Земледелие и животноводство коми
Традиционное земледелие у коми связано, по археологическим данным, с культурой перми вычегодской- непосредсвенных предков народа коми. Первоночально, в Х-XI веках, земледелие было подсечно-огневым с ручной обработкой земли. С XII века начинается переход к пашенному земледелию с использованием тягловой силы скота. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. С XV века постепенно у коми внедрилось трехпольное земледелие.
Наиболее распространенной зерновой культурой у коми был ячмень. В трудовых песнях северных коми, у которых ячмень был основой земледелия, говорится: “На пригорке мы сидим на поле. Южного склона вы да,дорогие мои плодородные земли!” второе место по значению в хозяйстве занимала рожь . овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах и в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо; сожали репу, редьку, иногда капусту и лук. В конце второй половины XIX века стали сажать картофель, а к началу XX века он распространился повсеместно. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках собственной продукции земледелия в большинстве регионов Коми края хватало лишь на часть года. Недостающее получали в обмен на товарную продукцию охоты и рыболовства. Особенно много ввозилось в край зерна, поскольку хлеб и другие зерновые продукты являлись у коми неотъемлемыми компонентами традиционного питания.
Пахота у коми считалась мужской работой. Под ячмень землю вспахивали один раз, рожь сеяли после трех-четырех разовой вспашки. Основным пахотным орудием у коми была соха с двумя железными сошниками и деревянным отвалом. В начале XX века у коми, на ряду с сохой, получили распространение более совершенные пахотные орудия: типа вятской косули с ножом и деревянным отвалом, сабан- однолемешное пахотное орудие без резца и другие сохи- односоронки. Все они являются переходными орудиями от сохи к плугу. При обработки земли на подсеках использовались ручные орудия “куштан”, “кокан”, “копушай”- нечто среднее между топором и секирой.
Боронили у коми, как и у северорусского населения обычные подростки, от 2 до 4 раз - в зависимости от почвы. Для разрыхления верхнего слоя почвы и заделывания семян на подсеки у коми традиционно использовалась борона-суковатка. Борона-суковатка самого простого вида представляла собой верхушку ели с отрубленными на необходимую длину сучьями. В пахотном земледелии у коми применялась борона другого типа- рамная с деревянными довольно короткими зубьями. В конце XIX- начале XX веков в Коми крае появились и получили распространение рамные бороны с железными зубьями и цельнометаллические бороны, которые использовались на тяжелых почвах. В хорошей обработке земли перед посевом коми крестьяне видели залог будущего урожая. Убирали хлеб в конце июля - начале августа, на Печере- не редко в сентябре месяце. Жали серпами, работа эта традиционно считалась женской. Нередко из-за ранних заморозков хлеб приходилось убирать зеленым.
Для подсушивания снопов хлеба перед молотьбой использовали овины. У коми были известные овины двух типов - ямный и верховой. Ямный овин состоял из двух помещений: подземного ямника и наземного помещение в виде довольно высокого сруба.
Основным орудием молотьбы хлеба у коми был цеп,состоящий из длинной деревянной ручки и более короткого била, соединенного с ней сыромятным ремнем. У северных коми (на средней Печере, Ижме, Удоре) для молотьбы использовалось другое орудие - кичига, которая изготавливалась из дерева в виде палки с лопастью в форме человеческой ноги. Молотили зерно на специальном сушильном тогу, устроенном на гумне. Веяли зерно при специальной заточенной лопаты, а молотили его преимущественно на ручных жерновах, в южных районах - водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась своя ступа. Для хранения зерна у коми существовали специальные хозяйственные постройки. Только тогда, когда зерно было помещено в новые амбары, аграрные сельскохозяйственные работы считались в основном законченными. В коми пословице говорится: “В копнах сено, в скирдах хлеб”.
Удобной для сельскохозяйственного освоения земли в крае было мало. В начале ХХ века почти повсеместно жаловались на отсутствие в их наделе мест, пригодных для расчистки и распашки. Урожайность яровых была невысокой. В конце Х!Х- начале ХХ веков участки для подсек отводились за установленную плату. Были годы, в которых разработка подсек запрещалась вообще. Даже в самые урожайные годы край нуждался в привозном хлебе.
Животноводство в традиционном хозяйстве коми обладает древнейшими традициями, зачатки оседлого животноводства в Прикамье отмечены археологическими памятниками 11 -1 -го тысячелетий до нашей эры. На давние традиции животноводства у коми указывают языковые данные. Основная терминология животноводства в коми языке относится к древним заимствованиям, в частности, из ирландского. В бассейне Вычегда животноводство зарождается в 1 тысячелетии нашей эры, в ванвиздинской археологической культуре. В археологических памятниках вымской культуры с Х1 - Х11 веков костные остатки коров, лощадей, овец и свиней становятся массовым материалом. Археологические данные свидетельствуют об использовании лошадей как тягловой силы и в осуществлении не только мясного, но и шерстяного овцеводства.
В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес животноводства был особенно высок в северных районах; в южных районах ( на Сысоле и Вычегде) животноводство было почти отраслью хозяйства. Разводили в основном крупно рогатый скот, овей, лошадей. Продукцию животноводства население использовало большей частью для личного потребления.
Лошадь была основной тягловой силой при сельскохозяйственных работах, использовалась она и как транспортное средство, особенно зимой. На лошадях пахали. Бороновали. С их помощью вывозился урожай зерна и сена с участков.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru