Даже в наше свободное от условностей время не принято в период ухаживания приглашать желанную женщину "заняться сексом". Скорее это будет выглядеть как предложение выпить вместе чашечку кофе или послушать музыку. "Одевайся и сопротивляйся!" - говорит в одном анекдоте разгневанный мужчина чересчур доступной женщине. Ритуал ухаживания и техника полового акта, как отмечают исследователи, варьируют не только у отдельных людей, но и у целых народов. Как правило, это связано с особенностями и уровнем культуры.
В большинстве дошедших до современников древних трактатов о любви секс описывается с мужской точки зрения. Женщине отводится роль объекта мужского желания и активности, реже - партнера. Только некоторые тантристские секты отдают женщине пальму первенства в любовных играх. Но кое-где мужчины впадали в другую крайность, стремясь уменьшить сексуальную возбудимость женщины путем ритуального удаления клитора.
Очень непохожими в разных обществах могут быть и эмоциональные отношения между партнерами - от нежно-любовных до агрессивно-враждебных. И неудивительно. Ведь, например, папуасы добу похищают женщин из враждующих с ними племен. Поэтому между супругами существует своего рода любовь-ненависть, а муж и днем, и ночью опасается своей жены. Дальше пошли гусии из юго-западной Кении, которые культивируют садистский тип сексуальности. В ходе полового акта партнер должен преодолеть яростное сопротивление партнерши, унижая и причиняя ей физическую боль. Предварительно женщина должна сексуально раздражать и дразнить супруга. Мужчины же получают максимум удовольствия, когда во время насилия женщины жалуются и заливаются слезами. Такой тип сексуальности формируется в детстве: у девочек ранний интерес к сексу наказывается, у мальчиков - попеременно то наказывается, то поощряется. Довершает такое "воспитание" своеобразный обряд. Когда подростки после обрезания находятся в уединенном месте, туда приводят их обнаженных сверстниц. Танцуя эротические танцы, которые вызывают у мальчиков эрекцию и резкую боль в травмированных членах, они вдобавок издеваются над их страданиями. Неравноценно и отношение к эрогенным зонам. Если для большинства европейских и африканских народов женская грудь является эротическим "магнитом", то полинезийцы-мангаиа воспринимают ее равнодушно, считая, что она представляет интерес только для голодного младенца. Довольно разнообразны обряды ухаживания и техника полового акта.
Общепринятое у европейцев сношение в позиции "лицом к лицу" некоторым народам представлялось и неудобным, и неприличным. Они предпочитали и предпочитают положение, когда партнер находится сзади партнерши. Европейцы даже в XIX веке считали женщину существом несексуальным, требуя, чтобы во время близости она была неподвижной, оставляя всю активность мужчине. Не в пример им мангаиа были более демократичными в сексе. По их мнению, во время коитуса женщина должна все время двигаться, а партнеры обязаны дать друг другу полное сексуальное удовлетворение, яркий оргазм.
В обществах, где сексу придается важное значение, со временем сформировалась рафинированная сексуально-эротическая техника, порой возводимая в ранг религиозного культа (Индия, Китай). Любопытны древнекитайские методы любви: мужчина должен довести женщину до оргазма, избежав при этом семяизвержения. Смысл в том, чтобы мужчина усвоил женское начало инь, сохранив собственное жизнетворческое ян. Считается, что чем больше инь он получит, не давая партнерше ян, тем сильнее станет. Существует даже специальная техника прерванного полового акта с установкой: на 10 сношений не должно приходиться больше 2-3 эякуляций. Известная Кама Сутра ориентирует на насыщенность и взаимность мужских и женских реакций. Ее составитель Ватьсяяна описывает 84 различных позиции при половом акте. Его последователи довели число этих вариаций до 700 с лишним.
Современный проповедник неотантрического учения Ашрам Раджниш создал целую философию о любовных отношениях двух полов. "Вся жизнь существует через секс, вся жизнь вырастает из него", - убеждает Раджниш. Его ученики утверждают, что они поднимаются над обычным физическим сексом. "Суперсекс" они используют как средство постижения духа, что чуждо Западу и многим духовным учителям Востока. Особая точка зрения у Раджниша на современный брак, который он считает узаконенной проституцией. Любовь приходит и уходит, люди продолжают жить вместе. "Жизнь для надежности, для безопасности, жизнь для финансовой поддержки, жизнь по любой причине, исключая любовь, - говорит он, - делает это ничем иным, как проституцией". Брак вырастает из страха перед действительностью и недоверия к любимому человеку". Любовь подлинна только тогда, когда она дает свободу. Однако нереальность идеи понимает и сам автор. Без брака нет семьи, а семья, что ни говори, - "основа, позвоночный столб общества".
Бороздина Любовь. Любовь - аромат бытия.