Финансы – это составная часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной экономической политики.
Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.
Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)[1] и национального дохода[2] , орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль над расходованием финансовых ресурсов.
Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Таким образом, финансы – это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Сущность и конкретное содержание финансов раскрываются в их функциях.
Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений.
Для финансов как экономической категории характерны две функции:
распределительная функция;
контрольная функция.
Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода государства. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства ВВП и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.
Вторая функция финансов – контрольная. Она тесно связана с распределительной функцией и проявляется, прежде всего, в контроле над распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевым расходованием. Контрольная функция используется в масштабе не только отдельных предприятий, организаций, но и всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.
Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм.
Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает:
формы финансовых отношений в государстве;
порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
методы финансового планирования;
формы управления финансами;
финансовое законодательство.
Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как финансовая категория государственный кредит исполняет три функции финансов:
распределительную функцию;
регулирующую функцию;
контрольную функцию.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов – это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая их сторона – финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ценных бумаг – с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что, и вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный) государственный долг. Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обуславливают развитие международного государственного кредита, то есть осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
государственные займы;
обращение части вкладов населения в государственные займы;
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
казначейские ссуды;
гарантированные займы.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
Облигация – это наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов:
величины номинального процента по облигации;
насыщенности рынка ценными бумагами;
доверия населения правительству
и т.д.
Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета.
Эта форма внутреннего государственного долга находится в тесной связи государственными займами. Ее функционирование осуществляется системой сберегательных учреждений. Такое обращение происходит через покупку особых ценных бумаг ( в частности, казначейских сберегательных билетов) или рыночных ценных бумаг(облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (подписание соглашений /договоров/ или выдача особых свидетельств).
Эта форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов Правительства. Эти заимствования были распространены в советский период и определенной мере (до1995 года) в реформируемый период.
Казначейские ссуды выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления. Это осуществляется за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда Правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите – гарантированных займах. По ним Правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму внешних государственных займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Кредитная история России началась в 1769 году, когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. рублей Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 годов. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913года равнялась 38 млн. рублей. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.
На протяжении всего XIX и в начале XX века расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX века правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на:
обыкновенный бюджет и
чрезвычайный бюджет.
Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.). Доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Все государственные займы, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
краткосрочные обязательства;
долгосрочные обязательства;
бессрочные обязательства.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. рублей. В 1905 году права министра были расширены до 200 млн. рублей с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, то есть для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внешних и внутренних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: «При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.
Лет пятнадцать тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов.
После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долларов (50% экспорта) в 1985 году, до 119 млрд. долларов (260%) - в 1994 году и 130 млрд. долларов(265%) —в 1995 году.
Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта” стала одновременно правопреемником и по всем зарубежным финансовым активам СССР. Подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа.
Общая задолженность третьих стран по государственным кредитам бывшего СССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долларов. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что должны нам по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долларов. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долларов, да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долларов, то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от «нулевого варианта» определяется в 20 млрд. долларов (40% от 50 млрд. долларов). Реальная цифра может оказаться еще более весомой.
Между кредитором и заемщиком возникают экономические отношения, которые называются кредитно-финансовыми отношениями. Они возникают при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.
В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники внешней торговли. У одних (импортеров) ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к организации, которая может дать им кредит. У других организаций (экспортеров) для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом, недостает средств. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной торговли);
кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;
кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
кредитование банков по расчетным операциям;
иные формы кредитования.
В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Международные кредитно-финансовые институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между станами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми институтами являются следующие:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР/Евробанк);
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ);
Международная финансовая корпорация (МФК);
Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС);
Банк международных расчетов (БМР)
и другие региональные кредитно-финансовые организации.
Международный валютный фонд создан на основе Бреттон-Вудских (США) соглашений в 1944 году. Он начал функционировать с 1947 года и является международной валютно-финансовой организацией. МВФ значится в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций (ООН). Цели создания МВФ:
содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов. А также контроля над их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;
предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.
Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран: центральными банками, казначействами, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в иностранной валюте или в форме обмена иностранной валюты на национальную валюту.
Предоставляемые кредиты делятся на виды в зависимости от причины, вызвавшей несбалансированность внешних платежей. Решение о выдачи кредита принимается голосованием членов МВФ.
Вступая в МВФ, каждая страна вносит определенную сумму взноса, называемую квотой[3] . Квоты образуют объединенные денежные запасы, которыми МВФ пользуется для предоставления займов. Квоты определяют вес каждого члена МВФ.
Устав МВФ пересматривался три раза: в 1969, 1976 и 1992 годах. Согласно Уставу высший орган МВФ – Совет управляющих, в который входит каждая страна-член МВФ (обычно это министры стран) сроком на 5 лет. Управляющие собираются на сессии один раз в год. Наибольшее количество голосов имеют:
США…………………………….18,2%
Германия…………………………5,6%
Япония……………………………5,6%
Англия……………………………5,1%
Франция…………………………..5,1%
Италия…………………………….3,1%
Канада…………………………….3,0%
Россия……………………………..2,9%
На сессии МВФ избирается Исполнительный совет в составе 22 исполнительных директоров для контроля над деятельностью стран, которым были выданы кредиты.
Персонал МВФ насчитывает 2000 человек и возглавляется исполнительным директором-распорядителем, который является также главой Исполнительного совета. Основной персонал находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне.
В МВФ вступили 178 стран, полагая, что МВФ будет помогать росту международной торговли и созданию рабочих мест в экономике государств. Сейчас МВФ дает кредиты странам, испытывающим острую нужду в выполнении финансовых обязательств по отношению к другим странам. Кредиты выдаются при условии, что страна, которой дается кредит, обязуется проводить экономические реформы по программе МВФ. При этом МВФ диктует стране, на какие цели и как расходовать предоставленный кредит. Затем через своих экспертов собирает информацию в стране о проводимой государством экономической политике. В настоящее время страна-заемщик вносит в МВФ плату за услуги и компенсационные за подтверждение обязательства выдать кредит – 0,5% от занятой суммы, а также выплачиваются проценты: как правило, 9% годовых.
Страны-члены ММВФ обязаны представлять ему информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях. Эти данные МВФ использует для определения платежеспособности стран.
Международный банк реконструкции и развития создан в 1945 году на основе Бреттон-Вудских соглашений ряда стран. Он создавался как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 году. Сейчас это межправительственная финансовая организация, которую ныне называют Всемирным банком. Руководящие органы – Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). В составе Совета управляющих – министры финансов стран-участниц и руководители центральных банков. Совет созывается один раз в год. Основные задачи МБРР:
стимулирование экономического развития стран-членов МБРР;
содействие развитию международной торговли;
поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.
Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные средства от МБРР.
Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время семерка государств (США, Япония, Германия, Англия, Франция, Италия и Канада) обладает50% всех голосов в Банке. Уставный капитал Банка 175 млрд. долларов.
По информации Банка, Российская программа приватизации оказалась наиболее крупной из всех когда-либо реализованных в мире. Банк поддержал усилия Правительства, дав свои политические рекомендации и выделив заем на проект по осуществлению приватизации в 90 млн. долларов США и заем на развитие банковской системы в 200 млн. долларов США.
Персонал Банка составляет около 6000 человек. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Евробанк учрежден в 1990 году. Согласно учредительным документам цель Банка – оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития было принято представителями стран в Париже. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором не играют лидирующую роль США. Активное участие в создании Евробанка принял СССР.
В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и развитии инфраструктуры.
Членами Банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 года Россия. В 1995 году у Евробанка было 60 акционеров из 58 стран. Банк имеет капитал в 10 миллиардов ЭКЮ[4] .
Ныне Евробанк имеет трехступенчатую структуру управления: Совет управляющих, Совет директоров и Президент банка.
Совет управляющих имеет право высшего органа управления Банком. Совет директоров состоит из 23 человек из стран-членов ЕБРР. Президент Евробанка избирается на Совете управляющих сроком на 5 лет.
Штаб-квартира Банка размещается в Лондоне.
Европейский инвестиционный банк создан в 1958 году по Римскому договору рядом государств Европы. Цели создания Банка:
поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран-членов Европейского сообщества;
финансирование развития остальных регионов Европы.
Банк предоставляет долгосрочные кредиты (сроком до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов. Банк выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию[5] предприятий.
ЕИБ – учреждение с автономным финансовым статусом. Руководящий орган – Совет управляющих (в составе министров финансов стран-участниц). Он определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок.
Уставный капитал Банка 14,4 млрд. ЭКЮ, резервы – 1,6 млрд. ЭКЮ. Учредителями Банка являются 10 государств. Сейчас Банк работает с 60 странами Европы и Африки.
Международная финансовая корпорация образована в 1956 году по инициативе США. Она является филиалом Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
Цели создания МФК:
развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
участие в формировании капитала частных предприятий;
предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере 20% стоимости проекта.
МФК имеет собственный капитал, органы управления и отдельный штат сотрудников.
Европейский фонд валютного сотрудничества создан в 1973 году в рамках Европейкой валютной системы. Цели создания ЕФВС:
предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕФВС;
укрепление Европейкой валютной системы.
Кредиты предоставляются странам при условии выполнении ими программ стабилизации экономики.
ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции с кредитно-расчетным обслуживанием стран-членов ЕФВС.
Банк международных расчетов – межгосударственный валютно-кредитный банк. БМР организован в 1930 году центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле (Швейцария).
В 1931 – 1933 годах к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950 – 1970 годах в Банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 году членами БМР стали восточно-европейские страны (кроме СССР, ГДР и других социалистических стран, которые создали Международный банк экономического сотрудничества).
Задачи Банка:
облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам;
содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Свою главную функцию содействия расчетам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. С 1979 года БМР проводит расчеты между банками стран-участниц Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария[6] Европейского объединения угля и стали, совершает операции по поручениям отдельных стран.
БМР выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
Парижский клуб – это группа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами на 2001 год странам-кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долларов.
В начале апреля 1993 года Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по долгам СССР в 1993 году 15 млрд. долларов, ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долларов процентных платежей.
В конце апреля 1996 года в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации (отсрочке) российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией началось в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Таким образом, Россия получила льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба. Это облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.
Лондонский клуб объединяет 600 частных банков. В него входят кредиторы, которые предоставили ссуды для СССР без гарантий своих правительств.
С ними была достигнуты договоренности о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долларов (в том числе 25 млрд. долларов основной суммы долга и 7 млрд. долларов неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.
Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается на Министерство финансов и Центральный Банк Российской Федерации.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах.
Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности превышает допустимые пределы.
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом.
Под консолидацией государственного долга понимается увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных займов. Так, в 1990 году срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 1 до 8 лет. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.
Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов. Унификация государственных займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
В исключительных случаях государство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Такой обмен был проведен, например, в послевоенный период в целях изъятия облигаций займов военного времени.
Отсрочка погашения займа происходит в периоды, когда правительство выпустило слишком много займов, и условия их эмиссии были недостаточно эффективны для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов.
В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей, Правительство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга. При этом непременным условием предоставления новых займов является высокая репутация страны-должника на международном финансовом рынке, ее экономическая и политическая стабильность.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочки погашения обязательств применяются по отношению как к внутренней, так и внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов проводится, как правило, по согласованию с кредиторами.
Важной сферой управления государственным долгом является определение условий выпуска новых займов. При этом важными обстоятельствами выступают:
уровень доходности ценных бумаг для кредиторов;
срок действия займов;
способ выплаты доходов.
Учитывается также при эмиссии займов не только достижение максимальной финансовой эффективности займов, но и реальная конъюнктура на финансовом рынке. Успех новых займов зависит от правильного учета состояния экономики, денежного обращения, уровня доходности и сроков действующих займов, представляемых льгот и многих других факторов.
Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов производятся соответствующими подразделениями Министерства финансов, а реализация ценных бумаг – банковской системой. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках размещаются от имени государства-заемщика, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными, и все условия их (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и др.) фиксируются в специальных соглашениях.
Практика показывает необходимость выработки и реализации стратегии с умеренным увеличением государственного долга. Она основанной на снижении реальной стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.
Для экономики России имеет смысл выработать прогноз выхода (выползания) из “долговой ямы”, глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.
Учитывая сложность объекта, правильным было бы говорить о стратегии управления долгом в целом, так как отдельные его элементы имеют определенную специфику регулирования различными механизмами с использованием разных инструментов. Высокая степень неопределенности развития данной системы (долга) и ее регулирования предопределяет необходимость тщательного анализа отдельных ее составляющих и выбора наиболее эффективных инструментов для решения этой задачи.
Стратегия государственного долга и адекватная ей стратегия в области финансирования дефицита государственного бюджета выступают элементами, балансирующими всю схему бюджетной стратегии в целом.
Необходима долгосрочная программа (до 2005 г. с последующей пролонгацией[7] ) предельных объемов государственного долга (отдельно по внешнему и по внутреннему долгу) по отношению к ВВП. Программа должна быть с акцентом на определение перспектив погашения отдельных структурных компонентов каждого из них, с выделением первичного долга и расходов по его обслуживанию.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер. Рассмотрим ключевые меры.
1. Высокая степень опасности нарастающего платежно-расчетного кризиса и его системный характер определяют необходимость принятия комплекса мер в части целенаправленной корректировки преодоления сложившихся деформаций современного курса ценовой, бюджетно-налоговой и финансово-кредитной системы. При этом особого внимания требует проблема создания специальной государственной структуры, несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений наряду с Банком России.
2. Для выхода из долгового кризиса и переходу к подъему экономики необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до 25-30%. Только при этих условиях представляется возможным обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия функционирования расширенного воспроизводства. Эта проблема для сегодняшней экономики России чрезвычайно сложна, так как повышать долю накопления в ВВП можно только за счет сокращения его потребляемой части, что для страны, где 30% населения живет ниже черты бедности, становится задачей чрезвычайно сложной.
3. Стимулирование потребительского спроса – одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсированием сбережений населения. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга[8] низкокачественных товаров.
4. Расширение государственного спроса требует эффективного выполнения естественных функций государства (оборона, образование, здравоохранение и др.). Целевые государственные закупки должны соответствовать приоритетам структурной и промышленной политики. Также они должны обладать высоким мультипликационным эффектом, обеспечивающим решение генеральной задачи – выход на траекторию устойчивого развития.
5. Одним из путей преодоления кризиса является переход от банковского кредитования к системе производственного самофинансирования за счет накопления прибыли, получаемой предприятиями. Это логичный путь, трудности которого связаны с мизерностью размеров прибыли, с наличием таких насущных расходов, перед которыми производственные накопления отодвигаются на второй план.
Важнейшим направлением для снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений).
Необходимость разработать программу преодоления платежно-долгового кризиса, имея в виду принятие графика снижения и полной ликвидации задолженности предприятий.
Данная система стратегически ориентированных мер позволяет перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности и повышения эффективности российской экономики.
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под редакцией В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: «Проспект», 2001.
Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник./Под редакцией Л.А.Дробозиной. – М.: «Финансы», 2000.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./Под редакцией Л.Н.Красавиной. – М.: «Финансы и статистика», 1999.
П.И.Вахрин, А.С.Нешитой. Финансы. Учебник для внутренних вузов. – М.: «Маркетинг», 2000.
Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 1999.
[1] Валовой внутренний продукт (ВВП) – это стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех отраслях экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.
[2] Национальный доход – это вновь созданная за определенный период времени, обычно год, стоимость в сфере материального производства или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме. Делится на фонд потребления и на фонд накопления.
[3] Квота – доля, часть, пай, норма; доля в общем деле, устанавливаемая в рамках картельного соглашения для каждого из его участников.
Картель – одна из основных форм монополистических соглашений предпринимателей, участники которых договариваются об условиях соглашений, сохраняя при этом свою независимость.
[4] ЭКЮ – европейская валютная единица, установленная Европейским сообществом. В Европейское экономическое сообщество входят следующие страны: Бельгия, Голландия, Италия, Люксембург, Франция, ФРГ, Англия, Дания, Греция, Ирландия, Испания и Португалия. ЭКЮ использовалось для международных (в пределах Европы) расчетов и среднесрочных кредитов странам-членам ЕС. С 2002 года ЭКЮ заменена на другую европейскую валюту – евро. 1 ЭКЮ=1 евро.
[5] Конверсия – переориентация предприятия на производство продукции принципиально другого типа.
[6] Депозитарий – государство или международная организация, хранящая подлинный текст международного договора.
[7] Пролонгация – это продление срока действия договора, соглашения, займа и т.п.
[8] Демпинг – это продажа товара по ценам ниже его себестоимости.