Независимо от того, подготовлен ли Ваш бизнес-план только для себя в качестве документа, на основе которого можно контролировать развитие своего бизнеса, или же в качестве документа, который Вы собираетесь использовать для получения дополнительных денежных средств и привлечения интереса к своему коммерческому проекту, убедитесь в том, что ничего не упустили из виду.
Кроме того, необходимо убедиться в том, что расчеты, касающиеся предполагаемого объема сбыта, планируемых затрат и прогноза движения денежных средств, содержащиеся в различных частях бизнес-плана, не противоречат друг другу.
Прогноз величины прибыли должен быть основой для подготовки плана движения денежных средств.
Если Вы собираетесь использовать подготовленный бизнес-план для получения денежных средств или для привлечения интереса к своему коммерческому проекту, тогда Вам следует всю имеющуюся у Вас информацию и все подготовленные расчеты изложить в одном документе. Поэтому попробуем составить схему, которая может лечь в основу Вашего бизнес-плана.
Можете полностью следовать этой схеме или использовать только небольшую ее часть— в зависимости от того, насколько она отвечает Вашим потребностям.
Вопросам организации продаж в той или иной степени посвящены следующие брошюры:
План маркетинга
Планирование прибыли
План движения денежных средств
Баланс Вашего предприятия
Контроль в сфере маркетинга
Контроль в сфере финансов
Практические шаги
Проверьте, учли ли Вы при планировании сбыта воздействие на Ваш уровень продаж следующих факторов:
Вашей деятельности в сфере маркетинга и развития рынка;
Вашей кадровой политики;
обновления существующего оборудования или покупки нового;
увеличения или уменьшение размеров основного капитала.
Будьте готовы к тому, что после проработки соответствующих брошюр у Вас может возникнуть потребность внести изменения в прогноз продаж.
Поэтому Вам следует еще раз убедиться в том, что выполненные Вами расчеты для различных разделов бизнес-плана согласуются друг с другом.
Этот вопрос рассматривается в следующих брошюрах:
Планирование прибыли
План движения денежных средств
Контроль в сфере финансов
Практические шаги
Планируя прямые затраты, не забудьте учесть влияние на них следующих факторов:
смена поставщика;
возможность договориться о более выгодных условиях поставок;
рост цен вследствие инфляции;
изменения, связанные с Вашим персоналом;
производственные изменения, связанные с основными фондами, уровнем производительности и т.п.
Этот вопрос рассматривается в следующих брошюрах:
План маркетинга (когда речь шла о затратах, связанных с маркетингом: в частности, затратах на рекламу и стимулирование сбыта)
Планирование прибыли
План движения денежных средств
Баланс Вашего предприятия (в частности, при расчете амортизации Ваших основных фондов)
Потребности в персонале и материальных ресурсах (в частности, затраты, связанные с выплатой заработной платы сотрудникам и внесением взносов в федеральный страховой фонд, а также расходы, обусловленные набором новых работников)
Контроль в сфере маркетинга
Контроль в сфере финансов
Практические шаги
Как правило, это:
доходы от неосновных видов деятельности (например, доходы от собственности или инвестиций);
налоговые платежи, например:
если Ваш налог на добавленную стоимость (НДС) на конечный продукт превышает уплаченный Вами НДС на исходные материалы, то Вы должны выплатить эту разницу;
налог на прибыль;
выплаты для погашения задолженности по всем видам взятых Вами ссуд и полученных кредитов;
закупка основного оборудования.
Вы должны учитывать все эти платежи, поскольку они связаны с получаемыми Вами доходами и поэтому должны быть отражены в плане движения Ваших денежных средств.
Любые изменения величины и состава Вашего основного капитала также должны найти отражение в балансе Вашего предприятия.
Эти вопросы расматриваются в следующих брошюрах:
Планирование прибыли
План движения денежных средств
Потребности в персонале и материальных ресурсах
Контроль в сфере финансов
Окончательная структура и содержание бизнес-плана в значительной степени будут зависеть от особенностей Вашего бизнеса и от того, как Вы намерены использовать свой бизнес-план после завершения работы над ним.
Всегда будьте готовы к внесению в него необходимых изменений. В конце концов у Вас получится хороший бизнес-план, который будет приносить пользу в течение многих лет.
Далее мы поговорим о том, что необходимо для составления бизнес-плана, и перечислим те брошюры данного учебного курса, в которых Вы сможете найти необходимую информацию.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
Мы выделили шесть основных частей бизнес-плана. Это:
информация общего характера;
план маркетинга;
будущие потребности;
финансовый план;
потребности в заемных средствах;
стратегия развития.
Не все из них могут отражать особенности Вашего бизнеса. Вы можете включить в бизнес-план и другие разделы.
Возможно, в этом году Вам потребуются только некоторые разделы, а другие— только в следующем году.
Вам придется предпринять несколько попыток составить план прежде, чем у Вас получится бизнес-план, удовлетворяющий потребности Вашего бизнеса. Очень важно, чтобы в том бизнес-плане, который получится у Вас в результате, все части были взаимосвязаны. Давайте начнем с общей информации о Вашем коммерческом проекте.
ИНФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
В этом разделе должны быть:
Ваши данные;
информация о Вашем бизнесе;
описание имеющихся у Вас помещений;
история развития Вашего бизнеса;
данные о производимых Вами в настоящее время товарах и/или предоставляемых услугах.
О том, как должна быть представлена эта информация, идет речь в первой брошюре «Вы и Ваш бизнес».
Цель такой информации— продемонстрировать достигнутые Вами результаты и заставить поверить в Ваши возможности.
Начинающим свое дело необходимо иметь определенные основы. Вы могли бы сообщить:
почему Вы собираетесь заняться имено этим видом бизнеса;
какие исследование Вы провели перед тем, как принять окончательное решение;
какую профессиональную подготовку Вы имеете или собираетесь получить для того, чтобы заниматься данным бизнесом.
Работая над бизнес-планом, надо сохранять не только уверенность в своих силах, но и достаточную самокритичность, избегая необоснованных заявлений.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
Он должен содержать информацию:
об основных видах товаров;
об участках рынка, на которые нацелен Ваш бизнес;
о маркетинговых исследованиях, проведенных Вами (в особенности, если Вы занимаетесь новым видом бизнеса или же предполагаете найти рынки сбыта для новых видов товаров и услуг);
о маркетинговых исследованиях, которые Вы собираетесь провести в течение ближайших 12 месяцев;
о рекламной кампании, которую Вы планируете провести, каким образом Вы предполагаете ее организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой частотой и периодичностью Вы предполагаете рекламировать свой бизнес;
о других формах стимулирования сбыта;
об обеспечении необходимыми материалами и сырьем и их распределении;
о политике ценообразования;
о Ваших общих затратах на маркетинговые цели и организацию контроля в сфере маркетинга.
Вопросы, связанные с подготовкой этих материалов, рассматриваются в брошюрах «План маркетинга» и «Организация контроля в сфере маркетинга».
БУДУЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Этот раздел Вашего бизнес-плана должен включать описание:
Ваших потребностей в персонале на ближайшие 12 месяцев, включая планируемые Вами изменения существующей кадровой структуры (т.е. каких новых сотрудников и когда Вы предполагаете принять на работу с обоснованием необходимости их привлечения), а также расчет всех связанных с этим затрат (включая расходы на обучение);
Ваших планов, связанных с подбором нового хозяйственного помещения;
Ваших потребностей в дополнительных транспортных средствах;
предполагаемых изменений структуры основных фондов;
Ваших потребностей в дополнительном оборудовании;
всех других планируемых Вами расходов, связанных с приобретением основного капитала.
Вам следует обосновать необходимость всех расходов, указать величину ожидаемой прибыли, отметить преимущества, которые Вы можете получить в результате, рассчитать все затраты и составить план предполагаемых изменений Вашей предпринимательской деятельности или дополнений к ней.
Вы можете найти всю необходимую информацию на эту тему в брошюре «Ваши потребности в персонале и материальных ресурсах».
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел Вашего бизнес-плана требует очень тщательной подготовки в том случае, если Вы собираетесь использовать свой бизнес-план для привлечения дополнительных финансовых средств.
Ваш финансовый план должен содержать:
прогноз ежемесячных объемов продаж (или объемов продаж для других периодов времени, которые Вы используете для планирования Вашей хозяйственной деятельности);
бюджет ежемесячных затрат;
прогноз прибыли по месяцам;
план прибылей и убытков;
план движения денежных средств;
баланс на начало периода;
баланс на конец периода.
Определить объем будущих продаж Вам помогут следующие брошюры: «План маркетинга», «Планирование прибыли», «План движения денежных средств», «Организация контроля в сфере финансов»и «Практические шаги».
Вопросы, связанные с планированием расходов и доходов, рассматриваются в брошюрах «Планирование прибыли», «План движения денежных средств», «Организация контроля в сфере финансов», «Ваши потребности в персонале и материальных ресурсах», а также «Практические шаги».
Информацию, необходимую для составления отчета о прибылях и убытках, Вы найдете в брошюре «Планирование прибыли», а для подготовки баланса— в брошюре «Баланс Вашего предприятия».
Вопросам планирования движения денежных средств посвящены брошюры «План движения денежных средств» и «Организация контроля в сфере финансов». ВАШ БИЗНЕС
ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВАХ
Привлечение денежных средств может быть:
краткосрочным;
среднесрочным или долгосрочным.
К краткосрочным относятся кредиты, которые Вам понадобятся в течение ближайших 12 месяцев. Ваша потребность в такого рода кредитных ресурсах определяется на основе прогноза движения денежных средств.
Ваши потребности в среднесрочных и долгосрочных займах в значительной степени зависят от того, какие ресурсы будут необходимы для развития Вашего бизнеса в будущем.
В Вашем бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:
какие заемные средства и в каком объеме Вы предполагаете привлекать;
обоснование Вашей потребности в займах со ссылкой на соответствующие разделы бизнес-плана;
календарный план привлечения финансовых средств.
Если Вы собираетесь привлекать сторонние денежные средства, сразу настройтесь серьезно: Вам придется убедить все заинтересованные стороны в том, что Вам действительно необходимо дополнительное финансирование и что Вы сможете вернуть заемные средства.
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В БИЗНЕС-ПЛАН
Это зависит от особенностей Вашего бизнеса. Например, можно включить в бизнес-план:
план развития производства (если Вы собираетесь производить новые виды товаров, необходимо указать, как будет организовано их производство и испытание);
развитие новых рынков;
структуру управления (если Ваша фирма будет расширяться и Вы будете набирать новых сотрудников, очень полезно включить в Ваш бизнес-план структуру управления, которая наглядно продемонстрирует место и роль каждого сотрудника в развитии и функционировании Вашего предприятия);
если Ваше предприятие является обществом с ограниченной ответственностью (ООО), то будет уместно привести список учредителей и акционеров, а также другую необходимую информацию.
Есть и другие вопросы, связанные с особенностями развития Вашего бизнеса. Возможно, некоторые из них вы сможете найти в разделах, о которых речь шла выше. Для других понадобятся специальные разделы.
В таблице постарайтесь указать ту дополнительную информацию, которая, по Вашему мнению, должна быть включена в бизнес-план.
ПЛАН БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ
Вам следует закончить свой бизнес-план описанием того, как Вы собираетесь действовать.
В этом разделе нужно отметить:
как Вы предполагаете контролировать развитие Вашего предприятия;
Ваши планы на будущее: не только на ближайший год, но и на последующие 5, 10 и даже 15 лет. Укажите только те цели развития Вашего предприятия, которые Вы считаете осуществимыми.
В течение года Вам следует непрерывно осуществлять строгий контроль за развитием своего бизнеса, своевременно внося соответствующие коррективы.
Содержание Вашего бизнес-плана в значительной степени зависит от особенностей Вашего бизнеса и от цели составления бизнес-плана.
Если Вы собираетесь показывать свой бизнес-план потенциальным партнерам или инвесторам, убедитесь в том, что он составлен достаточно профессионально.
Не забудьте хорошо его оформить. Большинство людей будет судить о Вашем предприятии именно по бизнес-плану (в том числе и по его внешнему виду). Помните, что первое впечатление всегда значит очень много.
Подготовив свой бизнес-план, старайтесь выполнять его и осуществляйте контроль за его выполнением. Старайтесь не отклоняться от него без сколько-нибудь серьезных оснований.
С другой стороны, сохраняйте гибкость и своевременно откликайтесь на все возможные изменения. Одним из главных преимуществ малого бизнеса является возможность быстрее отзываться на изменения рыночной конъюнктуры по сравнению с более крупными предприятиями-конкурентами.
Только тщательно подготовив бизнес-план и наладив контроль за его выполнением, Вы сможете оценить развитие Вашего бизнеса.
Не имея бизнес-плана, Вы будете действовать методом проб и ошибок, постоянно сталкиваясь с непредвиденными трудностями.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/