Биографы Вильяма Шекспира до сих пор пытаются выяснить, кого же все-таки любил великий поэт - таинственную темноволосую красавицу, которой он посвящал свои сонеты, или молодого графа с женственным лицом? Когда Шекспиру его бестактные соотечественники задавали такой вопрос, он им неизменно отвечал: - Не ройтесь в моем грязном белье. - В своем творчестве Шекспир воспевал как гетеросексуальную, так и гомосексуальную любовь, - утверждает итальянский шекспировед Агостино Ломбарди. -
Например, нетрудно догадаться, что Антонио, главный герой пьесы "Венецианский купец", делит ложе со знатным шалопаем и транжирой Бассанио. Конечно же, суть их взаимоотношений можно разглядеть только между строк - поскольку в Англии тех времен однополые связи преследовались законом.
Шекспировские сонеты делятся четко на 2 части. В одной он рассказывает о своей любви (отнюдь не платонической) к юному другу. А в другой воспевает даму "с глазами цвета вороньего крыла". Поэтому можно предположить, что поэт был бисексуалом.
Ведь о его личной жизни вообще мало что известно. Даже единственный дошедший до нас портрет Шекспира и тот скорее всего - фальшивка. Недавно британскому писателю и исследователю жизни и творчества Шекспира Энтони Берджессу удалось раскопать следующие факты. "Летом 1582 года, - пишет он, - 18-летний Вильям, сын Мэри Арден и владельца небольшой кожевенной мастерской Джона Шекспира, зачастил в расположенную неподалеку от Стратфорда деревеньку Шоттери, где проживала семья крестьянина по фамилии Хейтуэй. Посещения юноши привели к тому, что одна из дочерей крестьянина, Анна, забеременела. Разразился скандал, и Вильяму пришлось срочно жениться. От их брака родились 3 детей - Сьюзен, Джудит и Хамнет. Однако на самом деле в качестве супруги он хотел видеть другую девушку - Анну Уэйтли, дочь торговца кожевенными товарами, которую по-настоящему любил. Их свадьба наверняка бы состоялась, если бы не беременность той, "крестьянской" Анны, с которой его ничего, кроме секса, не связывало. Увы, человеческая плоть слаба. Одновременно встречаясь с двумя Аннами, Вильям одну из них платонически боготворил, а с другой предавался плотским утехам. Вальтер Скотт, в своих записках, упоминал о том, что Шекспир, томившийся в браке с немолодой неграмотной и нелюбимой женщиной, утешался в объятиях пылкой темноволосой трактирщицы.
"Существует легенда, - пишет Берджесс, - что Шекспир по пути из Лондона в Стратфорд останавливался в небольшом отеле под названием "Таверна", которым владел Джон Дейвенант - никогда не улыбавшийся нытик и меланхолик. Однако среди своих сограждан он завоевал такое уважение, что они выбрали его мэром общины. У Джона была жена и семеро детей. Его супруга отличалась умом, образованностью, красотой и... легкостью нравов. Поэтому когда Шекспир предложил ей провести с ним ночь, она не заставила просить себя дважды ". Однако пока еще ни один ученый не может с точностью установить личность темноволосой дамы, образ которой преследовал Вильяма. Загадочной музой поэта мог быть кто угодно - камеристка королевы Елизаветы Мэри Фиттон, дочь итальянского музыканта Баттисты Бассано Эмилия или даже известная куртизанка Люси, впоследствии ставшая содержательницей борделя.
Из мужчин особо нежные чувства Шекспир питал к юному графу Саутгемптону. Роман Вильяма и графа был страстным, но недолгим - уж слишком многое их разделяло. Саутгемптон стоял на гораздо более высокой социальной ступени, чем Шекспир, и вдобавок, он был чуть ли не вдвое его моложе. Красавчику графу поэт посвятил свои самые прекрасные и трагические сонеты. Именно к нему обращены строки поэта, написанные им незадолго до смерти: "Как мерзостно, что вижу я вокруг. Но жаль тебя покинуть, милый друг".
Шампонян Вивьен. Дань Шекспиру.