой встречи с Пушкиным; этот мотив обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины XIX – XX веков.
Одним из таких поэтов был А.Н.Апухтин.
Вообще, анализ его стихотворений возможен лишь на фоне поэтической традиции, символом которой стал Пушкин. Произведения насыщены литературными ассоциациями и цитатами, рассчитанными на узнавания. Чтобы быть правильно истолкованными, они должны постоянно соотноситься с поэзией предшественников. Так стихотворения Апухтина "Прощание с деревней", и "Приветствую вас , дни труда и вдохновения…" отчетливо ориентированы на пушкинскую "Деревню"; начало стихотворения "Судьба" перекликается с "Анчаром"; а в стихотворении "К морю" прослеживаются мотивы пушкинских элегии "Погасло дневное светило…" и "К морю".
Апухтин как лирик сформировался в "поэтическую" эпоху 50-ых годов, высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха осталась до конца жизни идеалом поэта.
Апухтину интересна была и сама личность Пушкина.
В 1858 году А.Н.Апухтин пишет стихотворение "19
октября 1858 года" о "встрече" с тенью Пушкина:
И
тень забытая носилась предо мной
В своем величии суровом
Ясно, что толчком, импульсом для рождения этого образа стала знаменательная в жизни Пушкина дата, вынесенная в заглавие стихотворения – 19 октября – день открытия лицея. Через 21 год после гибели Пушкина другой поэт "отмечает" это событие.
Во времена Апухтина еще жива была память о роковой дуэли, и призрак поэта служит постоянным напоминанием о случившемся, молчаливым укором. Идея всего стихотворения – напомнить миру об огромной потере.
Но в то же время поэту близок и Пушкин такой, каким он был в жизни, поэтому Апухтин видит Пушкина курчавым мальчиком, когда "под сень иных садов вошел он в первый раз, исполненный смущенья" и сочувствует ему в ссылке, потом оплакивает его смерть, но при этом Пушкин остается "тенью", которая не участвует в разговоре с поэтом.
Другой поэт 80 годов XIX века – К.М.Фофанов. "Поэт милостью божьей" – эти слова чаще всего использовали для характеристики Фофанова. Но в них следует видеть не только восхищение природной одаренностью, но и признание очевидного факта, что всем лучшим в своих стихах Фофанов был обязан исключительно природному дару: ни образования, ни широкого кругозора, ни способности к саморазвитию у поэта не было. Все поклонники видели в нем не только осуществленные, но и погибающие возможности. Например, А.Н.Майков, назвав Фофанова "самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приближающимся к Пушкину", посетовал: "В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутье, и, будь он начитан и образован, это была бы гордость русской литературы".
В стихотворении Фофанова "Тени А.С.Пушкина" мотив встречи с "тенью" поэта развивается. Он "встречается" не только с "тенью", но и с "душой" поэта.
Встреча обставляется фантастическими, "мистическими"
деталями, все подернуто какой-то дымкой, и исчезает ощущение живой близости
Пушкина. Остается лишь глубокое воспоминание:
Во сне ли было то свиданье,
Иль наяву, при свете дня, -
Как тайна смерти от сознанья,
Тот час утерян для меня…
…с
тобой
Меня знакомил кто-то чудный,
Какой-то гений неземной,
Какой-то демон безрассудный.
Во времена Фофанова Пушкина уже обожествляли, связывали с волшебством
искусства, поэтому поэт и изображает встречу с Пушкиным в таком свете. Фофанова
считают одним из предшественников русских символистов; может быть и отсюда
некоторый налёт мистики, переплетение реального и воображаемого.
В стихотворении "Смуглый отрок бродил по аллеям…" А.Ахматовой, жизнь которой была связана с Царским Селом, встречи с Пушкиным не происходит, но всё в Царскосельском парке напоминает о "смуглом отроке", появляются какие-то биографические детали:
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни
В творчестве А.А.Ахматовой можно выделить особый "пушкинский
слой", который со временем становится всё более насыщенным, превращается в
особый принцип построения поэтического мира, где собственная поэтика начинает
строиться и по-настоящему пониматься только в связи с пушкинской, пушкинская
биография накладывается на биографию самой поэтессы, и в этом соотношении
выявляется истинная сущность поэтического творчества.
Ориентация на поэзию Пушкина сказалась и на изменении внешних тем Ахматовой, вызвала в её стихах появление открытых откликов на события современности, в том числе и на политические.
Большое значение имел Пушкин и в жизни поэтессы.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродила по тем же тропам "таинственных долин" царскосельских парков, где "весной, при кликах лебединых" "являться муза стала" Пушкину. Но не весна, а осень или зима наполняют поэтические пейзажи Ахматовой.
Ахматова впервые соприкоснулась с Пушкиным в детстве. Живя в Царском Селе, она просто не могла не впитать пушкинскую лирику. Будучи гимназисткой, Аня Горенко в воображении много раз встречалась со знаменитым поэтом на царскосельских дорожках.
Пребывание в Царском Селе, где поэтесса проводила учебный год, чередовалось со сказочными летними месяцами вблизи, Стрелецкой бухты у Севастополя. Но Херсонес и Чёрное море странным образом не отрицали и даже не затмевали Царского Села – ведь дух Пушкина был и здесь, а его "античная" лирика, анакреонтика тоже приходили на ум, как что-то неотрывное от этих мест.
Когда Ахматова уже стала поэтессой, то продолжала ближе всех своих современников стоять к самой главной, исходной традиции – пушкинской. Не только стихи, но и письма Пушкина она помнила если не наизусть, то близко к тексту. Изучала творчество Пушкина как профессиональный литературовед, раскрывала его тайнопись. Поэзия Пушкина – ключ к творчеству самой Ахматовой.
Очень близок Пушкин был М.Цветаевой, в жизни и творчестве которой мотив встречи с Пушкиным имел огромное значение.
Пушкин вошёл в жизнь Цветаевой с трёх лет. Сначала картина "Дуэль", затем запретный шкаф с книгами в комнате матери и, наконец, огромный памятником Пушкину в сквере, где ежедневно гуляла маленькая Марина с няней. Всё вокруг буквально дышало Пушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и прочно проник в душу ребёнка – как первое знакомство с миром, с поэзией, с материей, с людьми – словом, как самые разные знакомства. Для девочки-Цветаевой поэт был окружен ореолом , и она пыталась разгадать его тайну.
А соприкоснувшись с волшебной поэзией Пушкина, Цветаева полюбила его образы, его героев…
Самое первое произведение, с которым познакомилась Цветаева – поэма "Цыгане".
Стоя на стуле, постоянно озираясь, чтобы не заметили взрослые, семилетняя Марина читала пушкинскую поэму…
Позже, уже будучи взрослой, Цветаева прочитала "Историю Пугачёвского бунта" и "Капитанскую дочку". Пугачёва в своей книге "Мой Пушкин" Цветаева называет Вожатым. Он навсегда остался её любимым героем.
Так с раннего детства поэтесса была знакома с Пушкиным, её образ мыслей сжился с образом мыслей поэта, воплощённым в его произведениях.
Именно поэтому Пушкин так близок Цветаевой. И ей невмоготу было видеть, как из Пушкина сделали "книжный образец", нравственную норму, нанесли на него толстый слой хрестоматийного глянца.
Особенно ярко Цветаева показывает своего, "настоящего" Пушкина в стихотворении "Встреча с Пушкиным".
Во-первых, поэтесса выбирает место, где происходят события её стихотворения – Крым – не случайно. В творчестве Пушкина Юг, и Крым в частности, сыграли огромную роль. Здесь творил Пушкин-романтик. "Цыгане", "Бахчисарайский фонтан" – множество волшебных, лирических произведений вышло из-под его пера благодаря крымским впечатлениям.
А для самой Цветаевой Крым – это море, ведь ещё в детстве поэтесса впервые увидела здесь Чёрное море. Увидела – и полюбила. Романтическое, бушующее, бескрайнее. Оно полно было для девочки неизъяснимого очарования.
Во-вторых, Цветаева мастерски рисует нам портрет "южного", живого Пушкина. При помощи отдельных деталей ("курчавый маг", "смуглая рука" - повторяется два раза; "молчали так грустно, так мило…") поэтесса создаёт яркий образ.
Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах со
свойственными ей максимализмом, страстностью:
Как я люблю имена и знамёна,
Волосы и голоса, старые вина и старые троны, -
Каждого встречного пса…
В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным,
считает себя равной ему:
Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на
пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
Не опираясь на смуглую руку…
И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, два поэта, смотрят с высоты горы на раскинувшийся под ногами мир.
Так Цветаева представляла встречу с живым Пушкиным, с другом и коллегой. Да, именно так Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели его таким.
Другой поэт серебряного века, М.А.Кузмин, уже после Цветаевой, в своём стихотворении "Пушкин" проводит параллель между Пушкиным как идеалом поэта и Пушкиным-человеком:
Он – жрец и он весёлый малый,
Пророк и страстный человек.
Поэт тоже настаивает на том, что Пушкин – "живой":
И он живой. Живая шутка
Живит арапские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места
Кузмин считает, что идеал в образе Пушкина должен был явленным, чувственно ощутимым. Кузмин погружён в секреты человеческого обаяния: острота, неповторимость человека разных эпох, его изящество – вот что привлекает поэта.
Начиная стихотворение с необычности Пушкина, даже, можно сказать, обособленности его от всех остальных поэтов:
Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт!
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд."
Кузмин заканчивает признанием Пушкина братом поэтов:
И если в нём признаем брата,
Он не обидится: он – прост…
Михаил Алексеевич на протяжении творческого пути был в той или иной мере близок к разным поколениям русского поэтического авангарда. Разноцветье интересов, любовь к изысканному, свежесть взгляда и тяга к вечным, земным проявлениям жизни – вот особенности творческой позиции Кузмина, воплотившиеся в лирике. Его стихи пропитаны радостью, умильным отношением к миру, безусловным его приятием.
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческие поиски его младших современников – А.А.Ахматовой, отчасти В.Хлебникова.
Слово поэта конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление, соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь "изумительной стройности целого при свободном разнообразии частностей" (Гумилёв)
Совершенно необычная встреча с Пушкиным у В.В.Маяковского. Он встречается не с живым человеком, а с … ожившим памятником поэту.
Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека и мира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворениях действительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события текут самопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приём издевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а характерное качество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит на бульваре, разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину) и фантастики (памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации, помогает поэту осмыслить события.
Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом,разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на "вы".
Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой форме о наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он говорит одобрительно:
А Некрасов
Коля,
Сын покойного Алёши –
Он и в карты,
Он и в стих,
и так
неплох на вид.
Знаете его?
Вот он
Мужик хороший.
Этот
Нам компания –
Пускай стоит.
Или
Есть
У нас
Асеев
Колька.
Этот может.
Хватка у него
Моя.
О других – пренебрежительно:
Чересчур
Страна моя
Поэтами нища.
Между нами
вот беда –
позатесался Надсон.
Мы попросим,
Чтоб его
Куда-нибудь
На Ща.
Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и "полсотни". Поэт называет ряд фамилий: "Дорогойченко. Герасимов. Кириллов, Родов. " И действительно, Маяковский верно подметил: ни одна из этих фамилий не дошла до нас в качестве фамилии известного поэта.
Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно; признаёт его гений, видит "живого" Пушкина:
Я люблю вас,
Но живого,
А не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
В воображении Маяковского и понимании им сущности и значимости Пушкина он – натура горячая, страстная, реагирующая на любое проявление жизни, поэтому отмечается его африканское происхождение:
Вы
По-моему
При жизни
думаю –
тоже бушевали.
Африканец!
Очень эмоционально выражает Маяковский своё отношение к убийству Пушкина на дуэли:
Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Но в стихотворении есть детали, указывающие на время, в которое жил Маяковский, советские порядки.
А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?-
Только этого Дантеса бы и видели.
Вообще, футуристы, к которым относится Маяковский, отрицали наследие классической литературы, но тем не менее, у поэта отношение к Пушкину традиционно уважительное. Он подтверждает значимость Пушкина фразой: "давайте подсажу на пьедестал.
Заканчивается всё стихотворение словами: "Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!", потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!"
В этом же 1924 году о Пушкине пишет С. А. Есенин.
Русская классическая литература оказала сильное влияние на формирование поэта, направляла его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Блока, Клюева, Гоголя и, конечно, Пушкина. В начале стихотворения рисуется образ "живого" Пушкина, фиксируются детали его внешности: "Блондинистый, почти белёсый". Но затем оказывается, что поэт видит памятник – символ славы Пушкина, воздвигнутый благодарными потомками на Тверском бульваре. И вот Есенин стоит пред бронзовым памятником того, "кто русской стал судьбой", и тоже мечтает быть похожим на него:
Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе.
Есенин сравнивает себя с Пушкиным:
О Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган.
Говорит, что стихи поэта не зависят от его характера, что талант поэта не затемнит и не убьёт ничто, никакие проступки и буйства. Здесь он жалуется, что его самого не признают именно из-за характера. Но тем не менее, Есенин понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:
…Ещё я долго буду петь…
Чтобы моё степное пенье
сумело бронзой прозвенеть.
А надежда на такое будущее, такую славу у Есенина есть, ведь он считает, что может писать стихи не хуже Пушкина не сейчас, но когда-нибудь, в светлом и отдалённом грядущем.
В 1940 году советский поэт А. Недогонов представляет себе встречу с Пушкиным совсем по-иному. Для него Пушкин- провидение, которое встаёт на сторону человека, борющегося за правое дело, за Россию.
Недогонов родился в семье рабочего, с1929 года сам работает на шахте, в 1935-1939 годах учится в институте имени Горького. Поэт участвовал в военной кампании под Выборгом, где был тяжело ранен, а во время Великой Отечественной войны был военным журналистом. Слышал в самые тяжёлые моменты боя голос Пушкина- патриота, который "…покрывал гром канонады, он взывал: "Вперёд, вперёд, моя исторья." Последние слова говорят о том, что в представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не мог представить её побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историей более мощной державы.
Идея всего произведения в том, что стихи Пушкина спасают людей, воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами, вдохновляют на подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, не отступив, и, по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:
Под лютой стужей, неостывший,
Столетье пролетевший враз,
Свинец, поэта погубивший,
Прошёл сквозь каждого из нас!
Чувство утраты Пушкина со временем не угасло, а в патриотические моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественная война – событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желание победить были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной и близкой стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог не обозначиться силуэт самого талантливого поэта –Пушкина.
Во всех своих произведениях поэт стремится слить воедино малое и грандиозное, природное и "железное", лирико-философское и героическое движение мотива жизни и смерти, воли и чувства, "железа" и природной стихии. Стремится охватить единым взором мир.
А героико-философские баллады Недогонова являются новым словом в развитии этого старинного поэтического жанра.
Из послевоенной советской поэзии можно выбрать стихотворение малоизвестного бурятского поэта, так как в нём есть интересующий мотив. Ж. Тумунов обращается в своём стихотворении к памятнику Пушкина. В 1949 году он пишет:
Как случилось, что молоды вы,
Хоть по возрасту вам полтораста?
Это о неувядающей славе Пушкина, о том, что в сознании русского народа Пушкин- вечно молодой и живой поэт.
Начиная с утверждения значимости, "бесценности" Пушкина ("Вы- сокровище русских людей, Образ ваш величав и спокоен!"), Тумунов переходит на автобиографию, рассказывая поэту о себе, как бы рапортуя:
Перед вами- питомец степей,
Скотовод, литератор и воин
Тумунов говорит, что в его жилах уже течёт кровь, пропитанная пушкинскими стихами, ведь он уверен, что его предки слышали эти стихи, внимали им с восторгом.
Может статься, ваш друг Кюхельбекер
Под могучими соснами пади
Повторял ваши строфы в том веке,
И внимал ему тёмный мой прадед.
На Ононе, быть может, в изгнанье,
Коченея от ветра и стужи,
Ваше полное веры посланье
Прочитал ему добрый Бестужев.
Стихотворение Тумунова перекликается с мотивами пушкинского "Памятника", в котором Пушкин писал:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей- калмык.
Ж. Тумунов подтверждает слова поэта собственным примером ("Я же с вами знакомство завёл Зимним вечером в юрте- читальне."), говорит об огромной славе Пушкина ("Только ваше сиянье собой И небесные звёзды затмило."), о том, что во всех важных событиях в жизни русского народа Пушкин принимал участие, о том, что великий поэт всегда рядом, среди нас, в наших думах:
Вот идём мы под знаменем нашим
В незабвенный победный поход…
За спиной- Бородинские пашни…
Мы зелёной весною взошли
На крутые руины Берлина,
Мы с собой ваши строки несли,
С вами сердце слилось воедино.
Итак, восприятие Пушкина зависит от того, кто его воспринимает. Все воспринимающие- поэты, но поэты разных эпох. Апухтин- поэт второй половины 19 века, поэтому естественно, что в то время ещё очень живы были воспоминания о гибели Пушкина и горечь от этого события. Для Апухтина Пушкин – суровая величественная тень. Образ Пушкина в стихотворении "19 октября 1858 года" – это, несомненно, образ гения, на котором лежит мрачный отпечаток его трагической смерти. А сам Апухтин в своём произведении не вступает в диалог с Пушкиным, он лишь наблюдает за ним, переживая.
Другой поэт той же эпохи, Константин Фофанов, уже позже Апухтина "общается" в своём стихотворении с тенью и духом великого поэта. Стихотворение так и называется – "Тени А. С. Пушкина". В нём говорится о Пушкине – волшебнике из ирреального мира. Фофанов называет тень Пушкина "родной". Для него всё, что связано с Пушкиным – это сказка, но сказка близкая и понятная. Анна Ахматова – поэтесса первой половины 20 века уже может отметить, что Пушкин – это не столько человек, сколько явление, целая эпоха в истории литературы. Поэтому в своём стихотворении она создаёт ощущение присутствия Пушкина, но конкретного образа не даёт, лишь описывая Царское Село, где всё напоминает ей о поэте.
Другая поэтесса, Марина Цветаева, очень тесно соприкасавшаяся с жизнью Пушкина, напротив, видит в нём человека, описывает его внешность. Для Цветаевой Пушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Её цель – показать в стихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, что она понимает и разделяет все чувства поэта.
Михаил Кузмин в стихотворении "Пушкин" видит в поэте гения: "романтика, классика, старого, нового". Он не может себе позволить, как Цветаева, ощущать в Пушкине коллегу, но тоже отмечает простоту Пушкина, допускает возможность признать Пушкина "братом" поэтов (Но! В отличие от Цветаевой, он говорит не лично о себе, а обо всех поэтах).
У В Маяковского очень чётко в стихотворении "Юбилейное" чувствуется отпечаток советского времени. Это и манера разговора Маяковского, и приметы советской действительности, например, ВЦИК. Он говорит с Пушкиным, как со старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готов похвалить талантливых, одарённых.. Цель его диалога с поэтом – получить одобрение Пушкина, его поддержку. И, в то же время, выразить своё сожаление по поводу трагической гибели поэта.
В отличие от Цветаевой, Маяковский "общается " не с "живым" Пушкиным. А с его памятником, как и Есенин в своём стихотворении "Пушкину".
Для Есенина, как и для Кузмина, очевидна гениальность Пушкина, он не сомневается в вечности его славы. Но цель его "общения" с Пушкиным – сопоставить себя с ним, поэтому Есенин делает акцент и на буйном характере поэта, жалуясь ему на свою судьбу.
Алексей Недогонов – поэт военных лет, участник Великой Отечественной войны. Когда он писал своё стихотворение "Пушкин", его цель была – вдохновить русских солдат на победу, поэтому он сравнивает их судьбы с судьбой Пушкина. Для него война – битва за честь страны.
Образ Пушкина в его стихотворении – это образ патриота, переживающего за свою Родину.
Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка, предсказателя судьбы бурятского народа. Он делает его национальным поэтом, связывает с Пушкиным все наиболее важные события в жизни своего народа. Цель Тумунова – сказать своим стихотворением "спасибо" Пушкину за то, что тот помнил о каждом человеке в России.
Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают,что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен,а потому он был, есть и остаётся символом русской поэзии.
Список литературы
1. С.А.Небольсин "Венок Пушкину", издательство "Советская Россия", 1987 г.
2. В.Г.Маранцман "О поэзии Анны Ахматовой", издательство " Советский писатель", 1993 г.
3. А.И.Павловский "Анна Ахматова. Жизнь и творчество", М: Просвещение, 1991 г.
4. "Б.Ф.Егоров. Ю.В.Манн, П.А.Николаев, А.Г.Соколов, Л.В.Чернец "Русские писатели. Библиографический словарь", М: Просвещение, 1990 г.
5. М.Цветаева "Мой Пушкин", Южно-уральское книжное издательство, Челябинск, 1978 г.
6. Н.Н.Скатов, Н.А.Грознова, В.Н.Запевалов, А.И.Павловский "Русские писатели xx века. Библиографический словарь", М: Просвещение, 1990 г.
7. В.А.Котельников, Ю.М.Прозоров, Н.Н.Скатов "Писатели XIX – XX веков. Библиографический словарь", М: Просвещение, 1995 г.
8. Л.А.Смирнова, Н.А.Кунарёв "Русская литература. XX век. Справочные материалы., Москва: Просвещение, 1997 г.