Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Планирование и анализ инвестиционной деятельности предприятия

Планирование и анализ инвестиционной деятельности предприятия

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

об инвестиционном планировании

Что такое инвестиции и какие они бывают?

Инвестиции – совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли. Инвестиции, обеспечивая динамичное развитие предприятий, позволяют решать следующие задачи:

Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

Приобретение новых предприятий;

Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Все инвестиции можно разделить на две основные группы:

Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий.

Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.

С точки зрения направленности действий, инвестиции подразделяются на:

Начальные инвестиции

Инвестиции на расширение

Реинвестиции – направление свободных средств предприятия на приобретение новых основных средств

Инвестиции на замену основных фондов

Инвестиции на диверсификацию и др.

Когда возникает необходимость в инвестициях?

При создании нового предприятия всегда возникает необходимость в инвестициях.

Действующая компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, потому что дополнительная прибыль от дополнительных продаж делает такие инвестиции привлекательными.

Также можно инвестировать в обновление изношенного и устаревшего оборудования, чтобы улучшить эффективность по затратам. Здесь обоснованием инвестиций является уменьшение производственных расходов.

Инвестиции могут также затрагивать значительные расходы по продвижению товаров на рынок с целью увеличить количество продаж, и, таким образом, коммерческую прибыль от большего объема деятельности.

Каковы задачи инвестиционного планирования?

Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы.

Планирование инвестиций является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления предприятием. При этом процессе важно учитывать все аспекты экономической деятельности компании, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.

Основными задачами инвестиционного планирования являются:

Определение потребности в инвестиционных ресурсах.

Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами.

Оценка платы за этот источник.

Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств.

Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору.

Существуют ли правила эффективного планирования инвестиций?

Несомненно, выполнение ряда основных правил позволяет планировать будущие капиталовложения наиболее эффективно.

1)- Перед тем, как принять решение об инвестиции, очень важно определить проблему, которая будет решена в результате ее осуществления.

В большинстве случаев существуют несколько путей достижения цели инвестиций и очень важно определить оптимальный путь в самом начале планирования.

2)- Большинство капиталовложений не зависят друг от друга. Это означает, что выбор одного капиталовложения не мешает выбрать и любое другое.

Тем не менее, есть обстоятельства, в которых инвестиционные проекты конкурируют между собой по своим целям, например, в том случае, когда рассматриваются два возможных пути решения одной и той же проблемы. Такие инвестиционные проекты называются взаимоисключающими.

Другой тип инвестиций касается последовательных затрат, совершаемых в дополнение к первоначальному вложению. Любые капиталовложения в здания и оборудование обычно содержат дополнительные будущие затраты на поддержание их в рабочем состоянии, усовершенствование и частичную замену в течение нескольких последующих лет. Такие будущие затраты следует рассматривать уже на первой стадии принятия решения.

3)- Успех долгосрочных инвестиций полностью зависит от будущих событий и их неопределенности. Недостаточно предполагать, что прошлые условия и опыт останутся неизменными и будут применимы к новому проекту. Здесь может помочь тщательный анализ изменений отдельных переменных, таких как объем продаж, цены и стоимость сырья и т. д. Такой анализ помогает сузить диапазон будущих ошибок.

4)- Инвестиционный процесс всегда связан с риском, и чем длительнее проект и сроки его окупаемости, тем он рискованнее. В связи с этим при принятии решения необходимо учитывать фактор времени. Не требует доказательств, что рубль, полученный сегодня, стоит дороже рубля, полученного год спустя. Для того, чтобы более корректно оценить будущие доходы от инвестиционной деятельности, требуется метод перевода относительных величин этих будущих потоков в величины на сегодняшний день. Для такого перевода в экономическом анализе существуют специальные математические методы, позволяющие определить будущие поступления с учетом фактора времени: метод наращения и метод дисконтирования.

В какой форме должен быть представлен инвестиционный проект?

Стандартной формой представления инвестиционного проекта является бизнес-план. Представление бизнес-плана может несколько различаться по форме, однако основное его содержание одинаково для всех. Принимая во внимание, что в странах с развитыми рыночными экономическими системами накоплен достаточный опыт в области планирования и анализа инвестиций, - пренебрегать этим опытом было бы бессмысленно. Используемые сегодня общепринятые для всех развитых стран методы планирования и критерии оценки эффективности инвестиционных проектов являются тем самым языком, обеспечивающим диалог и взаимопонимание инвесторов и предпринимателей разных стран. К таковым можно отнести методики оценки эффективности инвестиционных проектов таких авторитетных международных организаций как: ЮНИДО, Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития. Общим для них является то, что все они базируются на классических принципах инвестиционного анализа, построенных на основе метода анализа денежных потоков. Денежный поток – поступления (положительный денежный поток) и расходование (отрицательный денежный поток) денежных средств в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Нужна ли какая-либо предварительная подготовка перед разработкой инвестиционного проекта?

Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта, руководитель предприятия должен решить следующие задачи, каждая из которых является неотъемлемой частью процесса планирования и привлечения инвестиций.

Маркетинговые исследования с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги.

Оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления.

Определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки.

Определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки.

Предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога.

Определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта.

БИЗНЕС-ПЛАН

как инструментмаркетингового планирования.

Какой должна быть структура бизнес-плана?

Вопросам разработки бизнес-планов посвящено большое количество зарубежной и отечественной литературы, из которой следует, что не существует единых, жестко установленных стандартов. Однако, есть определенные принципы для разработчиков бизнес-планов, не зависящие от страны и отрасли экономики.

Бизнес-план должен содержать следующие разделы:

1)- Резюме (обзорный раздел).

2)- Общее описание компании.

3)- Продукция и услуги.

4)- Маркетинг-план.

5)- Производственный план

6)- Управление и организация.

7)- Капитал и юридическая форма компании.

8)- Финансовый план.

9)- Оценка рисков

10)- Приложение.

Хотя резюме и является первым разделом бизнес-плана, писать его следует после завершения работы над всеми остальными разделами. По сути резюме - это предельно сокращенная версия бизнес-плана. Объем резюме не должен превышать 2-3 страниц. Работая над резюме, необходимо помнить, что главная его функция - привлечь внимание рецензента. Резюме должно содержать:

- цель проекта

- предельно краткое описание компании

- краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи

- объем и условия привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов

- предполагаемый срок и порядок возврата затраченных средств.

Собственно бизнес-план начинается с раздела «Общее описание компании». В этом разделе необходимо отразить:

- основные виды деятельности и характер компании (без детализации; более детально эта информация будет изложена в последующих разделах)

- стадия развития данного бизнеса

- профиль компании: является ли компания производственной, торговой или она действует или будет действовать в сфере услуг

- что и как компания намерена предлагать своим клиентам

- где расположена компания

- в каких географических пределах компания намерена развиваться

- каковы цели данного бизнеса

- отличия данного предприятия от других компаний.

Основной задачей раздела «Продукты и услуги» является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом. Этот раздел должен содержать:

- физическое описание продукции или услуг

- описание возможностей их использования

- привлекательные стороны предлагаемой продукции и услуг

- степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок

- список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (если такая информация доступна).

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара. Маркетинг-план может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Однако в любом бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие аспекты маркетинг-плана:

- определение спроса и возможности рынка

- анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса

- описание стратегии маркетинга данной компании (т.е. необходимо разъяснить, как предполагается использовать средства маркетинга, включая описание стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.)

- результаты исследования рынка

- прогнозы объемов продаж.

Написан раздел должен быть в доступной форме. Работая над данным разделом, следует помнить, что инвестора и/или кредитора в первую очередь интересует жизнеспособность проекта, т.е., говоря другими словами, сможет ли данное предприятие добиться успеха на рынке. Поэтому необходимо убедительно показать, что предлагаемая продукция или услуги имеют рынок сбыта. Особое внимание следует уделить анализу конкурентоспособности данного предприятия. Для этого целесообразно привести перечень основных конкурентов, отметить их слабые и сильные стороны, оценить используемый ими уровень технологии и их стратегию маркетинга, если возможно - их удельный вес в обороте рынка, а также как они могут отреагировать на появление на рынке нового конкурента.

При этом следует иметь в виду, что степень проработанности и подробности маркетингового раздела бизнес - плана зависит прежде всего от того, является ли предприятие начинающим или расширяет свою деятельность, а также предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть маркетинг - план компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.

В разделе «Производственный план»  должно быть описано, как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. Необходимо ответить на следующие основные вопросы:

- общий подход к организации производства

- какие источники сырья и материалов предполагается использовать

- какие технологические процессы будут использованы

- какое оборудование и какой мощности необходимо

- каковы требования в отношении трудовых ресурсов (производственный персонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия)

Желательно также составить схему производственных потоков, на которой следует наглядно продемонстрировать, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, где и как они будут перерабатываться в готовую продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. Аналогичную схему можно составить и для предприятий торговли и услуг, отразив на ней технологию предоставления услуг клиентам, начиная с обеспечения необходимыми материалами и инструментами.

В описании технологического процесса необходимо отразить следующие аспекты данного проекта:

- требуемая производственная мощность

- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования

- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях

- потребность и условия поставки сырья, материалов и комплектующих

- контроль качества и дисциплины поставок

- требования к источникам энергии и их доступность

- подготовка производства

- контроль качества продукции

Степень подробности изложения материала зависит от того, с какой целью составляется план. Для себя предпринимателю желательно разработать максимально подробный план производства с тем, чтобы иметь возможность решить многие проблемы на бумаге, прежде чем начать действовать. Если он является, по сути, рекламным документом, предназначенным для ознакомления посторонних, то его содержание, по возможности, должно быть простым и понятным. Если необходимо включить в план технические подробности, то желательно поместить их в приложение.

В разделе «Управление и организация» нужно:

- коротко представить основных участников будущего предприятия (в данном случае речь идет о лицах, которым принадлежат ключевые роли в становлении будущего бизнеса: предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.)

- привести организационную схему будущего предприятия, показывающую внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации. Вместо схемы или для ее дополнения можно привести пояснительный текст

- объяснить, каким образом будет проводиться подбор, подготовка и оплата сотрудников.

Цель данного раздела заключается в том, чтобы, с одной стороны, помочь предпринимателю самому тщательно проработать организационные вопросы еще до начала активной деятельности и, с другой стороны, убедить потенциального инвестора или кредитора в том, что предприниматель и команда исполнителей в состоянии претворить свой бизнес-план в жизнь.

В разделе «Капитал и юридическая форма компании» необходимо указать форму собственности и правовой статус предприятия, в случае необходимости обосновав при этом выбор той или иной формы собственности и организации дела. Особое внимание следует уделить способам финансового участия. Затем необходимо описать требования компании в отношении капитала как в количественном выражении, так и сказать об источниках средств, имеющихся в настоящее время, и о тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем. Особо следует указать, сколько денег сам предприниматель вложил или собирается вложить в предприятие. В этом разделе можно также привести обобщенную раскладку расходования средств по направлениям.

Цель финансового раздела  бизнес-плана заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта. Календарный план должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для осуществления каждого из них. Планирование не обязательно осуществлять с привязкой к конкретным датам, планирование может быть, например, с указанием срока в днях, необходимого для реализации каждой стадии проекта, но с указанием на возможность параллельной реализации различных стадий. Для удобства можно также выбрать условную дату начала проекта и далее планировать деятельность компании с привязкой к выбранной условной дате.

Желательно включить в финансовый план сразу несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации, план движения денежных средств (т.е. проектировка потоков денежных средств), план прибылей и убытков (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль), прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия), график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства). Кроме того, делается расчет интегральных показателей (срок окупаемости проекта, чистый приведенный доход, индекс прибыльности, внутренний коэффициент рентабельности) и отдельных финансовых показателей.

Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании. Кроме того возможно включение в финансовый раздел бизнес-плана специального подраздела, раскрывающего стратегию финансирования компании, ответив в нем на такие вопросы, как: сколько всего необходимо средств? откуда , в какой форме и на каких условиях намечается их получить? когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения дохода на них? Для себя предпринимателю следует, по возможности, максимально подробно проработать этот раздел. Глубина проработки этого раздела может быть различной в зависимости от требований конкретных финансовых источников. Часть материалов может быть помещена в приложение.

В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос «как минимизировать риски и возможные потери от них?» должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков (например, при риске сбоев в работе транспорта необходимо проработать альтернативные варианты поставки) и изложение программы самострахования или внешнего страхования. В данном разделе обязательно должен присутствовать качественный анализ риска, выявляющий основные факторы риска проекта.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:

- автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

- результаты маркетинговых исследований;

- заключения аудиторов;

- фотографии образцов продукции;

- подробные технические характеристики продукции;

- план предприятия;

- план прилегающей к предприятию территории;

- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте;

- отзывы авторитетных организаций и т.п.

Что нужно дополнительно учесть при подготовке инвестиционного проекта для предоставления инвестору / кредитору?

Помимо детально проработанного бизнес – плана проекта потенциальный кредитор обязательно запросит следующие документы:

- Копии учредительных документов

- Устав

- Учредительный договор

- Свидетельство о регистрации

- Зарегистрированные изменения в Уставе

- Копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия

- Документы, характеризующие инфраструктуру предпринимательской деятельности:

- Договора аренды производственных, складских, торговых помещений

- Договора на поставку сырья, оборудования, комплектующих  и.т.п.

- Договора на сбыт продукции

- Сертификаты на выпускаемую продукцию (в случае необходимости)

- Лицензия на вид деятельности (если данная деятельность лицензируется)

- Перечень основного имущества

- Документы, подтверждающие наличие гарантий возврата кредита.

Перечисленные документы, в той или иной последовательности и с возможными поправками, в зависимости от требований конкретного инвестора/кредитора, целесообразно готовить параллельно с бизнес – планом.

Что делать дальше?

Предположим, что Вы оформили бизнес – идею в хорошо проработанный бизнес-план, удостоверились в целесообразности ее воплощения в жизнь, собрали все необходимые документы. Определив стоимость будущего проекта, Вы решаете привлечь инвестиционные ресурсы, необходимые для его реализации.

И здесь перед Вами встает довольно сложная задача – поиск финансирования. С чего начать?

Множество факторов влияют на возможные варианты решения этой проблемы: сложившаяся экономическая среда, суть самого проекта, положение компании, в рамках которой предполагается реализовать проект, ваши собственные приоритеты в выборе партнера и многое другое.

В некоторых случаях оптимальным вариантом решения проблемы является поиск делового партнера. Чаще всего к такому пути прибегают в том случае, когда на начальном этапе необходимые ресурсы (помещение, оборудование, денежные средства) имеются лишь частично. Отсутствие гарантийного обеспечения не позволяет получить кредит в банке и инициатор проекта вынужден прибегнуть к поиску партнера по бизнесу, либо к поиску частных инвесторов. И то и другое сопряжено с рядом сложностей, в первую очередь, с надежностью потенциальных партнеров. Кроме того, достаточно проблематичным является определение долей каждого участника бизнеса.

Если Ваш проект является социально - значимым для города, у Вас появляется шанс попасть под какую-нибудь государственную или международную программу, получить поддержку органов власти в качестве предоставления гарантий, получить целевое финансирование. Однако за это надо побороться, ведь подобного рода программы предполагают проведение соответствующих тендеров.

В последние годы все большее распространение получают лизинговые операции. Если предприятие предполагает приобрести новое технологическое оборудование, и при этом не располагает достаточным залоговым обеспечением, то проще получить его по лизингу, так как само лизинговое имущество выступает в качестве залога. При этом за лизингодателем сохраняется право собственности за переданное имущество до полного погашения долга, что снижает риск невозврата средств от лизингополучателя. В свою очередь, лизингополучатель освобожден от уплаты налога на имущество в части лизингового имущества. Лизинговое соглашение обычно более гибко, чем кредит, так как предоставляет возможность обоим сторонам выработать удобную схему выплат.

Договор франчайзинга позволит Вам начать бизнес с минимальными начальными капитальными вложениями. При выполнении ряда требований франчайзера договор франчайзинга дает следующие преимущества:

- мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком;

- возможность обучения в фирме франчайзера;

- гарантированность постоянного снабжения;

- возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

Если Вы уверены в уникальности Вашей идеи, можете попробовать реализовать ее с помощью различных специализированных фондов. Например, инновационные проекты финансирует фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника).

Наиболее предпочтительным вариантом для многих предпринимателей является получение кредитных средств, ведь в этом случае не изменяются права собственности, возникают лишь долговые обязательства перед кредитным учреждением. Безусловно, гораздо легче получить кредит существующему предприятию, тем более, если оно уже имеет кредитную историю.

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

финансового плана инвестиционного проекта

Что отражает план прибылей и убытков?

План прибылей и убытков отражает операционную деятельность предприятия (под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции и услуг) в определенные периоды времени (месяц, квартал, год). Из “Плана прибылей и убытков” можно определить прибыльность предприятия, реализующего проект.

Для построения таблицы “Отчет о прибылях и убытках” необходимы следующие данные:

1.- Из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах за определенный период времени (например, год). При этом в отчете о прибылях и убытках отражается суммарная величина объема продаж в стоимостном выражении, представляющая собой сумму “контрактных” продаж в данный период времени: продажи по факту, продажи в кредит, а также сумма от продаж с авансовыми платежами в предыдущие периоды за продукцию, которая была поставлена заказчикам в текущий период времени.

2.- Из плана издержек - сумма переменных (прямых) издержек с учетом плана производства за расчетный период времени (месяц, квартал, год).

3.- Из плана издержек - сумма общих (операционных, торгово-административных издержек) за расчетный период. При этом необходимо помнить, что общие (постоянные) затраты включают в себя амортизационные отчисления и начисленные проценты по кредитам.

Ниже приведена форма представления плана прибылей и убытков, которая может дополняться в зависимости от условий конкретного проекта.

+- Валовый объем продаж

-- Потери и налоги с продаж

=- Чистый объем продаж

- Переменные издержки (в т.ч. сырье и материалы, комплектующие изделия, сдельная заработная плата, другие прямые издержки)

=- Валовая прибыль

- Налоги с дохода и на активы

- Операционные издержки

- Торгово-административные издержки

- Амортизация

- Проценты по кредитам

- Другие затраты

+- Другие доходы

=- Прибыль до выплаты налога

-- Налог на прибыль

=- Чистая прибыль

Что такое план движения денежных средств (Кэш-Фло)?

1

Поступления от сбыта продукции

2

Прямые производственные издержки

3

Затраты на сдельную зарплату

4

Поступления от других видов деятельности

5

Выплаты на другие виды деятельности

6

Операционные (общие) издержки

7

Налоги

8=1-2-3+4-5-6-7

Кэш-Флоу от производственной деятельности

9

Затраты на приобретение активов

10

Другие издержки подготовительного периода

11

Поступления от реализации активов

12=11-10-9

Кэш-Флоу от инвестиционной деятельности

13

Собственный (акционерный) капитал

14

Заемный капитал

15

Выплаты в погашение займов

16

Выплаты процентов по займам

17

Банковские вклады

18

Доходы по банковским вкладам

19

Выплаты дивидендов

20=13+14-15-16-17+18-19

Кэш-Флоу от финансовой деятельности

21=22(для предш. периода)

Баланс денежных средств на начало периода

22=8+12+20+21

Баланс денежных средств на конец периода

В основе Плана денежных средств (Кэш-Фло) лежит метод анализа денежных потоков, лежащий в основе “классических” методов инвестиционного анализа и используемый во всех наиболее известных методиках планирования и оценки эффективности инвестиционных проектов (например, в “COMFAR” UNIDO). Термин “Кэш-Флоу” используется для определения текущего остатка имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств. Этот остаток формируется за счет притока (доходов от реализации продукции и услуг, доходов от реализации активов предприятия, взносов в уставной фонд и займов и т.д.) и оттока (затрат на производство продукции и услуг, общих издержек предприятия, затрат на инвестиции, затрат на обслуживание и погашение займов, выплаты дивидендов, налоговых и других выплат) денежных средств.

Все поступления и платежи отображаются в “Плане движения денежных средств” в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления этих платежей, т.е. с учетом времени задержки оплаты за реализованную продукцию или услуги, времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовым платежом), а также условий формирования производственных запасов. Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием для выплат, на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, инвестиций, погашения займов, выплаты налогов и личное потребление. Таким образом, “План денежных потоков”, основанный на методе “Кэш-Флоу”, демонстрирует движение денежных средств и отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.

В чем основные отличия «Кэш-Флоу» от «Плана прибылей и убытков»?

В форме “План прибылей и убытков” показываются расчетные величины прибыли или доходов от продаж, «Кэш –Фло» отражает фактические поступления выручки от продаж.

В отличие от “Плана прибылей и убытков”, который отражает только операционную деятельность предприятия, демонстрируя ее эффективность с точки зрения покрытия производственных затрат доходами от произведенной продукции и услуг, “План движения денежных средств” содержит два дополнительных раздела: “Кэш-Флоу” от инвестиционной деятельности” и “Кэш-Флоу от финансовой деятельности”, из которых можно выяснить объемы и сроки инвестиций, формы финансирования предприятия.

Что касается затрат, то в “Плане прибылей и убытков” отражаются затраты, списываемые за период, в то время, как в “Кэш-Флоу” – фактическая оплата этих затрат.

В “Плане прибылей и убытков” отражается амортизация активов, но так как амортизация не представляет собой денежное обязательство, она не включается в “Кэш-Флоу”. И наоборот, погашение кредита не является расходом и поэтому не включается в “Плане прибылей и убытков”. Однако оно представляет собой денежное обязательство и включается в “Кэш-Флоу”.

В начальный период существования компании ее положение с денежными средствами важнее прибыльности.

ФАКТОР ВРЕМЕНИ

в инвестиционном анализе

Что представляют собой методы наращения и дисконтирования в инвестиционном анализе?

Как уже говорилось выше, любой инвестиционный процесс связан с риском. В связи с этим при принятии решений о финансировании проекта необходимо учитывать фактор времени, т.е. оценивать затраты, выручку, прибыль и т.д. от реализации того или иного проекта с учетом временных изменений. Следует учитывать также упущенные возможности в извлечении дохода в результате использования средств, которые будут получены в будущем. Это означает, что сегодняшняя ценность будущих доходов должна быть измерена с учетом этих факторов.

В инвестиционном анализе обычно используются два математических метода: метод приведения поступлений будущих периодов к текущему уровню, который называется дисконтированием, а также приведение настоящего (текущего) уровня к будущему, который называется методом наращения (вычисления сложных процентов). Использование этих методов широко распространено в финансовом и инвестиционном анализе при расчетах процентов по кредитам и ценным бумагам, в лизинговых операциях, при определении доходов на инвестированный капитал и сроков окупаемости проектов, а также влияния инфляции.

Другими словами, методы дисконтирования и наращения применяются там, где необходимо найти одно из следующих неизвестных:

- уровень процентов (например, за использование капитала);

- ежегодные платежи;

- количество периодов (месяцев, кварталов и лет);

- значение текущего уровня;

- значение будущего уровня.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей субъективной полезностью (ценностью), поскольку, если пустить сегодня эту сумму в оборот и заставить приносить доход, то через несколько лет она не только будет в целости и сохранности, но и приумножится. Дисконтирование позволяет определить нынешний (текущий) денежный эквивалент суммы, которая будет получена в будущем. Для этого надо ожидаемую к получению в будущем сумму уменьшить на доход, нарастающий за определенный срок, по правилу сложных процентов.

Всегда ли при планировании инвестиций необходимо применять дисконтирование?

Проведение дисконтирования не является обязательной операцией при планировании и анализе инвестиций. Если Вы предполагаете для реализации проекта привлечь заемные средства, то для кредитующей организации главным критерием отбора проектов является не величина их доходности, а возможность своевременного возврата заемных средств и обязательств по ним. Как правило, в случае необходимости размер барьерной ставки устанавливается руководством осуществляющей инвестирование компании и периодически пересматривается в зависимости от изменения ситуации.

Каким образом обосновывается ставка дисконтирования?

С точки зрения инвестора ставка дисконтирования должна включать минимально гарантированный уровень доходности, темп инфляции и коэффициент, учитывающий степень риска.

Этот показатель отражает минимально допустимую отдачу на вложенный капитал, при которой инвестор предпочтет участие в проекте альтернативному вложению тех же средств в другой проект с сопоставимой степенью риска.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

инвестиционных проектов

Как оценить инвестиционный проект?

В целом, основными критериями целесообразности вложения денег как в производство, так и в ценные бумаги можно считать следующие:

- чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;

- рентабельность инвестиций выше уровня инфляции;

- рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов;

- рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится (или, по крайней мере, не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;

- рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической линии предприятия с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек, обеспечения необходимых поступлений и т.д.

Инвестиции – это протяженный во времени процесс, поэтому при анализе инвестиционных проектов необходимо учитывать:

- привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степени риска, т.к. именно эта цель является главной для финансового менеджмента;

- рискованность проектов, т.к. чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект;

- временную стоимость денег, т.к. с течением времени деньги изменяют свою ценность.

Каковы основные методы анализа инвестиционных проектов?

1) - Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли.

Этот метод базируется на расчете отношения средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли и средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли.

Основным достоинством данного метода является его простота для понимания, доступность информации, несложность вычисления. Недостатком его нужно считать то, что он не учитывает неденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связанную с этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов, времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег.

2) - Метод расчета периода окупаемости проекта.

Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости выбирается. Метод игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег.

Применяется также дисконтный метод окупаемости проекта - определяется срок, через который дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат. При этом используется концепция денежных потоков, учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег. Обе модификации данного метода просты в понимании и применении и позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, поскольку длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Однако обе модификации игнорируют денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта. Они успешно применяются для быстрой оценки проектов, а также в условиях значительной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств - т.е. в обстоятельствах, ориентирующих предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.

3) - Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV).

Чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, т.е. как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей стоимости. Коэффициент дисконтирования при этом принимается равным средней стоимости капитала. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля.

Данный метод не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта. Использование данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования (средней стоимости капитала) и/или ставки банковского процента.

При рассмотрении единственного проекта или выборе между независимыми проектами применяется как метод, равноценный методу внутренней ставки рентабельности (см. ниже); при выборе между взаимоисключающими проектами применяется как метод, отвечающий основной задаче финансового менеджмента - приумножение доходов владельцев предприятия.

4) - Метод внутренней нормы рентабельности (IRR).

Все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю. Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности).

Данный метод предполагает сложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект. Метод предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежных поступлений от проекта по ставке внутренней доходности. Однако метод учитывает изменения стоимости денег во времени.

Каждый из методов анализа инвестиционных проектов дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбора инвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основных методов при анализе каждого из проектов.

Какие факторы принимаются во внимание при окончательном принятии решения об инвестировании?

При принятии окончательного решения о целесообразности инвестирования, помимо рассмотренных показателей, учитываются также такие факторы, как общественная значимость проекта, степень его соответствия стратегии развития фирмы, рыночный потенциал производимого продукта, инвестиционные риски, экологическая безопасность и т.д. В настоящее время именно всесторонний учет разнообразных инвестиционных рисков, надежные методы количественной оценки которых практически отсутствуют, приобретает особую актуальность. Поэтому для минимизации их отрицательных последствий в ходе реализации инвестиционного проекта следует сосредоточить свое внимание на анализе чувствительности различных показателей проекта и снижении рисков.

Что представляет собой анализ чувствительности?

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В качестве интегральных показателей, характеризующих финансовый результат проекта, используются обычно следующие показатели:

- внутренний коэффициент рентабельности (IRR);

- срок окупаемости проекта (PBP);

- чистая приведенная величина дохода (NPV);

- индекс прибыльности (PI).

Факторы, варьируемые в процессе анализа чувствительности, можно разделить на две основные группы:

1.- Факторы, влияющие на объем поступлений;

2.- Факторы, влияющие на объем затрат.

Как правило, в качестве варьируемых факторов принимаются следующие:

- физический объем продаж как следствие емкости рынка, доли предприятия на рынке, потенциала роста рыночного спроса;

- продажная цена и тенденции ее изменений;

- прямые (переменные) издержки и тенденции их изменений;

- постоянные издержки и тенденции их изменений;

- требуемый объем инвестиций;

- стоимость привлекаемого капитала в зависимости от условий и источников его формирования;

- в отдельных случаях - показатели инфляции.

Эти факторы можно отнести к разряду непосредственно влияющих на объемы поступлений и затрат. Однако кроме факторов прямого действия есть факторы, которые можно условно назвать косвенными. К их числу относятся, в частности, факторы времени.

Факторы времени могут оказывать на финансовый результат проекта разнонаправленное действие. В качестве факторов времени, оказывающих негативное влияние, можно выделить следующие:

- длительность технологического цикла изготовления продукта или услуги;

- время, затрачиваемое на реализацию готовой продукции;

- время задержки платежей.

Среди позитивных факторов времени можно назвать такие, как: задержка оплаты за поставленное сырье, материалы и комплектующие изделия, а также период времени поставки продукции с момента получения авансового платежа при реализации продукции и услуг на условиях предоплаты.

Следующей группой факторов, оказывающих значительное влияние на финансовый результат проекта и используемых в качестве варьируемых параметров в анализе чувствительности инвестиционных проектов, являются формирование и управление запасами.

Еще одна важная группа варьируемых факторов - это факторы, характеризующие условия формирования капитала. В процессе анализа чувствительности варьируется соотношение собственного и заемного капитала и определяются граничные значения, за которыми процесс формирования капитала посредством банковских кредитов неэффективен.

Очевидно, что влияние всех указанных факторов для разных проектов будет различным. В каждом конкретном случае под варьированием значений того или иного фактора подразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь, приводит к изменениям в инвестиционном плане или объемах планируемых затрат и поступлений.

Таким образом, анализ чувствительности проводят как при планировании, так и при анализе инвестиционных проектов. Полученные в результате проведенного анализа чувствительности данные служат основой для оценки финансовый риска проекта, а также помогают разработать стратегию наиболее безопасного и эффективного пути его реализации.

ВАШ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

глазами кредитного эксперта

Какие виды кредитов существуют?

1.- Простой кредит с определенным сроком и фиксированной ставкой процента.

2.- Простая кредитная линия. В отличии от простого кредита заемщику предоставляется право получить кредит не сразу, а частями, что позволяет получить экономию на процентах на ту сумму кредита, которая не может сразу поступить в оборот. Общее правило таково, что проценты начисляются на каждый транш (часть кредита) в отдельности и срок погашения кредитной линии совпадает со сроком погашения последнего транша, при этом размер залога остается неизменным на весь срок действия кредитного соглашения.

3.- Ролл – оверная (револьверная) кредитная линия. Данная форма кредитования предполагает, что по мере погашения очередного транша в течение срока действия кредитного соглашения, заемщик имеет право возобновить кредитную задолженность в полном объеме, что, впрочем, не означает, что клиент обязан поддерживать задолженность в полном объеме до конца срока действия кредитного договора.

4.- Кредит в форме овердрафта по текущему рублевому или валютному счету клиента.

Заемщику предоставляется право получать кредит в любое удобное для него время. Ссудный счет работает фактически в режиме текущего, т.е. в течение всего срока действия кредитного договора клиенту позволяется как списывать средства со счета, так и зачислять их на этот счет. Любой приход средств на текущий счет клиента сокращает размер кредитной задолженности, в то время как любой расход средств с текущего счета увеличивает размер кредиторской задолженности. Проценты начисляются по итогу каждого банковского дня на величину фактической задолженности.

Существует ли стандартный перечень документов для получения кредита?

В каждом банке существует свой конкретный перечень документов, необходимых для получения кредита. Однако можно утверждать, что существует базовый набор, который присутствует в требованиях любого банка. В него включаются:

1.- Официальное письмо-заявка потенциального заемщика с просьбой о предоставлении кредита.

2.- Технико – экономическое обоснование (бизнес-план проекта).

3.- Контракты или их проекты, обеспечивающие реализацию проекта.

4.- Данные о финансовом состоянии заемщика за отчетный период.

5.- Документы по обеспечению.

Что представляет собой официальное письмо-заявка?

Официальное письмо составляется на фирменном бланке компании на имя первого руководителя банка. В тексте письма в сжатой форме указывается сумма запрашиваемого кредита, его целевое назначение, срок пользования кредитными ресурсами, в ряде случаев – желаемую процентную ставку, а также краткую характеристику предлагаемого обеспечения. Несмотря на кажущуюся простоту данного документа, он может предоставить кредитному эксперту достаточно интересную информацию о будущем заемщике. Прежде всего, это стиль, логика изложения письма, которые позволяют дать предварительную оценку уровня авторов проекта.

Какие основные ошибки встречаются в бизнес-планах?

В последнее время банки ужесточили требования к бизнес-планам, представляемым заемщиками. Наиболее типичными ошибками являются следующие:

- Переоценка возможностей реализации продукции. Непродуманная маркетинговая стратегия, чересчур оптимистичные прогнозы продаж вызывают вопросы у кредитного эксперта.

- Завышение конечной цены реализации товара, что приводит формально хорошим финансово-экономическим показателям кредитного проекта. При этом возможны два варианта объяснения причины такого завышения. С одной стороны, возможно, что это результат самообмана, когда клиент либо воспользовался неверной информацией по рынку, на котором он до этого не работал, либо использует в качестве ориентира цену разовой партиитовара, которую ему удалось продать. Гораздо худшим является вариант, при котором предприниматель сознательно искажает ценовые параметры, в надежде во что бы то ни стало получить кредит, рассчитывая на нецелевое использование кредита.

- Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта. Обычно это распространяется на все виды затрат, от цен на сырье до затрат на транспортировку и заработную плату. Особое внимание эксперт обращает на наличие «эксклюзивных» отношений с поставщиками, что может объясняться сговором. Прочие статьи затрат кредитный эксперт проверяет на соответствие существующим нормам, тарифам, коэффициентам и т.д.

- К числу наиболее занижаемых, а порой просто игнорируемых издержек, относится налогообложение. На процесс реализацию проекта могут оказать влияние даже особенности налогового календаря, действующего для данного вида бизнеса. Так, например, только за счет непродуманного указания даты реализации товара предприниматель может оказаться перед необходимостью уплаты НДС в полном объеме в отчетном месяце, тогда как зачет НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям произойдет только в следующем. Естественно, это приведет к срыву графика погашения кредита, применению штрафных санкций и в результате к появлению проблемного кредита.

- Соотнесение сроков кредита со скоростью оборота товарных операций. Обычно сроки кредитования по товарным операциям составляют 3 –4 месяца, а источником возврата суммы основного долга выступает выручка от реализации товара. После успешного завершения первого кредитного проекта клиент уже зарабатывает положительную кредитную историю, поэтому второй кредит ему получить гораздо легче. Получив новый кредит, предприниматель делает новый оборот и т.д., пока не наступает закономерный дефолт. Дело в том, что реальный период кредитования торговой операции значительно превосходит длительность одного оборота, в действительности возврат кредита возможен только при накоплении за счет операции чистой прибыли, равной по величине сумме основного долга. Следовательно, ТЭО по такому проекту должно иметь значительно более дальний горизонт, поэтому и рискованность данного проекта автоматически возрастает.

- Общеизвестный фактор, который делает бесперспективными основную массу инвестиционных проектов, - это политическая и экономическая нестабильность в стране. В силу этого фактора проекты, срок окупаемости которых более двух лет редко рассматриваются российскими банками.

Каким образом проверяется представленная в бизнес-плане информация?

Главная задача, стоящая перед экспертом на этапе проведения комплексной экспертизы - оценка реалистичности представленного проекта, включая оценку соответствия действительности представленной в проекте исходной информации.

Для этого могут быть использованы различные методы, которые в укрупненном виде можно разделить на две группы:

- кабинетные

- полевые

Кабинетные методы экспертизы предполагают проверку достоверности и реалистичности представленной заявителем исходной информации с использованием различных сторонних по отношению к проекту источников информации. Это разнообразная печатная и электронная информация, а также рыночная информация, полученная экспертом путем обращения на предприятия и в организации аналогичного профиля. Например, для проверки соответствия цен на продукцию и услуги предприятия - заявителя эксперт может обзвонить несколько предприятий и организаций аналогичного профиля, выяснив их уровень цен и сопоставив их с заявленными.

Даже в том случае, если заявитель представил копии договоров на закупку сырья и сбыт готовой продукции, эксперт проводит выборочную проверку указанных партнеров путем анонимного обращения к ним с предложением приобрести или продать определенные виды товаров и услуг.

Если проверка представленной заявителем информации таким способом по каким - либо причинам затруднена, то проект направляется на специализированную экспертизу в соответствующую организацию.

Если по результатам кабинетного анализа эксперты приходят к выводу о положительной оценке рассматриваемого проекта, то наступает этап полевых исследований, в ходе которых эксперт оценивает соответствие представленной в проекте информации действительности при выезде на место реализации проекта. Если помимо планируемой к осуществлению в рамках проекта деятельности заявитель имеет другую, то эксперт должен ознакомиться и с ней.

При этом особое внимание обращается на косвенные факторы, указывающие на состояние дел компании, как то: состояние производственных и складских помещений, состояние оборудования, наличие запасов сырья и готовой продукции и т.д. Дополнительную информацию о деятельности компании можно получить в результате беседы с персоналом.

Какие контракты или их проекты, обеспечивающие реализацию проекта, необходимо представить в банк?

Авторы проекта должны представить не только основные договоры в части поставки товаров или проведения строительно – монтажных работ и поставки оборудования, но и вспомогательные: на транспортировку, экспедирование, охрану, страхование, хранение и т.д., чтобы кредитный эксперт мог убедиться, что клиент продумал всю цепочку реализации проекта, представляет связанные с каждым этапом риски и пытается найти их покрытие.

Кредитный эксперт в свою очередь выясняет, насколько представленный документ грамотно составлен с юридической точки зрения и насколько он защищает интересы потенциального заемщика.

Какие данные о финансовом состоянии заемщика интересуют кредитного эксперта?

Как правило, под этим понимается стандартная отчетность (бухгалтерские балансы за отчетный и предшествующий год, отчеты о прибылях и убытках), сдаваемая в налоговые органы, а также специальные отчеты, например, банковские выписки со счетов клиентов, подтверждающие объем и характер денежного оборота.

Не секрет, что финансовая отчетность в России не является надежной основой для анализа. Основными причинами такого положения являются как систематическое искажение бухгалтерской отчетности практически всеми хозяйствующими субъектами, так и недостатки самих принципов построения бухгалтерской отчетности.

Однако это не означает, что можно обойтись вообще без анализа финансовой отчетности. В случае, если финансовая отчетность не подтверждает «светлый» образ фирмы, кредитный эксперт имеет дополнительный шанс выяснить истинное положение дел. Действительно, или фирма – соискатель лишается надежды на получение кредита по формальным основаниям, или она должна показать, как конкретно она скрывает свой оборот и доходы. Кроме того, кредитный эксперт вместе с потенциальным заемщиком должен разработать схему доступа банка к этим «скрытым кладовым», чтобы обеспечить интересы банка в случае реализации проекта. Все эти возможности открываются только при тщательном анализе финансовой отчетности и определении ряда базовых формальных коэффициентов, характеризующих платежеспособность данного клиента.

Какие основные коэффициенты используются при анализе финансового состояния предприятия?

Используемые при анализе кредитного проекта коэффициенты являются вполне стандартными, многократно описанными в финансово – экономической литературе. Наиболее распространенные – это коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Все эти показатели строятся на группировке и расчете соотношения между различными статьями актива и пассива баланса.

Так, коэффициент текущей ликвидности показывает, насколько текущие (краткосрочные) обязательства предприятия покрываются текущими активами , и рассчитывается как отношение суммы итогов II и III разделов актива баланса к итогу II раздела пассива баланса. Естественно, требуется ряд уточнений, в частности, из II раздела пассива требуется исключить ряд статей, которые по своему экономическому содержанию не являются обязательствами: это резервы по сомнительным долгам, фонды потребления, доходы будущих периодов, а также долгосрочные кредиты и займы, которые по своему определению не являются краткосрочными.

Коэффициент срочной ликвидности показывает способность предприятия обеспечить покрытие своих краткосрочных обязательств за счет быстрореализуемых (ликвидных) активов. Формально этот коэффициент рассчитывается как отношение итога III раздела баланса к итогу II раздела пассива (с учетом вышеуказанных корректировок).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение разности итогов I раздела пассива и I раздела актива к сумме итогов II и III разделов актива, т.е. показывает, какая доля оборотных средств, которыми располагает предприятие, сформирована за счет собственных средств. Проведение соответствующей корректировки статей баланса невозможно только по обобщенным данным бухгалтерского баланса, поэтому кредитному эксперту потребуется информация соответствующих регистров аналитического учета.

Существуют ли нормативные значения финансовых коэффициентов?

В отличие от большинства развитых стран в России отсутствуют общепризнанные нормативы для оценки платежеспособности, тем более отсутствуют отраслевые нормативы. Вряд ли следует серьезно относиться к числам 2 и 0,1, которые присутствуют в качестве нормативов для коэффициента текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами в инструкциях Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротству. Как признают сами специалисты этой организации, согласно вышеупомянутым нормативам более 90% предприятий страны должны быть признаны неплатежеспособными. В идеале банки должны разработать свою систему критериев платежеспособности клиента, которая не только в большей степени отражала бы реальное положение дел в экономике страны, но и была бы дифференцирована в зависимости от размера предприятия, его отраслевой принадлежности.

Естественно, что разработка подобных критериев требует накопления значительной статистической базы, выделения лидирующих групп для целей последующего сравнения и т.д. Это достаточно большой и дорогостоящий объем работы, который под силу только крупным банкам. Поэтому средние и мелкие банки, хотя и рассчитывают подобные коэффициенты, на практике при принятии решения о кредитовании в основном ориентируются на качество предлагаемого заемщиком обеспечения.

Можно ли получить кредит без соответствующего залогового обеспечения?

Каков бы ни был замечательный бизнес-план, сулящий высочайшую норму прибыли, невероятную скорость оборота, завоевание перспективного рынка т.д., но, не обеспеченный со стороны кредитного риска, он, скорее всего даже не будет рассмотрен со стороны банка. Если за кредитом обращается фирма, не располагающая ликвидными активами, пусть это будет даже очень известная фирма с хорошей репутацией, со значительными средствами, вложенными в недвижимость, ценные бумаги и т.п., она не имеет шансов на успех, если эти активы обременены обязательствами.

Конечно, бывают венчурные (рискованные) проекты, иногда выдаются кредиты под имя фирмы с целью переманить ее на обслуживание в банк – конкурент. Тем не менее общее правило таково, что за редким исключением кредит без обеспечения получить невозможно.

Важнейший вопрос – это качество обеспечения, основными параметрами которого является его ликвидность (т.е. возможность реализовать в сравнительно короткий промежуток времени и без существенных потерь) и степень контроля банка над залогом.

Что может являться залоговым обеспечением?

Наиболее традиционными в практике российских банков являются кредитные операции под залог корпоративных ценных бумаг, включая векселя банков; под гарантии банков и поручительство третьих лиц; под залог товаров на складе; под залог недвижимости; под залог оборудования и под залог товаров в пути. Остальные формы обеспечения либо мало распространены, либо выполняют функцию дополнительного обеспечения. К их числу относятся:

- Страховой полис;

- Личные расписки и векселя заемщика как физического лица;

- Залог изделий из драгоценных металлов и камней, которые депонируются в банке;

- Залог автотранспортных средств;

- Залог квартир, дач;

- Залог под импортный аккредитив.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/


Похожие работы:

  1. • Инвестиционная деятельность предприятия
  2. • Показатели и методы анализа инвестиционной ...
  3. • Обзор программных продуктов для расчета инвестиционных ...
  4. • Планирование инвестиций на предприятии. Оценка ...
  5. • Основные аспекты финансовой деятельности ...
  6. • Управление основным капиталом
  7. • Анализ факторов, определяющих прибыль на ...
  8. •  ... к реализации методики краткосрочного финансового планирования
  9. • Внутрифирменное планирование в рыночных условиях ...
  10. •  ... совершенствования инвестиционной деятельности (на ...
  11. • Разработка финансового плана предприятия (на примере ...
  12. • Анализ финансового состояния предприятия
  13. • Анализ финансовой деятельности предприятия
  14. • Финансовый менеджмент в системе управления денежными потоками ...
  15. • Маркетинг
  16. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  17. • Автоматизация работы отдела планирования компании ...
  18. • Технико-экономическое обоснование инвестиций
  19. • Использование программ "Audit Expert" и "Project ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com