В начале XIX века во всех без исключения столицах Европы появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и, наконец, огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: "На черта похож". Таков был маэстро Паганини - композитор и скрипач-виртуоз, равного которому не было, нет и едва ли будет на этом свете. Газетные мистики того времени обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и святая церковь. Шлейф несуразных "разоблачений" сопровождал Никколо по всей Европе. Ну а маэстро более интересовало собственное творчество.
Любовь к музыке привил Никколо его отец - музыкант-любитель. Именно он вручил мальчику скрипку и веско сказал: "В этом инструменте, Никко, вся твоя будущая жизнь". И мальчик взялся за учебу. Он ежедневно посвящал игре на скрипке много часов и обнаружил в себе недюжинный талант. Вскоре в Генуе уже невозможно было найти учителя, способного научить его чему-либо новому. Подростку пришлось объездить все крупнейшие музыкальные школы Италии. К 18 годам Паганини стал настоящим виртуозом и занялся концертной деятельностью. С этих пор его домом служили кареты и номера в гостиницах.
Паганини никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда у него появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза к себе в поместье лотдохнуть" после концертов. До 40 лет Никколо подбирал себе женщин лишь по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги... В 1805 году молодым музыкантом заинтересовалась сестра Наполеона Элиза Бонапарт. Она назначила Паганини директором музыкального учебного заведения в Пьомбино. Злые языки твердили, что причиной сего назначения был не только музыкальный талант Никко. Что касается новоявленного директора, то он не обращал внимания на слухи (возможно, правдивые) и продолжал занимать эту должность до 1813 года. К означенному периоду его жизни относится и неудачная женитьба на Анджелине Каванна. Анджелина была смазливой дочерью заурядного портного, но в 1808 году маэстро был молод, и его интересовало едва ли не любое существо женского пола. К его удивлению, девица оказалась строптивой и согласилась отдаться ему только после свадьбы. Музыкант для вида согласился и даже инсценировал ее похищение. Он привез невесту в соседний городок, якобы с целью жениться. Неискушенная девушка потеряла голову и забыла про свои моральные устои. В общем, музыкант достиг желаемого и... мигом сбежал из-под венца. Анджелина забеременела, и ее отец подал на Паганини в суд. Композитор очутился в тюрьме, но ненадолго. Ему все же удалось доказать, что девица вела себя чересчур вольно, и избежать на этом основании ответственности.
В более зрелом возрасте Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Самой длительной любовной связью "Казановы от музыки" стал его роман с танцовщицей Антонией Бьянки. Он начался в 1815 году и тянулся почти 15 лет. Роман был чрезвычайно бурным. Антония нередко устраивала Паганини сцены ревности (разумеется, не без оснований). Но при расставании супруги обошлись без вмешательства служителей Фемиды. Никколо заплатил Антонии значительную сумму, взамен она отказалась от прав на их сына Ахилла, и отбыла в неизвестном направлении. Композитор продолжал пользоваться любовью поклонниц, ряды которых едва ли поредели. Дабы привлечь внимание лдьявольского маэстро", даже весьма знатные дамы готовы были пуститься во все тяжкие. Так, некая немецкая баронесса бросила своего мужа-барона, замок, нивы с тучными стадами - и принялась открыто жить с музыкантом. Однако баронесса быстро наскучила пресыщенному виртуозу (не только скрипки) и была отброшена на манер опостылевшей игрушки. Бедная дама удалилась в монастырь, где быстро занедужила и скончалась в полном забвении... Казалось, Паганини никогда не был одинок, но счастье тихой семейной жизни оказалось ему неподвластно. Царил он только над музыкой, которую обожал больше всех женщин на свете.
Единственной женщиной, не вызывавшей у нашего героя раздражения, была Элеонора де Лука. Она была его первой истинной любовью, и только к ней он время от времени возвращался. Женщина безропотно принимала "блудного сына" в свои объятия. Последние годы жизни Паганини часто и мучительно болел, от постоянных простуд его не спасал даже знаменитый шарф. Церковники и газетчики травили его, как охотники волка. Покой он находил только у Элеоноры. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача, и долгие годы хранила у себя его прах, поскольку святоши отказали божественному музыканту в праве на погребение...
В. Клитный. Никколо Паганини.