ЧТО ТАКОЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ?
Финансовыми ресурсами называют денежные средства, предназначенные для финансирования развития предприятия в предстоящем периоде.
Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие. Они направляются на осуществление расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития:
- инвестиции,
- авансирование в текущие затраты (себестоимость),
- расходы и отчисления в специальные фонды и бюджеты.
Это основные направления использования финансовых ресурсов.
КАКИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СУЩЕСТВУЮТ?
Финансовые ресурсы предприятия подразделяются в зависимости от источника их получения.
Соответственно можно выделить следующие типы финансовых ресурсов:
- Собственные - складывающиеся из амортизации и валовой прибыли (включающей прибыль от реализации товаров и услуг, от прочей реализации, внереализационные доходы), и проч.
- Заемные - включающие кредиты банков или иных финансовых институтов, бюджетные, коммерческие кредиты, эмиссию облигаций предприятия, а также кредиторскую задолженность.
- Привлеченные - средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности, средства от эмиссии ценных бумаг (за минусом расходов), страховое возмещение (при наступлении страхового случая или срока страховки), поступление платежей по франчайзингу, аренде и т.п., прочие средства (в том числе благотворительность, спонсорская помощь и т.п.).
- Ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов (в том числе в виде дотаций, субвенций, восстановления переплат и т.д.).
ЧТО ВЛИЯЕТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД?
Факторы, оказывающие непосредственное воздействие на объем реализации и, в конечном счете, прибыль предприятия, можно условно подразделить на три группы:
- Производственные факторы - связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, и соответственно с качеством продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д.
- Коммерческие факторы - охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его организационно-экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой - на привлечение надежных платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что требует определенных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).
- Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают: формы расчетов; ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. При этом чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность.
КАК ВЫБРАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ?
Ценовая политика как элемент общей стратегии предприятия представляет собой деятельность по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары и услуги.
Избираемые предприятием формы ценовой политики непосредственно вытекают из проводимой ею рыночной стратегии. Они напрямую влияют на объем реализации продукции и величину получаемой прибыли.
Можно назвать следующие формы ценовой политики:
- Добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы предприятию максимальную прибыль.
- Обеспечить предприятию "нормальную прибыль" (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли).
- Вести политику "ценовой конкуренции".
- Вести политику "неценовой конкуренции".
- Устанавливать цены на уровне "лидера" или цен конкурентов.
- Обеспечивать "престижные" цены, особо подчеркивая высокое качество товара.
- Регулировать цены, обеспечивающие стабильность объемов и номенклатуры продукции.
КАК УСТАНОВИТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА ТОВАР ИЛИ УСЛУГУ?
Процесс ценообразования проходит через несколько этапов, среди которых: определение целей и задач ценообразования, оценка спроса и издержек, анализ цен и товаров конкурентов - после чего выбирается метод ценообразования и устанавливается окончательная цена.
Предприятие устанавливает исходную цену и затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в рыночной среде.
Спрос определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар, а минимальная цена определяется издержками предприятия. Предприниматель стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по производства, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Цена, устанавливаемая предприятием на производимый товар, помимо издержек производства и фактора спроса и предложения, зависит от платежеспособности населения, от ценовой политики и рыночной стратегии предприятия, от качества товара, дополнительных услуг и сервиса, от взаимозаменяемости товара и от его жизненного цикла.
На практике методика определения цены может быть с ориентацией:
- на издержки,
- на спрос,
- на конкуренцию.
При ориентации на издержки ("издержки плюс прибыль") методика установления цены следующая: рассчитывается полная себестоимость единицы продукции и прибавляются установленные процентные отчисления.
Преимущество определения цены по методу "издержки плюс прибыль" состоит в том, что собственные издержки для предприятия значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления более проста и доступна. Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.
При ценообразовании с ориентацией на спрос проблема заключается в том, что спрос значительно труднее выразить в количественных показателях, чем издержки. Это объясняется, в частности, тем, что на спрос оказывают влияние многие факторы. Предприятию следует получить информацию хотя бы о предыдущем движении спроса, чем не иметь ничего, тем более, если она подкрепляется сравнительно точным знанием об издержках предприятия, о влиянии факторов окружающей среды на спрос. В этом случае появляется возможность составить калькуляцию цены достаточно обоснованно.
Оценка спроса на новый товар - дело довольно сложное, так как нет данных за предшествующие годы, необходимых для расчета. Однако предприятие может изучить спрос на аналогичные или подобные товары. Для этого используются следующие приемы оценки спроса: эксперимент, прямое интервью, статистические заключения.
При ценообразовании с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) поставщики приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов товаров. Их предложения (тендеры) представляются к определенному сроку в опечатанном конверте. Эти конверты вскрываются публично, и предложение с наименьшей ценой принимается. Поскольку в этом случае отсутствует возможность последующего внесения изменений в цену, то решение о назначении цены основывается на собственных затратах и на анализе возможных предложений конкурентов.
Проблема состоит в том, что хотя предложение с низкой ценой и может выиграть торги, но при этом имеется риск упустить потенциальную прибыль. При этом предложение с высокой ценой может проиграть торги, что ведет к потерям, связанным с подготовкой к участию в торгах.
Необходимо постоянное взаимодействие финансовой и маркетинговой служб в процессе определения цен на продукцию и услуги.
Дело в том, что маркетологи обычно начинают процесс формирования цен с цен для конечных потребителей и затем двигаются назад, чтобы определить цены для участников каналов товародвижения, приемлемые издержки производства и прибыль.
Финансисты же начинают определение цены с издержек, добавляют к ним желаемую прибыль и получают продажную цену. Поэтому руководство предприятия должно добиваться принятия согласованных решений по ценам, что позволит сделать их оптимальными.
КОГДА НУЖНО ПРЕДЛАГАТЬ ПОКУПАТЕЛЯМ СКИДКИ С ЦЕНЫ?
С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием.
Предложение покупателям скидок оправдано в трех основных ситуациях:
- Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции.
- Система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.
- Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
ЗАЧЕМ НУЖНА АМОРТИЗАЦИЯ?
Амортизация - постоянно накапливаемый в стоимостном выражении износ основных средств и нематериальных активов для последующего использования на простое и расширенное воспроизводство стоимости соответствующих активов.
Амортизация - это важнейший источник воспроизводства и научно-технического развития хозяйства. Это связано не только с ее суммарной величиной (ее доля в себестоимости продукции составляет в среднем по промышленности от 20% до 40%), но и с минимальной по сравнению с прибылью зависимостью от результатов текущей хозяйственной и финансовой деятельности, следовательно, надежностью получения денежных средств.
Эффективное использование амортизации создает финансовые стимулы для развития научно-технического прогресса. К таковым можно отнести:
- Механизм ускоренной амортизации, который означает, как правило, удвоение нормы амортизационных отчислений. Следовательно, вдвое сокращается срок окупаемости, ускоряется выбытие старых основных фондов, и значит, стимулируются финансовые вложения в новые. Даже если окупившие себя благодаря ускоренной амортизации основные средства физически не износились, их выбытие позволит внедрить в производство более эффективную вновь появляющуюся в условиях развития научно-технического прогресса технику.
- Льготы по налогу на прибыль связаны с обязательным и полным использованием амортизации на реновацию только для финансирования капиталовложений (производственных и на жилье). Лишь в этом случае прибыль, идущая на ту же цель, освобождается от налога на прибыль.
- Коррекция стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, законодательно регламентируемая государством, помимо учета инфляции и ее сглаживания, как мера финансового воздействия предопределяет единую техническую политику и предпочтения в развитии тех или иных отраслей и производств.
- Специальный режим начисления и использования амортизации для отдельных коммерческих структур малого и среднего бизнеса создает дополнительные стимулы обновления оборудования на этих предприятиях.
КАК НАЙТИ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СОБСТВЕННЫМИ И ЗАЕМНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ?
КОГДА СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К ВНЕШНИМ РЕСУРСАМ?
ЕСЛИ МОЖНО ОБОЙТИСЬ ТОЛЬКО СВОИМИ РЕСУРСАМИ, НУЖНО ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что такое финансовый рычаг и рассмотреть вопрос его функционирования.
Финансовый рычаг ("финансовый леверидж") - это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.
Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между экономической рентабельностью и "ценой" заемных средств. Экономическая рентабельность активов представляет собой отношение величины эффекта производства (т.е. прибыли до уплаты процентов за кредиты и налога на прибыль) к суммарной величине совокупного капитала предприятия (т.е. всех активов или пассивов).
Иными словами, предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило по крайней мере для уплаты процентов за кредит.
Для расчета эффекта финансового рычага применяется следующая формула:
ЭФР = (1 - СНП) х (ЭР - СРСП) х (ЗС / СС),
где ЭФР - уровень эффекта финансового рычага, %;
СНП - ставка налогообложения прибыли, выраженная десятичной дробью;
ЭР - экономическая рентабельность активов;
СРСП - средняя расчетная ставка процента;
ЗС - заемные средства;
СС - собственные средства.
Эта формула имеет три составляющие:
- налоговый корректор финансового рычага (1 - СНП) - показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения прибыли;
- дифференциал (ЭР - СРСП) - характеризует разницу между уровнем экономической рентабельности активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам; СРСП, как правило, не совпадает с процентной ставкой, механически взятой из кредитного договора, и рассчитывается как умноженное на 100 отношение величины всех фактических финансовых издержек по всем кредитам за анализируемый период к общей сумме заемных средств, используемых в анализируемом периоде.
- плечо финансового рычага - характеризует силу воздействия финансового рычага - это соотношение между заемными (ЗС) и собственными средствами (СС).
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять изменением эффекта финансового рычага при формировании структуры капитала.
Так, если дифференциал имеет положительное значение, то любое увеличение плеча финансового рычага, т.е. повышение доли заемных средств в структуре капитала, будет приводить к росту его эффекта. Соответственно, чем выше положительное значение дифференциала финансового рычага, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
Однако рост эффекта финансового рычага имеет определенные пределы и необходимо осознание глубокого противоречия и неразрывной связи между дифференциалом и плечом финансового рычага. В процессе повышения доли заемного капитала снижается уровень финансовой устойчивости предприятия, что приводит к увеличению риска его банкротства. Это вынуждает кредиторов увеличивать уровень кредитной ставки с учетом включения в нее возрастающей премии за дополнительный финансовый риск. Это увеличивает среднюю расчетную ставку процента, что (при данном уровне экономической рентабельности активов) ведет к сокращению дифференциала.
При высоком значении плеча финансового рычага его дифференциал может быть сведен к нулю, при котором использование заемного капитала не дает прироста рентабельности собственного капитала. При отрицательном значении дифференциала рентабельность собственного капитала снизится, поскольку часть прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента за кредит. Таким образом, привлечение дополнительного заемного капитала целесообразно только при условии, что уровень экономической рентабельности предприятия превышает стоимость заемных средств.
Расчет эффекта финансового рычага позволяет определить предельную границу доли использования заемного капитала для конкретного предприятия, рассчитать допустимые условия кредитования.
В целом, сама по себе задолженность - не благо и не зло. Задолженность - это и акселератор развития предприятия, и акселератор риска. Привлекая заемные средства, предприятие может быстрее и масштабнее выполнить свои задачи. При этом проблема для финансового менеджера не в том, чтобы исключить все риски вообще, а в том, чтобы принять разумные, рассчитанные риски в пределах дифференциала (ЭР - СРСП).
Многие западные экономисты считают, что оптимальное значение уровня эффекта финансового рычага близко к 30 - 50 %, т. е. что он должен быть равен одной трети - половине уровня экономической рентабельности активов. Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу.
Решая задачу формирования рациональной структуры средств предприятия, помимо расчета количественных показателей, необходимо учитывать качественные факторы, в том числе:
- Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств и более значительные постоянные расходы.
- Уровень и динамика рентабельности. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и обходится в большей степени собственными средствами.
- Структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, способными служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне оправдано.
- Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более предпочтительным выглядит долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость. Более того, чем выше налоги, тем сильнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту.
- Отношение кредиторов к предприятию. Конкретные условия предоставления кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Для малого и/или начинающего свою деятельность предприятия доступ к кредитным ресурсам особенно затруднен из-за рискованного финансового положения предприятия, недостаточности обеспечения кредита, отсутствия кредитной истории.
- Состояние рынка капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке капиталов иногда приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств.
КАК ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ТЕКУЩИМИ ЗАТРАТАМИ?
Стратегия управления текущими затратами сводится к определению:
- суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;
- оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;
- сроков окупаемости текущих затрат предприятия (достижения порога рентабельности);
- запаса финансовой прочности.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции. Они занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия и содержат затраты по использованию в процессе производства продукции сырья и материалов, основных производственных фондов, комплектующих изделий, топлива и энергии, оплате труда и т.д.
Текущие затраты возвращаются предприятию по завершении цикла производства и реализации продукции в составе выручки от реализации продукции.
Все затраты предприятия можно разделить на две категории:
- переменные (или пропорциональные) затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы; они составляют постоянную величину в расчете на единицу продукции;
- постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не зависят от динамики объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оплата коммунальных услуг, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п.; уровень постоянных затрат в расчете на единицу продукции имеет тенденцию к относительному уменьшению с ростом объема производства, и наоборот.
На практике зависимость переменных затрат от реализации выражена не так жестко, поскольку, например, при увеличении закупок сырья его поставщики могут предоставлять скидки с цены, и тогда затраты на сырье растут медленнее объема производства. В то же время постоянные затраты не зависят от реализации лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности работников, а также роста аппарата управления.
Кроме того, некоторые виды расходов для одних предприятий являются переменными, а для других - постоянными затратами, например, затраты на оплату труда: при сдельной оплате - это переменные затраты, при твердом окладе - постоянные.
Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно регулировать величину прибыли. Финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек называется "операционным рычагом" ("операционный леверидж").
В практических целях для определения силы воздействия операционного рычага вычисляют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Она определяет, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации - для этого следует процент роста выручки от реализации умножить на силу воздействия операционного рычага.
Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага максимальна.
Если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее: каждый процент снижения выручки дает тогда все больший процент снижения прибыли.
В целом высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме указывает на повышенный риск и недостаточную гибкость предприятия. В случае необходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности предприятию будет достаточно сложно и в организационном, и особенно в финансовом плане. Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага, и снижение деловой активности предприятия выливается в умноженные потери прибыли.
Однако если выручка растет достаточно быстро, то при сильном операционном рычаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но может финансировать свое дальнейшее развитие.
Таким образом, сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с данной фирмой: он тем выше, чем больше сила воздействия операционного рычага. Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна повышенная степень предпринимательского риска.
Точка безубыточности (порог рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно определить также как объем выручки от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.
Формула безубыточности (порог рентабельности) может иметь следующий вид:
ЦЕНА х КОЛ-ВО = ПОСТ. ИЗДЕРЖКИ + ПЕРЕМ. ИЗДЕРЖКИ х КОЛ-ВО
Порог рентабельности может также рассчитываться как частное от деления величины постоянных затрат на величину валовой маржи в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.
Определив, какому количеству производимых товаров соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельности, можно получить критическое значение физического объема производства, ниже которого производить предприятию невыгодно. При снижении объема реализации ниже этого уровня предприятие терпит убытки, поскольку не может покрывать свои расходы.
Пороговое количество товара может быть рассчитано как отношение порога рентабельности данного товара к цене реализации, или как частное от деления постоянных затрат на разницу между ценой и переменными затратами на единицу товара.
Запас финансовой прочности определяется как разница между выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.
КАК ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ?
Финансовый менеджмент решает задачу определения оптимального уровня оборотного капитала. Если величина оборотного капитала занижена, то такое предприятие будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, иметь низкий уровень ликвидности, перебои в производственном процессе, потерю прибыли. Наоборот, чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем выше ликвидность предприятия, однако, увеличение величины оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью в них приводит к замедлению их оборачиваемости и также снижает величину прибыли.
Таким образом, стратегия управления оборотными средствами направлена на обеспечение платежеспособности предприятия и базируется на определении оптимального объема и структуры оборотных средств, что связано с решением задачи выбора оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств.
Все активы предприятия делятся на
- основные или постоянные;
- оборотные или текущие.
Оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла либо одного года превращены в денежные средства.
Оборотные активы включают в себя материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства. Оборотные средства являются мобильной частью активов предприятия. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойный процесс производства.
В зависимости от способности более или менее быстро превращаться в деньги, т.е. по степени ликвидности, оборотные активы делятся на медленнореализуемые (запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и абсолютно ликвидные (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги).
Пассивы подразделяются на
- собственные;
- заемные
Собственные средства и долгосрочные кредиты и займы объединяются в постоянные пассивы; краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которой наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы.
Комплексная политика управления оборотными средствами включает в себя управление текущими активами и текущими пассивами предприятия и сводится к решению следующих задач:
- превращение текущих финансовых потребностей предприятия в отрицательную величину (под текущими финансовыми потребностями понимают разницу между текущими активами (но без денежных средств) и текущими пассивами; это понятие можно также определить как недостаток/излишек собственных оборотных средств);
- ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия;
- выбор наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления текущими активами и пассивами.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/