Рефетека.ру / Экология

Реферат: Долгосрочная стратегия охраны ОС и рационального использования природных ресурсов на Земле

Долгосрочная стратегия охраны ОС и рационального использования природных ресурсов на Земле

Планета наша не так велика и все природные процессы протекающие на ней, тесно взаимосвязаны. Так, пестициды (ДДТ), использовавшиеся в сельском хозяйстве Европы и Северной Америки, оказались в печени пингвинов, обитающих в Антарктиде. Уничтожение лесов в одной стране приводит к сокращению природных богатств всей планеты, выбросы химических веществ на одном континенте могут вызвать рак кожи у людей, живущих в других частях света, поступление в атмосферу углекислого газа в одном месте ускоряет изменение климата Земли в целом. Океанический и атмосферный перенос загрязняющих веществ не знает границ. "Все связано со всем".

Экономические и экологические связи между странами быстро развиваются и проявляются в:

Усилении экономической зависимости. До недавнего времени человеческая деятельность и ее последствия четко разграничивались в рамках государств. Затем существующие границы стали исчезать. Промышленная революция, а затем научно-техническая открыли дорогу формированию единого мирового хозяйства (поля движения товаров, труда и капитала).

Увеличении нагрузки на природу в связи с ростом численности населения. Массированное воздействие на окружающую среду - характерная черта промышленной революции, которая особенно быстрыми темпами пошла после второй мировой войны. Человек овладел ядерной энергией, вышел в космос, создал новые материалы.

Отмечая положительные результаты социально-экономического развитии можно констатировать, что детская смертность снизилась со среднего показателя 79 на 1000 рождений в год в 1980 - 1985 гг. до 71 в 1985 - 1990 гг.); средняя продолжительность жизни возросла (со среднего показателя 60 лет до 62 за этот же период); доля совершеннолетних, умеющих читать и писать, во всех странах увеличилась; темпы роста продовольствия превысили темпы роста численности населения. Продвижение в медицине избавило людей от одних болезней и дало облегчение от других. В сельском хозяйстве многих развивающихся стран свершилась "Зеленая революция" - по сравнению с 1950 г. производство зерна возросло в 2,6 раза, что позволило увеличить индивидуальное потребление на 25 - 40%.

Результатом всех этих достижений стал взрывной рост численности населения планеты, которое к 2010 г. достигнет 7 млрд человек. Примерно на 93% прирост произойдет за счет населения развивающихся стран, причем именно тех, которые уже приближаются к экологическому банкротству. Среди них большая часть государств Африки, Латинской Америки и стран индийского субконтинента. Уже сейчас от недоедания страдает примерно 1 млрд человек, от нехватки воды - 88 развивающихся стран.

Перед большинством стран третьего мира стоят серьезные экологические проблемы как международного, так и внутреннего характера, которые заставляют их нещадно эксплуатировать свои запасы природных ресурсов. Вследствие процесса задолженности природные ресурсы используются не в целях развития, а для выполнения обязательств перед иностранными кредиторами. В результате роста нищеты и безработицы усиливается эксплуатация природных ресурсов, экспорт которых является важным фактором экономики. Правительства многих развивающихся стран ограничили свои меры по охране окружающей среды и учету экологических соображений при планировании развития.

Основу первой промышленной революции составили уголь и железо, второй - нефть, нефтехимия и электричество, третьей - электроника, а отличительной чертой четвертой промышленной революции является интеграция экологии и экономики. Проблемы охраны природы приобрели первостепенное значение. Однако крупные экологические проблемы долгое время не тревожили человечество. Это связано с тем, что еще до сих пор не осознается во всей полноте опасность создавшегося положения.

В 1972 г. в Стокгольме (Швеция) под лозунгом "Земля только одна" прошла Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде, которая подчеркнула, что сохранение биосферы - необходимое условие выживания и благополучия человека, а взаимозависимость - неизбежная реальность жизни. С тех пор дата ее открытия - 5 июня - отмечается как Международный день окружающей среды.

Конференция приняла Стокгольмскую декларацию по окружающей среде и план действий, который явился не только основной программой международного сотрудничества, но и ориентиром для разработки национальной стратегии по вопросам окружающей среды. План действий содержал 109 рекомендаций, функционально разделенных на 3 части:

• оценка состояния окружающей среды

• управление окружающей средой

• поддерживающие мероприятия.

Оценка состояния окружающей среды должна являться основой для управления экологической ситуацией. Вопросы управления качеством окружающей среды включают в себя разработку структур управления, стратегии управления природными ресурсами и состоянием окружающей среды, соответствующие законы и подзаконные акты. Поддерживающие мероприятия должны обеспечивать усиление человеческих ресурсов в этой области через образование, подготовку кадров, расширение взаимосвязей с экономикой.

За Стокгольмской конференцией последовала серия ей подобных, способствующих более тесному международному сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды.

В 1978 г. на XIV Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) принята Всемирная стратегия охраны природы. Основная идея стратегии заключается в том, что в современных условиях глобальное воздействие на биосферу неизбежно и реальная охрана природы возможна лишь при рациональном использовании природных ресурсов и международном сотрудничестве в этой области. Цель Всемирной стратегии - способствовать достижению стабильного экономического развития путем сохранения природных ресурсов.

В данном документе устойчивое развитие определяется как "модификация биосферы и применение человеческих, финансовых, живых и неживых ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей и улучшения качества жизни".Отмечается также, что интеграция экономических и экологических интересов может быть достигнута за счет повышения эффективности извлечения благ при постоянных ресурсах. Стратегия придает большое значение развитию и эффективному применению правовых и административных рычагов в целях охраны живой природы в интересах всего человечества. Она не только определяет главные трудности в деле охраны природы, но и предлагает некоторые пути к их преодолению.

Г. Дайли в своей работе "К обществу стабильности", рассматривая перспективы дальнейшего развития стран с высоким уровнем жизни, приходит к выводу, что продолжение количественного роста их экономики нерационально, так как оно может приводить к преимущественному росту издержек, снижая экономическую эффективность и усиливая экологическую напряженность, а обеспечивает только избыточное удовлетворение тривиальных потребностей. Новой долгосрочной целью развития этих стран должен стать переход к стационарной модели экономики. Стационарной или устойчивой экономике присущи следующие характеристики:

• постоянная численность населения;

• постоянной запас производимых (товаров) или капиталов;

• соотношение первых двух характеристик устанавливается таким, чтобы обеспечить хорошие жизненные условия и поддерживать их в течение продолжительного времени;

• рождаемость и смертность равны и поддерживаются на низком уровне, обеспечивающем большую продолжительность жизни. Производство изделий равно темпам их износа; низкие темпы износа обеспечивают низкие темпы истощения ресурсов и низкие уровни загрязнения среды.

Эти условия должны выполняться в среднесрочной перспективе, хотя в очень долгосрочном масштабе все характеристики будут меняться. Г. Дайли отмечает, что необходимость развития в направлении стационарного общества определяется ограничениями, связанными не столько с исчерпаемостью природных ресурсов, сколько с пределами допустимого загрязнения окружающей среды. Автор данной работы обращает внимание на необходимость определения допустимых масштабов экономики (как на региональном, так и на глобальном уровнях) с учетом обеспечения равновесия и сбалансированности экономической системы с экосистемой.

Ученые Римского клуба строят и анализируют ресурсные модели мировой системы. В. Горшков разработал теорию устойчивого развития биосферы как живой саморегулируемой системы и рассчитал предельные ее возможности. Суть теории заключается в следующем: биосфера состоит из естественной биоты (флора, фауна) и взаимодействующей с ней окружающей среды. Биосфера отработала механизм автоматической компенсации возмущения и стабилизации параметров окружающей среды, создавая необходимые условия для собственного существования. Она оставалась устойчивой, т. е. способной компенсировать любые возмущения, пока млекопитающие, включая человека, потребляли не более 1% продукции биоты (остальные 99% обеспечивают функционирование биоты). Человечество перешло порог устойчивости биосферы в начале XX в. В настоящее время биосфера интенсивно разрушается - потребление энергии (потребление и уничтожение биоты) в целом в мире примерно в 10 раз выше допустимого уровня (в развитых странах - в 50 раз, в России - в 7 раз). Движение в сторону стабилизации состояния окружающей среды возможно только через снижение энергопотребления.

Как известно, одним из последствий индустриализации и урбанизации общества стало образование и накопление больших объемов отходов. Начав с рассмотрения этой важной частной проблемы, Т. Пейдж в работе "Сбережение и экономическая эффективность" попытался сформулировать новый подход к политике в отношении природных материалов. Наиболее простым и полезным инструментом реализации этой цели Т. Пейдж считает налог на добытые полезные ископаемые, так как он стимулирует поиск заменителей, в том числе переработку вторичного сырья, и разработку более эффективных технологий использования ресурсов, но при этом не требуется точных прогнозов будущего спроса и предложения.

Американский научно-исследовательский институт Worldwatch (Институт мирового наблюдения), созданный в 1974 г. и возглавляемый Л.Р. Брауном, решает примерно те же задачи, что и Римский клуб. В разрабатываемую сотрудниками института концепцию устойчивого развития заложена идея равных возможностей для всех поколений: общество может устойчиво развиваться только в том случае, если оно удовлетворяет свои потребности не за счет будущих поколений. Именно с такой позиции учеными анализируются многие стороны текущей ситуации в мире, тенденции и конкретные пути ее изменения в будущем; результаты исследований представляются в ежегодных сборниках докладов.

Государства, сознавая, что глобальные экономические проблемы необходимо решать общими усилиями, развивают международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рациональной использования природных ресурсов. В этом существенную помощь им оказывают международные организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. одобрила "Всемирную хартию охраны природы", возложившую на все государства ответственность за сохранение на нашей планете ее природных богатств. В этом же году в рамках ЮНЕП принята Найробийская декларация, в которой содержится призыв к всемирному международному сотрудничеству  в области охраны окружающей среды. В данном документе поддерживается, в частности, что в связи с трансграничным характером большинства экологических проблем, они должны разрешиться посредством консультаций государств и согласованных международных действий. При этом особую важность имеет прогрессивное развитие правового регулировония охраны окружающей среды, в том числе путем заключения международных договоров и конвенций. Отмечается также, что предотвращение ущерба окружающей среде является более предпочтительным, чем затруднительное и дорогостоящее исправление такого ущерба.

В 1984 г. была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию МКОСР. В сферу компетенции комиссии входили следующие задачи: вновь проанализировать ключевые темы окружающей среды и развития и разработать реалистические предложения по их решению; предложить новые формы международного сотрудничества с целью решения этих проблем, которые позволят внести вводимые изменения в политику и ход событий; поднять уровень понимания этих проблем и готовность к решительным действиям у отдельных лиц, добровольных организаций, учреждений и правительств. В 1987 г. МКОСР опубликовала доклад "Наше общее будущее" - итог научного анализа причин кризисной экологической ситуации в мире, поиска и выбора путей их устранения. В докладе в качестве основы обеспечения интегрированного подхода к разработке экономической политики на предстоящие десятилетия была названа концепция экологически устойчивого развития.

Под развитием подразумевается не только экономический прогресс, развитие должно обеспечивать равные возможности людям ныне живущим, а также последующим поколениям. В докладе подчеркивается необходимость изменения существующей модели расточительного и неэффективного развития и потребления для обеспечения устойчивости процесса на основе гармоничного взаимодействия природы и общества, при котором решения на всех уровнях принимались бы с полным учетом экологических факторов.

Выводы и рекомендации МКОСР получили положительную оценку Генеральной Ассамблеи ООН, которые положены в основу "экологической перспективы до 2000 года и на последующий период" для мирового сообщества, разработанной под эгидой ЮНЕП.

В 1992 г. (3 - 14 июня) в Рио-де-Жанейро (Бразилия) на уровне глав государств и правительств состоялась Всемирная конференция "Окружающая среда и развитие" UNCED. Была проведена огромная работа, и в результате встречи в Рио были заключены два международных соглашения, приняты два заявления о принципах и план основных действий в целях всемирного устойчивого развития. Эти пять документов включают:

1. Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

2. Повестку дня наXXI век - программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точки зрения.

3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни.

4. Целью Рамочной конвенции ООН об изменении климата является стабилизация концентраций газов, вызывающих парниковый эффект в атмосфере, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса в мировой климатической системе.

5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

Конференция в Рио заставила задуматься над тем насколько способны люди решить проблему гармонизации социально-экономического развития и охраны окружающей среды. В конференции участвовало 178 государств и более трех десятков межправительственных международных организаций. 114 делегаций возглавлялись главами государств и правительств. Одновременно с данной Конференцией в Рио-де-Жанейро проходил митинг общественности "Глобал-Форум". Его участники (около полумиллиона представителей общественных организаций стран мира, в той или иной степени связанных с экологическим движением) в ходе научных дискуссий на семинарах выказывали мнения, независимые от официальных властей.

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитиюопреднлила свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 году.

Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие важнейшие идеи:

1. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

2. Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития нынешнего и будущих поколений.

3. Государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, который деятельность, осуществляемая под их контролем, наносит за пределами их территорий.

4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

5. Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста удовлетворения потребностей большинства населения.

6. Государства должны сотрудничать в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли.

7. Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

8. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.

9. Государства принимают эффективные законы по окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.

10.В принципе, тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за это загрязнение.

11.Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные последствия.

12.Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем. Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости.

13.Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать и деле его дальнейшего развития.

14.Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Не менее важным документом, чем декларация по окружающей среде, является Повестка дня на XXIвек, которая включает в себя рассмотрение ряда различных социально-экономических и экологических проблем. План Повестки дня состоит из четырех основных разделов.

• Раздел первый называется "Социальные и экономические аспекты".

В этом разделе рассматриваются международные отношения сотрудничества, направленные на достижение мирового экономического порядка, который поможет всем странам, как развитым, так и развивающимся, стать на путь устойчивого развития.

Одной из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире признается структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости, - особенно в промышленно развитых странах. Поэтому особенно тщательно рассматривается вопрос об рационализации производства и изменении структуры потребления.

• Раздел второй – "Сохранение и рациональное использование ресурсов".

Посвящен рассмотрению таких глобальных экологических вопросов, как защита атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов, борьба с уничтожением лесов, борьба с опустыниванием и засухой, защита и рациональное использование океанов, охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды.

В отдельную главу выносится также рассмотрение вопроса о повышении безопасности использования токсичных химических веществ, удалении опасных отходов, удалении твердых отходов и сточных вод и, конечно, удалении радиоактивных отходов.

• В третьем разделе – "Усиление роли основных групп населения".

Говорится о необходимости увеличения роли женщин, молодежи и детей в обеспечении устойчивого развития, укрепления роли коренного населения, сотрудничества с неправительственными организациями, местными властями, трудящимися и профсоюзами, деловыми и промышленными кругами, научными и техническими кругами, а также об усилении роли фермеров.

• Четвертый раздел – "Средства осуществления".

Освещает вопросы финансирования устойчивого развития, передачи технологий развитых стран развивающимся.

В нем также говорится о необходимости направить науку в целях устойчивого развития, проводить просвещение, подготовку кадров и информирование населения, создания потенциала для устойчивого развития.

Рассматривается также вопрос о необходимости пересмотра международного законодательства в отношении устойчивого экологического развития.

В Повестке дня рассматриваются как насущные проблемы сегодняшнего дня, так и вопросы подготовки к решению проблем следующего столетия.

В ней признается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительств и что оно потребует разработки национальных программ, планов и политики. Усилия государств должны координироваться через международные организации.

В Повестке дня наXXI век разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней предлагаются меры в области политики и программы для достижения устойчивого равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь, описываются некоторые методы и технологии, которые нужно разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.

Приняв Повестку дня наXXI век, промышленно развитые страны признали, что они должны играть более важную роль в улучшении окружающей среды. Богатые страны обещали также увеличить финансовую помощь другим странам для развития. Помимо финансирования такие страны нуждаются в помощи для накопления знаний, потенциала для планирования и реализации решении, касающихся устойчивого развития. Это потребует передачи информации и профессиональных навыков.

Как говорится в Повестке дня на XXI век, только партнерство в глобальном масштабе может принести всем народам более безопасное и обеспеченное будущее.

Крупнейший российский ученый, действительный член РАН, сопредседатель Российского экологического союза Н.Н. Моисеев считает, что человечество стоит на пороге нового этапа своей истории, когда главной задачей становится поиск выхода из опасной экологической ситуации глобального масштаба. Необходимо создание таких условий и организации жизни мирового сообщества, которые могут обеспечить коэволюцию, т.е. совместное развитие человека и природы. Основными индикаторами кризисной экологической ситуации являются несоответствие между потребностями растущего населения и снижающимися возможностями их удовлетворения за счет ресурсов истощающейся природы, ("проблема Мальтуса"), снижение стабильности биосферы, ухудшение генофонда человека, парниковый эффект и др.

Для ослабления кризисной ситуации, могущей привести к глобальной экономической катастрофе, требуется решение ряда задач. Первейшая среди них, по мнению Н. И. Моисеева, - оценка масштабов реальной опасности, темпов ее нарастания и связанное с этим определение условий экологического императива. Для этого необходимо развивать национальные исследовательские программы, создавать национальные информационные центры, активизировать обмен информацией. На основе полученной оценки масштабов глобальной экологической угрозы должны решаться следующие задачи:

оптимизация демографической политики (проведение системы мер по планированию семьи, совершенствование пенсионного обеспечения, внедрение прогрессивных технологий в производство продовольствия). Ученые института WorldWatch полагают, что устойчивое развитие общества возможно при значительном снижении уровня рождаемости, и, если человечество уже сегодня начнет необходимые преобразования, заложив основы гармоничного взаимодействия общества и природы на ближайшие 40 лет;

пересмотр ценностных ориентации общества и формирование экологической структуры с приоритетом нравственного фактора;

создание очагов ноосферы (экополисов и др.);

разработка просветительской программы, базирующейся на общих для всей планеты правилах хозяйственной деятельности и экологических стандартах;

 провозглашение с трибуны ООН обязательных для всех принципов планетарного общежития, могущих стать краеугольным камнем в формировании нового мышления людей» населяющих Землю.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshe.ru/


Похожие работы:

  1. • Экономический механизм обеспечения охраны природы
  2. • Стимулирование рационального природопользования
  3. • Экономика
  4. • Механизмы охраны окружающей природной среды
  5. • Система органов государственного управления в ...
  6. • Государственные органы и общественные объединения как ...
  7. • Экологическое право
  8. • Рациональное использование природных ресурсов
  9. • Рациональное использование природных ресурсов
  10. • Экономический механизм охраны окружающей природной среды
  11. • Понятие, принципы и источники международного ...
  12. • Управление природопользованием
  13. • Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов
  14. • Управление природоохранной деятельностью на примере ...
  15. • Механизм охраны окружающей природной среды
  16. • Кадастры природных ресурсов
  17. • Механизм охраны окружающей природной среды
  18. • Экономический механизм рационального ...
  19. • Организационно-правовой механизм управления ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com