Рефетека.ру / История

Доклад: Социально-психологическое содержание газеты «Правда» в СССР

Социально-психологическое содержание газеты «Правда» в СССР

     Прежде чем говорить о содержании " Правды " и  о  действии этого  содержания  на  массовое сознание необходимо сказать об общих моментах влияющих на эффективность  идеологического  воздействия.  Она ( эффективность ) "...в решающей степени определяется умелым сочетанием теоретической и  организационной  деятельности ,  пропаганды и агитации,"(1)-говорит по этому поводу В.А.Шандра.  Именно поэтому при при разработке методов воздействия  любой  мало-мальски  уважающей  себя идеологии необходимо учитывать некоторые важные моменты.  И  прежде  всего  внимание должно быть обращено к человеку ,  который "... как объект пропагандистского воздействия,- говоря словами Афанасьева ,-представляет собой сложную совокупность ( систему ) качеств,  воплощающих черты общественной среды ,  а также конкретной  среды  , которая  его  окружает ( его "микросреды") ,  специфичность его исторического опыта , наследственных задатков , причем этот человек характеризуется определенной степенью активности ,  избирательностью по отношению к общей и конкретной среде , к требованиям  и  принципам  социальной  идеологии."(2)  Такое сложное определение,  разработанное в 1975 году , Ленин , который , без всякого сомнения ,  в пропаганде разбирался превосходно , выражал кратко и ясно:  "...никогда миллионы людей не будут слушать советов партии ,  если эти советы не совпадают с тем ,  чему их учит опыт собственной жизни."(3)

     Таким образом любая пропаганда ,  которая "...ставит своей целью формирование взглядов людей ,  их мировоззрения , убеждений  и  побуждение  их к определенным практическим действиям на основе этих взглядов и убеждений..."(4),  и особенно пропаганда ,  от  которой зависит судьба идеологии ,  просто обязана обращаться к отдельным личностям.  В работах советских исследователей  этот механизм хорошо описан применительно к системе буржуазной пропаганды. Гуревич об этм говорит так:"...Манипулятивная пропаганда буквально одержима манией персонификации.  Она предлагает аудитории многочисленные варианты  ,  позволяющие  отождествить себя с образами удачников , суперменов , аутсайдеров , мстителей.  Глубокое внутреннее влечение человека  к  осознанию собственного "Я" подменяется , по сути дела , фиктивным , иллюзорным самоудостоверением."(5) Для Гуревича этой самой  манипулятивной пропагандой представляется пропаганда "Западная", буржуазная и антисоветская ,  но если внимательно проследить ,  то будет заметно значительное сходство в принципах и методах работы как западных , так и советских структур политического информирования ,  которые собственно и являются манипуляторами. Попробуем же в этом убедиться. И начнем с уже приведенного примера - метода персонификации.

     В советской пропаганде 30-х годов он применялся в довольно -таки парадоксальной форме.  С одной стороны , режим проповедовал теорию абсолютно равного общества , где каждый человек имеет ровно столько же прав как и любой другой ,  но с другой стороны , в обществе произошло четкое разделение на своих и чужих. Но  в этом парадоксе нет ничего странного если вспомнить основные характеристики пропаганды и агитации и их основное различие первая обеспечивает стратегические задачи , вторая ведает тактикой.  Вот и появляются на страницах "Правды" пропагандистские статьи о стахановском движении, описывающие подвиги простых рабочих ,  которые как правило с детства работали на шахтах и заводах ,  затем воевали с белыми и , наконец , трудятся на благо советской Родины. Огромная масса в среде крестьянства и рабочих воспринимают  эти материалы и возникает обратная реакция служащая , как мы помним, вторым потоком в процессе политической информации.  Использование метода персонификации запускает цепную реакцию пропагандирования.  В редакцию газеты  приходят  письма читателей.  Эти  материалы  исключают  практику фальсификации , поскольку они ,  с точки зрения пропаганды ,  совершенны; в них присутствует  четко выраженная направленность к различным социальным группам и выражающая интересы этих групп тематика (полувеком  позже Шандра напишет:  "...наряду с теоретико - пропагандистскими  материалами  ,  которые  рассчитаны  на   массовую аудиторию ,  в газете могут и ДОЛЖНЫ публиковаться тексты , адресованные определенным специальным группам ,  максимально созвучные  их  интересам ,  потребностям."(6)) Но самые важные для пропагандирования характеристики этих материалов - это  искренность и , в то же время , лояльность и даже , как правило , любовь к режиму.  Примером для сказанного может служить  подборка писем  в  "Правде"  от  1 января 1937 года под общим заголовком "Мой самый счастливый день в 36 году ".(7) Семантическое содержание текстов этих писем указывает на стремление газеты создать прочную установку ,  которая представляет из себя  "...звено  , образующееся в системе взаимодействия индивида с внешним миром, взаимодействие ,  начинающееся с воздействия внешнего  мира  на индивида,  субъекта."(8) Прибегая к простейшим приемам: таким , как "...Употребление в речи нескольких синонимов из одного  синонимического  ряда,  -  которое,- способствует усилению смысла сказанного ,  " нагнетанию " основного  семантического  оттенка данного  ряда..."  (9)  (" благополучный" ," удача" ," успех" , "полный счастья" ," счастливо" ," счастливый" и  наконец "самый счастливый " ; до 3% слов из этого ряда), использование штампованных языковых средств ( " любимая Родина "," народная  демократия", "лучшее  государство", "коммунистическая партия" и др.) , приводит к появлению установки у читателей данных  материалов , направленной на восприятие советской действительности в положительном свете. А по мнению Шерковина - "...В соответствии с усвоенными  установками  люди  реагируют положительно или отрицательно на все ,  что так или иначе касается их  или  как-нибудь затрагивает  их  интересы  ,  их осознанные или бессознательные влечения ,  их ценности."(10) Именно поэтому  существует  столь очевидное  направленность на создание четкой и постоянной установки по отношению к воспринимаемой действительности  ,  как  к наиболее совершенному варианту.  Та же тенденция прослеживается и в отношении культуры , искусства. В качестве примера , причем очень яркого ,  хотелось бы привести слова художника ,  которые долго блуждали по страницам прессы.  "...Я глубоко верю в большое искусство наших дней,-писал А.А.Дейнейка.- Красивое искусство современности... Кого не захватят наши дни ? Кто останется к ним равнодушным ?  Яркие порывы , титанические размахи пролетариата - солнце - красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев  и  запечатлеть  эту  героическую  борьбу пролетарских масс."(11) Такие же материалы публикуются и на страницах "Правды", доводя иногда этот процесс до абсурда. Например к столетию Пушкина в газете присутствуют материалы , посвященные этому событию (12), и среди них статьи и заметки, посвященные советскому государству,  причем в этих материалах прослеживается тесная связь  пушкинской  поэзии  и сталинского искусства.  Появляется мысль о том ,  что Александр Сергеевич,  без всякого  сомнения, стал бы лауреатом сталинской премии. Тексты написаны с применением клише в сильной степени  экспрессивности  ("яркие  порывы", "титанические размахи", "героическая борьба", "протест поэта", "реакция царизма" и т.д.), использованием синтаксических средств усиления ( вопросительные предложения,  употребление тире), что несомненно должно было сказаться на появлении  четкой установки и даже стереотипа. О стереотипах и пойдет ниже речь.

     "Стереотипы,- пишет В.Л.Артемов,-  это  представление  или образ ,  которые схватывают то или иное явление в целом , сразу ,  без частностей и деталей."(13) У стереотипов существует особый механизм действия - "...Для пробуждения стереотипа требуется затронуть установку, - которая, - есть сложившаяся у индивида  на основе имеющегося опыта предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенных  социальных позиций , что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта."(14)

     "Стереотип ,  как всякое психическое образование ,включает в себя единство двух взаимодействующих начал - знания и отношения ,  из которых то одно , то другое выступает в качестве преобладающего."(15) Но это происходит далеко не всегда. В манипулятивной  пропаганде  сталинского  режима  знание  находится  в состоянии подчинения к отношению ,  поскольку государство обладало монополией на информацию.  Но существует закономерность  - "...двуединая  структура  стереотипа  (отношение плюс знание) ставит отношение в обратную зависимость от знания субъекта. Чем выше  образованность осведомленность и сознательность человека, тем лучше он понимает ,  чьим интересам соответствует пропагандистский  материал."(16) Как же обстоит дело с повышением образованности и осведомленности на страницах "Правды"?

     Для начала  обратимся к газетным материалам ,  посвященным внешнеполитическим обзорам. В 1937 году внимание всего мира конечно  же  было посвящено событиям в Испании ,  боевые действия находили широкое отражение на страницах  прессы  всего  мира  и "Правда" не являлась исключением.  Около 17% материалов относились к зарубежным новостям,  и от 5 до 10% в каждом номере , за исключением специальных ,  было отдано под "испанские" репортажи, сводки, сообщения. У Советского Союза существовал четко выраженный интерес к Испанской войне , поскольку эта страна могла впоследствии войти в пока немногочисленное сообщество социалистических  государств.  Поэтому "товарищам по борьбе" необходимо было помочь ,  для чего в Испанию высылались отряды "добровольцев" В добровольцах же недостатка не ощущалось,  особенно среди офицеров НКВД. А в это время в советской прессе идет полным ходом процесс пропагандирования, основной задачей которого становится создание стереотипа , выражавшегося бы в полной поддержке массами политики правительства.

     В этой работе хорошо помогают такие методы , как нейтральное  пропагандирование  ( в газете появляются факты и события , сообщение о которых получены из нейтральных  источников), метод драматизации фактов (выражающийся в использовании семантических средств для придания фактам и событиям более выразительной  окраски), кроме того широко распространено комментирование сообщений. Названные приемы позволяют манипулировать фактами в угоду информатора , и возможно это благодаря специфической природе факта.  Это замечал еще Горький , писавший весьма образно о том , что "...Факт - еще не вся правда , он - только сырье , из которого следует выплавить , извлечь настоящую правду. Нельзя жарить  курицу  вместе с перьями ,- продолжает он,- ...нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта ,  нужно  уметь извлекать из факта смысл."(17) "... Факт действительности - это завершенный или незавершенный процесс  взаимодействия вещей ,  предметов ,  систем, а процесс противоречив ,  так как одновременно содержит в себе  и  момент изменчивости и момент устойчивости."(18) Из-за этого противоречия появляется возможность воздействия фактами  на общественное сознание.  И  даже  не придется что-либо изменять в расстановке фактических данных ,  которые " ... в каждом случае будут абсолютно верны .  За их достоверность можно ручаться под присягой. Но именно толкование этих данных , как и самого факта в целом , делает их пропагандой."(19)

     Комментарий же является одной из наиболее  сильных  сторон сталинской пропаганды.  Пронин говорит:  "... комментарий можно понимать в узком смысле как прямое  повышение  однозначности  и увеличения информационной избыточности в сообщении ,  иными словами ,- сообщение степени свободы интерпретации сообщения реципиентом;  комментирование же , понимаемое широко ,- это отбор и знаковое кодирование информации."(20) Прекрасно это  заметно на примере материалов "Правды",  посвященных судебным процессам по делам "изменников и предателей Родины". Присутствие на ее страницах гневных ,  ругательных материалов понятно , как-никак обвинение в измене ,  но где же статьи о предыдущей  работе  этих людей  ,  а  они были далеко не рядовыми в партии.  Не может же быть такого ,  чтобы Радек,  Пятаков, Сокольников, Серебряков и другие "государственные преступники" на протяжении десятков лет совершали лишь преступления ,  причем безнаказанно.  Но так или иначе ,  в номерах "Правды" с 21 по 30 января , пока шел суд не было ни одного положительного слова о них.(21)

     Зато присутствует большое количество прекрасных , с пропагандистской точки зрения,  обличительных статей ,  выполненных в превосходной экспрессивной манере , причем в них отмечаются такие выразительные формулы ,  которые недоступны для  буржуазной прессы и поныне.  "Троцкистские шпионы, диверсанты, изменники", "продавцы народной крови",  "подлейшие из подлых" и т.д.  Произошло  лексико-семантическое смещение в значении слов - то ,что в семантике называется актуализацией значения  путем наполнения старого слова (формы) новым содержанием.(22) А при этом следует помнить ,  что "...Семантическая структура слова связана с различными категориями психики человека, а следовательно , способна отражать сферу субъективного в общении в форме  разного рода коннотаций оценочных,  контекстуальных , стилистических , культурных и идеологических.- сфера субъективного , ко всему прочему, - может выражаться с помощью других средств языка: лексических, синтаксических, стилистических и даже текстовых."(23)

     Такие свойства  средств языка в политике приводят к тому , что образуется "...языковое поле ,  которое объединяет ключевые политические термины и символы (миф) ,  название доктрин , специальную политическую лексику ,  слова-лозунги."(24) Это языковое поле существовало и в советской политической системе. И более того ,  оно переросло в "...Политический  язык  -  основной язык пропаганды."(25) Lasswell H.  полагал , что "...Нельзя политические идеи преподносить в произвольной форме ,  она должна быть строго регламентирована. Только в том случае , когда политический язык приобретает строгие нормы  ,  эффект  воздействия будет достаточным."(26) Этого можно достичь при помощи "политического мифа",  а каждый "политический миф" состоит из большего или  меньшего числа "политических формул".  С помощью "ключевых символов" и "лозунгов" пропагандист (коммуникатор) и обрушивает на массы поток "политических формул"."(27)      Несколько опережая Lasswell'а,об этом говорил Луначарский: "... Если  для  данного времени имеется какой-то лозунг ,  надо его до дна довести и совершенно пропитать этим лозунгом  сознание той среды ,  к которой вы обращаетесь."(28) Пропаганда 30-х годов прекрасно использовала этот  совет  ,  насыщая  лозунгами каждую  пядь газетной полосы.  При этом в лозунгах присутствует прежняя тенденция ,  характерная для пропаганды в целом - крайняя степень экспрессивности ,  доведенная до полуистерии.  Даже за ,  казалось бы , нейтральной фразой "За большевистский стиль руководства"  скрывается выразительная картина чисток в партии, абсолютного контроля сверху и привычка  подчиняться усвоившаяся у каждого гражданина.  А что уж говорить о таких лозунгах , как "Смерть изменникам Родины", "Проклятие фашистам", "Раздавить гадину" и т.п.  , да еще если учесть , что они выдвинуты простыми людьми сталеварами и колхозниками.(29) Вот и приходили в редакцию  газеты все новые и новые отклики ,  продолжала действовать установка перерастая в прочный стереотип.  И мало кто верил уже в 1938 году обвиняемым Бухарину,  Рыкову,  Раковскому,  Ягоде и многим другим , потому что "партия всегда права".

     А права партия (вернее Сталин) всегда потому , что вовремя использовала нужные формулы ,  для создания "политического  мифа" о непогрешимости и "святости" товарища Сталина ,  а вот Бухарин ,  например , будучи хорошим теоретиком , но слабым практиком  ,  не  сумел.  Сталин  оказался хитрее и практичнее всех своих "товарищей" - он вовремя понял и использовал суть  пропаганды и уже никогда не выпускал ее механизм из под своего контроля.  Это-то и помогло Иосифу Джугашвили умереть , хотя и неспокойно , но зато будучи выше любого из смертных.

Список литературы

     1) Шандра В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.-С.25.

     2) Афанасьев В.Г.  Социальная информация и управление  обществом.-М.: Политиздат, 1975.-С.398.

     3) Ленин В.И.  Речь по аграрному вопросу.  22 мая (4 июня) 1917г./ ПСС.Т.32.С.178.

     4) Свечников П.В.  У истоков   партийной  пропаганды.- М.: Московский  рабочий, 1978.-С.110.

     5) Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М.: Высшая школа, 1987.-С.254.

     6) Шандра В.А. Указ. соч., с.63.

     7) См.: "Правда" от 1 января 1937г.

     8) Цит. по: Проблемы социальной психологии и пропаганды. М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     9) Стриженко А.А.  Основные  закономерности  использования языка  в буржуазной пропаганде./ Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-С.20.

     10) Цит. по: Проблемы социальной психологии и  пропаганды. -М.: Политиздат, 1971.-С.38.

     11) Цит. по: Парамонов А.В.,Червонная С.М. Советская живопись.-М.: Просвещение, 1981.-С.69.

     12) См.: "Правда" от 9-12 февраля 1937г.

     13) Артемов В.Л.  Правда о неправде. Критические очерки по современной  империалистической  антисоветской  пропаганде.-М.: Политиздат, 1984.-С.201.

     14) Там же, с.213.

     15) Артемов В.Л.  Объективная природа стереотипов и их использование  империалистической пропагандой./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.95.

     16) Там же, с.102.

17) Цит.  по: Володин Цифры и факты. Как их использовать. М.: Политиздат, 1968.-С.9.

     18) Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей.- М.: Изд-во МГУ, 1976.-С.29.

     19) Там же, с.28.

     20) Цит. по: Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей... С.30.

     21) См. "Правда" от 21-30 января 1937г.

     22) См. Язык и стиль буржуазной пропаганды.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-С.15.

    23) Стриженко А.А.  Язык и идеологическая  борьба.-Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1988.-С.15.

    24) Там же, с.7.

    25) Ермоленко Д.В.  Пропаганда и семантика./ Проблемы социальной психологии и пропаганды.-М.: Политиздат, 1971.-С.49.

    26) Цит.  по: Проблемы социальной психологии и пропаганды.- М.: Политиздат, 1971.-С.50.

    27) Там же.

    28) Цит.  по:  Нестеренко Ф.П. Пропаганда советского образа жизни в печати.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.8.

    29) См. "Правда" от 28 января 1937г.


Похожие работы:

  1. • Влияние стиля руководства на уровень социально ...
  2. • Исследование социально-психологических характеристик ...
  3. • Динамика социально-психологической адаптации ...
  4. • Социально-психологический климат в группе
  5. • Содержание и составляющие управления социально ...
  6. • Социально-психологический климат
  7. • Влияние активного социально-психологического обучения ...
  8. • Изучение психологического климата рабочей группы ...
  9. • Социально-психологические характеристики малых ...
  10. • Психологическая сущность дисциплинированности
  11. • Социально-психологическое содержание ...
  12. • Социально-психологическая поддержка учащихся в ...
  13. • Особенности социально-психологического климата ...
  14. •  ... условия формирования социально-психологического типа ...
  15. • Влияние социально-психологических факторов на ...
  16. • Методологические проблемы социально-психологического ...
  17. • Социально-психологический климат в коллективе ...
  18. • Социально-психологический климат в организации
  19. • Cоциально-психологическая готовность к труду ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com