Брукнер (Bruckner) Антон (4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца —11 X 1896, Вена) — австр. композитор. В раннем возрасте работал органистом, затем учителем. Муз. образование приобрел почти самоучкой, изредка пользуясь консультациями авторитетных мастеров. Профессиональным музыкантом стал после победы на конкурсе органистов в Линце в 1853. Работая органистом в Линцском соборе, Б. писал гл. обр. духовную, хор. и органную музыку. В 1868 переехал в Вену, с к-рой связан осн. период его творчества. С этого же года преподавал в Венской консерватории (гармония, контрапункт и игра на органе), с 1875—в ун-те и учительском ин-те св. Анны. Среди его учеников—Г. Малер, А. Никиш, Ф. Клозе. В 60—80-е гг. Б. создал свои симфонии, но они исполнялись редко, а сам композитор подвергался резкой критике со стороны Э. Ганслика и последователей И. Брамса. Признание пришло к Б. лишь в 1884, когда была исполнена его 7-я симфония под упр. А. Никиша. После смерти Б. творчество композитора пропагандировали дирижеры Ф. Мотль, Ф. Вейнгартнер, Г. Леви, Ф. Лёве, Й. Шальк, 3. Окс. Редакторы симфоний Б. братья Й. и Ф. Шальк, а также Ф. Лёве сильно изменили тексты партитур. В 1912 А. Гёллерих положил начало движению за пропаганду творчества Б. (Bruckner-Bewegung), задачами к-рого стали организация фестивалей (Bruckner-Festen) и издание полн. собр. сочинений композитора. К 1936 восстановлен подлинный текст симфоний Б., освобождённый от многочисленных редакторских наслоений, и опубликованы авторские рукописи, хранившиеся в Венской национальной библиотеке.
Б.—один из крупнейших симфонистов 2-й пол. 19 в. Тесно связанный с австр. фольклором и традициями муз. классики, он возродил в своём творчестве монументальный симф. стиль. Наиболее значительны и характерны его зрелые симфонии, начиная с 3-й, посв. Р. Вагнеру (1873), и особенно 4-я (“Романтическая”, 1874), 7-я (1883, 2-я ч. симфонии возникла под впечатлением смерти Вагнера), 8-я (т. н. “Трагическая”, 1887), 9-я (т. н. “Готическая”, 1894). Большинство симфоний перерабатывалось композитором, 9-я симфония не была закончена, 1-й предшествовали две симфонии, не исполненные при жизни композитора и не имеющие нумерации.
Для творчества Б. характерны этич. возвышенность, серьёзность и глубина намерений, здоровое жизнеощущение, теплота и искренность чувств. В симфониях композитор воплотил преклонение перед красотой и величием мироздания. Образы произв. Б. всегда конкретны, рождены впечатлениями реальной действительности. Мировоззрение Б. отличалось наивной религиозностью и пантеизмом. Иск-во Б. обращено к широкой аудитории, отсюда его эпический размах, крупные планы, “фресковость” письма. В музыке композитора воплощены противоречия эпохи. Они преломились в остроконфликтных образах ряда симф. аллегро, трагич. образах медленных частей, саркастич. скерцо последних симфоний. В скерцо симфоний также слышны интонации крестьянских песен, ритмы лендлеров, вальсов. Стилистически музыка Б. лежит в русле позднего романтизма. Но, будучи современником Ф. Листа, И. Брамса, Р. Вагнера, Б. пошёл самостоятельным путём. Романтически возвышенный, гимнический, подчас экзальтированно приподнятый строй чувств Б. соединил с классич. принципами симф. формы. Он создал монументальный, эпически протяжённый четырёхчастный цикл, композиционные черты к-рого определяются целенаправленностью, постоянным возрастанием степени напряжённости. Для симфоний Б. характерны длительные волны нарастаний, постепенное накапливание динамики, приводящее к грандиозным кульминациям, после к-рых следует медленный, равномерный спад. Три из четырёх частей симфонии написаны обычно в насыщенной острыми конфликтами сонатной форме. Но пропорции и строение её по сравнению с классической нарушены. Основные темы разрастаются до трёх развёрнутых тематич. групп, причём особое значение приобретает заключит. партия; если у классиков она служит завершением экспозиции, то у Б. она самостоятельна и часто играет роль кульминации, после к-рой следует новая фаза развития. Наиболее органично муз. развитие в медленных частях. Обычно они построены на чередовании 2 тем. С каждым новым проведением темы усложняются, эмоциональная напряжённость всё более растёт, достигая вершины к концу части. Наиболее сложны по строению (как и по содержанию) финалы. При всём обилии тематич. материала и эпизодов, при кажущейся импровизационности изложения и здесь сохраняется сонатная схема.
Б. был присущ большой дар мелодич. изобретения. Муз. ткань его сочинений полифонична (господствуют приёмы имитац. полифонии). Гармония отмечена завоеваниями позднего романтизма (сопоставление далёких тональностей и др.). Оркестровка оригинальна (оркестровые группы нередко трактуются как регистры органа).
1824.—4 IX. В Ансфельдене в семье сельского учителя Антона Брукнера родился сын Йозеф Антон.
1834.— Первое сочинение — органная прелюдия.—Первый опыт работы в качестве церк. органиста.— Занятия музыкой с отцом (игра на скр. и фп.) и двоюродным братом И. Б. Вейсом (уроки игры на органе, гармонии и полифонии).
1837.— Начало самостоятельной жизни.— Работа в качестве хорового певчего в монастыре Сан-Флориан.— Занятия игрой на органе у А. Каттингера и скрипке у Ф. Грубера.
1840—41.— Поездки в Линц на лекции по гармонии и генерал-басу теоретика И. А. Дюрнбергера.
1841.—Окончание курсов нар. учителей в Линце.—Получение должности помощника сельского учителя в дер. Виндхаг.
1843.— Перевод на работу в Кронсторф.— Создание ранних хоровых сочинений — Libera и Tantum ergo.— Занятия гармонией с органистом Энса Л. Ценетти.
1845.— Выдерживает с отличием экзамены на звание учителя.— Получает место учителя в Сан-Флориане.
1848—55.— Работа в качестве помощника органиста, а затем главного органиста Сан-Флориана.— Создание ряда крупных сочинений, в их числе: Реквием, две мессы, Missa solemnis, Магнификат и др.— Первая поездка в Вену.— Начало заочного обучения у видного теоретика С. Зехтера. — Победа Б. на конкурсе органистов в Линце (1853).— Работа в качестве органиста в Линцском соборе.
1858.— В вечерней “Венской газете” (“Wiener Zeitung”) напечатана первая статья о Б. как о выдающемся органисте и импровизаторе.
1861.—Экзамен в Венской консерватории и получение свидетельства о. муз. образовании.
1861—63.— Занятия по композиции с О. Кицлером.
1863.— Первое знакомство с совр. музыкой (произв. Ф. Листа, Р. Вагнера).— Пост. в Линце оперы Вагнера “Тангейзер”; увлечение Вагнером, длившееся всю жизнь.
1864.— Исп. мессы № 1 в Линцском соборе.— Первая хвалебная рецензия о творчестве Б. в линцской газете.
1865—67.— Нервное перенапряжение с симптомами психич. заболевания.
1868.— Переезд в Вену.— Преподавание гармонии и контрапункта в Венской консерватории.— Исп. в Линце 1-й симфонии под управлением автора.— Хвалебная статья Э. Ганслика в “Wiener Zeitung” о творчестве Б.
1869.— Гастрольная поездка Б. в качестве органиста во Францию.— Триумфальный успех концерта Б. в Нотр-Дам (Париж).
1870.— Начало газетной травли со стороны Э. Ганслика и “брамсианцев”.
1871.—Гастроли в Англии (Лондон).—Получение звания профессора Венской консерватории.
1873.— Исполнение 2-й симфонии в Вене под упр. автора.
1874.— Поездка в Байрёйт к Р. Вагнеру, посвящение ему 3-й симфонии.
1875.— Работа в Венском ун-те (лекции по гармонии и контрапункту).
1877.— Провал 3-й симфонии в Вене (исп. под упр. автора). 1881.— 1-е исп. 4-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).
1883.— 1-е исп. двух частей 6-й симфонии в Вене (дирижёр В. Ян).
1884.— 1-е исп. 7-й симфонии под упр. А. Никиша в Лейпциге с триумфальным успехом.— Запоздалое признание Б., интерес к его ранее написанным сочинениям.
1891.—Присуждение Б. степени доктора honoris causa Венским ун-том.
1887—94.— Работа над 9-й симфонией.— Тяжёлая болезнь (водянка).
1892.—Исп. 8-й симфонии в Вене (дирижёр Х.Рихтер).
1896.— 11 X. Смерть композитора.
Многие композиции могут быть найдены на диске "БРУКНЕР Антон. Симфонии"
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.muzlit.narod.ru/