Усиление процессов экономической интеграции в странах Западной Европы потребовало создания патентно-правового регулирования, которое содействовало развитию этих процессов, устранив препятствия в деле получения охраны изобретений за границей. С этой целью планировалось создать европейскую патентную систему, основанную на единой процедуре выдачи патента с действием его на территории любого договаривающегося государства. Длинная процедура должна была обеспечить применение к заявочным материалам и изобретению общих требований, которые бы действовали в каждом договаривающемся государстве, с тем, чтобы выданный патент не противоречил нормам национального права. Идея создания европейской патентной системы была реализована лишь в 70-х годах, когда 5 октября 1973 г. в Мюнхене была заключена Конвенция о выдаче патента (Европейская патентная конвенция), а 15 декабря 1975 г. в Люксембурге - Конвенция о европейском патенте для Общего рынка (Конвенция о патенте ЕЭС).
Европейская патентная конвенция регулирует только процедуру выдачи европейского патента, который, будучи выданным, приобретает национальное значение в странах, для которых он был испрошен.
Конвенция о патенте ЕЭС регулирует отношения, складывающиеся уже после выдачи европейского патента, и охватывает территорию Сообщества как некую единую территорию в пределах границ всех стран-участниц. Конвенция о патенте ЕЭС предусматривает, что европейский патент, испрошенный в заявке хотя бы для одной страны ЕЭС, будет действовать как единый на территории всего сообщества.
Европейская патентная конвенция вступила в силу 7 октября 1977 г. К ней присоединились Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Италия, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция и Греция.
Конвенция о патенте ЕЭС еще не действует.
Для осуществления процедуры выдачи европейского патента создана Европейская патентная организация. Выдачу европейского патента осуществляет Европейское патентное ведомство.
Понятие патентоспособного изобретения сформулировано следующим образом: европейским патентом охраняются изобретения, обладающие новизной, промышленной применимостью и являющиеся результатом изобретательской деятельности.
Заявка на европейский патент может быть подана любым лицом, вне связи с его гражданством или местом жительства (местом пребывания), лицом физическим или юридическим, совместно или индивидуально. Заявка на европейский патент может быть подана в Европейское патентное ведомство в Мюнхене, его филиале в Гааге или в национальные патентные ведомства договаривающихся государств.
В заявке на европейский патент должен содержаться обычный для патентного права минимум документов:
- заявление о выдаче европейского патента;
- описание изобретения;
- один или несколько пунктов формулы изобретения;
- чертежи, на которые сделаны ссылки в описании или формуле изобретения;
- реферат изобретения.
Описание изобретения должно содержать сведения, которые обычно включаются для раскрытия сущности заявленного решения, показа фактической его значимости на фоне известного уровня техники и присущих ему преимуществ. В нём приводятся:
- название изобретения;
- указание на область техники, к которой изобретение относится, и характеристика уровня техники на основе приведения документов, отражающих уровень;
- раскрытие изобретения в выражениях, позволяющих понять техническую задачу, даже если она точно не названа, и решение этой задачи средствами изобретения. Здесь же в надлежащих случаях указываются преимущества, даваемые изобретением, по отношению к известному уровню техники;
- краткое описание фигур чертежей, если они имеются;
- по крайней мере один из способов осуществления изобретения с приведением, если необходимо, примеров и ссылок на чертежи;
- разъяснение того, как изобретение может найти промышленное применение, если это очевидным образом не вытекает из описания сущности изобретения.
Из всех существующих способов изложения формулы, известных праву отдельных групп стран, Конвенция восприняла так называемую германскую схему с выделенной новизной.
Официальными языками ЕПВ являются английский, французский и немецкий, на одном из которых и должна быть подана заявка. Причем выбранный заявителем язык будет применяться в течение всего производства по заявке, а также и после выдачи патента.
Первым этапом отсроченной экспертизы является проверка выполнения формальных требований к заявке (проведение формальной экспертизы). Особенность ее в рамках Конвенции состоит в том, что начальная стадия этого исследования преследует специальную цель - возможность установления приоритета. Поэтому здесь на ранней стадии производства, выясняется наличие необходимого минимума документов в заявке, на основе которых закрепляется первенство.
Заявка, прошедшая формальную экспертизу, подвергается следующему виду ведомственной проверки - поиску на новизну, в процессе которого проводится подбор источников информации, имеющих отношение к новизне предполагаемого изобретения. В результате поиска определяется уровень техники, как основа для установления новизны, и выясняется, входит ли заявленное решение в этот известный уровень или нет.
Следующий этап проверки по заявке - ее публикация (вместе с отчетом о поиске), которая имеет двоякую направленность: с одной стороны, она служит ознакомлению заинтересованных лиц с новым техническим решением, с другой позволяет осуществить вневедомственную проверку заявленного решения путем предоставления этим заинтересованным лицам возможности высказать свои замечания о его патентоспособности.
В результате проведенных ведомственных и вневедомственных исследований (отчета о поиске и замечаний третьих лиц) заявитель получает сведения, которые помогают ему принять решение в отношении дальнейшей судьбы заявки: либо водить ходатайство о полной экспертизе с возможным предварительным внесением в нее изменений, либо, вовсе отказаться от получения патента. Таким образом, предшествующие подаче ходатайства этапы исследования как бы играют роль барьера, который не пропускает к полной экспертизе решения, в которых обнаружено несоответствие новизне.
Правила отсроченной экспертизы всегда предусматривают срок, в течение которого заявитель может подать ходатайство о ее проведении. Но в отличие от ряда стран, где этот срок значителен по величине, Конвенцией предусматривается срок более ограниченный - 6 мес. с даты публикации отчета о поиске, что делает систему проверку в делом более компактной.
Экспертиза патентоспособности, осуществляемая по нормам Конвенции: одноступенчатая, т.е. решение ведомства, принятое после проведения исследования на патентоспособность, завершает производств по заявке. Исключение участия третьих лиц на этой стадии, тем не менее, не означает отказа от возможности привлечь их к решению вопроса о патентоспособности. Такая возможность по нормам Конвенции предоставляется после публикации решения ведомства о выдаче патента в течение 9 последующих месяцев. Представления возражения заинтересованных лиц служит основанием для проведения процедуры по возражениям, являющейся, по существу окончательным этапом исследования патентоспособности в рамках ведомства.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/